Научная статья на тему 'Использование ЭОС вуза во время режима самоизоляции'

Использование ЭОС вуза во время режима самоизоляции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / онлайн-обучение / электронная образовательная среда / distance education / online education / electronic educational environment
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование ЭОС вуза во время режима самоизоляции»

82 | 2/2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

СЕРГЕЕВА

Марина Георгиевна,

доктор

педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник НИЦ-2 НИИ ФСИН России, профессор кафедры «Педагогика, психология, право, история и философия» Мытищинского филиала МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва

Ключевые слова:

дистанционное обучение, он-лайн-обучение, электронная образовательная среда

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

Использование ЭОС вуза во время режима самоизоляции

В период самоизоляции стала очевидной возможность сочетания очного и дистанционного обучения в условиях открытости информационных систем, способствующих выполнению дидактических задач. Преподаватели и студенты оказались в условиях цифровой образовательной среды, для работы в которой необходимы определенные практические умения и навыки.

Интеграция очного и дистанционного обучения возможна в рамках электронной образовательной среды (ЭОС). ЭОС высшего учебного заведения — это инфраструктура, способствующая формированию личности средствами образования и включающая в себя три субструктуры, призванные стимулировать педагогов и студентов к увеличению собственной результативности: информационную, материальную и обучающую. Современная ЭОС как сложный многоярусный комплекс технологий информационно-коммуникативного характера объединяет информационный и педагогический компоненты образования, способствуя развитию компетенций преподавателей и студентов.

К безусловным организационно-педагогическим преимуществам ЭОС следует отнести следующие: независимость студента от конкретного места проведения занятий; сокращение финансовых издержек — расходов на аренду помещения, дополнительное оборудование, транспорт, распечатывание хендаутов и т. д.; автоматическое сохранение онлайн-выступлений на цифровых носителях, благодаря чему к любому учебному материалу можно обращаться неограниченное число раз.

Для удобства студентов и преподавателей системные администраторы ЭОС МФ МГТУ им. Н. Э. Баумана сняли видеоролик по работе с системой. Преподаватели предоставляют в ЭОС учебный материал по шаблонам: конспекты лекций, практические задания, тесты и задания для текущего контроля, экзаменационные и зачетные вопросы. Время сдачи зачета или экзамена строго определено. Экзамен проводится в течение одного часа, по истечении которого студент не сможет прикрепить свою работу для ее проверки преподавателем. Ответы на вопросы студенты оформляют в рукописном виде, сканируют или фотографируют и отправляют на проверку. На защиту курсовой работы отводится три часа. Предварительно преподаватель знакомится с курсовой работой студента, проверяет ее в системе «Антиплагиат», дает рекомендации по устранению недочетов. В процессе защиты курсовой работы студент получает вопросы от преподавателя, на которые отвечает письменно.

Сергеева М. Г. Использование ЭОС вуза во время режима самоизоляции // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 82-83. — □□I 10.24411/2307-4264-2020-10228.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

Таким образом, ЭОС дисциплинирует и преподавателей, и студентов. Преподаватели систематизируют весь учебный материал для оптимально эффективного представления обучающимся. Студенты приучаются в обозначенные сроки сдавать задания, получать допуски к сдаче зачетов и экзаменов.

В конце мая 2020 года ЭОС МФ МГТУ им. Н. Э. Баумана предстоит новое испытание во время проведения аккредитационной экспертизы без выезда экспертной группы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) по основным образовательным программам высшего образования.

2/2020 | 83

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Технологии для перехода к онлайн-обучению

В период пандемии перед Российским профессионально-педагогическим университетом (как, впрочем, перед всеми образовательными учреждениями страны) встала сложная задача — осуществить оперативный и массовый переход от обучения в аудитории на обучение в онлайн-режиме без потери качества.

В обстановке, приближенной к боевой, технические и методические подразделения вуза перешли практически на круглосуточный режим работы, поскольку требовалось в кратчайшие сроки:

- адаптировать расписание занятий;

- организовать работу преподавателей в новых условиях;

- провести практические семинары для преподавателей для проверки и актуализации навыков работы онлайн;

- подготовить студентов к удаленному образовательному процессу;

- протестировать все программные и технические возможности;

- и многое другое.

В помощь штатным сотрудникам подключились «цифровые волонтеры» из числа наиболее «продвинутых» студентов и преподавателей, которые взяли на себя роль «тьюторов для педагогов», недостаточно владеющих навыками работы с он-лайн-сервисами.

Ломовцева Н. В., Заречнева К. М. Технологии для перехода к онлайн-обуче-нию // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 83-84. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10223.

ЛОМОВЦЕВА Наталья Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, директор Института непрерывного образования РГППУ, Екатеринбург

ЗАРЕЧНЕВА Ксения Михайловна,

руководитель центра дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, РГППУ, Екатеринбург

Ключевые слова:

дистанционное обучение, онлайн-обучение, электронная информационно-образовательная среда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.