82 | 2/2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
СЕРГЕЕВА
Марина Георгиевна,
доктор
педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник НИЦ-2 НИИ ФСИН России, профессор кафедры «Педагогика, психология, право, история и философия» Мытищинского филиала МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва
Ключевые слова:
дистанционное обучение, он-лайн-обучение, электронная образовательная среда
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
Использование ЭОС вуза во время режима самоизоляции
В период самоизоляции стала очевидной возможность сочетания очного и дистанционного обучения в условиях открытости информационных систем, способствующих выполнению дидактических задач. Преподаватели и студенты оказались в условиях цифровой образовательной среды, для работы в которой необходимы определенные практические умения и навыки.
Интеграция очного и дистанционного обучения возможна в рамках электронной образовательной среды (ЭОС). ЭОС высшего учебного заведения — это инфраструктура, способствующая формированию личности средствами образования и включающая в себя три субструктуры, призванные стимулировать педагогов и студентов к увеличению собственной результативности: информационную, материальную и обучающую. Современная ЭОС как сложный многоярусный комплекс технологий информационно-коммуникативного характера объединяет информационный и педагогический компоненты образования, способствуя развитию компетенций преподавателей и студентов.
К безусловным организационно-педагогическим преимуществам ЭОС следует отнести следующие: независимость студента от конкретного места проведения занятий; сокращение финансовых издержек — расходов на аренду помещения, дополнительное оборудование, транспорт, распечатывание хендаутов и т. д.; автоматическое сохранение онлайн-выступлений на цифровых носителях, благодаря чему к любому учебному материалу можно обращаться неограниченное число раз.
Для удобства студентов и преподавателей системные администраторы ЭОС МФ МГТУ им. Н. Э. Баумана сняли видеоролик по работе с системой. Преподаватели предоставляют в ЭОС учебный материал по шаблонам: конспекты лекций, практические задания, тесты и задания для текущего контроля, экзаменационные и зачетные вопросы. Время сдачи зачета или экзамена строго определено. Экзамен проводится в течение одного часа, по истечении которого студент не сможет прикрепить свою работу для ее проверки преподавателем. Ответы на вопросы студенты оформляют в рукописном виде, сканируют или фотографируют и отправляют на проверку. На защиту курсовой работы отводится три часа. Предварительно преподаватель знакомится с курсовой работой студента, проверяет ее в системе «Антиплагиат», дает рекомендации по устранению недочетов. В процессе защиты курсовой работы студент получает вопросы от преподавателя, на которые отвечает письменно.
Сергеева М. Г. Использование ЭОС вуза во время режима самоизоляции // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 82-83. — □□I 10.24411/2307-4264-2020-10228.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
Таким образом, ЭОС дисциплинирует и преподавателей, и студентов. Преподаватели систематизируют весь учебный материал для оптимально эффективного представления обучающимся. Студенты приучаются в обозначенные сроки сдавать задания, получать допуски к сдаче зачетов и экзаменов.
В конце мая 2020 года ЭОС МФ МГТУ им. Н. Э. Баумана предстоит новое испытание во время проведения аккредитационной экспертизы без выезда экспертной группы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) по основным образовательным программам высшего образования.
2/2020 | 83
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Технологии для перехода к онлайн-обучению
В период пандемии перед Российским профессионально-педагогическим университетом (как, впрочем, перед всеми образовательными учреждениями страны) встала сложная задача — осуществить оперативный и массовый переход от обучения в аудитории на обучение в онлайн-режиме без потери качества.
В обстановке, приближенной к боевой, технические и методические подразделения вуза перешли практически на круглосуточный режим работы, поскольку требовалось в кратчайшие сроки:
- адаптировать расписание занятий;
- организовать работу преподавателей в новых условиях;
- провести практические семинары для преподавателей для проверки и актуализации навыков работы онлайн;
- подготовить студентов к удаленному образовательному процессу;
- протестировать все программные и технические возможности;
- и многое другое.
В помощь штатным сотрудникам подключились «цифровые волонтеры» из числа наиболее «продвинутых» студентов и преподавателей, которые взяли на себя роль «тьюторов для педагогов», недостаточно владеющих навыками работы с он-лайн-сервисами.
Ломовцева Н. В., Заречнева К. М. Технологии для перехода к онлайн-обуче-нию // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 83-84. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10223.
ЛОМОВЦЕВА Наталья Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент, директор Института непрерывного образования РГППУ, Екатеринбург
ЗАРЕЧНЕВА Ксения Михайловна,
руководитель центра дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, РГППУ, Екатеринбург
Ключевые слова:
дистанционное обучение, онлайн-обучение, электронная информационно-образовательная среда