Научная статья на тему 'Готовность преподавателей вуза к использованию электронной информационно-образовательной среды (по материалам исследования)'

Готовность преподавателей вуза к использованию электронной информационно-образовательной среды (по материалам исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронная информационно-образовательная среда / цифровизация / цифровое образование / электронные образовательные ресурсы / информационно-коммуникационные технологии / electronic information and educational environment / digitalization / digital education / electronic educational resources / information and communication technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломовцева Наталья Викторовна, Зеленов Юрий Николаевич

В статье рассмотрен опыт организации и функционирования электронной информационно-образовательной среды в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (г. Екатеринбург). Представлены результаты исследования о готовности преподавателей вуза к работе в электронной информационно-образовательной среде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломовцева Наталья Викторовна, Зеленов Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness of University Teachers to Use Electronic Information and Educational Environment (Based on the Research Materials)

The article discusses the experience of the organization and functioning of the electronic educational information environment at the Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg). The results of a study on the readiness of university teachers to work in the electronic information and educational environment are presented.

Текст научной работы на тему «Готовность преподавателей вуза к использованию электронной информационно-образовательной среды (по материалам исследования)»

44 |

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Готовность преподавателей вуза к использованию электронной информационно-образовательной среды (по материалам исследования)

А

ЛОМОВЦЕВА Наталья Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, директор Института непрерывного образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

ЗЕЛЕНОВ

Юрий Николаевич,

доктор педагогических наук, заместитель министра образования и молодежной политики Свердловской области, Екатеринбург

Аннотация

В статье рассмотрен опыт организации и функционирования электронной информационно-образовательной среды в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (г. Екатеринбург). Представлены результаты исследования о готовности преподавателей вуза к работе в электронной информационно-образовательной среде

Ключевые слова:

электронная информационно-образовательная среда, цифровизация, цифровое образование, электронные образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные технологии

Цифровизация всех сфер жизни— реальность наших дней. Проблема внедрения ее в образование является предметом активного обсуждения. Для организации образовательного процесса в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и научных кадров высшей квалификации предъявляется требование, что «обучение на протяжении всего периода должно быть сопровождено доступом в электронную информационно-образовательную среду организации» [1]. Как следствие, сегодня наиболее востребованы научно-педагогические работники, обладающие соответствующими квалификациями. Не в последнюю очередь это касается системы профессионально-педагогического образования [4].

Информационно-образовательная среда (ИОС) вуза и ее современная модификация — электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) исследованы довольно подробно [8]. Приведем лишь некоторые, наиболее емкие, определения: информационно-образовательная среда вуза — это «особая совокупность условий, обеспечивающих использование ком-

Ломовцева Н. В., Зеленов Ю. Н. Готовность преподавателей вуза к использованию электронной информационно-образовательной среды (по материалам исследования) // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 1. — С. 44-48. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10104.

плекса технических, программных и программно-аппаратных средств ИКТ для организации информационной деятельности и взаимодействия всех участников учебного процесса и функционирования информационных процессов, происходящих в вузе» [6]; «информационно-образовательная среда — это система информационной, учебно-методической и технической подсистем, обеспечивающих учебный процесс, а также его участников» [5]. В действующем ГОСТе, устанавливающем общие требования к электронным образовательным ресурсам, информационно-образовательная среда определяется как «система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий» [2]. Тем не менее потребность в уточнении этих понятий ИОС, и прежде всего ЭИОС, остается.

В Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ) под электронной информационно-образовательной средой понимается комплекс программно-технических средств, предназначенный для осуществления информационного обеспечения образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий [7].

Цель функционирования ЭИОС РГППУ — обеспечение возможности удаленного интерактивного доступа к информационным системам и электронным образовательным ресурсам за счет применения информационно-коммуникационных технологий и средств телекоммуникации.

Основное назначение ЭИОС РГППУ1 — обеспечение информационной открытости РГППУ в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования; в организации образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, а также в обеспечении доступа обучающихся, научно-педагогических работников (НПР), других работников РГППУ вне зависимости от места их нахождения к компонентам ЭИОС посредством использования ИКТ и сервисов.

К пользователям ЭИОС относятся обучающиеся, НПР и иные категории работников РГППУ Для доступа пользователей к компонентам ЭИОС предусмотрена единая система аутентификации на основе разграничительной политики доступа и парольной авторизации [7].

Таким образом, ЭИОС вуза является необходимым условием для цифрового открытого пространства, которое обеспечивает доступом обучающихся, НПР и сотрудников вне зависимости от места их нахождения ко всем цифровым ресурсам РГППУ ЭИОС вуза должна помогать непосредственному гармоничному взаимодействию и преподавателя со средой, и среды с обучающимися, в которой используются новейшие услуги по обеспечению мобильности, гибкости всех субъектов образовательного процесса. Для активного использования ЭИОС как цифрового открытого пространства необходимо осуществлять регулярную и непрерывную подготовку преподавателей вуза по изучению всех возможностей данной среды посредством персонализированных консультаций.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

1 http://eios.rsvpu.ru

46 | 1 /2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Для определения необходимой подготовки преподавателей вуза к использованию ЭИОС в РГППУ было проведено исследование, результаты которого дали возможность определить начальный уровень готовности преподавателей вуза, а также необходимые организационно-педагогические условия для реализации успешности данной подготовки. В рамках исследования в 2017-2018 годах было проведено анкетирование слушателей программы повышения квалификации для научно-педагогических работников РГППУ В качестве респондентов было опрошено 139 преподавателей РГППУ1.

Вопросы анкеты были сгруппированы в три раздела.

Первый раздел «Электронная информационно-образовательная среда» содержал вопросы, связанные с пониманием сущности ЭИОС в целом, ее компонентов и их использования на практике.

Подавляющее большинство респондентов (94,9%) дали положительный ответ на вопрос «Знакомо ли Вам понятие „Электронная информационно-образовательная среда"?», 97,4% из них подтвердили использование компонентов ЭИОС для организации учебного процесса. При этом 84,6% респондентов используют ЭИОС для наполнения учебно-методическими материалами дисциплин, 76,9% используют содержащиеся в базе ЭИОС «Тесты» для контроля знаний студентов, 25,6% используют ЬМБ МооШе, 89,7% используют ЭИОС для заполнения рейтинга НПР. Однако ответы на вопрос «В достаточной ли степени Вы освоили технологию работы с используемыми Вами компонентами электронной информационно-образовательной среды?» распределились следующим образом: 58,8% респондентов выбрали ответ «Да, но дополнительно хотелось бы освоить работу некоторых инструментов», и лишь меньшая часть (43,6%) предпочла ответ «Да, мне хватает навыков для успешной работы».

Показательными с точки зрения готовности использовать в своей деятельности ЭИОС оказались ответы на вопрос «Облегчают ли инструменты электронной информационно-образовательной среды вашу педагогическую деятельность?». Меньше половины (46,2% респондента) выбрали однозначно положительный ответ «Да, облегчают. Все ресурсы можно разместить в одном месте и осуществить прием работ обучающихся», 43,6% отметили, что предлагаемые ЭИОС инструменты лишь частично облегчают их педагогическую деятельность, а 10,2% уверены, что инструменты ЭИОС увеличивают объем выполняемой работы.

Немногим более половины респондентов (51,3%) отметили, что их «требования к компонентам электронной информационно-образовательной среды вуза совпадают с действительностью», а 48,7% предпочли ответ «Совпадают частично».

На вопрос «Считаете ли Вы необходимым использование компонентов электронной информационно-образовательной среды вуза в образовательном процессе?» 100% респондентов ответили положительно.

1 Результаты исследования частично были использованы при написании магистерской работы М. И. Чукалкиной «Подготовка научно-педагогических работников вуза к использованию компонентов электронной информационно-образовательной среды вуза», выполненной под руководством одного из авторов данной статьи [3].

Результаты опроса по первому разделу позволяют сделать во многом ожидаемый, но более детализированный вывод, что в целом преподаватели положительно настроены к использованию ЭИОС в своей педагогической деятельности.

Вопросы, объединенные во второй раздел «Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)», задавались с целью выяснить, насколько респонденты ориентируются в электронно-образовательных ресурсах и используют ли их в своей деятельности.

Как и следовало ожидать, понятие «электронные образовательные ресурсы» знакомо подавляющему большинству, причем 92,3% респондентов ответили положительно на вопрос «Используете ли Вы электронные образовательные ресурсы в своей педагогической практике?».

На вопрос «Какие электронные образовательные ресурсы Вы используете в своей педагогической практике?» подавляющее большинство респондентов выбрали два варианта ответов: «презентационные материалы» (76,9%) и «системы контроля знаний» (66,7%).

Вопрос «Каким способом Вы распространяете электронные образовательные ресурсы?» показал, что только 69,2% респондентов размещают ЭОР в ЭИОС РГППУ, 66,7% используют дополнительно электронную почту, а некоторые этим ограничиваются.

Третий раздел анкеты «Дистанционные образовательные технологии (ДОТ)» содержал соответствующие его названию вопросы, позволяющие выяснить, как понимают респонденты цели внедрения ДОТ в образовательный процесс, что относят к их преимуществам, что сдерживает использование ДОТов.

Обнаружилось: несмотря на то что 82,7% респондентов знакомо понятие «онлайн-курс», только 13,5% принимали участие в разработке он-лайн-курсов. Обнадеживает лишь то, что на вопрос «Присутствует ли у Вас интерес к разработке онлайн-курсов?» 34,6% респондентов ответили «Да» и 50% респондентов — «Скорее да, чем нет».

Результаты проведенного исследования показали достаточно высокий уровень готовности преподавателей вуза к использованию ЭИОС, их «включенность» в процесс использования ЭИОС и наполнения ее цифровым методическим контентом, а также позволили скорректировать модель подготовки научно-педагогических работников к использованию ЭИОС вуза, реализуемую в РГППУ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Литература

1. Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220229/ (дата обращения: 02.12.2019).

2. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения // Кодекс: [сайт] URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196 (дата обращения: 02.12.2019).

48 | 1 /2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

3. Заречнева К. М., Чукалкина М. И., Ломовцева Н. В. К вопросу о подготовке преподавателей вуза к использованию электронной информационно-образовательной среды вуза // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: сб. материалов XI Межд. науч.-практ. конф. «Новые информационные технологии в образовании и науке. НИТО-2018» (Екатеринбург, 26 февраля — 2 марта 2018 г.). — Екатеринбург: РГППУ, 2018. — С. 69-75.

4. Зеер Э. Ф., Дорожкин Е. М. Основные тенденции обновления профессионального образования в постиндустриальном обществе // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи: сб. материалов Всерос. (с межд. участием) на-уч.-практ. конф. — Екатеринбург: РГППУ, 2019. — С. 167-171.

5. Квач Т. Г. О роли преподавателя в реализации информационно образовательной среды в учебном процессе // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. — 2014. — № 1(16).

6. Ломовцева Н. В., Чубаркова Е. В. , Карасик А. А. Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий: учеб. пособие для преподавателей. — Екатеринбург: РГППУ, 2011. — 79 с.

7. Ломовцева, Н. В., Ченушкина С.В., Заречнева К.М Электронная информационно-образовательная среда вуза // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: сб. материалов 24-й Межд. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 23-24 апреля 2019 г.). — Екатеринбург: РГППУ, 2019. — С. 229-232.

8. Ушакова О. В., Ломовцева Н. В. Основные проблемы изучения электронной информационно-образовательной среды вуза: опыт анализа научной литературы // Непрерывное образование: теория и практика реализации: сб. материалов II Межд. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 22 января 2019 г.). — Екатеринбург: РГППУ, 2019. — С. 156-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.