74 | 2/2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
КАМАРОВА Татьяна
Александровна,
старший преподаватель кафедры экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург
Ключевые слова:
дистанционное обучение, он-лайн-обучение, прекаризация занятости научно-педагогических работников
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
Признаки прекаризации в условиях пандемии
В условиях пандемии переход к дистанционному обучению в один миг стал реальностью, хотя и вынужденной. Перевод на онлайн-обучение внес существенные изменения в условия труда научно-педагогических работников (НПР), тем самым обострив признаки прекаризации: изменение содержания и объемов работ, методов нормирования и контроля труда; относительно невысокая оплата труда и т. п.1
В настоящее время автором данного эссе проводится исследование о последствиях вынужденных изменений условий труда НПР. Первые результаты опроса2 позволяют проанализировать технические, организационные, социально-психологические проблемы, с которыми приходится сталкиваться НПР.
Более 60% респондентов отметили технические трудности при переходе на дистанционную работу. Это связано с рядом таких факторов, как необходимость быстрого освоения новых образовательных онлайн-платформ при ограничении права их выбора; несвоевременная техническая помощь со стороны образовательного учреждения, а иногда и полное ее отсутствие; неудовлетворительное качество связи; нестабильная работа интернета и др.
Социально-психологические трудности усугубляются общим состоянием людей, находящихся в вынужденной самоизоляции, потоком различной информации о ситуации с пандемией по всему миру, беспокойством о здоровье — своем и членов семьи.
Практически половина респондентов столкнулись с проблемами при организации работы из дома. Во-первых, далеко не всем жилищные условия позволяют организовать личное рабочее пространство. Во-вторых, не у всех есть возможность приобрести персональный компьютер, в этом случае преподаватель вынужден делить «рабочее место» с другими членами семьи. В-третьих, дополнительные проблемы организации работы в домашних условиях возникают при наличии детей дошкольного возраста.
Цифровая образовательная среда вынуждает научно-педагогических работников вузов переформатировать традиционные профессиональные навыки, компетенции, методические приемы, лекционный материал «на ходу», без возможности апробирования, проверки, корректирования, повторного
1 Подробнее о прекаризации и ее признаках см.: Лобова С. В. Прекаризация занятости научно-педагогических работников вузов: содержание и последствия // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров. — 2019. — № 6. — С. 243-259.
2 В опросе приняли участие 88 работников вузов Екатеринбурга (72,7% женщин, 27,3% мужчин).
Камарова Т. А. Признаки прекаризации в условиях пандемии // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 74-75. — 001 10.24411/2307-4264-2020-10222.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
апробирования и т. д. Более 60% респондентов из числа НПР Екатеринбурга отметили, что ежедневно работают за компьютером более шести часов. Один респондент из регионального вуза ответил: «И так ненормированный рабочий день педагога стал бесконечным».
И это далеко не все проблемы и трудности, с которыми столкнулись НПР в настоящих условиях. Респонденты также высказывали опасения о предстоящей девальвации образования: «создать дистанционное образование — значит лишить детей и юношество культуры, которую преподаватель передает лично»; выражали беспокойство по поводу «стирания уникальности труда преподавателя», «грядущего сокращения преподавателей после сформированных электронных лекций».
Однако, несмотря на разрушительные последствия пандемии, происходящие события стоит рассматривать как возможность развития цифрового обучения. По выходе из кризиса образование уже не вернется в свое традиционное состояние, и это можно рассматривать как шаг к новой технологической реальности. Потребуется освоение новых навыков и инструментов работы как от НПР, так и от вузов в целом, цифровые навыки и компетенции будут напрямую отражаться на качестве высшего образования. Но образовательная среда не может быть полностью виртуальной, поскольку человек — существо социальное.
2 / 2020 | 75
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
«Вирусная» цифровизация и ее последствия
Пандемия коронавируса, пришедшаяся на весну 2020 года, несомненно, явилась мощным стимулом перехода к цифровым технологиям в образовании. Вот уж поистине — нет худа без добра. Всем субъектам образовательного процесса пришлось срочно осваивать дистанционное обучение.
Продемонстрирую на своем примере, как выглядит работа преподавателя в режиме «исполнения должностных обязанностей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Каждый понедельник по электронной почте я получаю индивидуальное задание на неделю от своего непосредственного руководителя, заведующего кафедрой, в котором прописаны не только прогнозируемый результат, но и пошаговая инструкция по настройке домашнего компьютера для проведения и записи занятий, приема экзаменов. Я вправе самостоятельно выбрать любой удобный для меня способ дистанционного взаимодействия со студентами: личные кабинеты в ЭИОС и/или Moodle, e-mail, облако. В конце недели я должен подготовить и сдать отчет.
Осипов П. Н. «Вирусная» цифровизация и ее последствия // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 75-77. — DOI 10.24411/2307-4264-2020-10225.
ОСИПОВ
Петр Николаевич,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры инженерной педагогики и психологии Казанского национального исследовательского технологического университета, Казань
Ключевые слова:
дистанционное обучение, онлайн-обучение, последствия цифровизации образования