ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
Таким образом, ЭОС дисциплинирует и преподавателей, и студентов. Преподаватели систематизируют весь учебный материал для оптимально эффективного представления обучающимся. Студенты приучаются в обозначенные сроки сдавать задания, получать допуски к сдаче зачетов и экзаменов.
В конце мая 2020 года ЭОС МФ МГТУ им. Н. Э. Баумана предстоит новое испытание во время проведения аккредитационной экспертизы без выезда экспертной группы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) по основным образовательным программам высшего образования.
2/2020 | 83
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Технологии для перехода к онлайн-обучению
В период пандемии перед Российским профессионально-педагогическим университетом (как, впрочем, перед всеми образовательными учреждениями страны) встала сложная задача — осуществить оперативный и массовый переход от обучения в аудитории на обучение в онлайн-режиме без потери качества.
В обстановке, приближенной к боевой, технические и методические подразделения вуза перешли практически на круглосуточный режим работы, поскольку требовалось в кратчайшие сроки:
- адаптировать расписание занятий;
- организовать работу преподавателей в новых условиях;
- провести практические семинары для преподавателей для проверки и актуализации навыков работы онлайн;
- подготовить студентов к удаленному образовательному процессу;
- протестировать все программные и технические возможности;
- и многое другое.
В помощь штатным сотрудникам подключились «цифровые волонтеры» из числа наиболее «продвинутых» студентов и преподавателей, которые взяли на себя роль «тьюторов для педагогов», недостаточно владеющих навыками работы с он-лайн-сервисами.
Ломовцева Н. В., Заречнева К. М. Технологии для перехода к онлайн-обуче-нию // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 83-84. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10223.
ЛОМОВЦЕВА Наталья Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент, директор Института непрерывного образования РГППУ, Екатеринбург
ЗАРЕЧНЕВА Ксения Михайловна,
руководитель центра дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, РГППУ, Екатеринбург
Ключевые слова:
дистанционное обучение, онлайн-обучение, электронная информационно-образовательная среда
84 | 2/2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
¡Я" i№y"ii-|"Hi ■ СЗ .....О ft ЗЕК 4 J.1 v.-1 к:н и О
■ TWVL'b*-!
О Тасть 5 ГЧЭ&НЯР» с ПОРй с оь м
Рис. 1. ЭИОС РГППУ
ТггМш ДНЧЩ1Н I
н<ь н« =ан п и HI II ид 1| . i-'| i'l ы. .<■ ■ ь
НГр.»Ч ■*<>■ гтгп Л II п
»салок >t 4» -u-m
I. j I. -S—r- I Ч —.....
Рис. 2. Пример асинхронного взаимодействия между участниками образовательного процесса
К счастью, к моменту вынужденного перехода в онлайн-режим большинство преподавателей университета имели опыт дистанционной работы со студентами. Поэтому в целом, надо признать, университет к переходу на онлайн-обучение был готов.
С 2017 года в университете используется электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС РГППУ), которая интегрирует различные цифровые технологии для ведения образовательного процесса в вузе (рис. 1).
Отметим, что в период самоизоляции как студенты, так и преподаватели начали активнее использовать такой раздел ЭИОС, как «Диалоги», который помогает организовывать синхронное и асинхронное взаимодействие (обмен сообщениями) между участниками образовательного процесса (рис. 2).
В итоге отметим: почти двухмесячный опыт работы в экстремальных условиях показал, что наличие в вузе многофункциональной ЭИОС, а также мощной платформы для проведения вебинаров (в РГППУ используется Mirapolis Virtual Room, зарекомендовавший себя как эффективный сервис для проведения массовых веб-конференций, онлайн-лекций и совещаний) является достаточным технологическим условием для организации полноценного образовательного процесса в режиме онлайн.