Научная статья на тему 'Технологии для перехода к онлайн- обучению'

Технологии для перехода к онлайн- обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / онлайн-обучение / электронная информационно-образовательная среда / distance education / online education / electronic educational information environment
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии для перехода к онлайн- обучению»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

Таким образом, ЭОС дисциплинирует и преподавателей, и студентов. Преподаватели систематизируют весь учебный материал для оптимально эффективного представления обучающимся. Студенты приучаются в обозначенные сроки сдавать задания, получать допуски к сдаче зачетов и экзаменов.

В конце мая 2020 года ЭОС МФ МГТУ им. Н. Э. Баумана предстоит новое испытание во время проведения аккредитационной экспертизы без выезда экспертной группы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) по основным образовательным программам высшего образования.

2/2020 | 83

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Технологии для перехода к онлайн-обучению

В период пандемии перед Российским профессионально-педагогическим университетом (как, впрочем, перед всеми образовательными учреждениями страны) встала сложная задача — осуществить оперативный и массовый переход от обучения в аудитории на обучение в онлайн-режиме без потери качества.

В обстановке, приближенной к боевой, технические и методические подразделения вуза перешли практически на круглосуточный режим работы, поскольку требовалось в кратчайшие сроки:

- адаптировать расписание занятий;

- организовать работу преподавателей в новых условиях;

- провести практические семинары для преподавателей для проверки и актуализации навыков работы онлайн;

- подготовить студентов к удаленному образовательному процессу;

- протестировать все программные и технические возможности;

- и многое другое.

В помощь штатным сотрудникам подключились «цифровые волонтеры» из числа наиболее «продвинутых» студентов и преподавателей, которые взяли на себя роль «тьюторов для педагогов», недостаточно владеющих навыками работы с он-лайн-сервисами.

Ломовцева Н. В., Заречнева К. М. Технологии для перехода к онлайн-обуче-нию // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 83-84. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10223.

ЛОМОВЦЕВА Наталья Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, директор Института непрерывного образования РГППУ, Екатеринбург

ЗАРЕЧНЕВА Ксения Михайловна,

руководитель центра дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, РГППУ, Екатеринбург

Ключевые слова:

дистанционное обучение, онлайн-обучение, электронная информационно-образовательная среда

84 | 2/2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

¡Я" i№y"ii-|"Hi ■ СЗ .....О ft ЗЕК 4 J.1 v.-1 к:н и О

■ TWVL'b*-!

О Тасть 5 ГЧЭ&НЯР» с ПОРй с оь м

Рис. 1. ЭИОС РГППУ

ТггМш ДНЧЩ1Н I

н<ь н« =ан п и HI II ид 1| . i-'| i'l ы. .<■ ■ ь

НГр.»Ч ■*<>■ гтгп Л II п

»салок >t 4» -u-m

I. j I. -S—r- I Ч —.....

Рис. 2. Пример асинхронного взаимодействия между участниками образовательного процесса

К счастью, к моменту вынужденного перехода в онлайн-режим большинство преподавателей университета имели опыт дистанционной работы со студентами. Поэтому в целом, надо признать, университет к переходу на онлайн-обучение был готов.

С 2017 года в университете используется электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС РГППУ), которая интегрирует различные цифровые технологии для ведения образовательного процесса в вузе (рис. 1).

Отметим, что в период самоизоляции как студенты, так и преподаватели начали активнее использовать такой раздел ЭИОС, как «Диалоги», который помогает организовывать синхронное и асинхронное взаимодействие (обмен сообщениями) между участниками образовательного процесса (рис. 2).

В итоге отметим: почти двухмесячный опыт работы в экстремальных условиях показал, что наличие в вузе многофункциональной ЭИОС, а также мощной платформы для проведения вебинаров (в РГППУ используется Mirapolis Virtual Room, зарекомендовавший себя как эффективный сервис для проведения массовых веб-конференций, онлайн-лекций и совещаний) является достаточным технологическим условием для организации полноценного образовательного процесса в режиме онлайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.