80 | 2/2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
МАСКИНА
Ольга Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры профессионально-экономического обучения Российского професси-онально-педагогиче-ского университета, Екатеринбург
'>
ЧУЧКАЛОВА Елена
Ивисстальевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры професси-онально-экономи-ческого обучения Российского професси-онально-педагогиче-ского университета, Екатеринбург
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
Дистант: полет нормальный!
Вопросами цифровизации учебных процессов мы занимались с первых дней организации электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС): использовали сервис РГППУ систему «Таймлайн», разрабатывали он-лайн-курсы, все занятия проводили с использованием электронных средств. Методические и программные материалы дублировали электронным вариантом, бумажные журналы заменили виртуальными. Тем не менее, несмотря на предварительную готовность к дистанционному обучению, массовый отход от традиционных форм проведения занятий вызвал стресс. Проблемы, с которыми мы столкнулись, можно разделить на следующие группы.
Технические проблемы. Большая нагрузка на интернет вызвала сбои в работе специальных платформ и ЭИОС. В нашем случае неплохая подготовка позволила избежать элементарных ошибок и сохранить довольно высокий уровень организации и проведения занятий. Но страх, что что-то пойдет не так, оставался.
Вопросы организации учебного процесса. Первое время было непонятно, каким образом нужно поддерживать прежний уровень дисциплины на занятиях. Решили придерживаться традиционного подхода: следовать расписанию, оценивать посещаемость и работу на занятиях. Методические вопросы волновали меньше. Подготовленный заранее электронный контент облегчал задачу перехода на дистант. Однако все имеющиеся задания пришлось дополнить подробными методическими указаниями, пошаговыми инструкциями, наглядными примерами, потребности в которых не возникало при возможности объяснить материал в ситуации живого общения.
Психофизиологические проблемы — как следствие резкого перехода от одного формата работы к другому. Понадобилась полная реорганизация личного и рабочего времени. Границы между работой и отдыхом размылись, что привело к накоплению усталости. Проблемы взаимопонимания со студентами из-за сложности удаленной коммуникации стали острыми, как никогда прежде.
По истечении полутора месяцев работы в дистанционном режиме перечисленные проблемы не утратили своей актуальности, но их очередность и содержание претерпели изменения.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, он-лайн-обучение, цифровизация учебных процессов, образовательная платформа
Маскина О. Г., Чучкалова Е. И. Дистант: полет нормальный! // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 80-81. — 001 10.24411/2307-4264-2020-10224.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
На первый план вышли проблемы психофизиологического характера: физическая усталость, связанная с ограничением двигательной активности и продолжительным сидением за компьютером. Обострилась потребность в живом общении с коллегами, несмотря на то что каждое утро в кафедральной группе WhatsApp проходит бодрая перекличка и в течение дня обсуждаются рабочие вопросы.
Технические и методические проблемы перешли на второй план. Предложенная университетом ЭИОС оказалась идеальной для обеспечения студентов методическими материалами, заданиями для самостоятельной работы; отслеживания выполнения заданий и автоматического пополнения рейтинга; создания «электронного следа» для подтверждения действий преподавателя по выполнению учебной нагрузки.
Однако для снижения психологической нагрузки, поддержания профессионального «эго», мотивирования студентов возникает потребность в сторонних сервисах, позволяющих усилить интерактивность учебного процесса. Например, при проведении вебинара на платформе Mirapolis, помимо общения в чате, активно используется возможность проведения опросов. Студенты ценят такое дополнение к стандартной лекции, так как чувствуют свою сопричастность к происходящему.
Для коллективных обсуждений используется сервис Padlet: по ссылке студенты заходят на заранее оформленную доску и выполняют заданные действия, фиксируют понимание вопроса, обсуждают идеи. Padlet удобно применять при проверке решения задач, комментировании выполнения заданий. Часто используется мессенджер WhatsApp, позволяющий быстро и легко выложить в групповом чате фото или видеозапись с инструкцией, мгновенно отреагировать на действия студентов. Для представления студентами докладов и проектов, их обсуждений и прямого общения с преподавателем предпочтительнее использовать возможности ZOOM по организации голосовых конференций, демонстрации экрана и отправки файлов.
В организационном плане основное внимание уделяется подготовке и предварительному размещению заготовок — опросов в Mirapolis, досок в Padlet, ссылок и дубль-ссылок в ZOOM. Нужно заранее информировать студентов о действиях, которые они должны выполнить к занятию для полноценного участия в нем. То есть обычная рутинная работа, но в несоизмеримо большем объеме, чем прежде.
В завершение отметим, что в целом процесс адаптации к экстренным изменениям учебного процесса прошел успешно. Однако, если кризисная ситуация продлится, необходима коренная реструктуризация дистанционного учебного процесса.
2/2020 | 81
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА