Научная статья на тему 'Образовательный процесс: таким, каким был, уже не будет'

Образовательный процесс: таким, каким был, уже не будет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / онлайн-обучение / образовательный контент / distance education / online education / educational content
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный процесс: таким, каким был, уже не будет»

44 | 2/2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

ДУДИНА

Маргарита

Николаевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии образования Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург

Образовательный процесс: таким, каким был, уже не будет

Нежданно-негаданно образовательный процесс в школе и в вузе полностью переместился в виртуальную среду, преподаватели и студенты оказались на самоизоляции. Зачеты и экзамены завершатся в онлайн. Экстремальные условия, форс-мажор как снег на голову. А многое было предсказуемо, и только понадобилась пандемия коронавируса, чтобы миф стал реальностью.

Адепты онлайн-обучения убедительны — за ним будущее, огромный потенциал неисчерпаемого пространства интернета, доступность самой разнообразной информации в любое время, бесчисленные программы, презентации, сервисы, он-лайн-квесты, все можно услышать и увидеть, здесь же и говорить, писать в чате... А сколько освобождается площадей, аудиторий, техники, зданий. Не будет востребовано и такое число преподавателей. Сбывается предсказание Ж.-Ф. Лио-тара: «отходная по эре профессора: он уже не компетентнее, чем сеть запоминающих устройств в деле передачи установленного знания»1.

Значимо меняется роль школы и университета, трансформируются образы и взаимоотношения ученика и учителя, студента и преподавателя. И здесь участников образовательного процесса подстерегает реальная опасность, риски отчуждения: объективация качеств и результатов деятельности, человеческих отношений — превращение из субъекта в объект — отдаление, обособленность, отвыкание от живого общения. Это конфликт между актуальным существованием человека и его потенциальным бытием, между возможным и реализованным. Речь идет о другом образе ученика и учителя, студента и преподавателя. Способен ли компьютер заменить живое общение? В современных условиях не надо «передавать знания», «прививать любовь к познанию истины», наконец, «сеять разумное, доброе вечное»?

Вопросов много. Не стремясь на них ответить, сосредоточусь на дидактически продуктивном использовании информационных видео в качестве стимулирующего материала, например: Выступление российских и немецких школьников

1 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. — С. 129.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, онлайн-обучение, образова-

тельный контент

Дудина М. Н. Образовательный процесс: таким, каким был, уже не будет // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 44-45. — □□I 10.24411/2307-4264-2020-10206.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

в бундестаге (ноябрь 2017 г.)1; Кен Робинсон. Новый взгляд на систему образования2; Пол Джозеф Уотсон. Правда о поп-культуре3. В зависимости от актуализированной проблемы каждое видео стимулирует интерактивный процесс ее решения, обоснования разных позиций.

Также хотелось бы напомнить об использовании такого вида задания, как оценивание работ однокурсников (англ. peer to peer review — оценка равного равным). Постоянно применяю его в реальной среде, но оказалось, что данный вид задания особенно ценен в виртуальной, где многое становится совершенно недоступным. А ведь всегда было важно — не только у кого учиться, но и с кем учиться. Так преодолевается отчуждение.

1 Выступление российских и немецких школьников в бундестаге — стимулирующий материал, полная версия выступления в германском парламенте в традиционный Час скорби (ноябрь 2017 г.) URL: youtube.com/watch?v=K5Rt_ REw5uM.

2 Робинсон К. Новый взгляд на систему образования // Яндекс Практикум. URL: https://yandex.ru/infourok.ru/vzgiyad-na-sistemu-obrazovania.

3 Уотсон П. Дж. Правда о поп-культуре. URL: https://youtube.com/watch? v=wZWV5cv7g1c.

2/2020 | 45

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Онлайн-обучение: In statu nascendi

асштабирование онлайн-обучения произошло внезапно. Если ранее онлайн-формат рассматривался как еще один способ либо компонент «смешанного» обучения, то в сегодняшней ситуации он моментально вытеснил все традиционные «очные» формы работы, став единственно возможным, причем для огромной аудитории. Все мы стали невольными участниками своеобразного педагогического эксперимента. Важно понимать, что благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям в условиях самоизоляции появилась возможность продолжить реализацию образовательного процесса. В то же время повсеместное внедрение онлайн-обучения происходит без скидки на степень готовности субъектов образования к его реализации. Безусловно, такой практике должны были предшествовать предварительное создание необходимого материально-технического обеспечения, разработка цифровых образовательных ресурсов и новых технологий обучения.

Белякова Е. Г. Онлайн-обучение: In statu nascendi // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С.45-47. — DOI 10.24411/23074264-2020-10207.

БЕЛЯКОВА Евгения Гелиевна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета, Тюмень

Ключевые слова:

онлайн-обучение, онлайн-образование, цифровизация образования, ИКТ-техно-логии, индивидуализация

образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.