Научная статья на тему 'Дистанционное профессиональное образование в техникуме в условиях карантина'

Дистанционное профессиональное образование в техникуме в условиях карантина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн-обучение / дистанционное обучение / производственная практика / профессиональное обучение / distance education / online education / vocational education / work practice.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное профессиональное образование в техникуме в условиях карантина»

66 | 2/2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ГОЛОВНЕВ Александр Вячеславович,

преподаватель Верхнепышминского механико-технологического техникума «Юность», г. Верхняя Пышма (Свердловская область)

Ключевые слова:

онлайн-обучение, дистанционное обучение, производственная практика, профессиональное обучение

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

Дистанционное профессиональное образование в техникуме в условиях карантина

Не тот велик, кто никогда не падал, А тот велик, кто падал и вставал.

Конфуций

Как известно, в России регламентировано практико-ориен-тированное профессиональное образование, и у меня часто возникал вопрос: «Возможно ли получить такое образование дистанционно?» Мое представление об этом процессе довольно легко описать: преподаватель с помощью компьютера, подключенного к интернету, обучает студентов, которые, также используя компьютер, имеют возможность увидеть и услышать преподавателя, а также получить от него текстовую, аудио- и видеоинформацию. Очевидно, что организованное таким образом обучение, например математике или русскому языку, будет вполне сносным в условиях карантина из-за пандемии, в которых мы все сейчас находимся. Но для меня остается загадкой, как можно организовать, например, урок физической культуры, который по сути своей есть чистая практика?

Поскольку я работаю в техникуме, то в условиях карантина, самоизоляции и дистанционного обучения столкнулся с тем же вопросом: как быть студентам техникума, которые осваивают программы профессиональных модулей, позволяющие сформировать необходимые профессиональные компетенции? Ведь любой профессиональный модуль включает в себя учебную практику и завершается практикой на производстве!

Мои коллеги и я готовим автомехаников. Одной из наиболее важных, а возможно, основной является проблема организации практики для студентов, которые находятся дома. Если бы мы занимались подготовкой поваров, можно было бы выйти из положения: студенты выполняли бы задания дома, затем высылали преподавателю видео, в которых родственники пробуют кулинарные изыски и оценивают их вкусовые качества. На этом основании преподаватель мог бы оценить выполненное задание.

Однако студент, который обучается на автомеханика, не может иметь дома автомобиль или его части. А на практике необходимо в первую очередь работать руками, особенно для профессий «человек — техника». Вспоминаю случай из личного опыта. Студент Антон закручивал гайку на шпильке,

Головнев А. В. Дистанционное профессиональное образование в техникуме в условиях карантина // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 66-67. — 001 10.24411/2307-4264-2020-10217.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

автомобиль при этом стоял на полу. Антон легко надел гайку и закрутил ее по часовой стрелке, но как только автомобиль подняли и такая же шпилька оказалась у него над головой, он на какое-то время растерялся и не мог сообразить, в какую сторону крутить гайку. Такая ситуация, на мой взгляд, говорит об отсутствии практики по закручиванию резьбовых соединений. Именно поэтому при обучении таким профессиям, как автомеханик, необходимо работать руками, иметь реальную практику.

И все же мы нашли решение нашей проблемы в условиях, когда все участники образовательного процесса находятся дома. Каждое практическое задание, которое должен выполнить студент на производстве, мы заменили составлением технологической либо инструкционной карты по этому заданию. Например, разборка-сборка генератора. Конечно, этого недостаточно, но уже хоть что-то...

Решая проблему практики студентов, находящихся на карантине, мы столкнулись с другой серьезной проблемой — отсутствием у некоторых из них персональных компьютеров. Конечно, у любого студента в наше время есть смартфон, но с его помощью крайне сложно и неудобно работать с документами такого формата, как технологические карты. Идеи о том, чтобы техникум обеспечил нуждающихся студентов компьютерами, возникали, но были признаны нереальными из-за большого числа нуждающихся. Да и как данную процедуру оформить?

Для большинства студентов оказалось весьма затруднительным купить компьютер в условиях, когда у родителей снизились доходы. Однако некоторые студенты за время производственной практики подзаработали и вполне могли позволить себе приобрести компьютер, пусть не новый, но вполне рабочий. Имея некоторый опыт в этом деле и помощника — студента-выпускника, я взялся за организацию покупки компьютеров и их настройки для нуждающихся студентов. Тем более что у моего помощника собственный небольшой бизнес по скупке и продаже оргтехники. В итоге нам удалось буквально за копейки купить несколько сносных для работы в интернете и с документами компьютеров. Мы договаривались о встрече со студентами, и я, «соблюдая социальную дистанцию», передавал их новым владельцам.

Вопросов к организации профессионального обучения во время карантина остается много. Как организовать электронный документооборот? Через какие онлайн-платформы проводить консультации и занятия? Возможно ли обучение сотрудников техникума работе дистанционно? Считаю, что останавливать образовательный процесс нельзя, он не останавливался даже в блокадном Ленинграде! Надеюсь, что после снятия карантина и режима самоизоляции, когда жизнь войдет в привычное русло, мы учтем свои ошибки, поделимся друг с другом опытом и будем готовы к подобным ситуациям. Думаю, что отечественное образование способно создать реально рабочую систему дистанционного профессионального образования.

2/2020 | 67

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.