Научная статья на тему 'Анализ результативности организации электронного обучения в системе среднего профессионального образования в период самоизоляции'

Анализ результативности организации электронного обучения в системе среднего профессионального образования в период самоизоляции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
784
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / онлайн-обучение / дистанционное образование / электронное обучение / управление образованием / distance education / online education / e-learning / vocational education / management of education / online learning
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ результативности организации электронного обучения в системе среднего профессионального образования в период самоизоляции»

Анализ результативности организации электронного обучения в системе среднего профессионального образования в период самоизоляции

В связи с введением в Российской Федерации особых мер, связанных с самоизоляцией и переходом основных видов социальных взаимодействий в онлайн-форму, система образования, в том числе профессионального, оказалась в стрессовой ситуации. Несмотря на провозглашение в 2018 году ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере1, большинство образовательных организаций не было готово к стопроцентной реализации образовательных программ в формате электронного обучения. Тем не менее ситуация и указания органов власти не оставили им иного выхода. Этот вынужденный образовательный эксперимент требует пристального научного осмысления, поскольку в нем проявились как сильные, так и слабые стороны СПО в условиях реализации электронного обучения. Ценнейший опыт разрозненных субъектов образования требует научного обобщения и распространения.

Возникшие в связи с самоизоляцией проблемные ситуации можно разделить на несколько видов.

1. Организационные (касающиеся общего подхода к организации образовательного процесса; порядка взаимодействия субъектов образовательного процесса: педагогов, обучающихся, родителей; способов взаимодействия администрации образовательной организации и педагогических работников).

2. Информационно-компетентностные (направленные на формирование информационной компетенции у субъектов образовательного процесса, достаточной для успешного обучения в сложившихся условиях (студенты), а также для подготовки и представления учебного материала на электронном ресурсе (педагоги)).

3. Программно-планирующие (связанные с изменением учебного плана и перемещением производственных и учебных практик на другое время; замена практик теоретическим обучением на период самоизоляции).

1 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета. — 2018. — 9 мая. URL: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.htmi.

Бугров А. С., Крепец И. В. Анализ результативности организации электронного обучения в системе среднего профессионального образования в период самоизоляции // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 55-57. — DOI 10.24411/2307-4264-2020-10212.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

БУГРОВ

Антон Сергеевич,

кандидат педагогических наук, руководитель физического воспитания Уральского железнодорожного техникума, Екатеринбург

КРЕПЕЦ Ирина

Владимировна,

заведующая дневным отделением Уральского железнодорожного техникума, Екатеринбург

Ключевые слова:

профессиональное образование, онлайн-обучение, дистанционное образование, электронное обучение, управление образованием

56 | 2/2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

4. Содержательные (перевод учебной информации в электронный вид; переструктурирование содержания рабочей учебной программы дисциплины с целью смещения важных практико-ориентированных частей программы на более поздние сроки).

5. Методические (определение наиболее эффективных способов педагогического взаимодействия в формате электронного обучения).

6. Материально-технические (обеспечение доступа к компьютерной технике с выходом в интернет для нуждающихся субъектов образовательного процесса).

Можно утверждать, что к весне 2020 года организации СПО не были готовы к переходу на электронную форму обучения. Уральский железнодорожный техникум не стал исключением. Какие же механизмы были использованы техникумом для решения обозначенных проблемных направлений?

1. Эффективно действующая система кураторства. Кураторы групп взяли на себя функцию дублирования, а зачастую и первичного транслирования информации обучающимся, и обеспечивали двустороннюю связь между всеми участниками образовательного процесса — педагогами, администрацией техникума, обучающимися и их законными представителями. Кураторы консультировали и мотивировали студентов на выполнение учебных заданий, доводили до сведения педагогов возникшие проблемные ситуации по освоению дисциплины, информировали родителей об успеваемости по различным дисциплинам, подавали данные администрации техникума для отчетности и анализа текущей ситуации.

2. Вариативность способов транслирования организационной и учебной информации: размещение информации на сайте техникума, передача информации через социальные сети, электронную почту, размещение преподавателями обучающих материалов на Google Диске или Яндекс. Диске, на личных сайтах педагогов, использование образовательных платформ ЯКласс, ЭБС Юрайт, Учи.ру и др.1, взаимодействие по сотовой связи, WhatsApp, видеосвязи, использование формата видеоконференций.

Соответствующие базы данных (телефоны обучающихся и их родителей, электронная почта, группы в WhatsApp с обучающимися или их законными представителями) были собраны/созданы и использовались в техникуме давно. Для обсуждения организационных вопросов учебного и сопутствующего характера (оплата обучения, вопросы заселения в общежитие на следующий учебный год, назначение и выплата социальной стипендии или материальной помощи) было организовано онлайн-собрание, в котором приняли участие порядка 400 человек.

Следует отметить, что разнообразие способов транслирования учебной информации не стоит оценивать однозначно позитивно. Наличие единой стандартизированной информационно-обучающей

1 См. подробнее: Электронные образовательные ресурсы на период дистанционного обучения // Официальный сайт ГАПОУ СО «Уральский железнодорожный техникум». URL: http://urgt66.ru/news/item/158.

платформы значительно бы упростило, упорядочило и оптимизировало деятельность всех субъектов образовательного процесса, поэтому ее (платформы) наличие/отсутствие оценивается нами в качестве первостепенного фактора готовности образовательной организации к интеграции в образовательный процесс хотя бы элементов дистанционного обучения.

3. Почти 100-процентное овладение педагогами функционалом мес-сенджера ШЬа1зЛрр и обсуждение проблемных вопросов в общей группе позволило повысить информационную мобильность педагогического состава, увеличить скорость обсуждения рабочих вопросов.

Тем не менее промежуточный анализ результатов освоения образовательной программы в период электронного обучения говорит о его недостаточной результативности. Если преподаватели во исполнение своего долга в той или иной мере освоили способы дистанционного взаимодействия с обучающимися и размещения учебного материала в электронном виде, то студенты оказались не готовы осваивать учебную информацию.

В зависимости от учебной группы образовательную программу в электронном формате освоили в полном объеме от 20% до 80% студентов. То есть даже в группах с самыми лучшими показателями 1/5 часть обучающихся не справилась с обучением в формате электронного взаимодействия. Средний показатель успешно справившихся с образовательной программой в период применения электронной формы обучения установился на уровне 35-40% от всего контингента обучающихся техникума.

Низкий уровень результативности образовательного процесса требует дальнейшего осмысления, но уже сейчас очевидно, что у большинства студентов техникума не сформированы навыки организации личного времени и пространства в условиях домашнего обучения. Далеко не всегда это происходит по вине студентов. У 6-8% обучающихся, проживающих в отдаленных населенных пунктах, либо отсутствует компьютер, либо возникли трудности с доступом к интернету. У значительной части обучающихся (около 25%) было ограничено время доступа к компьютеру в связи с тем, что их родственники также должны были выполнять различные формы работы дистанционно. При этом практически все студенты предъявляли жалобы на повышение учебной нагрузки по сравнению с очным обучением. По данным опроса время, которое обучающиеся затрачивали на работу за компьютером, составляло в среднем 5-6 часов в день (ведь приходилось самостоятельно осваивать не только новый материал, но и выполнять запланированную рабочей программой домашнюю работу). В отдельные дни на выполнение заданий уходило по 10-11 часов, что является серьезным нарушением санитарно-эпидемиологических норм.

Эти факторы, а также отсутствие дисциплины и низкий уровень самоорганизации обучающихся привели к тому, что задания на проверку присылались педагогам в любое время дня и ночи, несвоевременно, с опозданием в несколько дней и недель, что также негативно сказывалось на режиме работы педагогов. Временная нагруженность отдельных

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

58 | 2/2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

педагогических работников в период реализации электронной формы обучения возросла в 1,5-2 раза.

Результативность образовательного процесса в период самоизоляции, конечно же, будет тщательно проанализировна каждым преподавателем в отдельности и администрацией техникума в целом, но окончательные результаты станут очевидны в течение ближайшего учебного года, а в некоторых случаях — при подготовке к итоговой аттестации. Рады ошибиться, но, судя по всему, результаты анализа не будут утешительными.

СКРЫПНИКОВА

Наталия

Николаевна,

заведующая сектором дистанционного обучения Института медицинского образования НМИЦ им. В. А. Алмазова, Санкт-Петербург

Будущее образования: тотальный дистант или тотальный отказ от него?

С приходом эпидемии коронавируса в Россию все образовательные организации были переведены в дистанционный режим работы, реализуемый различными способами: от использования онлайн-курсов до «говорящей по расписанию головы».

Конечно, в лучшем положении оказались организации, более подготовленные к вступлению в «эру дистанта 2020»: с обученным педагогическим персоналом, цифровыми материалами, пониманием и умением использовать дистанционные образовательные технологии (ДОТ).

Глубокую благодарность хочется выразить всем организациям, которые не только предоставили бесплатный доступ к своим ресурсам, но и проводили обучающие вебинары по использованию ДОТ для всех вузов страны.

Доступной информации стало более чем достаточно, она заполонила пространство настолько, что стало сложно разбираться в ее потоках, тем более — применять ее в собственной учебной практике.

В особенно сложном положении оказались те, кто только начинал внедрять дистанционные технологии: при невозможности остановить образовательный процесс насущной необходимостью стало экстренное обучение преподавателей использованию прикладных сервисов и платформ: ZOOM, WebEx, Moodle и других.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, онлайн-обучение, дистанционные образовательные технологии, прокторинг

Скрыпникова Н. Н. Будущее образования: тотальный дистант или тотальный отказ от него? // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 58-59. — 001 10.24411/2307-4264-2020-10213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.