Научная статья на тему 'Будущее образования: тотальный дистант или тотальный отказ от него?'

Будущее образования: тотальный дистант или тотальный отказ от него? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / онлайн-обучение / дистанционные образовательные технологии / прокторинг / distance education / online education / distance education technologies / proctoring
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее образования: тотальный дистант или тотальный отказ от него?»

58 | 2/2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

педагогических работников в период реализации электронной формы обучения возросла в 1,5-2 раза.

Результативность образовательного процесса в период самоизоляции, конечно же, будет тщательно проанализировна каждым преподавателем в отдельности и администрацией техникума в целом, но окончательные результаты станут очевидны в течение ближайшего учебного года, а в некоторых случаях — при подготовке к итоговой аттестации. Рады ошибиться, но, судя по всему, результаты анализа не будут утешительными.

СКРЫПНИКОВА

Наталия

Николаевна,

заведующая сектором дистанционного обучения Института медицинского образования НМИЦ им. В. А. Алмазова, Санкт-Петербург

Будущее образования: тотальный дистант или тотальный отказ от него?

С приходом эпидемии коронавируса в Россию все образовательные организации были переведены в дистанционный режим работы, реализуемый различными способами: от использования онлайн-курсов до «говорящей по расписанию головы».

Конечно, в лучшем положении оказались организации, более подготовленные к вступлению в «эру дистанта 2020»: с обученным педагогическим персоналом, цифровыми материалами, пониманием и умением использовать дистанционные образовательные технологии (ДОТ).

Глубокую благодарность хочется выразить всем организациям, которые не только предоставили бесплатный доступ к своим ресурсам, но и проводили обучающие вебинары по использованию ДОТ для всех вузов страны.

Доступной информации стало более чем достаточно, она заполонила пространство настолько, что стало сложно разбираться в ее потоках, тем более — применять ее в собственной учебной практике.

В особенно сложном положении оказались те, кто только начинал внедрять дистанционные технологии: при невозможности остановить образовательный процесс насущной необходимостью стало экстренное обучение преподавателей использованию прикладных сервисов и платформ: ZOOM, WebEx, Moodle и других.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, онлайн-обучение, дистанционные образовательные технологии, прокторинг

Скрыпникова Н. Н. Будущее образования: тотальный дистант или тотальный отказ от него? // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 58-59. — 001 10.24411/2307-4264-2020-10213.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

В еще более трудном положении оказались те образовательные организации, в которых применение дистанционного обучения казалось невозможным, даже пагубным. Например, медицинские вузы. Одни из них продолжали свою работу в очном формате, несмотря на запреты, другие столкнулись с необходимостью пересмотра учебных программ, переноса практических занятий, обучения профессорско-преподавательского состава.

Проблемы, с которыми сталкивались образовательные организации, не уникальны: административная неготовность к использованию ДОТ, отсутствие специалистов для поддержки преподавателей в работе с ДОТ, не соответствующая новым условиям материально-техническая база, техническая, методическая и психологическая неготовность преподавателей.

Естественно, в режиме экстренного перехода к дистанционному формату усилия сосредоточились прежде всего на обучении персонала использованию сервисов ДОТ, что позволило избежать прерывания образовательного процесса. Однако организационные, методические и дидактические аспекты дистанционного обучения вновь остались без внимания, что сказывается как на качестве образовательного контента, так и на отношении к дистанту.

Отсутствие опыта использования ДОТ приведет и уже приводит к психологическому отторжению дистанционного обучения, которое при грамотном, продуманном и подготовленном использовании является эффективной технологией обучения.

Очень скоро профессиональные образовательные организации и вузы столкнутся с проблемой организации и проведения промежуточной и итоговой аттестации в дистанционном формате, которую лишь немногие смогут решить самостоятельно, без привлечения сторонних организаций, предлагающих услуги прокторинга. А это незапланированные в бюджете дополнительные финансовые вложения.

Туманна и приемная кампания 2020: вузы не только должны технически обеспечить бесконтактный прием документов (самостоятельно или через портал Госуслуг), но и предусмотреть в случае необходимости проведение дополнительных вступительных испытаний.

Конечно, время — против нас, все приходится делать в сжатые сроки: обучение педагогов, разработку материалов, переработку учебных планов. Однако необходимый минимум сделан: разработаны локальная нормативная документация, методические рекомендации для преподавателей, проведено массовое экстренное обучение педагогов.

Образование в полной мере попало в вихревой поток, спровоцированный пандемией. «Мир уже не будет прежним», как и образование не будет прежним: произойдет ли «отлив» в сторону отрицания дис-танта, или, наоборот, наступит тотальное вытеснение традиционных образовательных технологий — прогнозировать сложно. Откровенно говоря, не хочется ни того ни другого. Форсированное, насильственное внедрение любой технологии может привести к отрицанию даже самой эффективной из них.

2/2020 | 59

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.