58 | 2/2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
педагогических работников в период реализации электронной формы обучения возросла в 1,5-2 раза.
Результативность образовательного процесса в период самоизоляции, конечно же, будет тщательно проанализировна каждым преподавателем в отдельности и администрацией техникума в целом, но окончательные результаты станут очевидны в течение ближайшего учебного года, а в некоторых случаях — при подготовке к итоговой аттестации. Рады ошибиться, но, судя по всему, результаты анализа не будут утешительными.
СКРЫПНИКОВА
Наталия
Николаевна,
заведующая сектором дистанционного обучения Института медицинского образования НМИЦ им. В. А. Алмазова, Санкт-Петербург
Будущее образования: тотальный дистант или тотальный отказ от него?
С приходом эпидемии коронавируса в Россию все образовательные организации были переведены в дистанционный режим работы, реализуемый различными способами: от использования онлайн-курсов до «говорящей по расписанию головы».
Конечно, в лучшем положении оказались организации, более подготовленные к вступлению в «эру дистанта 2020»: с обученным педагогическим персоналом, цифровыми материалами, пониманием и умением использовать дистанционные образовательные технологии (ДОТ).
Глубокую благодарность хочется выразить всем организациям, которые не только предоставили бесплатный доступ к своим ресурсам, но и проводили обучающие вебинары по использованию ДОТ для всех вузов страны.
Доступной информации стало более чем достаточно, она заполонила пространство настолько, что стало сложно разбираться в ее потоках, тем более — применять ее в собственной учебной практике.
В особенно сложном положении оказались те, кто только начинал внедрять дистанционные технологии: при невозможности остановить образовательный процесс насущной необходимостью стало экстренное обучение преподавателей использованию прикладных сервисов и платформ: ZOOM, WebEx, Moodle и других.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, онлайн-обучение, дистанционные образовательные технологии, прокторинг
Скрыпникова Н. Н. Будущее образования: тотальный дистант или тотальный отказ от него? // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 58-59. — 001 10.24411/2307-4264-2020-10213.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
В еще более трудном положении оказались те образовательные организации, в которых применение дистанционного обучения казалось невозможным, даже пагубным. Например, медицинские вузы. Одни из них продолжали свою работу в очном формате, несмотря на запреты, другие столкнулись с необходимостью пересмотра учебных программ, переноса практических занятий, обучения профессорско-преподавательского состава.
Проблемы, с которыми сталкивались образовательные организации, не уникальны: административная неготовность к использованию ДОТ, отсутствие специалистов для поддержки преподавателей в работе с ДОТ, не соответствующая новым условиям материально-техническая база, техническая, методическая и психологическая неготовность преподавателей.
Естественно, в режиме экстренного перехода к дистанционному формату усилия сосредоточились прежде всего на обучении персонала использованию сервисов ДОТ, что позволило избежать прерывания образовательного процесса. Однако организационные, методические и дидактические аспекты дистанционного обучения вновь остались без внимания, что сказывается как на качестве образовательного контента, так и на отношении к дистанту.
Отсутствие опыта использования ДОТ приведет и уже приводит к психологическому отторжению дистанционного обучения, которое при грамотном, продуманном и подготовленном использовании является эффективной технологией обучения.
Очень скоро профессиональные образовательные организации и вузы столкнутся с проблемой организации и проведения промежуточной и итоговой аттестации в дистанционном формате, которую лишь немногие смогут решить самостоятельно, без привлечения сторонних организаций, предлагающих услуги прокторинга. А это незапланированные в бюджете дополнительные финансовые вложения.
Туманна и приемная кампания 2020: вузы не только должны технически обеспечить бесконтактный прием документов (самостоятельно или через портал Госуслуг), но и предусмотреть в случае необходимости проведение дополнительных вступительных испытаний.
Конечно, время — против нас, все приходится делать в сжатые сроки: обучение педагогов, разработку материалов, переработку учебных планов. Однако необходимый минимум сделан: разработаны локальная нормативная документация, методические рекомендации для преподавателей, проведено массовое экстренное обучение педагогов.
Образование в полной мере попало в вихревой поток, спровоцированный пандемией. «Мир уже не будет прежним», как и образование не будет прежним: произойдет ли «отлив» в сторону отрицания дис-танта, или, наоборот, наступит тотальное вытеснение традиционных образовательных технологий — прогнозировать сложно. Откровенно говоря, не хочется ни того ни другого. Форсированное, насильственное внедрение любой технологии может привести к отрицанию даже самой эффективной из них.
2/2020 | 59
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА