в бундестаге (ноябрь 2017 г.)1; Кен Робинсон. Новый взгляд на систему образования2; Пол Джозеф Уотсон. Правда о поп-культуре3. В зависимости от актуализированной проблемы каждое видео стимулирует интерактивный процесс ее решения, обоснования разных позиций.
Также хотелось бы напомнить об использовании такого вида задания, как оценивание работ однокурсников (англ. peer to peer review — оценка равного равным). Постоянно применяю его в реальной среде, но оказалось, что данный вид задания особенно ценен в виртуальной, где многое становится совершенно недоступным. А ведь всегда было важно — не только у кого учиться, но и с кем учиться. Так преодолевается отчуждение.
1 Выступление российских и немецких школьников в бундестаге — стимулирующий материал, полная версия выступления в германском парламенте в традиционный Час скорби (ноябрь 2017 г.) URL: youtube.com/watch?v=K5Rt_ REw5uM.
2 Робинсон К. Новый взгляд на систему образования // Яндекс Практикум. URL: https://yandex.ru/infourok.ru/vzgiyad-na-sistemu-obrazovania.
3 Уотсон П. Дж. Правда о поп-культуре. URL: https://youtube.com/watch? v=wZWV5cv7g1c.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Онлайн-обучение: In statu nascendi
асштабирование онлайн-обучения произошло внезапно. Если ранее онлайн-формат рассматривался как еще один способ либо компонент «смешанного» обучения, то в сегодняшней ситуации он моментально вытеснил все традиционные «очные» формы работы, став единственно возможным, причем для огромной аудитории. Все мы стали невольными участниками своеобразного педагогического эксперимента. Важно понимать, что благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям в условиях самоизоляции появилась возможность продолжить реализацию образовательного процесса. В то же время повсеместное внедрение онлайн-обучения происходит без скидки на степень готовности субъектов образования к его реализации. Безусловно, такой практике должны были предшествовать предварительное создание необходимого материально-технического обеспечения, разработка цифровых образовательных ресурсов и новых технологий обучения.
Белякова Е. Г. Онлайн-обучение: In statu nascendi // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С.45-47. — DOI 10.24411/23074264-2020-10207.
БЕЛЯКОВА Евгения Гелиевна,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета, Тюмень
Ключевые слова:
онлайн-обучение, онлайн-образование, цифровизация образования, ИКТ-техно-логии, индивидуализация
образования
46 | 2/2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
На мой взгляд, не стоит абстрактно рассуждать о продуктивности онлайн-обучения, поскольку для разных уровней образования она неодинакова. Готовность к онлайн-обучению во многом связана с возрастно-психологическими особенностями обучающихся. Начальная, средняя, да и во многом старшая школа предполагают непрерывный контакт с детьми, в ходе которого решаются воспитательные, образовательные и развивающие задачи. Для общеобразовательной школы онлайн-обучение всегда будет иметь ограниченное значение, являться временной мерой, не способной заменить собой многочисленные взаимодействия, разворачивающиеся в реальном педагогическом процессе. Опосредованное через экран монитора онлайн-обучение не является аналогом и уж тем более не способно заменить собой живое педагогическое общение. Успешность реализации онлайн-обучения предполагает достаточно высокий уровень готовности школьников к самоорганизации учебной деятельности. Но эти способности, собственно, и формируются в процессе продолжительной работы учителя с учениками. Именно поэтому большая нагрузка сегодня легла на родителей, с той или иной эффективностью восполняющих многие функции учителя, работающего в онлайн-формате.
В высшей школе, казалось бы, с готовностью самостоятельно обучаться у студентов сложностей быть не должно. Но здесь появляются более глубокие проблемы, затрагивающие цели и содержание профессионального образования. Основное ограничение онлайн-обучения, на мой взгляд, состоит в том, что оно ориентировано на развитие учебно-информационных умений обучающихся, а не компетенций и компетентностей. Соответственно, основываясь только на онлайн-обучении, мы вряд ли получим образовательные результаты, которые заданы стандартами высшей школы. В настоящее время преподаватели столкнулись со сложностями организации практических занятий, лабораторных работ, практик. Выяснилось, что далеко не все содержание образования доступно для его «цифровизации». Возможно, в дальнейшем новые ИКТ-технологии позволят восполнить эти пробелы, а сегодняшняя ситуация станет стимулом к их совершенствованию. Перспективы интеграции новых ИКТ-технологий в образовательный процесс весьма широкие, и решение этой междисциплинарной задачи потребует усилий не только субъектов образовательного процесса, но и целого ряда специалистов из других областей.
Проблемой, на мой взгляд, является готовность самих преподавателей к реализации обучения в онлайн-формате. Школьники и студенты достаточно свободно ощущают себя в виртуальной среде в отличие от преподавателей, принадлежащих к доцифровому поколению. Требуется дополнительная подготовка преподавателей, методическое сопровождение их деятельности.
Из плюсов онлайн-обучения следует отметить, что оно существенно усиливает индивидуализацию образовательного процесса. Преподаватели стали уделять многократно больше внимания персональной
работе с каждым обучающимся. У обучающихся соответственно усилилась ответственность за собственные образовательные достижения. Индивидуализация обучения в онлайн-формате достаточно успешно может быть реализована на платформах Microsoft Teams, Moodle, интегрированных с корпоративной информационной образовательной средой и обеспечивающих условия для совместной работы обучающихся и преподавателей на всех этапах обучения.
Онлайн-обучение предполагает доступность цифрового образовательного контента. Вследствие этого возросла роль активных, продуктивных форм работы, а транслирование информации и ее репродуктивное освоение перемещаются в область самостоятельной работы. Пришло понимание значимости неформального образования, ценности MOOC, которые могут успешно использоваться как дополнительный образовательный контент.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Становление новых форматов профессионального обучения в СПО: апрельские тезисы
Форс-мажорное внедрение технологических компонентов дистанционного обучения в системе СПО наглядно показало, что все субъекты образовательной деятельности — госучредитель, администрация ПОО, работодатели, методобъединения, преподаватели, мастера, родители, обучающиеся оказались де-факто неподготовленными к реализации новых форматов профессионального обучения.
Тезис 1. Анализ статистических данных показывает приоритет очного обучения в СПО по сравнению с дистанционным и сетевым. Государственное статистическое наблюдение (2020 г.) позволяет определить фактическую численность студентов государственных ПОО СПО по дистанционной и сетевой формам обучения (табл.)1.
Тезис 2. Управленческое, финансовое, учебно-методическое, образовательное и технологическое обеспечение дистанционного обучения оказались вне поля зрения исследователей и практиков СПО.
НИКИТИН
Михаил
Валентинович,
доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования «ИСРО РАО» Министерства просвещения РФ, Москва
1 Бондаренко Н. В., Бородина Д. Р., Гохберг Л. М. и др. Индикаторы образования: 2020: статистический сборник. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — С. 180.
Никитин М. В. Становление новых форматов профессионального обучения в СПО: апрельские тезисы // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 47-48. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10208.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, онлайн-обучение, подготовка специалистов дистанционного обучения