Научная статья на тему 'Научно-методические основы организации обучения взрослого населения в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области'

Научно-методические основы организации обучения взрослого населения в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методические основы организации обучения взрослого населения в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Л. Н. Вавилова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией андрагогики ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово А. В. Копылова, методист лаборатории андрагогики

В качестве одной из задач Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года предполагается «реализация на базе профессиональных образовательных организаций диверсифицированного набора адресных, коротких, эффективных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, ранее полученного образования и места проживания (в том числе различных возрастных когорт занятого населения от 15 до 65 лет, сельского населения, уязвимых групп (меняющих работу и безработных) и пр.)» [1].

Обучение взрослого населения не является принципиально новой деятельностью для профессиональных образовательных организаций (ПОО): в ситуации снижения набора обучающихся по основным образовательным профессиональным программам в условиях демографического спада (к 2016 году по сравнению с уровнем 2010 года прогнозируется снижение численности молодежи в возрасте 17-25 лет на 12-15 %) [1], высвобождения педагогических ресурсов, недостаточной финансовой поддержки государственные образовательные организации в поисках дополнительных источников финансирования вынуждены были осуществлять подготовку рабочих кадров и специалистов по направлению служб занятости и по договорам с работодателями и отдельными физическими лицами. Поэтому определенный опыт в ПОО по данному направлению деятельности уже имеется.

Л. Н. Вавилова

А. В. Копылова

Но в современных условиях рынок образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию взрослого населения расширяется за счет активного развития системы корпоративного образования, организации на предприятиях и в учреждениях деятельности центров профессионального обучения, подготовки кадров и др. Данные образовательные организации имеют соответствующее финансирование, хорошую материально-техническую базу для обучения, что обеспечивает им конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг. Профессиональные образовательные организации могут составить им конкуренцию за счет более качественного учебно-методического обеспечения реализации дополнительных профессиональных программ, использования современных технологий и методов обучения взрослых, высокого профессионализма педагогических кадров.

С целью изучения состояния организации обучения взрослого населения в профессио-

нальных образовательных организациях Кемеровской области и выявления существующих проблем лабораторией андрагогики Кузбасского регионального института развития профессионального образования был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 60 ПОО, 95 % из них осуществляют дополнительное профессиональное образование (ДПО) взрослого населения (2014 г.).

В соответствии с лицензиями, другими нормативными документами в них реализуются следующие виды дополнительного профессионального образования взрослого населения: повышение квалификации, переподготовка, профессиональное обучение. Повышение квалификации рабочих (специалистов) организуется с целью совершенствования и (или) получения новой компетенции: изучение новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности (80 %% ПОО). Профессиональную переподготовку рабочих (специалистов), направленную на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации, реализуют 80 %о ПОО.

Дополнительное профессиональное образование взрослых осуществляется на основании договоров со службами и центрами занятости населения — 63 %%, с работодателями — 67 %% и с физическими лицами (гражданами) — 90 % ПОО. В профессиональных образовательных организациях проводятся различные мероприятия для привлечения взрослого населения на курсы. Кроме традиционных (изготовление буклетов, проведение дней открытых дверей, сотрудничество с центром занятости населения и т. п.) мероприятий, 78,3 %% опрошенных ПОО размещают информацию о направлениях подготовки, рекламу на телевидении и в средствах массовой информации.

В ПОО Кемеровской области осуществляется обучение различных категорий взрослых: работающих граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников; мигрантов. Кроме перечисленных категорий взрослого населения, в профессиональных образовательных организациях обучаются по программам ДПО студенты данного или других учебных заведений (получение дополнительной профессии).

По программам ДПО ряд профессиональных образовательных организаций обучают достаточно большое количество слушателей. Так, более 500 человек в год обучили ГОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум»,

ГОУ СПО «Прокопьевский строительный техникум», ГОУ СПО «Прокопьевский горнотехнический техникум им. В. П. Романова». Более 1 тыс. человек в год — ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум», ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум», ГОУ СПО «Беловский политехнический колледж».

Качество реализации дополнительных профессиональных программ (ДПП) во многом зависит от слаженной работы всех специалистов и продуманной организации образовательного процесса [2]. Как правило, в учреждениях, обучающих достаточно большое количество взрослых, создаются отделения, центры, отделы ДПО. В ряде ПОО за этот вид деятельности отвечают маркетинговые службы, ресурсные центры, отделения профессиональной подготовки и дополнительных образовательных услуг и т. д. Но чаще всего организацией обучения взрослых занимается специалист (заместитель директора по учебно-производственной работе, учебной работе, учебно-методической работе, заведующий отделением, старший мастер, руководитель по общим вопросам и др.), в должностных обязанностях которого указано это направление деятельности (68,3 %о ПОО).

Более половины профессиональных образовательных организаций (56,7 %%), реализующих программы обучения взрослого населения, разрабатывают ДПП на основе программ среднего профессионального образования, в которых пропорционально сокращено количество часов. Остальные ПОО разрабатывают программы ДПО совместно с работодателями с учетом трудовых операций, выполняемых на конкретном рабочем месте.

В условиях дополнительного профессионального образования взрослых одним из современных подходов является модульно-ком-петентностный подход, предполагающий модульную организацию обучения и ориентацию на результаты обучения, выраженные в компетенциях. Образовательным результатом в организации учебного процесса на основе модульной образовательной технологии выступает совокупность профессиональных компетенций взрослых обучающихся, которые являются показателями готовности и способности взрослых обучающихся к выполнению определенной профессиональной деятельности.

Модульный подход обеспечивает комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, выполнения конкретного вида деятельности, трудовой функции, отражающей требования рынка

труда, дает возможность мобильно корректировать содержание программы в соответствии с динамичными процессами в отраслях экономики, требованиями рынка труда, работодателей. Модульно-компетентностный подход основан на следующих принципах: согласованное определение результатов обучения совместно с работодателями; определение содержания и методов обучения, адекватных целям и задачам обучения; интеграция теоретического и практического обучения; обучение в процессе активной самоуправляемой деятельности обучающихся; ориентация всего учебного процесса на достижение задач модуля, выраженных в форме компетенций, освоение которых является результатом обучения; индивидуализация обучения в соответствии с потребностью и способностями каждого обучающегося; возможность, в случае необходимости, оперативного обновления программ обучения. Следует отметить, что ПОО при разработке дополнительных профессиональных программ еще недостаточно используют модульный принцип их построения, обеспечивающий возможность обучения слушателей по индивидуальным образовательным маршрутам.

Постепенно складывается многоуровневая модель ДПО, включающая реализацию программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программ подготовки специалистов среднего звена, профессионального обучения и дополнительного образования, нацеленных либо на территориально доступное получение широкого спектра профессий и специальностей, либо на подготовку для конкретных отраслей (предприятий).

Относительно использования современных форм и методов обучения взрослых при реализации программ ДПО следует отметить, что в 21,7 %о ПОО обучение взрослых проводится по тем же принципам и теми же методами, что и студентов. Однако организация образовательного процесса взрослых имеет свою специфику, обусловленную особенностями взрослых людей как субъектов обучения: осознанное отношение к процессу своего обучения; потребность в самостоятельности; нацеленность на достижение конкретной цели; практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков; наличие жизненного опыта как важного источника обучения.

Отечественными учеными (А. А. Бодалевым, С. Г. Вершловским, Ю. Н. Кулюткиным, Г. С. Су-хобской и др.) отмечается, что взрослый обуча-

ющийся является в полной мере субъектом своего обучения, что проявляется в его способности к саморазвитию, самообразованию, самоорганизации и саморегуляции, адекватной оценке своих возможностей, умений получать необходимые новые знания. Ведущим видом деятельности взрослого человека является деятельность трудовая, обучение для него не главное, оно рассматривается как средство разрешения жизненных и профессиональных проблем, связанных с выполнением социальных ролей, в этом проявляется прагматизм взрослого в обучении — для взрослого характерно потребительское отношение к обучению, требование конкретных результатов.

По сравнению со студенческой группой, имеющей примерно один возрастной состав и уровень образования, группа взрослых обучающихся имеет ряд отличительных особенностей: разный уровень профессиональных знаний и умений, разный профессиональный опыт, с которым сопоставляются новые знания; неоднородность познавательных запросов; наличие разных мотивов обучения; разный положительный (отрицательный) опыт предыдущего обучения; наличие стереотипов познавательной деятельности, устоявшихся привычек; внутреннее психологическое неприятие частью обучающихся предлагаемых новаций в образовательном процессе; несовпадение темпов восприятия материала; отсутствие у части слушателей осознанной необходимости развивать в себе новые профессионально-личностные качества. Таким образом, взрослые обучающиеся имеют ряд возрастных, психологических, социальных характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения.

36,6 %о ПОО показали, что проводят больше практических занятий с учетом специфики образовательных потребностей групп и (или) индивидуальных особенностей взрослых, отводят больше времени для самостоятельной работы; реализуют принципы андрагогического подхода, сотрудничества со взрослыми обучающимися.

В организации обучения взрослых необходимо делать акцент на совместные, групповые, интерактивные формы и методы, которые создают возможность для реального взаимодействия и саморазвития обучающихся. В соответствии с этим наиболее эффективными технологиями в обучении взрослых являются: личност-но ориентированные, компетентностно ориентированные, социально-психологические, информационно-коммуникационные. Данные технологии позволяют сделать обучение интенсив-

ным, максимально индивидуальным, учитывая накопленный профессиональный и жизненный опыт взрослого человека.

В образовательном процессе со взрослыми применяются следующие современные технологии профессионального обучения (в порядке убывания рейтинга): информационные технологии; обучение, ориентированное на действие (кейс-метод, моделирование, разбор конкретных ситуаций, метод проектов и др.); интерактивное обучение; проблемное обучение; модульная технология обучения, личност-но ориентированные технологии; игровые технологии, групповые технологии; коллективный способ обучения; технология критического мышления; активные методы обучения; технологии контекстного обучения. Единицы используют дистанционное обучение, дифференцированный подход, здоровьесберегающие технологии, технологии витагенного обучения (А. С. Белкина), портфолио.

Педагог, работающий со взрослыми, имеет статус андрагога. Андрагог — это специалист, обладающий комплексом специализированных андрагогических знаний, умений, навыков, обеспечивающих образовательную деятельность со взрослыми обучающимися с учетом специфики их образовательных потребностей и возрастных особенностей.

В процессе компетентностной профессиональной деятельности андрагогу необходимо решать следующие задачи: осуществлять диагностику индивидуальных и типовых проблем взрослой аудитории (образовательные запросы, актуальный уровень профессиональной компетентности, степень мотивированности на обучение, социально-психологические особенности, образовательный и профессиональный опыт и др.); помогать взрослому в самоопределении и выборе программы обучения, образовательного маршрута и режима обучения; оказывать помощь в адаптации к условиям обучения; создавать условия для положительного настроя и понимания перспектив профессионального и личностного роста; формировать ситуацию межсубъектного и межгруппового взаимодействия в ходе обучения; предоставлять каждому обучающемуся возможность самовыражения и самоутверждения в среде коллег за счет позиционирования своего положительного опыта; обеспечивать получение конкретного образовательного продукта, который может быть использован в профессиональной деятельности (проект, программа, технология и др.); вовлекать взрослых обучающихся в со-

вместную деятельность по планированию, реализации, оцениванию, коррекции учебного процесса. Таким образом, андрагог должен быть профессионалом в области общей психологии, социальной психологии, теории и технологии образовательного процесса обучения взрослых людей, иметь такие профессионально значимые качества личности, как компетентность, тактичность, толерантность, самоуважение, уравновешенность, самокритичность и др.

В профессиональных образовательных организациях подбор педагогических кадров для обучения взрослого населения осуществляется прежде всего в зависимости от образования (71,7 %) и опыта работы (68,3 %о), наличия соответствующей квалификации (43,3 °%); стажа работы (25 °%); профессионализма (13,3 °%); наличия повышенного разряда (20 °%). Также среди важных качеств, необходимых специалистам, работающим со взрослыми, отмечаются: «хорошие коммуникативные навыки»; «умение работать со взрослыми»; «творческий подход», «деловые качества», «владение современными средствами ИКТ».

Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года предполагает реализацию комплекса мер по повышению квалификации преподавателей ПОО, работающих с различными категориями граждан. Для работы со взрослыми обучающимися преподаватели и мастера производственного обучения проходят стажировку на предприятиях и в организациях социальных партнеров в ПОО (70 °%); обучаются на курсах повышения квалификации: в ГОУ «КРИРПО» по профессиональной и андра-гогической подготовке (41,7 °%); на базе высших образовательных учреждений (13,3 °%); на различных предприятиях города, области, в курсовых комбинатах, учебных центрах (11,7 °%).

В профессиональных образовательных организациях (43,3 °%) осуществляется и внутриор-ганизационное обучение педагогических кадров (в том числе и для работы со взрослыми обучающимися): самая популярная форма — семинары (постоянно действующие, методические, семинары по обмену опытом и др.); мастер-классы (20 °%); школы педагогического мастерства, профессионального мастерства, исследователя, совершенствования профессионального мастерства «Урок XXI века» и т. п. (20 °%). Менее используемые формы — научно-практические конференции, круглые столы, педагогические чтения, методический час, защита творческих проектов, клуб «Профессионал» и др.

К реализации программ ДПО привлекаются кадровые и материально-технические ресурсы социальных партнеров (25 %о ПОО), работодатели присутствуют на итоговой аттестации (18,3 %%). Треть опрошенных отметили, что привлекают партнеров к решению проблем укрепления материально-технической базы для проведения занятий со взрослыми. Большая часть ПОО осуществляет сотрудничество с партнерами на основании договоров. Только 6,7 %% ПОО отметили, что не привлекают социальных партнеров к профессиональной подготовке взрослых.

Около половины ПОО, принявших участие в опросе (46,7 %%), не испытывают затруднений при организации дополнительного профессионального образования взрослых на базе своего образовательного учреждения. Остальные испытывают в основном затруднения организационного плана: проблема выстраивания взаимодействия с центрами занятости населения; необходимость совмещать организацию дополнительного профессионального образования взрослых с основными обязанностями; сложность в комплектовании групп взрослых обучающихся; финансовые трудности населения, нежелание работодателей обучать работников и оплачивать их обучение; не все руководители предприятий готовы платить за повышение квалификации сотрудников. Также выделяют трудности, связанные с подбором педагогических кадров, разработкой рабочих программ, недостаточным оснащением материально-технической базы проведения занятий со взрослыми. К сожалению, 28,3 %% ПОО не смогли четко сформулировать свои затруднения при реализации программ ДПО.

Среди наиболее актуальных образовательных запросов по организации обучения взрослого населения в ПОО участники опроса отметили: нормативно-правовое обеспечение ДПО; новое в законодательстве по дополнительному профессиональному образованию; разработка комплексного учебно-методического обеспечения образовательных программ для взрослых; составление учебных планов и рабочих программ; заполнение документов о квалификации; индивидуальное обучение взрослых по программам ДПО; стандартизация и комплектация документации по дополнительным образовательным услугам; особенности работы по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья; новые технологии в дополнительном профессиональном образовании при обучении взрослого населения; особенности организации дистанционного обучения по дополнительным образовательным услугам и т. п.

Перспективные направления в решении проблемы обучения различных категорий населения в ПОО:

- создание и оптимизация деятельности подструктур ПОО, обеспечивающих дополнительное профессиональное образование взрослого населения, в том числе создание и развитие многофункциональных центров профессиональных квалификаций на базе ПОО;

- увеличение удельного веса дополнительных профессиональных программ для взрослых в структуре предлагаемых гражданам образовательных услуг; реализация комплекса мер, направленных на оптимизацию условий и совершенствование процедуры участия ПОО в тендерах на профессиональное обучение (переобучение) граждан по направлениям органов по труду и занятости населения;

- расширение направлений взаимодействия ПОО с государственно-частными партнерами в области профессионального образования взрослых, включая центры занятости населения и потенциальных работодателей;

- организация на базе ПОО непрерывного профессионального образования на основе принципа преемственности, реализации модульного и компетентностного подходов к решению задач профессионального обучения различных категорий населения;

- разработка и внедрение дистанционных образовательных технологий с применением электронного обучения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение уровня андрагогической компетентности специалистов, осуществляющих разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ для различных категорий населения.

Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования уделяется большое внимание повышению квалификации специалистов ПОО, учебных центров, осуществляющих повышение квалификации и профессиональную подготовку взрослого населения: проводятся курсы повышения квалификации по темам «Андрагогические и методические основы дополнительного профессионального образования взрослых», «Организация обучения взрослых в профессиональной образовательной организации», в программу которых включаются вопросы: нормативно-правовые основы организации обучения взрослых в РФ; разработка учебно-программной документации и методического обеспечения дополнительного профессионального образования; модульно-компетент-

ностный подход к профессиональной подготовке; современные технологии и методы обучения взрослых; государственно-частное партнерство в реализации программ дополнительного профессионального образования. Используются формы дистанционного обучения: онлайн-кон-сультации, вебинары, деловые игры, практикумы и другие формы учебных занятий. Для учебно-методического обеспечения программ разработаны электронные учебные издания: мультимедийное учебно-методическое пособие для дистанционного обучения: Андрагогические и методические основы обучения взрослых [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Л. Н. Вавилова. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014; Современные методы и приемы обучения взрослых [Электронный ресурс] : метод. рекомендации / авт.-сост. А. В. Копылова. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014.

Сотрудники лаборатории андрагогики планируют разработать и реализовать образователь-

ную программу психолого-андрагогического минимума для педагогических работников образовательных учреждений (организаций) и привлеченных специалистов, осуществляющих профессиональное обучение (переобучение) работников на предприятиях, в учебно-курсовых комбинатах, учебных центрах и др.

1. Стратегия развития системы подготовки квалифицированных рабочих кадров и формирования профессиональных квалификаций на период до 2020 года [Электронный ресурс] : одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5 вн). — Москва, 2013. — Режим доступа: минобрнауки.рф/новости/3732, свободный. — Загл. с экрана.

2. Организация обучения взрослого населения в учреждении профессионального образования [Текст] : в 2 ч. Ч 1. Научные и нормативно-правовые основы организации обучения взрослых / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова, А. В. Фаломкин и др. — Кемерово : Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2010. — С. 61-93.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНИКУМЕ

Н. И. Коровкина, заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ СПО «Прокопьевский промышленно-экономический техникум», О. В. Филонова, методист, И. Л. Суховей, заведующий отделом информационных технологий, Т. Я. Степаненко, библиотекарь, Л. А. Мироманова, О. А. Куюмджи, преподаватели

Научно-исследовательская деятельность в образовательном процессе ГБОУ СПО ППЭТ занимает значительное место. Так как в настоящее время актуализируются новые профессиональные функции, связанные с прогнозированием, проектированием и организацией содер-

жательной и процессуальной сторон образования, современная педагогическая деятельность представляет собой сложный комплекс традиционных педагогических функций (обучение, воспитание, развитие) и новой — исследовательской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.