ЛАБОРАТОРИЯ АНДРАГОГИКИ: ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСЛЕДНЕГО ПЯТИЛЕТИЯ
Л. Н. Вавилова, кандидат пед. наук, доцент, заслуженный учитель РФ, заведующая лабораторией андрагогики ГОУ «КРИРПО»
ченных в Программе развития Кузбасского регионального института развития профессионального образования на период до 2012 года.
Мониторинг профессиональных затруднений, образовательных запросов слушателей курсов ГОУ «КРИРПО», мониторинг эффективности реализации программ дополнительного профессионального образования проводится с помощью разработанных сотрудниками лаборатории анкет, собеседований с обучающимися, наблюдений, техник получения обратной связи. Созданы базы данных по профессиональным затруднениям слушателей, запросам на образовательные услуги, эффективности учебного процесса в ГОУ «КРИРПО». Сведения, полученные в ходе мониторинга, используются для анализа образовательного процесса, являются основой для планирования, организации и коррекции процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников учреждений профессионального образования.
С целью исследования ценностно-смысловых ориентаций профессионально-педагогических работников системы профессионального образования был проведен эмпирический сбор данных (опрошено более трехсот респондентов), на основе которых определены ведущие ценностно-смысловые ориентации, выявлены различия ценностно-смысловых ориентаций по полу, по возрасту, и месту работы (учреждение НПО или СПО). Проведено изучение целей профессиональной деятельности преподавателей НПО, СПО (опрошено 169 человек). Результаты вышеназванных исследований обобщены в соответствующем разделе монографии «Педагог и обучающийся: жизненные и профессиональные ценности в условиях интеграции начального и среднего профессионального образования» (Е. Л. Руднева, Н. В. Костюк, И. Ю. Кузнецова. Кемерово. Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2009).
Разработана модель андрагогического сопровождения непрерывного профессионального образования профессионально-педагогических работников, учитывающая особенности взрослых обучающихся и целевые установки педагогов учреждений профессионального образования. Результаты обобщены в диссертационном исследовании Кузнецовой И. Ю. «Андрагогиче-ские условия развития субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации»
Лаборатория андрагогики:
Гуляева М. А, Вавилова Л. Н., Кузнецова И. Ю.
Дополнительное профессиональное образование является одной из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых. Возрастной подход требует ориентации образовательного процесса на норму развития взрослого, учета закономерностей психического развития взрослого и его возрастных ресурсов, поэтому в качестве научной основы для организации образовательного процесса в учреждении дополнительного профессионального образования выступает андрагогика - научно-практическая область, в которой исследуются, определяются и реализуются закономерности образовательной деятельности взрослого человека как субъекта образовательного процесса.
Лаборатория андрагогики была создана в ГОУ «КРИРПО» 25 августа 2003 года с целью научно-методического обеспечения качества дополнительного профессионального образования педагогических работников системы профессионального образования.
В настоящее время концептуальными основаниями, задающими рамки деятельности лаборатории, являются:
- перспективные направления и Концепция развития системы непрерывного образования в Российской Федерации;
- научные и методические разработки в области психологии взрослых, акмеологии, андраго-гики;
- исследования в области повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Выбор тем для исследования и разработки определяется в рамках решения задач, обозна-
Слушатели курсов (февраль 2009)
(научный руководитель Вавилова Л. Н.), защита состоялась 15 декабря 2011 г. в диссертационном совете КемГУ. Реализация андрагогического сопровождения педагогов в процессе повышения квалификации как согласованной деятельности преподавателей способствует профессионально-личностному росту педагогов, повышению уровня их мотивации к непрерывному профессиональному образованию, преодолению профессиональных затруднений, стимулированию творческой активности педагогов.
В рамках направления «Научно-методическое обеспечение деятельности учреждений профессионального образования по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке взрослого населения»:
- систематизированы нормативные документы, регламентирующие профессиональную подготовку взрослого населения в учреждениях профессионального образования, информационные ресурсы;
- проведен сбор эмпирических материалов, создана база данных по образовательным учреждениям области и подготовлен анализ деятельности учреждений НПО, СПО Кемеровской области по реализации программ дополнительного профессионального образования для взрослого населения;
- осуществлен мониторинг состояния и тенденций развития системы дополнительного профессионального образования региона и России с целью выявления и использования перспективного опыта, это позволило систематически обновлять справочно-информационную базу «Образование взрослых: современные подходы», использовать современные методы обучения взрослых в процессе повышения квалификации.
Результаты эмпирических и теоретических наработок по данному направлению были положены в основу методического пособия «Организация обучения взрослого населения в учреждении профессионального образования» (2010 г.), адресованного специалистам учреждений НПО,
СПО, ВПО, учебных центров, учебно-курсовых комбинатов.
16 сентября 2010 г. был проведен круглый стол по теме «Дополнительное профессиональное образование взрослых в системе непрерывного образования Кемеровской области: современное состояние и перспективы развития». В обсуждении актуального опыта и перспектив в сфере дополнительного профессионального образования взрослых приняли участие все заинтересованные стороны: руководители департамента образования и науки и департамента труда и занятости населения, представители учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, специалисты учреждений дополнительного профессионального образования, центров труда и занятости населения, специалисты служб по работе с персоналом предприятий и организаций, ведущих учебных центров Кузбасса. Всего присутствовало 110 человек. Такое полное представительство участников регионального рынка труда и образовательных услуг позволило сделать обсуждение вопросов интересным и содержательным, а участие представителей законодательной власти - председателя и членов комитета по вопросам образования, культуры и национальной политики Совета народных депутатов Кемеровской области - конструктивным и дающим надежду на воплощение многих инициатив.
Как продолжение начатого диалога был проведен виртуальный круглый стол с использованием системы Mirapolis Virtual Room по теме «Информационное и программно-методическое обеспечение дополнительного профессионального образования взрослых» (16.06.2011).
В работе круглого стола приняли участие 55 представителей из 16 регионов России, участники обсудили и обменялись опытом работы по вопросам эффективного использования ИКТ в образовании взрослых, реализации индивидуальных образовательных программ в обучении взрослых, оценки качества дополнительного профессионального образования в современных условиях и др.
С целью научно-методического обеспечения деятельности методических служб учреждений НПО, СПО подготовлены и изданы методические пособия и рекомендации:
- методическое пособие «Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования» (2009 г.), раскрывающее деятельность методических служб учреждений начального и среднего профессионального образования в контексте современных изменений в образовании;
- электронное методическое пособие «Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях профессионального образования» (2010 г., свидетельство ФГУП НТЦ«Информрегистр» № 0321000913), в котором даны методические основы проектирования комплексов учебно-методического обеспечения специальности (профессии), дисциплины (предмета) и производственного обучения, использования возможностей дидактических средств в их комплексном взаимодействии для повышения эффективности учебного процесса и качества подготовки будущих рабочих и специалистов;
- методические рекомендации «Андрагоги-ческое сопровождение педагога в процессе непрерывного профессионального образования» (2011 г., свидетельство ФГУП НТЦ «Информре-гистр» № 0321102735);
- методическое пособие «Технологическая деятельность методиста» (2011 г., свидетельство ФГУП НТЦ «Информрегистр» № 0321102514), раскрывающее технологию обобщения, описания, оформления и представления передового (наиболее результативного) педагогического опыта.
С учётом происходящих и прогнозируемых изменений в сфере профессионального образования сотрудниками лаборатории разработаны и реализуются следующие дополнительные профессиональные образовательные программы:
- Современные направления деятельности методической службы учреждений профессионального образования.
- Андрагогические и методические основы дополнительного профессионального образования взрослых.
- Информационная культура методиста.
- Методическая служба и методическая работа в учреждениях профессионального образования (ПО) в условиях реализации ФГОС нового поколения.
- Взаимодействие методической и психологической службы ОУ ПО в работе с педагогическим коллективом.
- Современные подходы к повышению эффективности образовательного процесса.
- Информатизация деятельности методической службы ОУ ПО и др.
Содержание программ направлено на повышение методической, информационно-аналитической, андрагогической компетентности методических работников учреждений ПО, совершенствование методической работы в учреждениях профессионального образования, использование методистами активных форм методической работы в ОУ, совершенствование
информационного обеспечения деятельности методических служб учреждений начального и среднего профессионального образования, повышение качества учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Реализация программ обеспечивается сотрудниками лаборатории (более 60 % объема часов) во взаимодействии с ведущими лекторами других образовательных учреждений и организаций, квалифицированно владеющими узкоспециализированными дисциплинами и темами. Ко всем программам разработано соответствующее учебно-методическое обеспечение на бумажных и электронных носителях.
Одной из важнейших задач в деятельности лаборатории является содействие повышению андрагогической компетентности педагогических сотрудников института, овладению ими современными эффективными формами и методами обучения взрослых. С этой целью для педагогических сотрудников института проводятся семинары по современным технологиям обучения взрослых.
В своей деятельности лаборатория андраго-гики осуществляет сотрудничество с российскими и зарубежными общественными организациями и учреждениями в области образования взрослых (дополнительного профессионального образования взрослых):
- Сибирской ассоциацией образования взрослых;
- Межгосударственной ассоциацией последипломного образования;
- Союзом руководителей учреждений и подразделений дополнительтельного профессионального образования и работодателей.
Совместно с Сибирской ассоциацией образования взрослых при поддержке Представительства немецкой ассоциации народных университетов (IIZ/DVV) подготовлена и проведена в июне 2007 года «Творческая андрагогическая сессия», в которой приняли участие коллеги из 13 городов Российской Федерации, представители Узбекистана. Программа сессии и ее реализация получили признание и высокую оценку специалистов-андрагогов, участвовавших в мероприятии. Взаимодействие с коллегами способствовало расширению круга партнеров в Кемеровской области, в России. Сотрудниками лаборатории андрагогики в рамках сотрудничества с Сибирской ассоциацией образования взрослых подготовлен учебно-методический комплекс «Андрагогические и гражданские основы организации обучения взрослых».
В 2007-2012 гг. сотрудники лаборатории являлись активными участниками временных
научных коллективов на базе ГОУ «КРИРПО»: приняли участие в разработке материалов по Федеральному проекту № 04.01-002-п-Ф-30 «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области добычи полезных ископаемых на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра»; в работе ВНИКов: «Научно-методическое обеспечение деятельности учреждений профессионального образования по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке взрослого населения», «Научно-методическое сопровождение деятельности педагогических колледжей по подготовке будущих учителей к внедрению ФГОС начального общего образования нового поколения в условиях перехода на новые стандарты среднего профессионального образования», «Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения в системе переподготовки и повышения квалификации кадров», «Профилактика профессионально обусловленных заболеваний субъектов образовательного процесса учреждений довузовского профессионального образования Кемеровской области » и др.
Достижения сотрудников лаборатории представлены педагогическому сообществу на многих международных и всероссийских научно-практических конференциях в городах: Москва, Санкт-Петербург, Липецк, Красноярск, Новосибирск, Таганрог, Тамбов, Чебоксары, Челябинск и другие.
Всего за период с 2007 по 2012 год сотрудниками лаборатории опубликовано 66 работ, в том числе: научные работы (статьи, тезисы, монографии) - 53; учебно-методические работы - 10; информационно-справочные издания - 2 ; из них в соавторстве подготовлены и опубликованы - 29 работ.
Содержание деятельности лаборатории обеспечивают сотрудники:
Вавилова Лидия Николаевна - зав. лабораторией андрагогики, к. п. н., заслуженный учитель РФ. Стаж педагогической деятельности - 30 лет, из них в системе ДПО - 19 лет. Круг ее профессиональных интересов включает интерактив- 66
ные, личностно-ориентированные технологии обучения в системе повышения квалификации, командный подход в образовании, андрагогиче-ское сопровождение процесса дополнительного профессионального образования педагога;
Гуляева Марина Анатольевна - методист лаборатории, стаж педагогической деятельности в системе профессионального образования - 11 лет, специализируется в области информатизации образовательного процесса, создания электронных учебных пособий и материалов, работает над диссертационным исследованием по теме «Формирование готовности педагогов учреждений профессионального образования к методической деятельности в процессе повышения квалификации»;
Кузнецова Ирина Юрьевна - методист-психолог лаборатории, стаж педагогической деятельности - 11 лет, осуществляет мониторинг качества образовательного процесса в ГОУ «КРИРПО», в декабре 2011 года защитила кандидатскую диссертацию по теме «Андрагогиче-ские условия развития субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации».
При лаборатории действует совещательный коллегиальный орган - совет лаборатории, в состав которого входят семь человек из числа специалистов ОУ ПО, осуществляющих организацию дополнительного профессионального образования взрослых, методические работники учреждений НПО, СПО.
Лаборатория тесно сотрудничает с кафедрой педагогики и психологии профессионального образования в поиске путей совершенствования процесса повышения квалификации в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования.
Результаты научно-исследовательской деятельности лаборатории андрагогики, научно-методические разработки способствовали обеспечению качества процесса дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических работников в ГОУ «КРИРПО», совершенствованию деятельности методических служб учреждений профессионального образования, а опосредованно - совер-
Участники курсов (март 2010 г.)
шенствованию непрерывного профессионального образования педагогов в межкурсовой период в образовательных учреждениях НПО, СПО, повышению качества кадрового ресурса системы профессионального образования Кемеровской области.
Перспективные направления в деятельности лаборатории связаны с разработкой научно-ме-
тодического обеспечения деятельности методических служб учреждений начального и среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения, реализацией андрагогического сопровождения процесса повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования.
О ЛАБОРАТОРИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. В. Малороссиянова, методист лаборатории сравнительного анализа систем профессионального образования в России и за рубежом*
Лаборатория региональных программ и программ развития УПО ГОУ «КРИРПО» была создана для участия в разработке и мониторинга реализации региональных целевых программ развития профессионального образования: региональной среднесрочной целевой программы «Развитие профессионального образования в Кемеровской области на 2006-2010 гг.», среднесрочной региональной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области на 2006-2010 гг.», региональной целевой программы развития образования в рамках федерального конкурса региональных программ, краткосрочной целевой региональной программы «Год семьи в Кузбассе», а также для участия в организации курсовой подготовки (повышения квалификации) педагогических и руководящих работников учреждений профессионального образования по теме «Программно-целевая основа развития учреждения профессионального образования». Руководителем лаборатории стал В. А. Трофимов. В результате научно-методической деятельности лаборатории был опубликован ряд научных материалов: по региональной программе патриотического воспитания, в соавторстве с Ю. В. Клецовым (журналы «Профессиональное образование», «Образование и общество»);
* До июня 2012 года - заведующая лабораторией региональных программ и программ развития учреждений профессионального образовании ГОУ «КРИРПО».
«К вопросу о реализации национального проекта «Образование»: некоторые проблемы и особенности процесса» (Всероссийская научно-практическая конференция, г. Кемерово, 2006) и некоторые другие.
На сегодняшний день можно констатировать спад объема работ лаборатории ввиду приостановки действия региональных целевых программ развития профессионального образования и финансирования национального проекта «Образование» в части начального и среднего профессионального образования. Совместно с научно-аналитическим центром (руководитель С. А. Дочкин) и в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. лаборатория принимала участие в разработке проекта региональной комплексной программы «Модернизация системы профессионального образования Кемеровской области на 20112013 гг.», одобренной на заседании коллегии Администрации Кемеровской области в апреле 2011 г. Данный проект был представлен на федеральный конкурс региональных комплексных программ развития профессионального образования. При участии лаборатории региональных программ и программ развития УПО была подготовлена конкурсная документация для регионального конкурса программ развития учреждений профессионального образования.
С привлечением экспертов ГОУ «КРИРПО» лаборатория осуществляет оценку программ развития и организует консультации по организации проектной деятельности и оформлению конкурсных заявок для руководящих и профессионально-педагогических работников УПО Кемеровской области.
В рамках образовательной деятельности института в 2010-2011 гг. лабораторией был про-