Научная статья на тему 'Лаборатория андрагогики: обучаем по-взрослому'

Лаборатория андрагогики: обучаем по-взрослому Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лаборатория андрагогики: обучаем по-взрослому»

ЛАБОРАТОРИЯ АНДРАГОГИКИ: ОБУЧАЕМ ПО-ВЗРОСЛОМУ

М. А. Гуляева

Л. Н. Вавилова

Л. Н. Вавилова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией андрагогики Кузбасского регионального института развития профессионального образования М. А. Гуляева, кандидат педагогических наук, методист

Дополнительные образовательные программы, реализуемые в нашем институте, адресованы педагогическим и руководящим работникам, то есть взрослым обучающимся. А чем взрослый обучающийся отличается от невзрослого? Прежде всего у взрослых имеется производственный и жизненный опыт, во-вторых, взрослых отличает самостоятельность и субъектность, прагматизм в обучении, потребительское отношение к обучению, требование конкретных результатов, в-третьих, они не похожи друг на друга: у них разный возраст, различные мотивы обучения, разный опыт предыдущего обучения (положительный или отрицательный). Для взрослых основной вид деятельности — трудовая, они рассматривают обучение как средство разрешения жизненных и профессиональных проблем.

Как должно выстраиваться образовательное взаимодействие со взрослыми? Какие формы и методы наиболее эффективны в обучении взрослых? Как оценивать результаты их обучения? На эти вопросы ищет ответы достаточно новая отрасль педагогической науки — андрагогика.

К сожалению, подготовка специалистов по направлению «Андрагогика» в российских вузах не ведется (в то время как во многих европейских вузах, прежде всего университетах, имеются отделения образования взрослых либо факультеты и кафедры андрагогики 1), приобретение необходимых компетенций специ-алистами-андрагогами происходит в основном через систему повышения квалификации и самообразование.

Повышение андрагогической компетентности специалистов, осуществляющих обучение взрослых, является одной из приоритетных задач в деятельности нашей лаборатории. Ан-драгог должен сам постоянно учиться, поэтому преподаватели и методисты института активно включились в обучение по программе годичного семинара «Андрагогические и методи-

ческие основы обучения взрослых», который был организован сотрудниками лаборатории андрагогики в 2013/14 учебном году. Содержание программы было ориентировано на развитие андрагогической компетентности специалистов, включающей владение методикой пси-холого-андрагогической диагностики взрослых обучающихся, формами андрагогическо-го взаимодействия (сотрудничество, партнерское взаимодействие, наставничество); владение технологиями обучения взрослых.

На занятиях осуществлялся коллективный поиск возможностей и способов повышения качества и эффективности процесса повышения квалификации в институте. Наши коллеги изучали передовой отечественный и зарубежный опыт, проводили анализ и синтез наиболее перспективных концептуально-теоретических разработок в области андрагогики, повышения квалификации.

Обучение сотрудников института продолжилось на межкафедральных семинарах: «Современные интерактивные методы обучения взрослых», «Формы и методы организации обмена опытом участников курсов повышения квалификации», «Современная лекция в повышении квалификации»; «Разработка дополнительной профессиональной программы повышения квалификации».

1 Змеев С. И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2015. — № 3 (24). — С. 94-101.

Адаптация и внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения взрослых — одно из условий повышения качества дополнительного профессионального образования. Сотрудники лаборатории активно включились в проект «Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в институте и системе среднего профессионального образования Кемеровской области», предусмотренный программой развития КРИРПО на 2016-2020 гг. В рамках данного проекта апробированы разные формы образовательного взаимодействия; разработана и реализована программа повышения квалификации «Организация электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в профессиональной образовательной организации»; прошел дистанционный семинар с использованием технологии веб-квеста «Проектирование учебного занятия с использованием средств информационно-коммуникационных технологий», для обеспечения работы создан сайт https://sites.google. com/site/proekturokaikt; в рамках специализированной выставки-ярмарки «Кузбасский образовательный форум — 2015» (г. Кемерово) проведена консультация «Разработка электронного учебно-методического комплекса».

В контексте происходящих изменений в профессиональном образовании, внедрения инноваций в экономике и производственной сфере самообразование, обучение разных социально-профессиональных групп граждан в течение всей жизни становятся гарантом профессиональной стабильности специалистов и рабочих. Построение высококачественной и общедоступной сферы образования взрослых в нашей стране получает все большее разви-

тие. На сегодняшний день происходит расширение сети учреждений и подразделений, предоставляющих образовательные услуги взрослому населению, увеличение многообразия предлагаемых ими программ. Это актуализировало работу лаборатории по разработке информационно-методического обеспечения деятельности специалистов ПОО, учебных центров, осуществляющих профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование взрослого населения. Были разработаны и реализованы программы повышения квалификации «Андрагогические и методические основы дополнительного профессионального образования взрослых», «Организация обучения взрослых в профессиональной образовательной организации». В программы были включены следующие вопросы: нормативно-правовые основы организации обучения взрослых в РФ; разработка учебно-программной документации и методического обеспечения дополнительного профессионального образования; современные технологии и методы обучения взрослых; модульно-компетентностный подход в профессиональной подготовке; государственно-частное партнерство в реализации программ дополнительного профессионального образования.

Более чем на 60 % программы реализуются силами сотрудников лаборатории андрагогики: психологические аспекты образования взрослых, вопросы педагогического самоменеджмента, активные методы обучения разрабатываются в лаборатории методистом Еленой Ивановной Клычковой; андрагогические и технологические аспекты обучения взрослых — Лидией Николаевной Вавиловой, информатизация образовательного процесса, учебно-

методическое обеспечение образовательного процесса, дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании — Мариной Анатольевной Гуляевой.

В последние пять лаборатория активно сотрудничает с учебными центрами ведущих промышленных предприятий Кузбасса: ОАО «КОКС», ООО «Кузбасская энергосетевая компания», ОАО «Азот», ОАО «СУЭК-Кузбасс», Автономной некоммерческой организацией «Учебный центр «КузбассЖКС» (Топкинский цементный завод). По заявке данных организаций были разработаны и реализованы дополнительные профессиональные программы повышения квалификации «Психолого-педагогические основы обучения взрослых», «Психолого-педагогические основы деятельности преподавателя теоретического обучения» «Теория и методика профессионального образования взрослых». Реализация программ осуществлялась с использованием дистанционных образовательных технологий.

Для учебно-методического обеспечения данных программ разработаны электронные учебные издания: учебно-методическое пособие «Андрагогические и методические основы обучения взрослых» (Л. Н. Вавилова), методические рекомендации «Современные методы и приемы обучения взрослых» (А. В. Ко-пылова). Интерес у специалистов вызвали семинары «Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования и обучения в учреждениях профессионального образования», вебинары «Андра-гогические аспекты внутриорганизационного обучения персонала», «Андрагогический подход в дополнительном профессиональном образовании», «Организация работы заочного отделения в ПОУ», «Разработка и реализация программ обучения и дополнительных профессиональные программ в ПОО», «Активные методы обучения в повышении квалификации педагогов» и др.

Одной из новых структур в непрерывном образовании специалистов производственной сферы являются созданные на базе ПОО многофункциональные центры профессиональных квалификаций (МЦПК). С целью повышения профессиональной компетентности специалистов МЦПК в вопросах организации дополнительного профессионального образования сотрудники лаборатории проводят тематические групповые и индивидуальные консультации по вопросам: составление учебных пла-

нов и рабочих программ; индивидуальное обучение взрослых по программам дополнительного профессионального образования; особенности организации дистанционного обучения; мониторинг удовлетворенности слушателей и работодателей качеством образовательных услуг МЦПК и др.

В 2016 году в соавторстве с коллегами были подготовлены методические рекомендации «Многофункциональные центры профессиональных квалификаций: организационно-правовые и программно-методические аспекты деятельности (авт.-сост.: А. Г. Апухтина, Л. Н. Вавилова, Е. Б. Кониченко, О. И. Мало-россиянова). В методических рекомендациях представлены правовые основы и организационно-правовые формы функционирования МЦПК, описаны модели МЦПК, раскрыты требования к условиям осуществления образовательной деятельности многофункциональными центрами профессиональных квалификаций, в том числе к материально-техническому и кадровому обеспечению образовательного процесса в МЦПК.

Своим опытом и наработками в сфере образования взрослых сотрудники лаборатории делятся с коллегами на различных региональных мероприятиях: областном семинаре-совещании с организациями, аккредитованными в Минздравсоцразвития России и Минтруде России, оказывающими услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, по теме «Особенности обучения взрослых», областном семинаре в учебном центре «КузбассЖКС» по теме «Андрагогические аспекты обучения взрослых» и др.

Особым направлением в работе лаборатории является научно-методическое обеспечение деятельности методических служб ПОО. В условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов, профессионального стандарта педагога методические службы должны не только выстроить содержание методической работы, оказывающей оперативную, опережающую, личностно ориентированную методическую поддержку педагогам в освоении современных профессиональных компетенций, но и создать условия для их саморазвития, обеспечить ан-драгогическое и методическое сопровождение каждого педагога в самообразовательной деятельности, перейти от организованных коллективных форм методической работы к самообразованию, к ее организации на добровольной основе.

В регионе в 2014 году разработана и апробируется модель регионально-сетевой методической службы (РСМС) системы профессионального образования Кемеровской области, задачами которой являются обеспечение взаимодействия методических служб ПОО на принципах сетевого и профильного взаимодействия; сопровождение инновационных процессов в системе профессионального образования, создание единого научно-методического пространства; стимулирование инновационных подходов к организации методической работы.

Сотрудники лаборатории принимают активное участие в деятельности РСМС, разрабатывают нормативные документы: положение о региональной сетевой методической службе, региональное положение о наставничестве в ПОО, положение об электронной сетевой методической копилке.

Высказывание Чарльза Диккенса «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим» можно отнести как к преподавателям института, так и к методистам ПОО. На протяжении всех лет деятельности лаборатория разрабатывает и реализует систему учебно-методических мероприятий для руководителей методических отделов, методистов ПОО, включающую курсы повышения квалификации, семинары, вебинары, тематические и индивидуальные консультации.

С целью научно-методического и информационного сопровождения деятельности начинающих методистов профессиональных образовательных организаций в 2013/14 году была организована работа проблемно-творческой группы «Школа начинающего методиста ПОО». В группу вошел 21 методист из 19 ПОО Кемеровской области со стажем работы до трех лет. Ежемесячно проводились занятия годичного семинара, в том числе круглый стол «Миссия методиста в ПОО», тренинг «Уверенное профессиональное поведение», выездное занятие «Школы начинающего методиста» на базе Новокузнецкого педагогического колледжа № 2 по теме «Организация работы педагогического коллектива над единой методической темой». Научно-методическое и информационное сопровождение деятельности методистов также осуществлялось через консультирование (в том числе дистанционное), экспертизу методических материалов, подготовленных методистами, организацию наставничества. В качестве итогового продукта деятельности проблемно-творческой группы подготовлено и издано электронное методическое пособие «Содержание и организация деятельности методической службы ПОО» (2015 г.). В нем представлены материалы необходимые в повседневной работе методиста, ответы на наиболее актуальные вопросы, связанные с организацией методической работы в условиях модернизации профессионального образования.

При разработке и реализации программ повышения квалификации для методистов учитываются профессиональные затруднения и запросы методистов, тенденции развития профессионального образования, научно-практические разработки отечественных ученых. Обучение по программам проходит в несколько сессий, сочетаются очная и дистанционная формы обучения, что позволяет методистам апробировать полученные знания и умения в процессе профессиональной деятельности и получить оперативную консультацию при возникающих затруднениях. В качестве итоговых работ представляются методические материалы для педагогов, материалы по обобщению педагогического опыта, учебно-методические пособия, программы внутрифирменного обучения педагогических работников, модели электронного методического кабинета. В процессе курсовой подготовки методисты привлекаются к экспертно-методиче-ской деятельности: они пишут рецензии и экспертные заключения на учебные и методические материалы, подготовленные педагогами. Практически все подготовленные участниками курсов методические продукты могут сразу применяться в профессиональной деятельности методиста.

В межкурсовой период специалисты института проводят серию вебинаров методической тематики, особое внимание уделяется теоретическим и практическим аспектам учебно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, методисты могут обменяться опы-

том, задать вопросы и получить на них ответы не только специалиста института, но и своих коллег.

С целью выявления, поддержки и распространения наиболее эффективного опыта работы методических служб ПОО лаборатория андрагогики провела два областных конкурса «Лучшая методическая служба ПОО», в октябре — ноябре 2017 года запланировано проведение третьего конкурса.

Каждый год номинации конкурса обновляются, наибольший интерес у методистов вызвали номинации «Внутрифирменное обучение педагогических работников в условиях внедрения профессионального стандарта педагога»; «Активные и интерактивные формы и методы методической работы в ПОО», «Обобщение педагогического опыта педагогических работников», «Деятельность профессиональных объединений педагогов в ПОО», «Методические рекомендации для педагогов», «Современный педагогический совет».

Содержание конкурсных материалов показало, что методические службы достаточно гибко реагируют на требования времени и актуальные запросы педагогов: продуманно подходят к организации непрерывного профессионального образования педагогических работников, осуществляют его дифференцированно с учетом особенностей разных категорий педагогов (опытные и начинающие, мастера и преподаватели, руководящий состав и пр.), большое внимание уделяют созданию условий для адаптации и профессионального роста начинающих преподавателей, внедрению наставничества как формы методической работы в ПОО; используют активные и интерактивные формы и методы методической работы, дистанционные формы повышения квалификации педагогов, разрабатывают методические материалы для педагогов, позволяющие им более успешно выполнять свои функции и обязанности в соответствии с требованиями ФГОС.

По итогам второго конкурса в 2016 году был издан сборник работ лауреатов в номинациях, от-

ражающий актуальный опыт деятельности методических служб ПОО.

Данный конкурс позволил выявить и распространить новые подходы и формы организации методической работы в ПОО; содействовал развитию научного, методического и творческого потенциала методических служб ПОО, совершенствованию профессиональной компетентности и стимулированию профессионального творчества методистов ПОО.

Обменяться актуальным педагогическим опытом методисты и педагоги могут, используя электронную сетевую методическую копилку, созданную в 2014 году на сайте института. С 2015 по 2017 год в копилке размещено 88 работ.

Поиску разрешения актуальных проблем образовательной практики посвящены научно-прикладные исследования сотрудников лаборатории андрагогики. Итогом научно-прикладного исследования М. А. Гуляевой стала защита в 2014 году кандидатской диссертации «Формирование методической культуры педагога в процессе дополнительного образования». Научно-прикладные исследования также осуществляются через участие в работе временных научно-исследовательских коллективов: «Разработка и апробация базовых элементов региональной модели управления качеством профессионального образования», «Научно-методическое обеспечение мероприятий государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2016 годы (группа мероприятий «Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности»).

Достаточно новое направление в работе лаборатории — научно-методическое и консалтинговое сопровождение деятельности базовых учреждений профессионального образования КРИРПО, осуществляющих опережающую разработку учебно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с задачами модернизации профессионального образования. Л. Н. Вавилова является научным руководителем Новокузнецкого педагогического колледжа по теме «Система методической работы в ПОО как фактор модернизации педагогической деятельности преподавателей в соответствии с требо-

ваниями ФГОС», М. А. Гуляева — Новокузнецкого строительного техникума по теме «Освоение профессиональных компетенций студентами ПОО на основе проектного обучения».

Опыт работы сотрудников лаборатории представляется педагогическому сообществу на международных и всероссийских научно-практических конференциях (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Чебоксары, Челябинск, Тюменская область и др.); на международных конкурсах («Лучшая научная книга в гуманитарной сфере»), всероссийских (Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта «Современные методы и приемы обучения»,2013 г.; 2-я Всероссийская олимпиада педагогов «Современное образование», 2014 г.); на региональных специализированных выставках-ярмарках.

Ежегодно подготавливаются к изданию методические рекомендации и пособия: с 2013 по 2017 год издано восемь учебно-методических и методических пособий.

Все научно-методические разработки сотрудников лаборатории направлены на обеспечение качества дополнительного профессионального образования педагогических работников, совершенствование деятельности методических служб ПОО, повышение качества кадрового ресурса системы профессионального образования Кемеровской области.

Современная модель образования взрослых требует создания целого комплекса гибких организационных и педагогических форм обучения, предлагающих максимально благоприятные условия для продвижения человека в образовательном пространстве. Современная модель повышения квалификации методистов, преподавателей, актуализирует необходимость внедрения в практику ускоренных курсов обучения, возможности накопительной системы, включения вариативных составляющих в образовательные программы, сетевую модель развития профессиональной компетентности, внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Перспективы в деятельности лаборатории мы видим в реализации данных направлений.

Уважаемые коллеги, поздравляем вас с юбилеем института! Пусть в вашей работе все, что зависит от вас, будет качественным и талантливым, а все, кто зависят от вас, будут счастливы и благодарны! Новых творческих идей и профессиональных побед!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.