Научная статья на тему 'Становление новых форматов профессионального обучения в СПО: апрельские тезисы'

Становление новых форматов профессионального обучения в СПО: апрельские тезисы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / онлайн-обучение / подготовка специалистов дистанционного обучения / distance education / online education / preparation of specialists for distance education
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Михаил Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление новых форматов профессионального обучения в СПО: апрельские тезисы»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

работе с каждым обучающимся. У обучающихся соответственно усилилась ответственность за собственные образовательные достижения. Индивидуализация обучения в онлайн-формате достаточно успешно может быть реализована на платформах Microsoft Teams, Moodle, интегрированных с корпоративной информационной образовательной средой и обеспечивающих условия для совместной работы обучающихся и преподавателей на всех этапах обучения.

Онлайн-обучение предполагает доступность цифрового образовательного контента. Вследствие этого возросла роль активных, продуктивных форм работы, а транслирование информации и ее репродуктивное освоение перемещаются в область самостоятельной работы. Пришло понимание значимости неформального образования, ценности MOOC, которые могут успешно использоваться как дополнительный образовательный контент.

2/2020 | 47

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Становление новых форматов профессионального обучения в СПО: апрельские тезисы

Форс-мажорное внедрение технологических компонентов дистанционного обучения в системе СПО наглядно показало, что все субъекты образовательной деятельности — госучредитель, администрация ПОО, работодатели, методобъединения, преподаватели, мастера, родители, обучающиеся оказались де-факто неподготовленными к реализации новых форматов профессионального обучения.

Тезис 1. Анализ статистических данных показывает приоритет очного обучения в СПО по сравнению с дистанционным и сетевым. Государственное статистическое наблюдение (2020 г.) позволяет определить фактическую численность студентов государственных ПОО СПО по дистанционной и сетевой формам обучения (табл.)1.

Тезис 2. Управленческое, финансовое, учебно-методическое, образовательное и технологическое обеспечение дистанционного обучения оказались вне поля зрения исследователей и практиков СПО.

НИКИТИН

Михаил

Валентинович,

доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования «ИСРО РАО» Министерства просвещения РФ, Москва

1 Бондаренко Н. В., Бородина Д. Р., Гохберг Л. М. и др. Индикаторы образования: 2020: статистический сборник. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — С. 180.

Никитин М. В. Становление новых форматов профессионального обучения в СПО: апрельские тезисы // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 47-48. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10208.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, онлайн-обучение, подготовка специалистов дистанционного обучения

48 | 2/2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

Образовательные Всего, тыс. чел. Дистанционные образовательные технологии Сетевая форма

программы 2017-2018 2018-2019 2017-2018 2018-2019 2017-2018 2018- 2019

Подготовка специалистов среднего звена 2387,7 2464,3 139,4 161,4 170,9 149,6

Подготовка рабочих, служащих 557,0 542,1 14,2 18,4 52,3 48,8

В процентах

Подготовка специалистов среднего звена 100 100 5,8 6,5 7,2 6,1

Подготовка рабочих, служащих 100 100 2,5 3,4 9,4 9,0

Единственным субъектом, который взял на себя всю полноту ответственности за все компоненты дистанционного обучения в СПО, оказался преподаватель. Однако норматив государственного бюджетного финансирования преподавательской деятельности в условиях дистанционной и сетевой форм профессионального обучения еще не сложился, поэтому неизвестна оплата труда и тарификация команд персонала ПОО1.

Тезис 3. Многочисленные интервью коллег-экспертов, высказывания и оценки педагогов-практиков, обсуждающих ситуацию в электронных СМИ и социальных сетях, дают основание утверждать следующее:

- обучающиеся общего, среднего профессионального и высшего образования оказались более подготовленными к проведению занятий в дистанционном формате;

- службы ИТ-обеспечения даже в крупных ПОО оказались не подготовленными к организации массового дистанционного обучения по причине либо недостаточной организационно-методической кооперации персонала, либо из-за недостаточной квалификации ИТ-специалистов или их отсутствия.

Тезис 4. Не сформированы технология и методика организации дистанционного обучения для студентов с ОВЗ и инвалидов, большинство из которых (более 13 тыс.) получают профессиональную подготовку именно в системе СПО.

Тезис 5. Требуется сформировать госзадание на подготовку специалистов для технологического обеспечения качества дистанционного и сетевого обучения в региональных системах общего, профессионального, коррекционного и дополнительного профессионального образования, а с 2021 года развернуть целевую подготовку в ПОО СПО по специальностям «техник — системный администратор», «техник по образовательной статистике», «техник по дистанционному и сетевому обучению», «техник-блогер профессионального обучения», «техник по сопровождению обучения лиц с ОВЗ».

1 Никитин М. В. Государственно-корпоративно-частное партнерство в системе СПО // Приложение к журналу «Профессиональное образование и рынок труда». — Екатеринбург 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.