ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
Будущее уже наступило, или Педагог в режиме онлайн
Организация образовательного процесса в рамках компе-тентностного подхода в условиях тотального дистанта не стала для нас неожиданностью. Еще несколько лет назад наш институт начал интенсивную работу по разработке учебных курсов на платформе Moodle, однако о полном переходе на «удаленку» речь, конечно, не шла.
Сейчас, полтора месяца спустя, уже можно рассматривать сложности и достижения этого неоднозначного во всех отношениях периода. Безусловно, все попытки анализировать происходящее будут субъективными либо опирающимися на скупые пока данные, но именно сейчас, как никогда, важен позитивный опыт и практика, возможность вместе оценить ошибки и представить полученные данные.
Образование традиционно считается консервативной сферой, но проблемы глобализации, переживаемые сейчас каждым, и развитие технологий заставляют менять наши представления о способах получения знаний и серьезно переосмыслить привычный подход к учебному процессу. Роль педагога в образовательном процессе сложно переоценить, поэтому тезисно отразим ключевые характеристики педагогов высшей школы на дистанте:
1. Работоспособность. Привычным стал ненормированный рабочий день исключительно в положении сидя за компьютером.
2. Клиентоориентированность. Почти всю работу со студентами сегодня смело можно назвать индивидуальной, благо любая платформа содержит в себе возможности для обратной связи со студентами. Для многих студентов формат удаленной работы стал возможностью проявить себя, пообщаться с преподавателем лично, обсудить свои ошибки, направления дальнейших действий.
3. Самообучаемость. Необходимость стремительно наращивать новые компетенции в овладении инструментами дистанционного образования.
4. Многозадачность. Работа в удаленном доступе означает, что все создаешь сам, не просто пришел в аудиторию и провел занятие, а продумываешь, планируешь каждый шаг, который потом последовательно реализуешь. Как запланировать лекцию и провести ее онлайн? В какой программе снять лекцию
Дикова В. В. Будущее уже наступило, или Педагог в режиме онлайн // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 53-54. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10211.
2/2020 | 53
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ДИКОВА
Виктория
Вячеславовна,
кандидат психологических наук, доцент, директор Центра тестирования и профориентации, доцент кафедры педагогики и психологии Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиал РГППУ), Нижний Тагил
Ключевые слова:
дистанционное обучение, он-лайн-обучение, образовательная платформа, роль педагога в образовательном процессе
54 | 2/2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
и выложить ее на YouTube? Как спроектировать практическое задание? Как организовать обратную связь со студентами?
5. Мобильность. В условиях нестабильности и неопределенности профессиональная мобильность становится одной из ключевых характеристик, в силу того что определяет степень откликаемости на изменения и готовности быстро решать поставленные задачи на высоком уровне при минимальном внутреннем сопротивлении, а в идеальном варианте без него.
6. Критическое мышление. Уметь самому и научить студентов навыкам критического анализа получаемой информации, возможности управлять информационными потоками, отбирать главное и опускать второстепенное.
Получившийся в результате образ вполне соответствует образу педагога будущего. То есть будущее уже наступило. Не будет никакой точки перехода. Переход произошел технологически, но не методологически. Образовательный процесс переведен в другую плоскость практически без изменений, так как на них не хватило времени: лекции по Zoom и Skype практически те же и по содержанию, и по форме. Тем не менее большинству из нас ясно, что инструменты онлайн-обучения должны содержать в себе больше возможностей и учитывать работу когнитивной сферы, организацию внимания, мотивацию, психологическое состояние субъекта.
Разработка качественных продуктов онлайн-обучения требует значительных затрат времени и компетенций, которых нам не хватает, но в будущем эту проблему можно решить успешно. Уже сейчас необходимо разрабатывать и запускать инструменты образовательной аналитики, которая позволит выяснить слабые места онлайн-курсов, образовательных модулей и программ. Особой ценностью обладает анализ тех форм обучения и отдельных курсов, которые имеют высокий рейтинг среди студентов.
Образовательная аналитика обязана учитывать мнение и другой стороны — преподавателей. Важно иметь возможность получить консультацию, организовать обмен опытом, поделиться впечатлениями, так как сейчас мы лишены этой возможности из-за высокой напряженности труда.
Глубокий анализ образовательного процесса сейчас, в условиях его стихийности, неоднозначности и нестабильности, позволит нам более ясно представлять, как решать такие проблемы в будущем, какие компетенции наращивать и как оперативно и гибко реагировать на вызовы времени.