Научная статья на тему 'Перестать отрицать и начать учить онлайн'

Перестать отрицать и начать учить онлайн Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / онлайн-обучение / образовательный портал колледжа / трансформации сознания педагога / distance education / online education / college educational portal / teacher’s consciousness transformation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перестать отрицать и начать учить онлайн»

2/2020 | 39

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

только часть учебного процесса. Потребуется разработка виртуальных средств обучения и тренажеров, программ компьютерного моделирования. Неизбежно и сохранение живых практик общения, коллективного сотрудничества студентов колледжей и вузов.

Еще в начале прошлого века украинский профессор педагогики Александр Музыченко убежденно предсказывал: «Школа ХХ века будет преследовать в главном развитие самостоятельного мышления»1. Он ошибся не прогнозом, а веком, отринувшим призывы к индивидуализации обучения и его следствию — самообразованию. Пандемия заставит к ним возвращаться.

1 Цит. по: Чарнолуский В. И. О самообразовании. — СПб.: Знание, 1909.

Перестать отрицать и начать учить онлайн

Всеобщий переход на дистанционное обучение состоялся! Не состоялось только само дистанционное обучение — по многим причинам, которые теперь активно обсуждаются в образовательном сообществе. Это и технические проблемы, и низкий уровень цифровой грамотности преподавателей, и некоторые другие аспекты.

На протяжении почти двух месяцев скоропостижного перехода в онлайн мы наблюдали, как большинство образовательных организаций бросились впопыхах перекладывать офлайн в онлайн, не задумываясь о том, что законы, принципы, методики и методы, давно и успешно работающие в традиционном образовании, далеко не всегда работают в дистанционном формате. И уже не имеет значения, какие инструменты используются. Испортить можно все и при помощи Zoom, и при помощи Moodle, и при помощи Google. Что, собственно, и произошло.

Получилось не дистанционное обучение, а дистанционная калька. Примерно как с переводчиком Google. Вроде бы все слова переведены верно, но смысл либо плохо понятен, либо теряется совсем.

Можно научить преподавателя пользоваться какими угодно инструментами и технологиями, но его работа будет скучной и малоэффективной, если не научить его идеологии дистанционного обучения.

Ходоровская А. Л. Перестать отрицать и начать учить онлайн // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 39-41. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10204.

ХОДОРОВСКАЯ Анна Леонардовна,

начальник отдела внедрения ИС колледжа управления и экономики «Александровский лицей», Санкт-Петербург

Ключевые слова:

дистанционное обучение, онлайн-обучение, образовательный портал колледжа, трансформации сознания педагога

40 | 2/2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

Учить в дистанционном формате надо не так, как в традиционном. Надеюсь, что сегодняшний опыт сделал это очевидным для всех участников образовательного процесса. В дистанте все иное — методика, психология, философия. Большинство педагогов не учились этому в вузах, да и на курсах повышения квалификации об этом не рассказывают. Педагоги оказались совершенно внезапно в ситуации, к которой большинство не было готово, в ситуации, в которой надо было срочно переформатировать весь свой прошлый опыт, зачастую успешный, но ДРУГОЙ. В лучшем случае в сложившейся ситуации преподавателей учили пользоваться инструментами. Но мало кто говорил о том, как эти инструменты использовать эффективно, откуда взять этот новый опыт, который позволит при помощи новых инструментов все-таки научить, получить образовательный результат, равный тому, который был в традиционном формате, а может, еще и лучший.

Можно найти деньги и решить технические проблемы, можно научить преподавателей работать в Zoom и Moodle, можно выдать студентам планшеты и ноутбуки, можно создать цифровые платформы, но все это будет бесполезно, пока мы не научим преподавателей по-другому мыслить, по-другому конструировать образовательный процесс, по-другому чувствовать свою роль в этом образовательном процессе, по-другому воспринимать студентов и их роль в процессе обучения.

Считаю, что внедрение дистанционных форм обучения надо начинать именно с трансформации сознания педагога. Следует показывать лучшие практики, а они есть у нас, учиться у лучших специалистов, и они есть у нас. Надо создавать такие онлайн-курсы переквалификации для педагогов, которые сами по себе будут ярким примером того, как надо учить дистанционно, чтобы преподаватели, будучи студентами на таком курсе, увидели, что можно получить отличный образовательный результат, обучаясь дистанционно. Надо зажечь преподавателя, показать ему богатый мир дистанционного обучения, его возможности и краски, чтобы захотелось меняться самому и достигать успехов и в онлайн-обучении. Все-таки в образовательном процессе главное — не технологии и инструменты, главным остается педагог, который умеет сделать этот образовательный процесс насыщенным, интересным и эффективным с любыми инструментами или без них. Академик Лихачев сказал когда-то: «Где хорошие учителя, там хорошие ученики».

Если говорить про наш колледж, то наш переход в онлайн, я считаю, случился относительно спокойно по двум причинам. Во-первых, администрация колледжа достаточно оперативно отреагировала на ситуацию и в режиме мозговых штурмов были выработаны сначала временные, а потом уже и основные правила организации дистанционного обучения, созданы локальные акты, регламентирующие работу в новом формате. Во-вторых, у нас уже работал образовательный портал колледжа на базе LMS Moodle и 60% преподавателей имели опыт работы на портале. Таким образом, на сегодняшний день у нас получилась такая схема дистанционного образовательного процесса:

Образовательный портал колледжа является базовой учебной площадкой, на которой аккумулируется вся информация для студентов,

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

выкладываются учебные материалы, собираются практические и самостоятельные работы. Для этого по каждой дисциплине или модулю создан курс на портале.

Для онлайн-занятий используется Zoom или Skype на усмотрение преподавателя.

Используется Google Диск для ведения различных журналов, сбора и хранения результатов.

Есть возможности удаленного доступа к компьютерам колледжа, например, для проведения удаленных занятий со специальным ПО, которое студенты не могут установить на домашних компьютерах.

Онлайн-поддержка преподавателей, онлайн-обучение преподавателей новым инструментам проводится регулярно.

К сожалению, вынуждена отметить, что и в нашем колледже уделяется недостаточно внимания именно идеологии, дидактике обучения в дистанционной среде. И это, безусловно, также сказывается на образовательных результатах и на восприятии студентами и самими преподавателями процесса дистанционного обучения. Часть моих коллег по результатам работы в новом режиме отметили, что то, чему они научились и использовали сейчас, можно и нужно потом применять в традиционном обучении. И все-таки я знаю много коллег, преподавателей и учителей, которые ждут не дождутся, когда «это все» закончится, и говорят о том, как же хорошо было работать, когда «ничего этого» не было.

Пока что результаты перехода на дистанционное обучение напоминают мне ситуацию из старого выпуска киножурнала «Ералаш», в котором показан урок литературы с использованием так называемого машинного метода обучения. В конце урока один из учеников говорит: «Если бы Гоголь знал, что его будут изучать таким методом, он бы и первую часть „Мертвых душ" сжег». А пожилая учительница со вздохом замечает, что если бы Гоголю самому пришлось учить литературу таким методом, он бы ничего не написал...

Но сегодня уже невозможно, нельзя, опасно отрицать то, что приходит в образование с развитием информационных технологий и цифровой среды. В образовательном сообществе есть много людей, которые достигли успехов в дистанционном обучении и могут научить других. Давайте обратимся к их опыту, давайте поучимся у них и научим других. Будущее образования невозможно без дистанционных форм работы. Хотелось бы, чтобы это постепенно поняли все участники процесса, в особенности педагоги. Надо перестать отрицать и двигаться вперед, изменяя в первую очередь себя. Закончить хочется одной короткой восточной мудростью: «Утверждающий богат, отрицающий беден».

2/2020 | 41

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.