Научная статья на тему 'Дистанционные технологии — путь к самообразованию'

Дистанционные технологии — путь к самообразованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / онлайн-обучение / самообразование / аутскулинг / distance education / online education / self-education / outschooling
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционные технологии — путь к самообразованию»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

2/2020 | 37

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

СМИРНОВ Игорь Павлович,

доктор философских наук, член-корреспондент РАО, Москва

Ключевые слова:

дистанционное обучение, онлайн-обучение, самообразование, аутскулинг

Дистанционные технологии — путь к самообразованию

Непознанный наукой вирус COVID-19 нанес сокрушительный удар системе образования, к отражению которого она оказалась не готова. Как, впрочем, и медицина, экономика, все общество, да и весь мир. Начавшийся переход на дистанционные формы образования — недостаточная мера, чувствительная к малейшему разрыву коммуникационных связей, тем более к их отсутствию. Каждый четвертый вуз не обеспечивает штатного дистанционного режима работы, у каждого седьмого отсутствует нужная инфраструктура1. В Санкт-Петербурге 15 тысяч школьников не имеют условий для дистанционного обучения2, что уж говорить о периферии. Наступающие летние каникулы спасают образование, иначе учебный год был бы сорван — впервые в истории (не считая военных лет).

Летнюю передышку надо использовать не только для того, чтобы прикупить компьютеров и обучиться онлайн-техноло-гиям. Но иных предложений пока не слышно: в обоих образовательных министерствах, похоже, видят выход в привычном бюджетном решении проблем, не понимая, что все ресурсы страны брошены на физическое спасение нации. Сегодня же важнее стратегически осмыслить ситуацию и, если потребуется, перейти на новые принципы образования, адекватные эпохе неизбежных пандемий.

На мой взгляд, перспективу для образования в целом представляет растущий сегодня мировой тренд самообразования. Аутскулинг, как его называют на Западе, наиболее распространен в США и Канаде, где охватывает около 4% школьников (в России — 0,15%)3. Пока еще не так много, но давайте посмотрим на рывок, который будет сделан после пандемии.

Самообразование означает передачу ответственности за обретение знаний от педагога к обучающемуся, это лучший способ самоопределения молодого человека, включая его профессиональную ориентацию. Оно предполагает не домашнее затворничество, а расширение коммуникаций собирающего полезные знания учащегося с множеством источников. Неуместно и пугать образовательное учреждение, педагогов перспективой

1 Савицкая Н. После пандемии высшее образование уже не будет прежним // Независимая газета. — 2020. — 25 марта. URL: http://nvo.ng.ru/education/2020-03-25/8_7826_education1.htmi.

2 Алексютина Н. Около 15 тысяч школьников Санкт-Петербурга не имеют необходимых условий для дистанционного обучения // Учительская газета. — 2020. — 1 апр. URL: http://www.ug.ru/news/30291.

3 Коротченко Н. Аутскулинг в тренде: почему домашнее обучение входит в моду // РБК+. Образование. — 2019. — Вып. 10. URL: https://pius.rbc.ru/news/5cb8b3117a8aa937fee263bc.

Смирнов И. П. Дистанционные технологии — путь к самообразованию // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 37-39. — DOI 10.24411/2307-4264-2020-10203.

38 | 2/2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

их ненужности при переходе к новой образовательной парадигме. Напротив, можно прогнозировать повышение роли тех, которые первыми заменят классно-урочное начетничество педагогическим сопровождением самоопределения учащихся. Если искать прообраз будущего педагога, то ближе всего к нему современная миссия научного руководителя аспиранта. Движение к парадигме самообразования уже идет, просто оно еще не осознано. Не понято, например, что ЕГЭ, по сути, уничтожило государственный стандарт общего образования, отобрало у государства право определять объем знаний, это делает сам ученик, готовясь только к тем экзаменам, которые соответствуют избранному им профессиональному профилю. Стоит обратить внимание на решение Департамента образования Ненецкого автономного округа, который под воздействием пандемии рекомендовал школам отменить с 1 мая домашние задания для учеников 11-х классов по всем учебным предметам, которые не выбраны ими для сдачи ЕГЭ1. Такое решение ориентировано не только на пандемию, но и на будущее. Можно предположить, что число профилей ЕГЭ будет расти, а их содержание станет главным ориентиром для самообразующихся при выборе профессионального образования.

Не замечено и еще не оценено такое следствие перехода на удаленку, как освобождение образования от избыточной функции — воспитания, доставшейся нам от времен Крупской и педагогики марксизма, по инерции сохраненной в действующем законе2. Воспитание на удаленном доступе — абсурд, что-то вроде бокса по переписке или секса по телефону. Читателей, у которых прощание образования с воспитанием вызывает ностальгический шок, адресуем к Льву Толстому. 100 лет назад он успокаивал тех, кто в растерянности спрашивал: «Чем же должна быть школа при невмешательстве в дело воспитания?» «Отвечаю: школа должна иметь одну цель — передачу знания, не пытаясь переходить в нравственную область убеждений, верований и характера»3.

Пандемия обнажила пороки и показала необходимость изменения образовательного закона: не внесения в него бесконечных поправок, а изменения базовых положений в сторону парадигмы самообразования. Идущая из прошлого миссия образования сегодня забетонирована в ст. 2 (п. 1) закона «Об образовании в РФ» формулой «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения», где воспитание указывает на «факел, который надо зажечь», а обучение — на «сосуд, который надо наполнить». За самим учащимся закон не числит никакого творческого потенциала, способности к саморазвитию, на него надо целенаправленно воздействовать, причем в едином направлении, сколько бы личностей в классе ни сидело.

Вызов пандемии наиболее опасен по своим последствиям для профессионального образования. На удаленном доступе здесь можно заместить

1 В НАО одиннадцатиклассников освободят от домашних заданий // Учительская газета. — 2020. — 20 апр. URL: http://www.ug.ru/news/30432.

2 Смирнов И. П. Кто отвечает за любовь к Родине? // Учительская газета. — 2020. — 31 марта. URL: http://www. ug.ru/archive/82951.

3 Чарнолуский В. И. О самообразовании. — СПб.: Знание, 1909. URL: http://eiib.gnpbu.ru/text/chamoiusky_ o-samoobrazovanii_1909/go,0;fs,1.

2/2020 | 39

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

только часть учебного процесса. Потребуется разработка виртуальных средств обучения и тренажеров, программ компьютерного моделирования. Неизбежно и сохранение живых практик общения, коллективного сотрудничества студентов колледжей и вузов.

Еще в начале прошлого века украинский профессор педагогики Александр Музыченко убежденно предсказывал: «Школа ХХ века будет преследовать в главном развитие самостоятельного мышления»1. Он ошибся не прогнозом, а веком, отринувшим призывы к индивидуализации обучения и его следствию — самообразованию. Пандемия заставит к ним возвращаться.

1 Цит. по: Чарнолуский В. И. О самообразовании. — СПб.: Знание, 1909.

Перестать отрицать и начать учить онлайн

Всеобщий переход на дистанционное обучение состоялся! Не состоялось только само дистанционное обучение — по многим причинам, которые теперь активно обсуждаются в образовательном сообществе. Это и технические проблемы, и низкий уровень цифровой грамотности преподавателей, и некоторые другие аспекты.

На протяжении почти двух месяцев скоропостижного перехода в онлайн мы наблюдали, как большинство образовательных организаций бросились впопыхах перекладывать офлайн в онлайн, не задумываясь о том, что законы, принципы, методики и методы, давно и успешно работающие в традиционном образовании, далеко не всегда работают в дистанционном формате. И уже не имеет значения, какие инструменты используются. Испортить можно все и при помощи Zoom, и при помощи Moodle, и при помощи Google. Что, собственно, и произошло.

Получилось не дистанционное обучение, а дистанционная калька. Примерно как с переводчиком Google. Вроде бы все слова переведены верно, но смысл либо плохо понятен, либо теряется совсем.

Можно научить преподавателя пользоваться какими угодно инструментами и технологиями, но его работа будет скучной и малоэффективной, если не научить его идеологии дистанционного обучения.

Ходоровская А. Л. Перестать отрицать и начать учить онлайн // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 39-41. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10204.

ХОДОРОВСКАЯ Анна Леонардовна,

начальник отдела внедрения ИС колледжа управления и экономики «Александровский лицей», Санкт-Петербург

Ключевые слова:

дистанционное обучение, онлайн-обучение, образовательный портал колледжа, трансформации сознания педагога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.