Научная статья на тему 'Дистанционные технологии в преподавании общеобразовательных дисциплин в колледже'

Дистанционные технологии в преподавании общеобразовательных дисциплин в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн-обучение / дистанционное обучение / общеобразовательные дисциплины в СПО / видеоурок / distance education / online education / general subjects in SPE / video lesson
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционные технологии в преподавании общеобразовательных дисциплин в колледже»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

- обеспечение автоматизированного контроля корректности оформления документации с формированием рекомендаций по исправлению ошибок;

- реализация доступа к справочной системе по оформлению документации (рекомендации и указания по оформлению документации, примеры, типичные ошибки и др.);

- проведение обучения оформлению документации в соответствии с ГОСТами;

- проведение самооценки и взаимной оценки работ пользователями системы.

Так как сервис работает автоматизированно, даже многократные проверки ВКР на выявление ошибок в оформлении не занимают много времени и не требуют участия нормоконтролера, который подключается только на этапе заключительной проверки.

Рассматриваемый сервис имеет универсальную структуру, которая позволяет подстраиваться под требования ГОСТов или нормативных документов организации, тексты которых нужно проверять на оформление. Построение сервиса на REST-архитектуре позволит как интегрировать его с существующей информационной инфраструктурой Университета ИТМО, так и предоставить доступ другим образовательным учреждениям.

Совокупность инструментов дистанционного взаимодействия, таких как Skype, ZOOM, Google Диск и т. п., а также использование «Сервиса автоматизированного нормоконтроля документов и обучения оформлению документации» позволит эффективно организовать подготовку ВКР к защите.

2/2020 | 63

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Дистанционные технологии в преподавании

общеобразовательных дисциплин в колледже

Специфика общеобразовательных дисциплин в СПО состоит в том, что программы рассчитаны на один год (в отличие от школьных программ) и должны содержать воспитательный компонент (в отличие от профессиональных дисциплин), в связи с чем возникает закономерный вопрос: как воспитывать студента во время видеоурока через Zoom (Skype, Discord, etc.) и успеть изложить весь материал, предполагаемый программой?

Гладышев Д. Е. Дистанционные технологии в преподавании общеобразовательных дисциплин в колледже // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 63-65. — 001 10.24411/2307-4264-2020-10216.

ГЛАДЫШЕВ Дмитрий Евгеньевич,

кандидат философских наук, преподаватель общеобразовательных дисциплин Свердловского областного педагогического колледжа, Екатеринбург

Ключевые слова:

онлайн-обучение, дистанционное обучение, общеобразовательные дисциплины в СПО, видеоурок

64 | 2/2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

На заседании кафедры общеобразовательных дисциплин Свердловского областного педагогического колледжа (СОПК) было принято решение использовать для взаимосвязи преподавателей и студентов платформу Google Classroom. Также был выработан алгоритм взаимодействия с обучаемыми: каждый преподаватель размещает на платформе задания для отдельной группы первого курса в соответствии с количеством аудиторных занятий, предусмотренных расписанием, и дополнительно, как минимум один раз в неделю, проводит видеоконсультацию через Zoom или Skype.

Неожиданной трудностью при реализации утвержденного алгоритма стало «стеснение» педагогов — многие «не готовы транслировать свое личное пространство» через веб-камеру, однако записи видеоконсультаций, проведенные наиболее «смелыми» коллегами, сняли этот психологический барьер. Достичь психологического комфорта при проведении видеозанятий также помогли рекомендации по организации домашнего офиса от профессионалов из других сфер, давно овладевших дистанционными технологиями.

В свою очередь студенты довольно быстро включились в работу на платформе Google Classroom, поскольку ее основные функции и интерфейс напоминают функционал наиболее популярных социальных сетей: возможность комментировать записи, выкладывать фотографии (заданий), следить за собственным рейтингом успеваемости. Для преподавателей данная площадка полезна не только с точки зрения аналитической составляющей, которая позволяет отследить успеваемость каждого студента и всей группы по предмету, но и в плане использования современных педагогических технологий: создание интеллект-карт, разработка презентаций, опросов и анкет, работа с таблицами — все эти функции встроены в платформу.

При первых сеансах видеосвязи обучаемые проявляли большой интерес как к содержанию занятия и вопросам организационного характера, так и к личному опыту соблюдения режима карантина преподавателем. Это подтверждает наличие в обществе новой психологической ситуации, когда личная коммуникация трансформируется в общение «лицом к лицу» только через сеансы видеосвязи. Коллеги обратили внимание на то, что не все студенты подключаются к видеозанятию (в среднем 10-15% от группы не выходят на связь), часть обучаемых (около 30% студентов) не подключают микрофоны и видеокамеры, и преподаватель не может отследить их участие в занятии. Справедливости ради стоит заметить, что и при проведении очных занятий 100-процентного вовлечения студентов в процесс обучения добиться чрезвычайно сложно.

Опыт проведения видеоконсультаций через платформу Zoom, где установлено ограничение на видеоконференцию в 40 минут (что соответствует нормам СанПиН при проведении видеоуроков), позволил выработать структуру видеоконсультации и алгоритм ее проведения (на примере видеоконсультаций по дисциплине «Обществознание»):

1. Для приглашения участников видеоконференции используются социальные сети (vk.com, whatsapp, etc.).

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

2. Сбор участников и решение технических сложностей в начале конференции занимает 3-5 минут.

3. Ответы преподавателя на вопросы, возникшие у обучаемых по предыдущим темам, занимают 10-15 минут.

4. Анонс следующей темы с предварительным разъяснением ключевых понятий — 10-15 минут.

5. Свободное общение на отвлеченные темы — 5-7 минут.

При необходимости осуществляется повторное подключение на 40 минут, а запись видеоконференции размещается на канале в YouTube и личном блоге преподавателя для того, чтобы студенты смогли ознакомиться с содержанием занятия в любое удобное для них время. При проведении видеозанятий по дисциплинам социально-гуманитарного цикла отлично зарекомендовала себя технология «Перевернутый класс».

В переходе на новый формат обучения обнаружились положительные моменты: преподаватели колледжа смогли выявить свои профессиональные дефициты и наметить индивидуальные траектории профессионального развития; преподаватели иностранного языка стали подключать к онлайн-занятиям школьников и студентов из стран изучаемого языка; повысилась мотивация студентов и ответственность за результаты своего труда; родителям представилась возможность понять трудности своих детей в освоении выбранной ими специальности.

Сложившаяся ситуация меняет не только организацию выполнения трудовых обязанностей во всех профессиональных областях, но и трансформирует все жизненное пространство человека: мы учимся иначе относиться к привычным делам, тщательнее следим за личной гигиеной, ограничиваем круг общения и социальные контакты. Данное положение дел свидетельствует о глобальных изменениях в нашем образе жизни, и возврат к прежнему вряд ли возможен полностью. Сегодня взаимопомощь и взаимообучение в педагогическом коллективе жизненно необходимы, в связи с чем сотрудники СОПК устраивают мастер-классы по созданию тестов в Google Forms, записывают видеоинструкции по работе с полезными образовательными приложениями, оценивают материалы образовательных порталов. Можно с уверенностью сказать, что приобретенный таким образом опыт будет полезен и в дальнейшем.

2 / 2020 | 65

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.