ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
PERSONALITY OF A FOREIGN ENGLISH TEACHER AT THE REMOTE FORM OF EDUCATION IN THE UNIVERSITY
УДК 811.111
Лучникова Алёна Вячеславовна, Старший преподаватель кафедры английского языка профессиональной коммуникации Пермский Государственный Национальный Исследовательский Университет Россия, Пермь
Luchnikova A.V., Senior Lecturer, the Department of English for Professional Communication, Perm State University. Russia, Perm
Аннотация:
В статье автор рассматривает способы и особенности организации дистанционного обучения в современном вузе, достоинства данной формы работы. Анализируется изменение роли преподавателя, участвующего в данном виде работы. Приводится информация о разных видах организации деятельности преподавателя в рамках системы дистанционного обучения и его функциях.
Abstract:
The author analyzes ways and features of distance learning organization in the modern university, the peculiarities and advantages of this work form. The changing role of the teacher is analyzed. The information on the different models of the teacher's activity organization as a part of a distance learning system and its functions is given.
Ключевые слова: дистанционное обучение, роль преподавателя, современные образовательные технологии в системе дистанционного обучения.
Keywords: e learning, the role of the teacher, modern information technology in distant learning system.
Современный мир нуждается в образованных людях нисколько не меньше, а даже в разы больше, чем мир несколько десятилетий назад. Кто может стать высококлассным, а значит, и высоко оплаченным специалистом сегодня? Ответ прост - тот, кто рассматривает образование как одну из
возможностей найти себя в мире и стать востребованным на современном рынке труда. Знание иностранного языка считается необходимым для современного специалиста.
В современном мире молодой человек должен уметь получать нужную ему информацию из разных источников самостоятельно, должен не только иметь собственную точку зрения, но и уметь ее аргументированно защищать, применять приобретённые знания на практике. Можно отметить, что еще некоторое время назад целью образования были готовые, существующие знания, то сейчас они трансформировались во вспомогательные средства развития интеллекта человека. Поэтому возникла необходимость изменить требования и подходы к изучению иностранных языков. Абсолютно новую и уникальную возможность получать новые знания, индивидуально планируя для себя место и время, даёт дистанционное обучение.
Дистанционное обучение, по мнению Е.С. Полат, это «взаимодействие педагога и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [Термины и определения дистанционного обучения]
Дистанционное обучение — это особая форма, которая помогает дополнить любую из имеющихся видов подготовки на расстоянии. Именно благодаря такой системе, студенты имеют возможность осваивать новые материалы, консультироваться со своими преподавателями, выполнять контрольные и экзаменационные работы в удобное для них время с помощью своих гаджетов.
Согласно Статьи 16 Федерального закона об образовании в российской федерации (273-Ф3) «... под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»]. Данный термин дает ясное представление о том, что именно должно осуществляться, если организуется образовательный процесс на основе онлайн обучения. Тут «под дистанционными образовательными
технологиями представляются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»].
Основной её принцип обучения на дистанте— прямое взаимодействие студента с преподавателем посредством интернета. Принцип дистанционного обучения ориентирован в первую очередь на проведение интерактивных занятий в форме видеоконференции. Такое использование технологий (видеоматериалы, презентации, электронные словари, видеоконференции и др.) уже становится обычной формой обучения. На сегодняшний день одним из основ дистанционного обучения являются образовательные платформы, которые дают возможность учиться в удобное время в удобном месте. Их много. Основными представителями образовательных платформ выступают:
Google Classroom, BBB, Coursera, Zoom, Intel Education Galaxy и другие.
[2]
При обучении иностранному языку дистанционно весьма эффективно решается большинство дидактических задач. При этом меняется роль преподавателя, у которого основная задача - стимулировать развитие личности обучаемого, направлять его творческий поиск. Отношения со студентами строятся на принципах сотрудничества. Естественно, что необходима трансформация организационных форм учебной работы, а именно: упор на самостоятельную работы и увеличение количества работ исследовательского характера. Особенно, если речь идет о бакалаврах и специалистах старших курсов или магистрантах.
Нельзя сказать, что дистант - это совершенно новая и еще непознанная форма работы со слушателями. Многие люди вынуждены были получать образование дистанционным образом и раньше. Это:
- дети военных и те, кто не может добраться до места учебы;
- дети-инвалиды;
- люди, которые хотят усовершенствовать свои знания или освоить иностранный язык самостоятельно.
Другое дело, что в нынешней социально-экономической ситуации в мире и в стране практически все учащиеся временно переведены на данную форму обучения без возможности выбора. Поэтому мы сейчас говорим об этой форме обучения как об одной из возможностей получения образования сегодня.
Если обратить внимание на категорию студентов, которые и раньше получали данную форму обучения, то можно заметить, что именно с помощью дистанционной формы обучения реализуется то самый индивидуальный подход, смысл которого - учитывать возможности обучаемого, его интеллектуальные способности, снять психологические трудности в освоении учебного материала. Это важно особенно при изучении иностранных языков.
Рассмотрим ряд преимуществ дистанционного обучения:
1) свобода выбора и доступа - вы можете заниматься где и когда удобно и с любым преподавателем
2) не затратное обучение - затраты только на гаджет,
3) гибкость обучения - можно адаптировать процесс обучения под свои нужды
4) актуальность - постоянное обновление учебных материалов
Изменился и современный студент. Его не нужно заставлять посещать
лекции, он сам стремится в университет. Особенно это заметно сегодня, когда студенты вынуждены заниматься только в онлайн режиме. Конечно, не везде происходит подобное. Необходимо продолжать реформаторскую работу. Понятно следующее: добиться наших целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии, ибо обучение, ориентированное на какого-то неизвестного студента, не может отвечать современной ситуации. Можно сказать, что дистант - это форма такого образования, в котором личность студента находится в центре внимания педагога, в котором познавательная деятельность, а не преподавание, является ведущей в отношениях преподаватель - студент, чтобы традиционная парадигма образования преподаватель—учебник—студент была заменена на: студент—учебник— преподаватель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике. [Новые Педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат, 2008, стр. 11]
Использование систем дистанционного образования в вузе изменяет роль преподавателя, точнее роль преподавателя становится более важной, а его функции расширяются. Это возможно при условии осознания самими преподавателями этой роли и функций, которые им пришлось принять на себя, тем самым изменив свое место в процессе обучения в целом. Проблема определения значения преподавателя при организации дистанционного обучения студентов сложна, так как неправильное понимание ее принципов неизбежно приведет к снижению эффективности всего образовательного процесса, а также к трудностям в достижении результатов в
профессиональной подготовке студентов. Особое значение имеет то, что все участники процесса обучения находятся далеко друг от друга, и роль преподавателя усложняется, ведь ему приходится регулировать весь процесс обучения с применением данных средств, чтобы получить запланированный образовательный результат.
Кто же является участником системы дистанционного обучения?
Администратор системы дистанционного обучения. Им редко бывает преподаватель. Чаще всего такую роль играет 1Т-специалист, компетентный в сфере организации, наладки и проверки информационных систем.
Дизайнер курсов. Им может стать преподаватель, так как здесь необходимо разработать материал и методику преподавания. Преподаватель, как дизайнер курсов, выполняет ту же роль, что и при очном обучении, когда самостоятельно разрабатывает УМК. Единственное, в чем отличие - это необходимость сделать все учебные материалы интерактивными, а значит, преподаватель должен владеть современными информационными технологиями. Разработка, например, учебного материала в МооШе может осуществляться дизайнером-преподавателем, который и сам потом может преподавать этот материал. Разработка курса по иностранному языку, конечно, отличается от простого преподавания по учебнику. Здесь есть простор для методической фантазии педагога. В зависимости от целей занятий преподаватель подбирает учебный материал, основываясь еще и на индивидуальные запросы группы, отдельных студентов, их специальности. Тексты на иностранном языке должны соответствовать запросам текущего состояния общества, тенденциям его развития и возможностям будущего. Лексико-грамматический материал подбирается ситуативно, в зависимости от необходимости его применения в данном контексте. Понятно, что материал на одном и том же курсе, но на разных факультетах будет схожим по форме, но отличным по содержанию.
Преподаватель. Главная роль преподавателя вуза как организатора дистанционного обучения имеет прямое отношение к процессу преподавания. Он контролирует качество выполнения учебного процесса, но при этом может не быть автором курса. [Роль и функции преподавателя, применяющего возможности дистанционного обучения, в современной системе профессиональной подготовки студентов]
Находясь на онлайн обучении, студент несет на себе основной упор, так как часто вынужден сам строить свой учебный процесс в образовательной среде вуза. Основная функция преподавателя при этом (роль тьютора) -
помочь освоить учебную информацию. Поэтому можно поговорить о тьюторах.
Тьютор. Очень важная роль при организации дистанционного обучения. Функции, выполняющего данную роль, сводятся к сопровождению, причем необязательно предполагается участие в самом процессе обучения. Вот одно из определений данного термина, которое гласит что тьютор (от англ, tutor -куратор, воспитатель в образовательном учреждении), это «1) педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых; преподавательская должность в некоторых университетах. Тьюторство работает в вузах, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации; 2) индивидуальный научный руководитель студента» [Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с]. Значит, основная задача тьютора - сопровождение, организация и контроль самостоятельной деятельности студентов. Часто эту роль берут на себя деканаты вузов. Смешивание ролей тьютора и преподавателя при организации дистанционного обучения может нарушить взаимодействие между его участниками. [Роль и функции преподавателя, применяющего возможности дистанционного обучения, в современной системе профессиональной подготовки студентов]
Можно сказать, в заключении, что в сфере высшего образования происходят изменения в месте и роли преподавателя в образовательном процессе, что способствует повышению эффективности профессиональной деятельности преподавателей, так и конкурентоспособности вуза в целом. Думается, что дистанционное обучение займет причитающееся ему место в процессе образования в высшей школе.
Что касается организации изучения иностранных языков в дистанционной форме, можно с уверенностью отметить, что данная форма позволяет полно реализовать личностно-ориентированный подход к обучению. Студент рассматривается как личность, стремящаяся к постоянному процессу образования и совершенствования своих навыков и умений. Это постоянство целей является фактором, который определяют успешность при изучении иностранных языков. А преподаватель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, высоко квалифицированным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений студентов, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь своими действиями устранить возможные трудности в познании и
применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при
традиционном обучении, и требует от преподавателя высокой степени
мастерства.
Список литературы
1. Термины и определения дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Лаборатория дистанционного обучения. URL: http: //distant.ioso .ru/do/termin.htm (дата обращения 02.05.2020)
2. Клейменова Е. А. Дистанционное обучение иностранному языкуhttps://nsportaLru/shkola/mostrannye-
yazyki/library/2020/02/03/distantsionnoe-obuchenie-inostrannomu-yazyku (дата обращения 02.05.2020) [Электронный ресурс]
3. Е.С. Полат Новые Педагогические и информационные технологии в системе образования. З-е изд, Москва Издательский центр «Академия,2008
https://prirodaimy.ru/data/documents/polat e s red novye pedagogicheskie i_informatsionnye_tekhno .pdf
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/9ab9b85e5291 f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения 02.05.2020)
5. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
6. Роль и функции преподавателя, применяющего возможности дистанционного обучения, в современной системе профессиональной подготовки студентов https://interactiv. su/2017/07/15/%D 1 %80%D0%BE%D0%BB%D 1 %8C-%D0%B8-
%D 1 %84%D 1 %83%D0%BD%D0%BA%D 1 %86%D0%B8%D0%B8-
%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%
B2%D0%B0%D 1 %82%D0%B5%D0%BB%D 1 %8F-
%D0%BF%D 1 %80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %8F/
[Электронный ресурс] (дата обращения 02.05.2020)
Bibliography
1. Terms and definitions of distance learning [Electronic resource] // Laboratory for distance learning. URL: http://distant.ioso.ru/do/termin.htm (accessed 02.05.2020)
2. Kleimenova E. A. Distance Learning a Foreign Language
3. E.S. Polat New Pedagogical and information technologies in the education system. 3rd ed., Moscow Publishing Center Academy, 2008 https://prirodaimy.ru/data/documents/polat e s red novye pedagogicheskie i_informatsionnye_tekhno .pdf
4. Federal Law of December 29, 2012 N 273-03 (as amended on March 2, 2016) "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource] // Consultant Plus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291 f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (accessed 05/02/2020)
5. Professional education. Dictionary. Key concepts, terms, relevant vocabulary. - M.: NMTS SPO, 1999 .- 538 p.
6. The role and functions of the teacher using the possibilities of distance learning in the modern system of professional training of students https://interactiv.su/2017/07/15/%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%B8-
%D 1 %84%D 1 %83%D0%BD%D0%BA%D 1 %86%D0%B8%D0%B8-
%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%
B2%D0%B0%D 1 %82%D0%B5%D0%BB%D 1 %8F-
%D0%BF%D 1 %80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %8F/
[Electronic resource] (accessed 02.05.2020)