Научная статья на тему 'Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся'

Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / DISTANCE LEARNING / PSYCHO-PEDAGOGICAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Дания Загриевна

В статье даются различные трактовки понятий «дистанционное обучение», «психолого-педагогическая компетентность преподавателя», «педагогическая технология». Характеризуются модели и формы дистанционного обучения; рассматривается одна из насущных проблем дистанционного обучения нашего времени его качество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY ASSURANCE OF DISTANCE LEARNING IN THE CONTEXT OF PERSONAL DEVELOPMENT OF LEARNERS

The different interpretations of the concepts “distance learning”, “psycho-pedagogical competence”, “pedagogical technology” are presented in the article. The models and forms of distance learning are characterized; one of the relevant problem of distance learning for nowadays – it’s quality is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся»

УДК 37.018.4

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРИЗМЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© 2013

Д.З. Ахметова, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Теоретическая и инклюзивная педагогика»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье даются различные трактовки понятий «дистанционное обучение», «психолого-педагогическая компетентность преподавателя», «педагогическая технология». Характеризуются модели и формы дистанционного обучения; рассматривается одна из насущных проблем дистанционного обучения нашего времени - его качество.

Ключевые слова: дистанционное обучение, психолого-педагогическая компетентность преподавателя, педагогическая технология.

В настоящее время в России наметилась волна активности учебных заведений в реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий. После апробации технологий и организационных форм дистанционного обучения в России (1992-2002 гг.) наблюдался период сдержанного и даже негативного отношения к дистанционному обучению (2002-2006 гг.). Именно в это время произошла терминологическая подмена, когда понятие «дистанционное обучение» было вытеснено другим, расплывчатым и в смысловом плане несколько иным выражением «дистанционные образовательные технологии», одновременно были аннулированы многие документы, регулирующие дистанционное обучение. Однако усилиями педагогической общественности было достигнуто включение в Закон об образовании Российской федерации статей, благодаря которым дистанционное обучение стало возможным. Статья 16 Федерального Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 ФЗ закрепляет реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [7]. Тем не менее, нормативная база дистанционного обучения по-прежнему не разработана, а приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» также не отменен. Наиболее актуальной проблемой развития дистанционного обучения является обеспечение его качества. Эту проблему одними из первых поднимали такие исследователи как Е.С. Полат, И. Роберт, В.И. Солдаткин, С.А. Щенников [5, 6, 4, 8].

Говоря о дистанционном обучении, мы должны иметь в виду форму только заочного обучения, организованного в принципиально новой (инновационной) конструкции. Чтобы изложить свои мысли об организации обучения с применением «дистанционных образовательных технологий», мы за точку отсчета все же берём термин «дистанционное обучение», поэтому в данной статье мы будем оперировать именно термином «дистанционное обучение».

Реалии сегодняшнего меняющегося мира диктуют необходимость непрерывного совершенствования профессиональной компетентности всех, кто мотивирован на самореализацию, на личностный успех. Следовательно, возрастает роль информации, оперативного ее получения, обработки и усвоения того пласта знаний, умений (компетенций) и личностных качеств, которые позволяет человеку чувствовать себя психологически комфортно, ощущать свою причастность к жизни общества. Усиливающиеся конкурентные отношения между людьми требуют от каждого работающего максимальной ответственности и напряжения умственных и физических сил. Человек, который дорожит своим рабочим местом и статусом, нацелен на профессиональные достижения, пополняет свои знания, используя современные средства и формы обучения, среди которых дистанционное обучение является наиболее удобным и востребованным. Дистанционное обучение (Е-!еагт^,

Интернет-обучение, открытое образование и др.) в настоящее время реализуется в отдельно взятом образовательном учреждении в рамках авторских (неунифи-цированных) подходов, что порождает иногда недоверчивое отношение к этой системе со стороны населения и педагогической общественности, особенно той части, которая привержена к традиционным технологиям обучения. Действительно, пока не определены системные основания обеспечения качества образования в целом, дистанционного - в частности, каждое учебное заведение формирует контингент обучающихся и сам процесс обучения по той схеме, которая достигнута и доступна ему на данном этапе развития.

Диагностика эффективности обучения с применением технологий дистанционного обучения позволила вычленить «три кита», составляющие основу качества знаний студентов: качество учебно-методических материалов (обучающий контент); качество (профессиональная компетентность) преподавателей; качество материально-технической оснащенности образовательной среды, включающей необходимый спектр предоставляемых образовательных услуг. Существуют сложные проблемы, требующие нетрадиционного, креативного подхода к их решению. Назовем лишь некоторые: неготовность обучающихся к самостоятельному пополнению своих знаний (это наследство системы традиционного обучения, где удельный вес отведен групповым формам обучения, в которых приоритет имеет преподаватель); отсутствие мотивации части профессорско-преподавательского состава (ППС) к индивидуализированной системе обучения, неготовность ППС работать в открытой образовательной среде, приверженность к устоявшейся традиционной системе обучения. Отдельная проблема - несовершенство нормативно-правовой базы дистанционного обучения и необходимость вписываться в существующее правовое поле, которое пока что не регламентирует требований к организации учебного процесса.

Стремительная динамика развития дистанционного обучения в России и в мире нельзя объяснить просто «модой», стремлением отдельных вузов заявить о своей «современности», особенности, отличии от известных, «устаревающих» учебных заведений, хотя не секрет, что именно новые, молодые, как правило, негосударственные учебные заведения стоят в авангарде дистанционного обучения в России. Хотя сегодня и самые титулованные вузы России, включая Московский, Санкт-петербургский государственные университеты, после некоторого замешательства на старте заговорили о дистанционном обучении как перспективном направлении своей деятельности. Бурное развитие дистанционного обучения обусловлено, прежде всего, экономикой образования и ростом конкуренции на образовательном рынке, именно возможностью получения новых конкурентных преимуществ для амбициозных «игроков» образовательного бизнеса.

В современном быстроменяющемся мире с усилением государственного вмешательства в экономические процессы рыночная конкуренция ужесточилась, но не

только за счет ценовых войн. Появились более изощренные технологии соперничества. Сегодня учебные заведения должны уделять таким вопросам, как потребности рынка труда и возможности расширения спектра предоставляемых услуг, повышение качества обучения и уровня обслуживания, выстраивание отношений с государственными структурами управления больше внимания, чем собственно управлению организацией учебного процесса с целью снижения издержек. Необходим поиск новых путей увеличения доходов, поэтому руководство учебного заведения анализирует конкурентные преимущества своего вуза на образовательном рынке - что умеет делать вуз лучше или быстрее, чем другие.

Положение усугубляется тем, что новые нужды и запросы потребителей быстро распространяются по всему свету и в то же время становятся чрезвычайно индивидуализированными. Новые условия внешней среды диктуют необходимость адекватных и своевременных изменений в менталитете руководства и коллектива учебного заведения, а, значит, и в структуре управления дистанционным обучением.

Мобильность и научно-методическая оснащенность системы дистанционного обучения - гарант обеспечения опережающей роли образования в развитии общества и ориентации обучающихся на будущее, формирования у них уверенности в своей успешности, ибо экономика знаний как ориентир на будущее будет реализовываться теми, кто сегодня овладевает навыками постоянного пополнения интеллектуального багажа и профессионального мастерства. Инновационная сущность деятельности коллектива, обращенность вуза на завтрашний день способствуют подпитке системы дистанционного обучения новыми идеями, внедрению достижений зарубежных и отечественных учебных заведений с адаптацией их опыта к национально-региональным условиям развития профессионального образования.

В настоящее время одной из самых насущных проблем дистанционного обучения является его качество. Под качеством образования зачастую понимается степень соответствия знаний и умений выпускника учебного заведения заранее согласованным требованиям. Все то, что обеспечивает качество дистанционного образования (ДО), составляет систему качества.

Составляющие системы обеспечения качества открытого дистанционного образования (ОДО) изложены в исследованиях последних лет, среди которых наиболее значительными считаем «Открытое дистанционное образование» (С.А. Щенников), «Основы открытого образования» (В.И. Солдаткин).

Актуализация проблемы качества в системе ОДО, как нам представляется, востребована в условиях массового внедрения технологий ДО в российскую образовательную систему. Этот этап наступил, и накопленный опыт может быть использован для квалифицированного внедрения системы ДО в деятельность учреждений образования, особенно в сферу дополнительного образования. Качество образования на данном этапе является особо востребованным в силу специфики данной сферы образовательной деятельности (сокращенные сроки обучения, в основном, взрослый контингент обучающихся, необходимость соответствия образовательных услуг требованиям рынка и др.).

Проблемы менеджмента и маркетинга, техническое, технологическое, учебно-методическое обеспечение как компоненты качества ОДО достаточно широко освещены как в научном, так и в практическом плане. Что касается обеспечения психолого-педагогического сопровождения внедрения и использования технологий ДО как одного из условий обеспечения качества образования в целом, дистанционного, в частности, то системных работ в педагогике пока недостаточно.

Контроль и оценка качества образовательной деятельности в системе ОДО, безусловно, сопряжены с мониторингом, диагностикой не только качеств знаний 56

(тестирование, самотестирование), но и, прежде всего, с мониторингом психолого-педагогической компетентности преподавателей-тьюторов и руководителей, организаторов ДО. Опираясь на исследования прошлых лет, уточним исходные позиции. Для того, чтобы выделить компоненты психолого-педагогической компетентности обучающего (тьютора), возможно, уместно сравнить технологии традиционного и инновационного (дистанционного) образования.

«Педагогическая технология» (технология обучения), по определению экспертов ЮНЕСКО, - системный метод планирования, проведения и оценивания (определения) процесса обучения и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей целью оптимизацию всего процесса образования.

По определению В.В. Гузеева, образовательная технология - это «комплекс, состоящий из:

- некоторого представления планируемых результатов обучения;

- средств диагностики текущего состояния обучаемых;

- набора моделей обучения;

- критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий...» [1, с.8-9].

Многие педагоги понимают под педагогической технологией совокупность методов, способов педагогического воздействия; процесс разработки и оценивания эффективности педагогических систем; проектирование и реализацию учебного процесса; систему действий, повышающих эффективность обучения на основе изменения целей, способа выявления альтернативных стратегий оценивания системы; внедрение в практику системного способа мышления. В исследованиях разных авторов повторяются компоненты технологии: методы или совокупность методов, способы педагогического воздействия (педагогические приемы), целеполагание (основные и промежуточные цели); система оценивания результатов обучения.

Обобщая, образовательную технологию мы определяем как систему, представляющую собой интеграцию содержания образования, конкретных методик и приемов преподавания, диагностических процедур, применяемых для отслеживания качества образования, ориентированных на личность обучаемых, педагогическое мастерство преподавателя, умеющего проектировать конечные результаты образовательной деятельности, т.е. владеющего мастерством целеполагания.

Сравнительный анализ описания и классификации технологий обучения показал, что технология как педагогическая категория имеет следующие компоненты:

1. Содержательный (информационный) компонент.

2. Компонент проектирования (целеполагания).

3. Модели обучения, с учетом психологических компонент.

4. Организационный компонент.

5. Диагностический компонент.

Учебный процесс, будучи достаточно консервативной системой, пока не отметает традиционных технологий обучения, когда содержание образования жестко привязано к образовательным стандартам, что порождает унификацию, усредненный подход; преподаватель планирует конечные цели своей деятельности строго в рамках программ, ориентируясь на некоего усредненного обучающегося; преобладают традиционные формы обучения (урок, лекция, семинар); как правило, отношения между преподавателем и студентами строятся по принципам «педагогики требований»; к преподавателю должен и вынужден адаптироваться студент; основные источники получения знаний-это урок (лекция) и учебник; диагностика знаний осуществляется с применением пятибалльной шкалы, которая констатирует дискретные знания ввиду того, что набор отметок осуществляется от случая к случаю. Подобный подход уже изживает себя, Карельский научный журнал. 2013. № 4

но в работе некоторых преподавателей можно наблюдать до сих пор преобладание традиционизма.

Характеристика инновационных (дистанционных) технологий обучения позволяет заметить, что стандарт образования, которое, безусловно, должно выполняться неукоснительно, обогащается за счет дифференциации учебных материалов для обучаемых по уровню подготовленности, появляются возможности предоставления дополнительной информации благодаря использованию информационных технологий, сайтов, электронных библиотек; в проектировании целей и определении конечных результатов обучения может участвовать и обучаемый, исходя из своих мотиваций и запросов; модели обучения могут варьироваться в зависимости от индивидуальных способностей и уровня обученности субъектов учения; обучение организуется с использованием всех возможностей открытой образовательной среды; мониторинг знаний и умений производится превентивно, что позволяет оценивать не только результат, но и процесс, отметка перестает играть роль устрашающего средства, скорее, наоборот, возрастает значимость порт-фолио - учет всех достижений обучающихся.

Одним из самых весомых составляющих компонентов качества является психолого-педагогическая компетентность преподавателей, особенно в области 1Т и использования современных, активизирующих познавательную деятельность обучающихся интерактивных технологий. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя (тьютора) предполагает владение им, прежде всего, психолого-педагогическими знаниями, профессиональными умениями, основанными на знании дидактики, теории и методики обучения и воспитания, навыками коммуникативной культуры. Особая область - информационная культура педагога. В исследованиях З.Ф. Есаревой, Л.И. Гурье составляющими профессиональной компетентности обозначены: проектировочные умения, конструктивные умения, организационные умения, коммуникативные умения, гностические (исследовательские) умения [3,2]. Все эти компоненты профессиональной компетентности преподавателей можно совершенствовать в процессе реальной педагогической деятельности, обучая их на рабочем месте. Мотивация преподавателя к совершенствованию психолого-педагогической компетентности зависит от его нравственной позиции. Она включает систему моральных ценностей: человечность, гуманизм, доброту, уважение, бережное отношение к обучаемым.

Гуманистическая функция профессионально-педагогической деятельности преподавателя означает ориентацию на приоритетное развитие личности студента, его прав и свобод через конкретную педагогическую среду. Она заключается как в выявлении, так и в развитии познавательных, социально - творческих, общекультурных способностей и интересов обучающихся.

Психолого-педагогическая компетентность преподавателя как основа общей профессиональной компетентности подлежит мониторингу и коррекции. Алгоритм диагностики профессиональной компетентности может быть построен таким образом:

- выявление мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию в области психолого-педагогической науки и практики;

- изучение индивидуального стиля деятельности и педагогического общения преподавателя (тьютора);

- анализ состояния здоровья и уровня работоспособности преподавателя;

- наблюдение умения реализовывать творческий потенциал;

-проверкавладениясрествамикоммуникаций(наличие способностей создания информационных модулей, навыков работы в открытой образовательной среде);

- анализ обучаемости преподавателя, его интеллектуальной продвинутости.

В нашем вузе мы апробировали систему перманентного мониторинга всех компонентов нашей образовательной среды, включая и самих студентов. При этом предпочтение отдается мнению самих студентов, которые регулярно в портале MOODLE оценивают качество организации процесса обучения, профессионализм преподавателей и их оперативность в реагировании на их запросы.

Совершенствованию качества дистанционного обучения на личностно- ориентированной основе способствует также изучение опыта европейских стран по качеству дистанционного обучения. Так, Европейский фонд гарантии качества электронного обучения EFQUEL (European Foundation For Quality in E-learning) определяет степень соответствия системы электронного обучения вуза европейским эталонам в сфере e-learning и вырабатывает рекомендации по совершенствованию системы e-learning. EFQUEL — независимое европейское аккредитационное агентство, созданное в 2005 году в Брюсселе, объединяющее более 80 представителей из 20 европейских стран, Канады, а также государств Азии. Членом EFQUEL является Институт экономики, управления и права (г. Казань).

Фонд EFQUEL использует следующие критерии оценки качества электронного обучения, реализуемого в вузах: стратегия электронного обучения, стремление вуза к внедрению инноваций в учебный процесс, организационная и техническая поддержка преподавателей, принимающих участие в разработке on-line курса, уровень компетентности преподавателей в области информационных технологий, приобретение учащимися навыков по использованию инфокоммуникационных технологий в обучении, техническая, организационная и педагогическая поддержка студентов, обучающихся по дистанционной форме и др. [9].

Мониторинг качества дистанционного обучения позволяет нам отслеживать развитие всей системы в целом и каждого обучающегося.

Дистанционное обучение только тогда принесет желаемый результат, когда будет построено с учетом личностных особенностей, образовательных траекторий обучаемых, будет регулироваться и корректироваться на основе диагностики всех компонентов образовательной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гузеев, В.В. Образовательная технология от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996 - 112 с.

2. Гурье, Л.И. Технология развития профессиональной компетентности преподавателя вуза: монография / Казань: Изд-во МОиН РТ.

3. Есарева, З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. З.Ф. Есарева. Л., 1974. - 112 с.

4. Основы открытого образования / Андреев А.А., Каплан С.С, Краснова Г.А., Лобачев С.Л., Лупанов К.Ю., Поляков А.А., Скамницкий А.А., Солдаткин В.И.; Отв. Ред. В.И. Солдаткин - Т.1.- Российский государственный институт открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - 676 с.

5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2000.

6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, проблемы использования. - М.: Школа-Пресс, 2008.

7. Федеральный Закон об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ // http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148547

8. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. - М.: Наука, 2002.

9. UNIQUE criteria // http://cdn.efquel.org/wp-content/ blogs.dir/5/files/2012/09/UNIQUe_guidelines_2011.pdf

QUALITY ASSURANCE OF DISTANCE LEARNING IN THE CONTEXT OF PERSONAL

DEVELOPMENT OF LEARNERS

© 2013

D.Z. Akhmetova, doctor of pedagogical sciences, professor of «Theoretical and Inclusive Pedagogy» Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: The different interpretations of the concepts "distance learning", "psycho-pedagogical competence", "pedagogical technology" are presented in the article. The models and forms of distance learning are characterized; one of the relevant problem of distance learning for nowadays - it's quality - is considered in the article. Keywords: distance learning, psycho-pedagogical competence, pedagogical technology.

УДК 378

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЯЗЫКОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

УНИВЕРСИАДЫ-2013

© 2013

Е.Н. Беляева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и перевода

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье раскрывается сущность работы сотрудника службы лингвистической поддержки на этапе подготовки и проведения крупных международных мероприятий, таких как Олимпийские и Паралимпийские Игры и Универсиада. Перечислены некоторые трудности в работе переводчика, обслуживающего масштабное спортивное мероприятие. Раскрывается процесс языковой подготовки переводчиков и волонтеров в Институте экономики, управления и права (г.Казань). Выдвигаются предложения по оптимизации работы службы лингвистической поддержки Универсиады-2013.

Ключевые слова: Универсиада; служба лингвистической поддержки; спортивные мероприятия; подготовка переводчиков.

Подготовка и проведение массовых мероприятий международного уровня требует слаженной работы специалистов во многих областях. Важнейшей частью такой работы является деятельность по языковому сопровождению мероприятия. Языковое сопровождение включает в себя несколько этапов. Так, на подготовительном этапе ведется работа по подготовке, отбору и обучению персонала, разработке пособий, словарей, глоссариев, разработке программных средств, полиграфической продукции, табличек и вывесок. Уже на этом этапе переводчики выполняют большой объем работ по переводу документации, переговоров, переписки, уточняют терминологию. Этап реализации состоит из собственно работы по переводу и языковому сопровождению массового мероприятия. Сюда включается и языковое сопровождение сопутствующих культурных мероприятий, работа с прессой и др. Заключительный этап должен включать подведение итогов, оформление полученных результатов, анализ достижений и недочетов. Подобная схема успешно реализуется в течение многих лет на таких масштабных мероприятиях общемирового значения, как Олимпийские и Паралимпийские Игры.

Официальными языками Олимпийского и Паралимпийского движения являются английский и французский языки, плюс язык страны-организатора, однако кроме них, используются еще 8 рабочих языков МОК - немецкий, итальянский, испанский, китайский, арабский, корейский, японский. Наиболее востребованными считаются немецкий, китайский, корейский, турецкий, японский. Всего же в мире существует около 90 Национальных Олимпийских комитетов, говорящих на 50 языках. В рамках олимпийского и паралимпийско-го движения востребованы и такие языковые системы, как язык жестов для глухонемых, азбука Брайля, язык Эсперанто и т.д.

Работа переводчиков состоит из письменных и устных переводов. Первые включают перевод всего спектра документации, связанной с подготовкой и проведением Игр, а также текущей деятельностью организационных комитетов; подготовка вывесок и указателей для улиц города и объектов Универсиады разработка многоязычных глоссариев по тематике Игр, культурных мероприятий и ситуаций повседневного общения; подготовка материалов на иностранных языках для участников и гостей Игр, а также материалов для прессы (брошюры, книги о городе, рекламные материалы, карты, инфор-

мационные справочники и др.). Так, лингвистическая функция Оргкомитета «Сочи-2014» уже в период подготовки к Зимним Олимпийским и Паралимпийским Играм выполняет перевод не менее 2500 страниц в месяц, а в июле 2011г. эта цифра возросла до 3 тысяч страниц.

Устные виды переводов включают: последовательный перевод, синхронный перевод, перевод телефонных переговоров, перевод-сопровождение, индивидуальный синхронный перевод (нашептывание). Не будем забывать, что в услугах переводчиков постоянно нуждаются все подразделения оргкомитета. Лингвистическая служба участвует в обеспечении бесперебойной переписки, документооборота, проведении пресс-конференций, официальных и личных встреч, интервью, ревизионных и ознакомительных поездок. На спортивных объектах проводятся тестовые соревнования международного уровня, где навыки переводчиков также проходят проверку.

Переводчик зачастую является лицом принимающей стороны, он может произвести самое благоприятное впечатление, сгладить возможные недочеты, а может и испортить все впечатление. Во многом именно переводчик или сопровождающее лицо со знанием иностранного языка обеспечивает комфортное пребывание спортсмена, гостя, официального лица в непривычной для него иноязычной среде. Поэтому лингвистическая служба должна быть активно вовлечена в процесс планирования и проведения тестовых мероприятий и Игр, а также культурных мероприятий и церемоний. Недопустимо относиться к переводчику как к человеку «на подхвате», который сможет включиться в последний момент. Заблаговременная тщательная подготовка мероприятия немыслима без внимательного отношения к нуждам переводчиков. Не случайно требования к сотруднику лингвистической службы (переводчику, ассистенту, сопровождающему лицу) включают, кроме собственно владения языком, также коммуникативные навыки, доброжелательность и открытость, способность разрешать конфликтные ситуации, вежливость, выдержанность, дипломатичность.

Не менее высокие требования предъявляются к волонтерам, работающим с иностранными языками. По мнению Оргкомитета «Сочи-2014» волонтер, работающий в системе языковой поддержки, должен владеть хотя бы одним иностранным языком (знание других

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.