Инновации в образовательных учреждениях
УДК 377
л
А.А. Плеханов
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПЛАТФОРМЫ MOODLE В УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 1 ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Аннотация. В статье обосновано применение дистанционного обучения в образовательном учреждении, учащиеся которого не имеют возможности регулярно посещать учебные занятия. Сформулированы основные проблемы внедрения дистанционного обучения в практику и предложены пути их решения. Проведен анализ дистанционного обучения как целостного педагогического процесса, выделены и изучены такие его компоненты, как цели, содержание, принципы, методы, средства и формы обучения. Рассмотрены возможности использования платформы Moodle для организации дистанционного обучения и их практическое применение в учебном процессе образовательного учреждения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, педагогический процесс, платформа Moodle, училище олимпийского резерва.
Abstract, The article substantiates the use of distance learning in an educational institution, students who are unable to attend regular training sessions. The basic problems of the implementation of distance learning in practice and proposed solutions. The analysis of distance learning as a holistic pedagogical process, isolated and studied its components such as objectives, content, principles, methods, means and forms of education. The possibilities of using the platform Moodle for distance education and their practical application in the educational process of the educational institution.
Keywords: distance learning, teaching process, the platform Moodle, school of Olympic reserve.
Деятельность училища олимпийского резерва № 1 города Екатеринбурга направлена на получение учащимися общего и среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС, а также подготовку резерва спортивной сборной команды России и высококвалифицированных спортсменов. Организация образовательного процесса осуществляется с учетом особенностей программ спортивной подготовки обучающихся и тренировочного процесса, в котором они участвуют. В связи с этим, учащиеся и студенты УОР № 1 не имеют возможности регулярно посещать занятия, что является следствием противоречия между необходимостью заниматься спортивной подготовкой и осваивать содержание учебных дисциплин.
Выходом из сложившейся ситуации может служить дополнение традиционного образовательного процесса курсами дистанционного обучения по предметам учебного плана [2,3,11,12]. На сегодняшний момент разными авторами сформулиро-
ваны несколько определений понятия «дистанционное обучение». В рамках этой статьи будем придерживаться мнения Е. С. Полат, которая рассматривает этот феномен в качестве новой формы обучения, наряду с очной формой, заочной, экстернатом, и одновременно является компонентом системы непрерывного образования [8]. Итак, целью внедрения дистанционного обучения в УОР № 1 является улучшение условий для обеспечения непрерывной подготовки спортсменов в период их обучения и прохождения спортивной подготовки. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• обеспечить освоение учащимися и студентами содержания учебных дисциплин в полном объеме дистанционно во время их отсутствия на занятиях;
• ликвидировать у учащихся и студентов уже существующие пробелы в знаниях;
• дать возможность учащимся и студентам построить индивидуальную образовательную траекторию.
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4
67
Инновации в образовательных учреждениях
Достижение сформулированной цели и решение обозначенных задач станет возможным в результате разработки полноценных курсов в системе дистанционного обучения по всем предметам школьной программы, но эта задача довольно сложная. Во-первых, преподаватель, который выступает в роли создателя курса, должен быть соответствующим образом подготовлен. Во-вторых, на создание одного курса по определенному предмету преподаватель должен будет потратить достаточно большое количество времени. Решением первой проблемы может стать прохождение преподавателями курсов повышения квалификации по темам, связанным с организацией обучения в дистанционной форме или же подготовка одного или нескольких штатных специалистов в данной области, которые будут оказывать помощь преподавателям образовательного учреждения при создании курсов дистанционного обучения. Решение второй проблемы может быть найдено, если рассматривать разработку не сразу всего курса по предмету, а только его части в виде конкретной темы, как логически завершенного модуля. Опытные педагоги УОР № 1 уже имеют представление о том, какие темы в силу особенностей рабочей программы с одной стороны и организации учебно-тренировочного процесса в течение учебного года с другой стороны, наиболее часто остаются не освоенными обучающимися. Именно с этих тем имеет смысл начать разработку курса дистанционного обучения.
Вышесказанное позволяет описать модель дистанционного обучения, которая станет оптимальной для УОР № 1. В мировой практике уже используются несколько моделей дистанционного обучения, которые можно рассматривать по двум признакам: по организации дистанционной системы образования и по организации учебного процесса [10]. В нашем случае учебный процесс должен интегрировать в себе очные и дистанционные формы обучения, а система дистанционного обучения в целом, в свою очередь, должна быть организована по типу экстерната.
В настоящее время существует много инструментов для создания и организации системы дистанционного обучения, среди которых есть как бесплатные, так и проприетарные. Для организации обучения в дистанционной форме в УОР № 1 была выбрана учебная платформа Moodle, которая является свободным программным обеспечением. Эта система уже довольно долго и успешно используется в мировой практике. Платформа Moodle для УОР № 1 установлена на том же сервере, на котором размещен сайт образовательного учреждения. После установки Moodle пользователям системы назначаются роли с определенными правами: гость, уче-
ник, учитель, создатель курсов и администратор. Система Moodle имеет модульную архитектуру, которая позволяет создать курс любой сложности, подключая необходимые модули, элементы курса, блоки, фильтры, использовать внешние ресурсы интернета.
В соответствии с принятым выше определением и выбранной моделью дистанционного обучения, рассмотрим ниже его компоненты (цели, содержание, методы, формы и средства), их представление в рамках платформы Moodle и способ применения в УОР № 1. Сделать это очень важно, так как практика осуществления дистанционного обучения свидетельствует о том, что многие преподаватели осваивают сначала операционную сторону этого процесса, больше внимания уделяя открытию удачных форм ведения занятий, при этом их не интересует сущность этих приемов, и такое положение дел является неудовлетворительным [1].
Цели обучения в дистанционной форме определяются целями и задачами организации дистанционного обучения в целом. По этой причине цели обучения на курсах, разрабатываемых в УОР № 1, совпадают с целями учебных предметов традиционного образовательного процесса. В этом смысле «ДО не должно и не может привнести, в принципе, что-либо принципиально новое в образовательное целе-полагание» [1, С.39]. Как следствие, аналогичная ситуация складывается и с содержанием обучения в дистанционной форме, которое строится в соответствии с тем же содержанием, что и обучение в очной форме по соответствующим образовательным программам [10].
Таким образом, внедрение дистанционного обучения в УОР № 1 началось с разработки отдельных модулей по дисциплинам информатика, математика и иностранный язык. Каждый модуль соответствует конкретной теме в рамках учебного предмета, по этой причине их цели и содержание обучения совпадают. В итоге, когда будут созданы модули по всем темам предмета, преподаватель будет иметь полноценный курс для обучения в дистанционной форме.
Классические принципы организации учебного процесса в дистанционной форме сохраняются, но реализуются специфичными способами. Рассмотрим далее расширенный перечень принципов дистанционного обучения, который предлагает Л. Н. Рулиене [9], и, в том числе, в соответствии с которыми в УОР № 1 организовано обучение в дистанционной форме.
Принцип гуманизации предполагает, что процесс обучения не ограничен жесткими временными рамками, при этом обучающийся имеет возможность выбрать (построить) индивидуальный темп и путь обучения. При создании курса на платформе Moodle
68
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4
Инновации в образовательных учреждениях
у преподавателей УОР № 1есть возможность определения временного промежутка, в течение которого курс или его части будут доступны для учащихся и студентов.
Принцип интерактивности предполагает, что студенты и преподаватели систематически и интенсивно взаимодействуют в условиях системы дистанционного обучения, включающей ИТ-инфраструктуру (аппаратно-программное обеспечение) и ИТ-подраз-деление (кадровый состав, обеспечивающий технико-технологическую поддержку дистанционного обучения). Платформа Moodle устанавливается на сервере, конфигурация которого удовлетворяет требованиям, указанными разработчиками. Для доступа к ресурсам платформы всем участникам, которые используют ресурсы системы дистанционного обучения, необходимы только браузер и выход в интернет. Для взаимодействия студенты и преподаватели УОР № 1 могут использовать следующие модули платформы Moodle:
• вики, который позволяет участникам добавлять и редактировать связанные веб-страницы;
• глоссарий, который позволяет участникам создавать и поддерживать список определений или создавать и систематизировать ресурсы и информацию;
• форум, который позволяет участникам общаться в асинхронном режиме в течение длительного времени;
• чат, который позволяет участникам общаться синхронно в реальном времени;
• база данных, которая позволяет участникам создавать, обслуживать и искать свои записи из их совокупности.
Принцип индивидуализации предполагает наличие процедуры входного контроля, а также возможности построения индивидуальной образовательной траектории. Контроль любого вида преподавателями УОР № 1 в системе Moodle может быть осуществлен с помощью таких модулей, как:
• анкета, которая позволяет оценить и стимулировать обучение студентов в дистанционных курсах с помощью заранее заданных вопросов;
• опрос, позволяющий получить большое количество альтернативных ответов на один вопрос;
• тест с возможностью добавления разнообразных типов вопросов (множественный выбор, на соответствие, краткий ответ, верно/неверно, числовой ответ, эссе).
Среди условий функционирования индивидуальной образовательной траектории в рамках дистанционного обучения Г. М. Кулешова выделяет следующие условия: устойчивость систем управления, эффективность функционирования каналов связи, материальная и информационная обеспеченность. Кроме этого должна быть отлажена рациональная организация межличностного взаимодействия в компьютерной среде, а также достигнута информационная обеспеченность дидактических процес-
сов. [6]. Нужно заметить, что организация дистанционного обучения на платформе Moodle позволяет учитывать сформулированные условия функционирования индивидуальной образовательной траектории.
Принцип идентификации личности обучающегося предполагает предупреждение фальсификации результатов учебной деятельности, а также развития навыков самоподготовки. Аутентификация пользователей в системе дистанционного обучения УОР № 1 осуществляется с помощью логина и пароля, который они получают при регистрации.
Принцип регламентности обучения предполагает возможность выполнения заданий студентами в любое время суток, но по четкому графику выполнения тестов и контрольных работ. Для всех ресурсов, предназначенных для контрольных мероприятий в системе Moodle, есть возможность установить временные рамки, когда ресурс доступен для использования и количество попыток, чем преподаватели УОР № 1 активно пользуются.
Принцип педагогической целесообразности использования инфокоммуникационных технологий и соблюдения эргономических требований предполагает, что необходимость соблюдения оптимального соотношения различных средств обучения в системе дистанционного обучения. На сегодняшний день широкополосный интернет становится доступным все большему числу людей, поэтому при подготовке материалов, предназначенных для курсов в УОР № 1на платформе Moodle, преподаватели используют различные интернет сервисы и все виды цифровой информации. Кроме этого, остается также возможность использования учащимися и преподавателями печатных изданий и накопленного раздаточного материала.
Принцип открытости и адаптивности предполагает возможность обучения в дистанционной форме граждан без ограничений по возрасту, минуя контрольные вступительные испытания (входной срез выявляет продолжительность обучения для каждого студента), а также возможность «записаться» на курсы и консультации к любому преподавателю. Платформа Moodle позволяет настроить несколько видов регистрации (ручная, самостоятельная по электронной почте), а также свободно общаться, в том числе и с любым преподавателем.
Принцип управления виртуальным образовательным процессом предполагает формирование в системе дистанционного обучения банка правил, инструкций, аналитических отчетов сотрудников ИТ-подразделения, комментариев преподавателей и вопросов студентов, анализ ошибок. В системе Moodle все результаты активности участников сохраняются, есть возможность ведения журналов успеваемости, поэтому педагоги УОР № 1 постоянно отслеживают активность студентов.
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4
69
Инновации в образовательных учреждениях
Принцип самостоятельности и ответственности субъектов требует от участников системы дистанционного обучения ответственности, умения планировать время, самостоятельности при выполнении работ и т.д. Для этих целей платформа Moodle позволяет использовать пользователям, например, блок Календарь, также есть возможность видеть последние действия, выполненные ее участником в системе, гибко настраивать систему навигации. Нужно заметить, что большинство учащихся УОР № 1 отличаются высоким уровнем ответственности и понимают, что самостоятельное обучение в дистанционной форме является наиболее приемлемым для них способом освоения учебного материала.
Принцип модульности при разработке сетевых курсов предполагает выделение учебных модулей, как совокупности систематизированных учебных материалов, представленных в разных формах (бумажной, электронной), направленных на создание образовательной среды, с помощью которой реализуются поставленные цели и задачи обучения. В рамках создаваемого курса на платформе Moodle преподаватели УОР № 1 выделяют необходимое количество разделов, а внутри каждого из них добавляют столько элементов и ресурсов, сколько этого требуют цели курса или его части (модуля).
Комплексный подход к разработке типологии сетевых курсов предполагает возможность создания эпизодических, систематических и научных курсов, отличающихся продолжительностью, интенсивностью и методикой их создания. Возможности Moodle позволяют преподавателям УОР № 1 создать любой курс из представленной типологии.
Таким образом, дистанционное обучение в УОР № 1 на платформе Moodle реализовано с учетом ведущих принципов, характерных для этой формы организации педагогического процесса.
Если рассматривать дистанционные методы обучения, то, с учетом специфики, в их основе лежат традиционные подходы. Так А. А. Андреев отмечает, что для дистанционного обучения разумно использовать общедидактические методы, среди которых наиболее актуальны информационно-рецептивный и репродуктивный методы обучения в сочетании с проблемным [1]. Л. Н. Руилине считает, что в дистанционном учебном процессе можно использовать практически все традиционные методы обучения, в этом случае необходимо только найти соответствующую каждому методу технологию обучения в Интернете [9]. При этом автор указывает на обобщенный список методов, актуальных для дистанционного обучения, в который входят информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский методы.
Очевидно, что классификация методов обучения, предложенная И. Я. Лерненом [4] актуальна и для дистанционной формы обучения. Рассмотрим далее возможности платформы Moodle и способы практической реализации этих методов обучения в УОР № 1.
Информационно-рецептивный метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.
Деятельность педагога по сообщению учащимся готовой информации в системе Moodle может быть организована с помощью различных ее элементов. Например, информацию организационного характера преподаватель может довести до сведения учащихся с помощью блока Новостной форум, который автоматически создается в каждом новом курсе, а сообщения туда могут отправлять только учителя и администраторы. Для сообщения учебной информации преподавателю целесообразно использовать элемент курс Лекция. Внутри лекции можно выделить несколько страниц, чтобы дозировать объем информации для удобства ее восприятия, а после каждой страницы организовать проверку понимания материала с помощью тестов и ответов на вопросы. Кроме этого, для тех же целей преподаватель может использовать в системе Moodle следующие модули:
• Книга, которая представляет собой структурированный многостраничный учебный материал;
• Гиперссылка, которая позволяет педагогу ознакомить учащихся с материалом, расположенным в свободном доступе в интернете;
• Папка, которая объединяет несколько близких по теме файлов;
• Страница используется для сообщения небольших объемов информации, например, для пояснительного сообщения;
• Файл, который доступен для загрузки с сервера, либо просмотра сразу на текущей странице.
В УОР № 1 данный метод применяется в каждом разрабатываемом курсе. Естественно, что используются не все возможности платформы Moodle, но это и не всегда оправдано, так как каждый преподаватель выбирает для своего курса оптимальный набор модулей.
Репродуктивный метод направлен на формирование у учащихся умений и навыков через выполнение заданий, которые дает учитель. Эффективность метода возрастает, когда учитель обеспечил обратную связь и самоконтроль, а также разнообразие способов инструктажа.
Реализация этого метода в системе Moodle возможна через использование такого учебного элемента, как Задание, которое дает возможность преподавателю собирать студенческие работы в электронном виде (файл или ответ в виде текста), оценивать их и оставлять отзывы. При
70
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4
Инновации в образовательных учреждениях
использовании модуля Семинар, учащимся предлагается выполнить задание, оценить работы других учащихся и, если нужно выполнить самооценку. Обратная связь может быть обеспечена, например, с помощью модуля Форум или посредством личных сообщений внутри системы. Проведение инструктажа в системе Moodle возможно с помощью различных средств обучения, речь о которых пойдет ниже, в частности учебных цифровых книг, аудио и видео учебно-информационных материалов.
В УОР № 1 наиболее часто применяется модуль Задание, но в будущем планируется использование и альтернативных возможностей, которые предполагают групповую работу и более интерактивны.
Метод проблемного изложения заключается в постановке учителем проблемы и демонстрации им же пути ее решения. В результате учащиеся усваивают не готовые знания, как при применении информационно-рецептивного метода, а способ и логику решения проблемы.
При организации дистанционного обучения с помощью системы Moodle этот метод может быть реализован теми же возможностями, которые применимы для информационно-рецептивного метода (лекция, страница), но при этом также целесообразно применение видео учебно-информационных материалов, алгоритмов, представленных в виде текста или графических изображений для демонстрации процесса решения проблемы.
Данный метод удачно применяется в УОР № 1 для обучения студентов. Это обусловлено с тем, что в учебных программах среднего профессионального образования предусмотрено рассмотрение учебной информации в связи с будущей профессиональной деятельностью. Такой подход упрощает формулирование проблемных ситуаций, а также хорошо мотивирует студентов.
Суть эвристического метода обучения заключается в постепенном приближении учащихся к самостоятельному решению проблемы, предварительно научив их выполнять отдельные шаги решения, отдельные этапы исследования, формируя их умения постепенно. Нужно заметить, что этот метод очень вариативен. В одних случаях от учащихся требуется сформулировать какую-либо проблему, поставить вопросы к определенному содержанию, в другом случае самостоятельно провести доказательство, сделать выводы, выделить подзадачи из одной более крупной. Одним из вариантов метода может служить построение эвристической беседы.
Для его применения в рамках системы Moodle возможно использование наиболее интерактивных возможностей платформы в плане обмена информацией в режиме реального времени, например чат. При
дистанционной форме обучения в УОР № 1 данный метод практически не используется, так как педагогу не всегда возможно проводить занятия синхронно с учащимися.
Стимулирование творческой деятельности учащихся возможно в результате применения учителем исследовательского метода, который можно определить как способ организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Задания, которые формулирует учитель, могут быть самыми различными как по сложности, так и по времени их решения. В общем случае учащимся необходимо самостоятельно изучить факты и явления, связанные с поставленной проблемой, выявить непонятные моменты, выдвинут гипотезу, построить план, наметить возможные варианты решения проблемы, реализовать намеченный план решения, проверить результат и сделать выводы [7].
В среде Moodle реализация этого метода возможна с помощью интерактивного модуля вики в индивидуальном режиме. В системе дистанционного обучения УОР № 1 этот метод пока не нашел широкого применения, но после более полного освоения и внедрения платформы Moodle, попытки его применения не исключены.
В итоге можно заключить, что дистанционное обучение, организованное в УОР № 1 на платформе Moodle позволяет реализовать все методы из представленной выше классификации, некоторые из которых уже успешно применяются на практике.
Средства обучения, которые уместно применять при дистанционном обучении, довольно разнообразны. Рассмотрим подробнее те из них, которые активно используются в УОР № 1, а также способы применения средств обучения, которые возможно использовать в перспективе. Итак, согласно обобщенному перечню средств обучения [1,5,9], педагогу целесообразно применять:
- учебные книги, которые могут быть как в виде бумажных носителей, так и цифровыми электронными копиями, адаптированные для чтения на электронных устройствах. В УОР № 1 работает библиотека, с постоянно пополняемым книжным фондом. Кроме этого в распоряжении библиотекаря есть электронные книги и мобильные компьютеры, которые выдаются спортсменам на время тренировок, сборов и соревнований. Возможности системы Moodle позволяют прикрепить файл учебной книги для ознакомления с ее содержанием непосредственно в браузере, либо для загрузки с сервера. Это можно сделать в частности с помощью модуля Файл.
• сетевые учебно-методические пособия представляют собой электронные учебники второго поколения, которые представляют учебную информацию в среде гипермедиа. Эти средства обучения могут
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4
71
Инновации в образовательных учреждениях
применяться в системе Moodle с помощью модуля Гиперссылка;
• компьютерные обучающие системы уже несколько лет активно используются педагогами в традиционном образовательном процессе, поэтому их применение в системе Moodle, возможно, например, с помощью модуля Гиперссылка;
• аудио и видео учебно-информационные материалы лично создаются преподавателями УОР № 1, размещаются на платформе Moodle с помощью модулей Лекция, Файл. Кроме этого есть возможность с помощью модуля Гиперссылка использовать открытые ресурсы, созданные другими преподавателями;
• лабораторные дистанционные практикумы и тренажеры с удаленным доступом также могут применяться в системе Moodle с помощью модуля Гиперссылка или интегрироваться в модули Лекция и Задание;
• базы данных и знаний с удаленным доступом и электронные библиотеки с удаленным доступом можно использовать в системе Moodle с помощью модулей Гиперссылка для внешних ресурсов и Глоссарий, Книга, База знаний для ресурсов, созданных внутри системы дистанционного обучения;
• средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС) и геоинформационных систем (ГИС) также могут применяться в системе Moodle с помощью модуля Гиперссылка.
Нужно заметить, что некоторые сложные в разработке, узкоспециализированные и поэтому дорогостоящие средства обучения в УОР № 1 пока не используются, но со временем возможна их разработка силами педагогического коллектива образовательного учреждения.
Предложенный перечень средств обучения можно дополнить сервисами сети интернет, которые значительно расширяют функциональность системы дистанционного обучения на основе Moodle. Педагогами активно используются облачные сервисы для обмена информацией, а также для предоставления коллективного доступа к просмотру и редактированию файлов, сервисы видеохостинга, просмотра презентаций в режиме реального времени и многие другие.
Формы обучения, характерные для дистанционного обучения, должны быть адаптированы для обучения на расстоянии и с учетом специфики использования виртуальной обучающей среды, в нашем случае платформы Moodle. Рассмотрим основные формы обучения из перечня, предложенного А. А. Андреевым [1], в контексте системы дистанционного обучения УОР № 1.
Лекция, как одна из важнейших форм обучения, при дистанционной форме обучения сохраняет свойственные ей цели. В этом случае можно выделить несколько видов лекций: текстовая
лекция, видеолекция в реальном времени и лекция в записи. Текстовые лекции в системе Moodle могут быть организованы с помощью модуля Лекция или Файл. Общение преподавателя с учащимися в режиме реального времени, с помощью соответствующих сервисов и программного обеспечения, поэтому в системе Moodle будет востребован модуль гиперссылка. Если общение онлайн невозможно, то лекцию можно записать на диктофон или видеокамеру, причем в последнем случае с помощью видеомонтажа сделать ее более наглядной. Размесить файл лекции можно на том же сервере, где и расположена система Moodle и в этом случае ее просмотр будет производиться прямо в браузере клиента. Этот способ имеет один недостаток, связанный с тем, что объем видеофайлов обычно достаточно большой, а выделенное место на сервере часто ограничено. В этом случае удобно использовать услуги видеохостинга. У этих видов лекций есть свои достоинства и недостатки, поэтому педагогу необходимо найти оптимальный баланс.
В УОР № 1 используются текстовые лекции, в которых используются изображения и таблицы. Также преподаватели активно используют скринкаст для создания видеоряда и сопровождают его звуковыми комментариями.
Семинары при дистанционной форме обучения проводятся в качестве компьютерных видеоконференций, когда все участники видят друг друга, а также в качестве вебинаров, когда это условие не обязательно выполняется. Как и в случае с лекцией проведение семинара в режиме реального времени в системе Moodle потребует использование модуля Гиперссылка для перехода на внешний сервис. Семинар онлайн в текстовом режиме можно провести с помощью модуля Чат. Эти формы требуют синхронной деятельности педагога и учащихся. Когда невозможно организовать семинар в режиме реального времени, его можно организовать асинхронно в текстовом режиме. В системе Moodle в этом случае целесообразно использовать модули Семинар, Форум. В УОР № 1 семинары пока активно не используются, так как отсутствует возможность собрать аудиторию в режиме реального времени.
Консультации направлены на оказание помощи учащимся в самостоятельном изучении учебного материала. В УОР № 1 консультации организованы посредством обмена личными сообщениями в среде Moodle. Кроме этого преподаватель может оставлять комментарии и отзывы к работам учащихся, приняв к сведению которые, они смогут скорректировать свою работу. Для групповых консультаций можно использовать один из модулей, предназначенных для обмена сообщениями. Консультацию
72
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4
Инновации в образовательных учреждениях
также можно организовать с помощью видеоконференции.
Лабораторный практикум реализован в УОР № 1 с помощью модуля Задание. Преподаватель на странице формулирует правила и алгоритмы решения задач, актуализирует ранее полученные знания с помощью доступных средств обучения. Далее учащимся предлагается выполнить задание или один из его вариантов.
Контрольные мероприятия направлены на оценку знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения. В системе дистанционного обучения используются следующие виды контроля: экзамены, контрольные работы, зачеты, курсовые и дипломные работы, а также тестовый контроль, как для самопроверки, так и для проведения итогового контроля [1]. В системе Moodle для организации контрольных мероприятий могут быть использованы модули Анкета, Опрос, Тест и промежуточный контроль в модуле Лекция. В практике УОР № 1 активно используются последние два модуля. Кроме этого преподаватели практикуют беседы при очных встречах с учащимся. После ответов учащегося на вопросы или решения практических заданий преподаватель может соотнести результаты освоения учебного материала в форме дистанционного обучения и реальное положение дел.
В заключении можно сделать вывод о том, что с помощью системы дистанционного обучения на основе платформы Moodle можно построить полноценный педагогический процесс, который восполнит недостатки традиционной формы обучения, с которыми сталкиваются педагоги УОР № 1 в связи со спецификой образовательного учреждения. Дистанционная форма обучения предоставляет педагогу много возможностей для проявления творческой активности в профессиональной деятельности. Кроме этого, как показала практика, курсы, созданные в системе Moodle можно использовать и непосредственно на занятиях в рамках электронного обучения учащихся, которые сильно отстали в освоении программы и их обучение вместе с остальным коллективом на данный момент не целесообразно.
Литература
1. Андреев А. а, Солдаткин В. и. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация.- М.: Издательство МЭСИ, 1999. 196 с.
2. Белкина Л. б. Роль и пути реализации внедрения элементов дистанционного образования на базе ГАОУ СПО СО «Училище олимпийского резерва № 1 (колледж)» // Применение новых технологий в образовании: Мат. XXV Международной конференции (25-26 июня 2014 г., Троицк - Москва). М.: «Тровант», 2014. С.334-336.
3. Воробьева С. а. Дистанционное обучение: сегодня и завтра // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С.64-69.
4. Дидактика средней школы: Некоторые пробл. соврем. дидактики. [Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов]; / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. 319 с.
5. Иванченко Д. а. Системный анализ дистанционного обучения. М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2005. 192 с.
6. Кулешова Г. М. Модель организации индивидуальной образовательной траектории ученика в дистанционном эвристическом обучении // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 63-2. С.123-127
7. Курушкина С. А. Использование дистанционных технологий для формирования учебно-исследовательской компетентности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С.25-28.
8. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
9. Рулиене Л. Н. Дистанционное обучение: сущность, проблемы, перспективы. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010. 272 с.
10. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.
11. Тимофеева Г. А. Технология разработки курса дистанционного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С.38-40.
12. Тимофеева О. Ю. Мониторинг качества обучения учащихся и профессиональной компетентности педагогов через систему дистанционного обучения в контексте ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С.16-20.
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4
73