Научная статья на тему 'Особенности применения и основные этапы метода проектов при дистанционном обучении'

Особенности применения и основные этапы метода проектов при дистанционном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1765
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОГРАММНАЯ СРЕДА MOODLE / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROBLEM-BASED LEARNING / PROJECT-BASED LEARNING / DISTANCE LEARNING / SOFTWARE PROGRAM MOODLE / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погорелов Виктор Иванович, Шуклин Дмитрий Анатольевич, Козак Олег Олегович

Рассмотрены основные этапы обучения на основе метода проектов и проведен их анализ с точки зрения возможности применения метода при дистанционном обучении. В качестве инструмента для его реализации предложена программная среда Moodle, позволяющая организовать коммуникацию и общение участников проекта в процессе обучения. Установлено соответствие между этапами метода проектов и сервисными функциями Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Погорелов Виктор Иванович, Шуклин Дмитрий Анатольевич, Козак Олег Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES AND MAIN STAGES OF THE PROJECT METHOD IN E-LEARNING

The article includes the description of the main stages of the e-learning on the basis of the project method. The authors analyze these stages in the context of the possibility of project method usage during e-learning. As a way of its realization we suggested a software environment Moodle, thanks to which we can organise communication between the participants of the project in the process of their learning. The stages of the project method were put into correspondence with the service functions of Moodle.

Текст научной работы на тему «Особенности применения и основные этапы метода проектов при дистанционном обучении»

12. Структура модуля электронного курса в 1_МБ МсюсПе.

1) Организационные материалы (с указанием ресурсов и инструментов Moodle, которые планируется использовать).

2) Информация о курсе, инструменты «Форум», «Чат», «Расписание», «Файл», «Книга».

3) Материалы для теоретического изучения (с указанием ресурсов и инструментов Moodle, которые планируется использовать).

4) Инструменты «Лекция» (Книга), «Глоссарий», «БСОЯМ-пакет».

5) Материалы для практической работы (с указанием ресурсов и инструментов Moodle, которые планируется использовать).

6) Инструменты «Форум», «Чат», «Тест».

Электронное обучение в целом и смешанное обучение в частности предполагают, что обучение должно строиться как творческий процесс и предоставлять обучающимся возможность для индивидуального самовыражения в творческих проектах. Полагаем, что нет ни одного принципа, который бы с легкостью решался только благодаря внедрению в работу электронного обучения, что грамотно сформулированные цели и задачи могут помочь спрогнозировать успех обучающихся в освоении материала.

1. Аксенова Н. В., Диденко А. В. Оценка эффективности внедрения е-!еагп1пд. // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - №1 (17). - С. 91-96.

2. E-leaming и дистанционное образование в России и за рубежом: проблемы и пути решения / М. В. Голыше-ва, А. В. Диденко, М. В. Власова, Л. И. Асадуллина // Филологические науки. Вопросы Теории и практики. — 2011. — № 4(11). — С. 46-50.

3. Таксономия Блума [Электронный ресурс]. — URL: https:// newtonew.com/overview/taksonomija-bluma.

4. Таксономия педагогических целей [Электронный ресурс]. — URL: http://physics.kgsu. ru/index.php% 3Foption%3Dcom_content%26view%3Darticle% 26id%3D251:2009-07-12-14-55-53%26catid% 3D44:2009-03-04-05-29-41%26Itemid%3D56.

5. Developing Students Motivation to Learn Foreign Language in Tertiary Classroom and beyond / N. V. Aksenova, D. V. Shepetovsky, V. E. Mironova and etc. // Mediterranean Journal of Social Sciences. — 2015. — Vol. 6., № 5. — P. 240-247.

6. Didenko А. V., Aksenova N. V. The Evaluation of E-Learning Implementation Efficiency. // INTED 201 5 : 9th International Technology, Education and Development Conference (2nd-4th of March, 2015. Madrid (Spain). — Madrid, 2015. — P. 3193-3197.

7. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation. — Ed. by B. Tomlinson & C. Whittaker. British Council, 2013. — P. 252.

8. Inglis A., Ling P., Joosten V. Delivering Digitally. Managing the Transition to the Knowledge Media. — 2nd edition.— London : Kogan Page, 2002.

9. Krasnova T. A Paradigm Shift: Blended Learning Integration in Russian Higher Education // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2015. — № 166. — Р. 399-403.

10. New Government Data Sheds Light on Online Learners http://www.usnews.com/education/online-education/ articles/2014/06/12/new-government-data-sheds-light-on-online-learners/ 1 1. Stacey E., Gebric P. Success factors for blended learning. Australian Society for Computers in Learning in Tertiary Education (ascilite), 2008. [Электронный ресурс]. — URL: http://ascilite.org.au/conferences/ melbourne08/procs/stacey.pdf.

УДК/UDC 37:004

В. И. Погорелов, Д. А. Шуклин, О. О. Козак V. Pogorelov, D. Shuklin, O. Kozak

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

THE FEATURES AND MAIN STAGES OF THE PROJECT METHOD

IN E-LEARNING

Рассмотрены основные этапы обучения на основе метода проектов и проведен их анализ с точки зрения возможности применения метода при дистанционном обучении. В качестве инструмента для его реализации предложена программная среда Moodle, позволяющая организовать коммуникацию и общение участ-

ников проекта в процессе обучения. Установлено соответствие между этапами метода проектов и сервисными функциями Moodle.

The article includes the description of the main stages of the e-learning on the basis of the project method. The authors analyze these stages in the context of the possibility of project

method usage during e-learning. As a way of its realization we suggested a software environment Moodle, thanks to which we can organise communication between the participants of the project in the process of their learning. The stages of the project method were put into correspondence with the service functions of Moodle.

Ключевые слова: проблемное обучение, метод проектов, дистанционное обучение, программная среда Moodle, дистанционные образовательные технологии.

Keywords: problem-based learning, project-based learning, distance learning, software program Moodle, distance education technology.

Метод проектов позволяет повысить мотивацию учащихся к учебе и получению профессиональных навыков, сформировать систему знаний и дает возможность применять эти знания для решения практических задач, способствует приобретению навыков групповой работы, развивает исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение и др.] и системное мышление. Сущность метода проектов заключается в организации процесса познания путем выполнения заданий в виде проблемных проектов.

Реализация метода проектов с точки зрения рассматриваемых в статье вопросов для осуществления самостоятельной работы учащихся в обучении обсуждалась в работах А. А. Андреева [1], М. Ю. Бухаркиной [2] и Е. С. Полат [7].

Так, у М. Ю. Бухаркиной [2] разбирается теория и практика дистанционного обучения, а работа под редакцией Е. С. Полат [7] знакомит с методом проектов, обучением в сотрудничестве, разноуровневым обучением с широким применением компьютерных телекоммуникаций в практике преподавания. Работа А. А. Андреева [1] посвящена технологиям дистанционного обучения и методам его организации.

В настоящей работе рассматриваются основные этапы организации метода проектов с помощью электронной среды обучения Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment — модульная объектно ориентированная динамическая учебная среда], а также особенности их применения при дистанционной форме обучения.

Возможности современных дистанционных образовательных технологий [7] позволяют комплексно применять метод проектов для

организации учебного процесса. В частности, в статье рассматриваются сервисы системы дистанционного обучения Moodle для организации действий педагога и учащихся в процессе учебно-проектной деятельности и описывается создание метода проектов с помощью этих сервисов и технологий.

В процессе выполнения учебного проекта можно выделить следующие основные этапы [4-6]:

1] разработка темы проекта;

2] аналитический этап;

3] оформление результатов;

4] презентация проекта;

5] оценка и рефлексия.

Организация проектной деятельности учащихся и ее основные этапы рассмотрены в работе И. С. Сергеева [10]. Анализ этапов обучения по методу проектов показал, что успешность проекта во многом зависит от оперативности постоянных контактов учащихся с педагогом, а также между собой. Поэтому, выбирая программную среду для дистанционного обучения по методу проектов, в первую очередь следует обратить внимание на коммуникативные свойства этой среды [8; 9].

Среди наиболее распространенных программ [3] установлено, что в наилучшей степени этому требованию удовлетворяет среда свободно распространяемой программы Moodle — среда дистанционного обучения, специально разработанная для создания педагогами качественных онлайн-курсов. Moodle по уровню возможностей не уступает известным платным системам дистанционного обучения и довольно выгодно отличается от них тем, что исходный код находится в открытом доступе, что позволяет настроить ее под особенности конкретного образовательного курса, а если необходимо, то и встроить в нее новые модули.

Одна из самых сильных сторон Moodle — это большие возможности для коммуникации и общения, которые особенно важны при обучении методом проектов. Система Moodle поддерживает между педагогом и учащимся или между самими учащимися обмен файлами различных форматов. Сервис рассылки позволяет оперативно проинформировать всех учащихся на курсе или отдельные их группы о событиях на данный момент. Форум Moodle дает возможность организовать обсуждение учебных проблем, причем обсуждение возможно проводить по группам. В системе Moodle создается и хранится портфо-лио каждого учащегося: все выполненные им работы, оценки и сообщения в форуме.

Педагог может использовать в рамках обучающего курса любую систему оценивания — все отметки хранятся в сводной ведомости. Moodle позволяет контролировать активность и «посещаемость» учащихся, а также время их учебной работы в сети. Данная дистанционная система по своим возможностям выдерживает сравнение с известными платными LMS (Learning Management System — система управления обучением), но в то же время выгодно отличается тем, что исходные коды программы представлены в открытом доступе. Это расширяет возможности образователь-

ного курса. Помимо этого, система МсюсПе позволяет организовать активное обучение для совместного решения учащимися поставленных задач, взаимообмена знаниями между собой. Для этого в системе существуют большие возможности для коммуникации: форум, чат, обмен файлами любых форматов, рассылка, внутренняя почта и др. Система позволяет использовать балльную или словесную систему оценивания, сохраняет полную информацию о работе учащихся. В таблице ниже приводятся перечень сервисов Moodle и этапы работы над проектом.

Таблица

Связь этапов проектной деятельности с элементами системы дистанционного обучения

Этапы проекта Система Moodle

Шаг Сервисы

Разработка темы проекта 1 • Веб-страница проекта; • чат; • форум; • задание

Аналитический этап разработки проекта 2 • Лекция; • веб-сайт проекта; • текстовые файлы; • гиперссылки; • глоссарий; • «Вики»; • задания

Оформление результатов 3 • «Вики»; • тесты; • задания

Презентация проекта 4 • «Вики»; • лекция; • pacшиpeниe«DimdimWebMeeting»

Оценка и рефлексия 5 • опрос; • лекция; • рабочая тетрадь

Реализацию метода проектов при дистанционном обучении с использованием системы Moodle можно представить в виде следующей последовательности шагов.

Шаг 1

Разработка темы проекта

Сервисы системы Moodle: веб-страница проекта, чат, форум, задание.

Педагог создает обучающий курс в системе дистанционного обучения, предлагает возможный список тем по разделам курса и размещает эти материалы на веб-странице проекта в системе Moodle.

После определения состава учащихся и установления контактов с ними преподава-

тель создает тематический форум для обсуждения предложенных им тем. Форумы Moodle имеют простой и интуитивно понятный интерфейс. Учащиеся задают вопросы по работе над проектом педагогу в специально созданном для этого организационном форуме. Учащимся также предоставляется возможность создавать собственные темы в организационном форуме для обсуждения проекта, администрирование которыми осуществляется преподавателем. На страницах по темам форума поддерживается расширенный поиск нужной информации по проекту. С помощью внутренней почты Moodle на сайте реализовано средство общения пользователей. На этапе сбора информации по проекту

через блок «Обмен сообщениями» идут консультации с педагогом. В этом отдельном блоке настраиваются списки собеседников, информация о непрочитанных сообщениях, есть возможность отследить историю сообщений, поступивших от конкретных пользователей. На дополнительной вкладке «Собеседники» представлены пользователи из списка контактов, которые находятся в данный момент в системе Moodle.

С помощью элемента системы «Задание» педагог может ставить задачу, которая требует от учащихся подготовить ответ в электронном виде и загрузить его на сервер. Таким способом педагогу присылаются предварительные результаты на проверку.

Учащиеся обсуждают проект между собой через элемент системы «Чат» и «Форум». С помощью «Чата» учащиеся проводят обсуждения и получают ответы в режиме реального времени.

Педагог принимает участие в обсуждении на форумах и направляет учащихся к пониманию идеи, подтверждает правильность выводов, формирует готовое проектное задание учащимся.

Шаг 2

Аналитический этап

Сервисы системы Moodle: лекция, вебсайт проекта, текстовые файлы, гиперссылки, глоссарий, «Вики», задания.

В системе Moodle на этапе аналитической разработки проекта применяются элементы лекций на веб-сайте, текстовые файлы, глоссарий, гиперссылки, задания и «Вики» (интерактивный элемент, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самой системой Moodle), дискуссионные форумы, а также другие курсы.

Урок (лекция) предоставляет учащимся нужный теоретический материал по проекту в интересной форме. Лекция состоит из различных страниц, каждая из которых заканчивается вопросом, на который учащийся должен ответить. Учащийся переходит на следующую страницу, возвращается на предыдущую или переходит на нужный раздел в зависимости от правильности ответа. С помощью элемента «Глоссарий» учащиеся создают список определений по теме проекта. Глоссарий по теме может быть составлен заранее педагогом и содержать список основных терминов и определений. Также элемент «Глоссарий» используется как задание для учащихся, предоставляя возможность им добавлять записи самостоятельно.

Система содержит блок «Календарь», в ко-

тором расписаны подробно все этапы работы над проектом. Данный блок уведомляет всех учащихся о сроках предоставления наработанного материала на проверку педагогу. После проверки учащиеся выкладывают свои результаты в элементе системы «Вики». Данный элемент позволяет создавать нужный документ сразу несколькими людьми прямо в окне браузера при помощи обычного языка разметки, то есть с его помощью учащиеся проводят совместную работу, расширяя и добавляя содержимое. Более ранние версии документа могут быть восстановлены в любой момент.

В элементе «Вики» педагог видит вклад каждого участника проекта, также учащимся предоставляется возможность самим оценить работу других учащихся по выполнению проекта.

Шаг 3

Оформление результатов

Сервисы системы Moodle: «Вики», тесты, задания.

Требования к оформлению результатов проектной деятельности (например, требования к оформлению пояснительной записки, оформление списка литературы и приложений] размещаются педагогом в системе Moodle с помощью элементов «Файл», «Страница» или «Пояснение». Педагог выполняет анализ и коррекцию результатов деятельности с помощью элементов заданий и «Вики». При необходимости используется элемент «Тест» для контроля успеваемости учащихся. В данном элементе задаются время тестирования, количество попыток, способ оценивания и другие параметры.

Шаг 4

Презентация проекта

Сервисы системы Moodle: «Вики», лекция, расширение «Dimdim Web Meeting».

Критерии оценки выполненных проектов, а также критерии оценивания защиты выполненного проекта размещаются педагогом в системе Moodle с помощью элементов «Файл», «Страница» или «Пояснение». Презентационные материалы (презентации PowerPoint, видео, доклады — в зависимости от тематики проектов и возможностей учащихся] выкладываются в курсе Moodle для общего обсуждения с помощью элемента «Файл». Обсуждение выполняется с использованием элемента «Форум». Если защиту проекта планируется проводить в режиме реального времени, а показ презентаций — с голосовым сопровождением учащегося, то дополнительно в систему Moodle устанавливается специальное расширение «Dimdim Web Meeting».

Шаг 5

Оценка и рефлексия

Сервисы системы Moodle: опрос, лекция, рабочая тетрадь.

Этап оценки и рефлексии выполняется с помощью элементов «Опрос», «Рабочая тетрадь» и «Задание». «Опрос» дает возможность проводить голосование среди учащихся и является одним из сервисов для проведения быстрого опроса, что стимулирует мышление или помогает найти общее мнение в процессе изучения проблемы. В этих элементах также удобно проводить анкетирование и выяснять отношение учащихся к выполненной работе над проектом. С помощью элемента «Задание» (ответ в виде текста) учащиеся осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: «Чему я научился?», «Каких результатов я достиг?», «Что сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?».

В результате выполненного исследования разработан пошаговый метод проектов на основе технологий, предоставляемых системой дистанционного обучения Moodle, и установлено соответствие между сервисами этой программной среды и этапами метода проектов.

1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. — М. : Изд-во МЭСИ, 1999. — 196 с.

2. Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения. — М. : Изд-во Академия, 2004. — С. 9-27.

3. Готская И. Б. Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения» [Электронный ресурс] / РГПУ им. А. И. Герцена. — URL: http://na-kuns.spb.ru/ 2/0/2/1/.

4. Клоков Е. В., Денисов А. В. Технология проектного обучения // Школа. — 2006. — № 2. — С. 29-36.

5. Погорелов В. И. Дистанционное обучение: проблемы и решения // II Царскосельские чтения : материалы науч.-теорет. межвуз. конф. с международ. участием (27-28 апреля 1998 г.). — СПб., 1998. — Т. II. — С. 206-209.

6. Погорелов В. И. Методы и средства дистанционного обучения в компьютерных сетях // III Царскосельские чтения : материалы науч.-теорет. межвуз. конф. с международ. участием (26-27 апреля 1999 г.). — СПб., 1999. — Т. III. — С. 112-114.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М., 2002. — С. 188-241.

8. Сокуренко Ю. А., Шуклин Д. А. Опыт проектирования дистанционных учебных курсов для системы дополнительного профессионального образования // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. — 2013. — Вып. 23. — С. 40-44.

9. Шуклин Д. А., Левковец Л. Б. Использование дистанционных образовательных технологий при реализации международных совместных образовательных программ магистратуры // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 1(17). — С. 111-115.

10. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практ. пособие для работников обще-образоват. учреждений. — М. : Изд-во АРКТИ, 2004. — 80 с.

УДК/UDC 378:622.32

Е. В. Исупова E. Isupova

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: К ПРОБЛЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО»

ORGANIZATION OF PROFESSIONAL-ORIENTED INDEPENDENT ACTIVITY: THE OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL RESULTS OF THE BACHELORS IN OIL AND GAS ENGINEERING TRAINING

Данная статья посвящена сравнительному анализу таких понятий, как «самостоятельная работа студента (СРС)» и «самостоятельная деятельность студента (СДС)», а также обоснованию внедрения в учебный процесс подготовки бакалавров нефтегазового направления про-

фессионально ориентированной самостоятельной деятельности (ПОСД) с целью повышения качества профессионального образования. В статье исследуются условия успешной реализации ПОСД в высшей школе, а также приводятся обоснованные доводы в пользу использо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.