68 | 2/2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ГОРЛУШКИНА
Наталия
Николаевна,
кандидат технических наук, доцент факультета инфокоммуника-ционных технологий Университета ИТМО, Санкт-Петербург
ФИЛИППОВ Роман
Константинович,
магистрант факультета инфокоммуникаци-онных технологий Университета ИТМО, Санкт-Петербург
Ключевые слова:
онлайн-обучение, дистанционное обучение, образовательная платформа
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
Размышления об организации обучения в режиме онлайн
В конце марта 2020 года в связи с пандемией перед образовательными учреждениями была поставлена задача обеспечить возможность проведения занятий дистанционно.
Первая реакция была, что это ненадолго, что можно переждать, используя электронную почту и коммуникационные площадки вуза, или найти близкий по содержанию онлайн-курс на одной из общедоступных платформ, тем более что такие известные площадки, как Открытое образование, Coursera, EdX и другие, объявили о бесплатном доступе к своим ресурсам. Однако поиск подходящих курсов для магистерских программ не дал результатов. Вроде и дисциплины неэкзотические, а курсы найти так и не удалось. Были подобраны близкие по тематике, но они не соответствовали рабочим программам.
К апрелю стало понятно, что надеяться на скорый выход из самоизоляции не приходится и весенний семестр придется завершать в дистанционном режиме. Для проведения занятий была рекомендована платформа Zoom, полнофункциональный доступ к которой обеспечило руководство университета. Для преподавателей были организованы занятия и постоянные консультации по работе с этой платформой. Все это дало возможность достаточно быстро возобновить занятия в соответствии с действующим расписанием, но в новом формате.
Первое дистанционное занятие прошло «комом», как и положено. Изображение преподавателя почему-то лежало боком, звук пропадал, заходили посторонние, изображение «плыло». Впрочем, уже к следующему занятию все наладилось.
За месяц работы с платформой Zoom был получен большой и разнообразный опыт проведения разных форм образовательной деятельности. Кроме лекционных, практических и лабораторных занятий удалось даже организовать работу комиссий по приему задолженностей. Все проходит вовремя, посещаемость практически 100%. Но рассчитывать на такую же, как прежде, реакцию аудитории не приходится. Несмотря на то, что платформа дает преподавателю возможность общаться со студентами, взаимодействие при дистанционном обучении разрывается, обратная связь нарушается.
Еще один парадокс: дистанционное обучение, которое всегда преподносилось как возможность сокращения времени на организацию учебного процесса, на деле оказалось более затратным. Постоянная необходимость изобретать способы решения вопросов, казавшихся ранее простыми, если не пустяковыми,
Горлушкина Н. Н., Филиппов Р. К. Размышления об организации обучения в режиме онлайн // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 68-69. — 001 10.24411/2307-4264-2020-10218.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
как, например, получение подписей руководителей на отчеты по практике, а также необходимость в устранении возникающих технических неполадок, отнимает много времени.
И все же переход на дистанционное обучение без потери качества обучения возможен, но при выполнении ряда условий:
- четкая организация работы администрации во взаимодействии с преподавателями;
- хорошая подготовка в использовании технических и программных средств как преподавателей, так и студентов;
- обеспеченность всех участников образовательного процесса техническими и программными средствами;
- использование в обучении процессов, которые хорошо поддаются алгоритмизации, как, например, выполнение требований по оформлению документов.
2/2020 | 69
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Повышение квалификации преподавателей для работы в условиях дистанционного обучения
Система СПО столкнулась с необходимостью в кратчайшие сроки перейти на дистанционное обучение (ДО). Эффективность ДО зависит от таких составляющих, как материально-техническое оснащение и учебно-методическое обеспечение, цифровая компетентность преподавателей.
Работа по внедрению дистанционных образовательных технологий в Колледже информационных технологий1 ведется с 2010 года.
Действующая в колледже система непрерывного повышения квалификации, включающая такие направления, как создание электронного УМК, разработка дистанционного курса в СДО МооШе3.5, создание видеолекций для онлайн-курса и др., позволила преподавателям в ситуации карантина быстро и безболезненно перестроиться с дистанционного сопровождения очного обучения на полностью дистанционное.
1 В настоящее время колледж является ресурсным центром по инновационной образовательной программе «Разработка и распространение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в СПО в условиях внедрения ФГОС СПО по профессиям и специальностям ТОП-50». Деятельность центра направлена на разработку электронного УМК по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» с учетом требований стандарта WSR по компетенции «Программные решения для бизнеса».
Елпатова О. И. Повышение квалификации преподавателей для работы в условиях дистанционного обучения // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 69-70. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10219.
ЕЛПАТОВА Ольга Ивановна,
заместитель директора по НМР, руководитель Ресурсного центра Колледжа информационных технологий, Санкт-Петербург
Ключевые слова:
дистанционное обучение, онлайн-обучение, повышение квалификации преподава-