5. Утрата навыков письма способствует утрате способностей к творчеству. При ручном письме задействуются участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. У тех, кто не пишет рукой, эти участки «включаются» гораздо реже.
6. Общение с компьютером тормозит речевое развитие обучающихся. У многих возникают проблемы с выражением своих мыслей как устно, так и письменно.
Возможно, в перспективе преподаватель может быть исключен из образовательного процесса. При наличии учебников-роботов обучающиеся перестанут общаться друг с другом, отпадет необходимость в учебной группе, да и в самом вузе (в его современном виде). Но как быть с такими универсальными компетенциями, как умение коммуницировать с другими людьми, работать в команде? Да и сформировать личность может только другая личность.
Инновационная техника и технологии призваны облегчить людям жизнь, чрезмерное же увлечение ими может нанести вред психическому и физическому здоровью человека, особенно молодого.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Организация образовательного процесса в режиме онлайн по дисциплине «Литература»
В соответствии с законом «Об образовании в РФ» «при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся». Следует признать, что абсолютное большинство образовательных организаций
ПЕРМИНОВА Татьяна Андреевна,
преподаватель русского языка и литературы Нижнетагильского строительного колледжа, Нижний Тагил
Ключевые слова:
Перминова Т. А. Организация образовательного процесса в режиме онлайн , ,
г пг //п х г дистанционное обучение, он-
по ДисЦиплине «Литература» П Пр°фессиональное образование и рын°к ТрУ" лайн-обучение, электронные
да. - 2020. - № 2. - С. 77-79. - □□! 10.24411/2307-4264-2020-10226. обра^ате^ереУ^
78 | 2/2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
в нынешней ситуации не соответствуют законодательным требованиям. Однако образовательный процесс на этом основании никто прекращать не собирается, тем более что на сегодняшний день существует немало ресурсов, способных помочь в организации дистанционного обучения.
Рассмотрим плюсы и минусы электронных ресурсов, которые я, как преподаватель, применяю в своей деятельности.
1. Цифровая образовательная платформа «Дневник.ру»1
Плюсы Минусы
- размещение учебного материала и домашнего задания в соответствии с расписанием занятий; - дублирование задания каждому обучающемуся учебной группы; - возможность отследить, кто из обучающихся приступил к выполнению задания; - сбор выполненного задания на одной платформе; - возможность ведения электронного журнала; - автоматическое составление отчетной документации по учебной группе, успеваемости отдельного обучающегося; - обратная связь: обучающиеся могут задавать вопросы преподавателям по уроку или домашнему заданию через личные сообщения - нет возможности разместить видеолекцию на платформе
2. Электронная Российская школа (ЭРШ)2 — образовательный ресурс, содержащий видеолекции, тренировочные задания к ним, контрольные работы по темам (в двух вариантах). Ссылки на видеоуроки из этого ресурса можно размещать на платформе Дневник.ру.
3. Skype и мессенджеры — используются для организации консультаций по вопросам, возникшим в результате ознакомления с теоретическим материалом, и выполнения домашнего задания.
4. Google Формы — используются для создания контрольно-оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости обучающихся.
1 URL: https://dnevnik.ru
2 URL: https://resh.edu.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Пример организации дистанционных занятий по литературе для изучения монографической темы
«Л. Н. Толстой»
Этапы Формы освоения Средства Результат Примечания
Жизнь и творчество Л. Н.Толстого Обзорная лекция Дневник.ру Конспект Преподаватель заходит во вкладку «Расписание», выбирает свой предмет и работает со «страницей занятия». Оформляя данную страницу, я заполняю графу «Файлы», где размещаю текстовый документ с лекцией и презентацией по изучаемой теме
История создания романа «Война и мир». Светская жизнь в салоне А. П. Шерер Онлайн-семинар ВКонтакте, Skype Таблица «Характеристика героев, посетивших салон А. П. Шерер» После первого занятия монографической темы дается опережающее задание: подготовиться к онлайн-се-минару по теме. В задании подробно расписывается план семинара, прикрепляются доп. материалы, ссылки на электронные книги. По результатам проведения семинара обучающимся выдается итоговая таблица по теме
«Диалектика души» Андрея Болконского Лекция с элементами практической работы Дневник.ру Электронная Российская школа Схема «Диалектика души» Андрея Болконского На платформе Дневник.ру размещаются ссылки на видеоуроки ЭРШ
Развитие характера Пьера Безухова Схема «Развитие характера Пьера Безухова»
Женские образы в романе «Война и мир» Онлайн-семинар ВКонтакте, Skype Таблица «Характеристика женских образов в романе-эпопее „Война и мир"» Этапы организации: - выполнение мини-докладов по одному из персонажей произведения; - отбор лучших работ для выступления на семинаре; - проведение онлайн-семинара, обсуждение докладов
«Мысль историческая» в романе Л. Н.Толстого Практическая работа Дневник.ру Документ Word Оформленная практическая работа Обучающиеся заполняют таблицу «Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона» по перечисленным в задании критериям
Повторение изученного материала Практическое задание, онлайн-консультация Дневник.ру Документ Word, Skype Заполненная электронная рабочая тетрадь При подготовке к контрольной работе по теме обучающиеся в рамках д/з заполняют электронную рабочую тетрадь (документ Word), разработанную преподавателем. В ходе выполнения заданий при необходимости выходят на связь с преподавателем через Skype
Итоговый контроль Контрольная работа Google Форма Ответ на Google Форму Контрольная работа включает в себя вопросы с выбором одного или нескольких правильных ответов, задания на соответствие, задания с развернутым ответом