методика формирование общих компетенций
Технология диалогового взаимодействия как средство формирования общих компетенций на уроках литературы
Технология диалогового взаимодействия, при которой происходит чередование разговора двоих и разговора нескольких, позволяет организовать образовательный процесс с ориентацией на индивидуальные способности каждого обучающегося.
ПЕРМИНОВА Татьяна Андреевна,
методист Нижнетагильского строительного колледжа, г. Нижний Тагил (Свердловская область)
Аннотация
В статье приводится пример организации урока литературы в рамках технологии диалогового взаимодействия, что способствует формированию у студентов общих компетенций и универсальных учебных действий
Ключевые слова:
технология диалогового взаимодействия, формирование общих компетенций, индивидуальная работа, работа в парах
В процессе применения технологии диалогового взаимодействия студенты учатся слушать и слышать друг друга, понимать мнение собеседника. Работая в паре, они получают навык избегания конфликта или его решения, осознают необходимость компромиссов. В условиях совместной работы каждый участник начинает понимать, что ее результат зависит от его собственной деятельности.
Все вышеперечисленное способствует формированию следующих общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий [1].
Технология на практике
Рассмотрим организацию работы с применением технологии диалогового взаимодействия на примере урока литературы.
Преподаватель сообщает тему урока — «Диалектика души Андрея Болконского (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)» и дает общее задание для всей аудитории: составить схему духовного развития Андрея Болконского, опираясь на основные этапы его жизни.
Работа в парах
Обучающиеся делятся на группы по два человека и получают фрагменты текстов романа «Война и мир» и карточки с заданиями к ним. У каждого участника свой текст и своя карточка, но содержание двух текстов взаимосвязано (фрагменты одной главы, характеристика одного героя с разных сторон или характеристика двух героев, близких по духу, и т.п.).
- Появление Андрея Болконского в салоне А. П. Шерер
Задание по карточке
1. Опишите портрет А. Болконского, его манеру говорить и вести себя в обществе. Какие черты выражаются в его внешности?
2. Как герой реагирует на появление в обществе Пьера Безухова?
- Разговор А. Болконского с П. Безуховым
Задание по карточке
1. Как Андрей относится к Пьеру? Почему он считает его «единственным живым» в обществе?
2. Охарактеризуйте поведение героя, его речь. Каково мировоззрение героя в этом фрагменте текста?
Таким образом, каждый из обучающихся дает характеристику одного этапа развития личности героя, но сформировать цельную «картинку» его мировоззрения и отношения к обществу в начале романа можно, только проанализировав эти отрывки вместе.
После индивидуального прочтения и выполнения задания участники малой группы пересказывают друг другу основные моменты текста и вместе формулируют наиболее полный ответ на поставленные вопросы. Обмен информацией и мнениями не должен мешать работе окружающих, следовательно, ребятам нужно понизить голос до того уровня, когда он слышен собеседнику, но не отвлекает других.
На данном этапе работы формируются следующие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями [1].
36 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 9-10/2015
формирование общих компетенций
i методиКа
Уровни деятельности
Эмоционально-психологический
Регулятивный
Социальный
Аналитический
Творческий
Таблица 1. Критерии оценки Критерии оценки
Отбирает теоретический материал в соответствии с поставленной задачей
Выполняет задачи, поставленные педагогом, в спокойном эмоциональном состоянии
Применяет литературоведческую терминологию при выполнении заданий
Использует символику и графические средства в соответствии с правилами
Умеет вести диалог на профессиональном уровне Самостоятельно решает проблемные задачи
Анализирует правильность выбранных решений в соответствии с заданием
Анализирует информацию, выделяет в ней главное и представляет в четкой и доступной форме
Предлагает свой вариант изложения содержания задания в соответствии с поставленной задачей
Таблица 2. Оценочный лист
Оцениваемые компетенции
ОК1
ОК2 ,ОК3
ОК 4, ОК5, ОК 6, ОК 9
ОК 2. ОК 3
Проявление
№ Критерии оценки признаков
(0-1)
ОК 3
Отбирает теоретический материал в соответствии с поставленной задачей Выполняет задачи, поставленные педагогом, в спокойном эмоциональном состоянии
Применяет литературоведческую терминологию при выполнении заданий
Использует символику и графические средства в соответствии с правилами
Умеет вести диалог на профессиональном уровне
Самостоятельно решает проблемные задачи
Анализирует правильность выбранных решений в соответствии с заданием
Анализирует информацию, выделяет в ней главное и представляет в четкой и доступной форме
Предлагает свой вариант изложения содержания задания в соответствии с поставленной задачей
Самосовершен ствования
Адекватно оценивает качество выполненной работы
Корректирует ответ в соответствии с замечаниями преподавателя
ОК 7 ОК 8 ОК 9
10 Адекватно оценивает качество выполненной работы
11 Корректирует ответ в соответствии с замечаниями
преподавателя
6
7
8
9
Работа в большой группе
Следующим этапом работы является обмен информацией в рамках всей аудитории. Каждая группа в порядке, установленном преподавателем, представляет остальной аудитории результаты своей работы, тем самым определяя основные этапы развития личности Андрея Болконского, которые войдут в схему каждого обучающегося. Ко всем этапам студенты должны сделать заметки, содержащие особенности мировоззрения героя, из того, что услышали в сообщении выступающего.
В результате получается общая схема, завершенная выводом.
Приобретаемые умения
В процессе выполнения подобной работы студенты выполняют следующие универсальные учебные действия.
При индивидуальной работе:
• анализируют условия достижения цели;
• планируют пути ее достижения;
• оценивают правильность выполнения задания;
• выбирают наиболее эффективные способы решения задач.
При работе в парах:
• передают партнеру достаточно полно и точно сформулированную информацию;
• выделяют главное и второстепенное, последовательно выстраивают события;
• учитывают разные мнения, сравнивают разные точки зрения перед принятием решения;
• обосновывают собственную позицию;
• учатся основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• осуществляют познавательную рефлексию;
• устанавливают причинно-следственные связи;
• выстраивают логическое рассуждение.
При работе всей аудитории:
• обмениваются знаниями с другими участниками группы;
• участвуют в коллективном обсуждении.
Оценивание работ
В конце занятия студенты сдают свои работы вместе с черновиками, чтобы их можно было оценить более полно. Преподаватель оценивает их по следующим критериям (табл. 1).
Затем заполняется оценочный лист и по количеству баллов выставляется оценка (табл. 2).
Баллы начисляются следующим образом:
0 — признак не проявился, 1— признак проявился.
11-10 баллов — оценка «5»;
9-8 баллов — оценка «4»;
7-5 баллов — оценка «3».
Литература
1. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений от 11.08.2014 г. №965 [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_168840/.
2. Даутова, О.Б., Иваньшина, Е. А. Современные педагогические технологии. Основная школа. — М.: КАРО, 2015. — 176 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № № 9-10/2015 3 7