Научная статья на тему 'Технология диалогового взаимодействия как средство формирования общих компетенций на уроках литературы'

Технология диалогового взаимодействия как средство формирования общих компетенций на уроках литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА / РАБОТА В ПАРАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перминова Татьяна Андреевна

В статье приводится пример организации урока литературы в рамках технологии диалогового взаимодействия, что способствует формированию у студентов общих компетенций и универсальных учебных действий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология диалогового взаимодействия как средство формирования общих компетенций на уроках литературы»

методика формирование общих компетенций

Технология диалогового взаимодействия как средство формирования общих компетенций на уроках литературы

Технология диалогового взаимодействия, при которой происходит чередование разговора двоих и разговора нескольких, позволяет организовать образовательный процесс с ориентацией на индивидуальные способности каждого обучающегося.

ПЕРМИНОВА Татьяна Андреевна,

методист Нижнетагильского строительного колледжа, г. Нижний Тагил (Свердловская область)

Аннотация

В статье приводится пример организации урока литературы в рамках технологии диалогового взаимодействия, что способствует формированию у студентов общих компетенций и универсальных учебных действий

Ключевые слова:

технология диалогового взаимодействия, формирование общих компетенций, индивидуальная работа, работа в парах

В процессе применения технологии диалогового взаимодействия студенты учатся слушать и слышать друг друга, понимать мнение собеседника. Работая в паре, они получают навык избегания конфликта или его решения, осознают необходимость компромиссов. В условиях совместной работы каждый участник начинает понимать, что ее результат зависит от его собственной деятельности.

Все вышеперечисленное способствует формированию следующих общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий [1].

Технология на практике

Рассмотрим организацию работы с применением технологии диалогового взаимодействия на примере урока литературы.

Преподаватель сообщает тему урока — «Диалектика души Андрея Болконского (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)» и дает общее задание для всей аудитории: составить схему духовного развития Андрея Болконского, опираясь на основные этапы его жизни.

Работа в парах

Обучающиеся делятся на группы по два человека и получают фрагменты текстов романа «Война и мир» и карточки с заданиями к ним. У каждого участника свой текст и своя карточка, но содержание двух текстов взаимосвязано (фрагменты одной главы, характеристика одного героя с разных сторон или характеристика двух героев, близких по духу, и т.п.).

- Появление Андрея Болконского в салоне А. П. Шерер

Задание по карточке

1. Опишите портрет А. Болконского, его манеру говорить и вести себя в обществе. Какие черты выражаются в его внешности?

2. Как герой реагирует на появление в обществе Пьера Безухова?

- Разговор А. Болконского с П. Безуховым

Задание по карточке

1. Как Андрей относится к Пьеру? Почему он считает его «единственным живым» в обществе?

2. Охарактеризуйте поведение героя, его речь. Каково мировоззрение героя в этом фрагменте текста?

Таким образом, каждый из обучающихся дает характеристику одного этапа развития личности героя, но сформировать цельную «картинку» его мировоззрения и отношения к обществу в начале романа можно, только проанализировав эти отрывки вместе.

После индивидуального прочтения и выполнения задания участники малой группы пересказывают друг другу основные моменты текста и вместе формулируют наиболее полный ответ на поставленные вопросы. Обмен информацией и мнениями не должен мешать работе окружающих, следовательно, ребятам нужно понизить голос до того уровня, когда он слышен собеседнику, но не отвлекает других.

На данном этапе работы формируются следующие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями [1].

36 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 9-10/2015

формирование общих компетенций

i методиКа

Уровни деятельности

Эмоционально-психологический

Регулятивный

Социальный

Аналитический

Творческий

Таблица 1. Критерии оценки Критерии оценки

Отбирает теоретический материал в соответствии с поставленной задачей

Выполняет задачи, поставленные педагогом, в спокойном эмоциональном состоянии

Применяет литературоведческую терминологию при выполнении заданий

Использует символику и графические средства в соответствии с правилами

Умеет вести диалог на профессиональном уровне Самостоятельно решает проблемные задачи

Анализирует правильность выбранных решений в соответствии с заданием

Анализирует информацию, выделяет в ней главное и представляет в четкой и доступной форме

Предлагает свой вариант изложения содержания задания в соответствии с поставленной задачей

Таблица 2. Оценочный лист

Оцениваемые компетенции

ОК1

ОК2 ,ОК3

ОК 4, ОК5, ОК 6, ОК 9

ОК 2. ОК 3

Проявление

№ Критерии оценки признаков

(0-1)

ОК 3

Отбирает теоретический материал в соответствии с поставленной задачей Выполняет задачи, поставленные педагогом, в спокойном эмоциональном состоянии

Применяет литературоведческую терминологию при выполнении заданий

Использует символику и графические средства в соответствии с правилами

Умеет вести диалог на профессиональном уровне

Самостоятельно решает проблемные задачи

Анализирует правильность выбранных решений в соответствии с заданием

Анализирует информацию, выделяет в ней главное и представляет в четкой и доступной форме

Предлагает свой вариант изложения содержания задания в соответствии с поставленной задачей

Самосовершен ствования

Адекватно оценивает качество выполненной работы

Корректирует ответ в соответствии с замечаниями преподавателя

ОК 7 ОК 8 ОК 9

10 Адекватно оценивает качество выполненной работы

11 Корректирует ответ в соответствии с замечаниями

преподавателя

6

7

8

9

Работа в большой группе

Следующим этапом работы является обмен информацией в рамках всей аудитории. Каждая группа в порядке, установленном преподавателем, представляет остальной аудитории результаты своей работы, тем самым определяя основные этапы развития личности Андрея Болконского, которые войдут в схему каждого обучающегося. Ко всем этапам студенты должны сделать заметки, содержащие особенности мировоззрения героя, из того, что услышали в сообщении выступающего.

В результате получается общая схема, завершенная выводом.

Приобретаемые умения

В процессе выполнения подобной работы студенты выполняют следующие универсальные учебные действия.

При индивидуальной работе:

• анализируют условия достижения цели;

• планируют пути ее достижения;

• оценивают правильность выполнения задания;

• выбирают наиболее эффективные способы решения задач.

При работе в парах:

• передают партнеру достаточно полно и точно сформулированную информацию;

• выделяют главное и второстепенное, последовательно выстраивают события;

• учитывают разные мнения, сравнивают разные точки зрения перед принятием решения;

• обосновывают собственную позицию;

• учатся основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• осуществляют познавательную рефлексию;

• устанавливают причинно-следственные связи;

• выстраивают логическое рассуждение.

При работе всей аудитории:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обмениваются знаниями с другими участниками группы;

• участвуют в коллективном обсуждении.

Оценивание работ

В конце занятия студенты сдают свои работы вместе с черновиками, чтобы их можно было оценить более полно. Преподаватель оценивает их по следующим критериям (табл. 1).

Затем заполняется оценочный лист и по количеству баллов выставляется оценка (табл. 2).

Баллы начисляются следующим образом:

0 — признак не проявился, 1— признак проявился.

11-10 баллов — оценка «5»;

9-8 баллов — оценка «4»;

7-5 баллов — оценка «3».

Литература

1. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений от 11.08.2014 г. №965 [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_168840/.

2. Даутова, О.Б., Иваньшина, Е. А. Современные педагогические технологии. Основная школа. — М.: КАРО, 2015. — 176 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № № 9-10/2015 3 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.