Научная статья на тему 'Дистанционные курсы для детей. Проблема выбора'

Дистанционные курсы для детей. Проблема выбора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА / СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционные курсы для детей. Проблема выбора»

ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРОБЛЕМА ВЫБОРА

Екатерина Викторовна Якушина,

кандидат педагогических наук, проректор Академии инновационного образования и развития, Wm45@yandex.ru

> дистанционные курсы • электронное обучение • качество дистанционного курса

> стиль обучения • технология обучения • содержание обучения • результат обучения

В последнее время, благодаря стремительному развитию информационных технологий, появлению огромного количества персональных компьютеров и мобильных устройств, меняется традиционная модель образовательной системы, а также методы преподавания и обучения. Технологии дистанционного образования и использование цифрового образовательного контента содействуют расширению доступа к образованию и повышению его качества, как для системы высшего, так и среднего образования. Причём это становится одним из требований государства, предъявляемых к системе образования.

Федеральный закон РФ от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» расширяет возможности электронного обучения граждан, в которое входит и обучение с использованием дистанционных технологий. Образовательные учреждения могут применять эту форму обучения во всех образовательных программах, реализуемых ими. Одновременно в законе содержится требование, согласно которому учебные заведения, использующие такое электронное обучение, должны сформировать «информационную образовательную среду, обеспечивающую учащимся освоение образовательной программы вне зависимости от их местонахождения».

Поэтому хотим мы того или нет, но «нашествие» электронного обучения неизбежно. Про его плюсы и минусы написано множество статей, мы не будем останавливаться на этом вопросе. Наша задача - помочь читателям

повысить свою квалификацию с помощью электронных курсов, получить новые знания, документы об образовании, родителям -выбрать курсы для своих детей, используя их в качестве дополнительного образования. Переход на получение основного образования с помощью электронных форм может рассматриваться только в том случае, если человек уже достаточно взрослый и имеет хорошую самоорганизацию. Для детей же вариант полного отказа от традиционных форм обучения неприемлем. Мы постараемся показать это в данной статье.

Согласно Федеральному закону ФЗ № 273, а именно статье 15 «Реализация образовательных программ с использованием электронного обучения», под электронным обучением понимается реализация образовательных программ частично или в полном объёме с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Реализация образовательных программ частично оправдывает себя по отношению к обучению детей школьного возраста. Учитель может разнообразить урок посредством интернет-технологий, задействовать в образовательном процессе мобильные устройства, которые сейчас есть практически у каждого ребёнка. Это может помочь

ЭШШУЗА,.......иэт-Е-РЕНиЯ,......Д НА ГИ О СТИНЯ

направить образовательную деятельность детей в нужное русло, научить их пользоваться технологиями не только для развлечения, но и для получения знаний. Ученик получает доступ к образовательным ресурсам, видеоурокам, методическим материалам, может общаться с педагогом в режиме онлайн, выполнять домашнее задание.

Вопрос о реализации образовательных программ в полном объёме с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета достаточно сложен по многим причинам.

С одной стороны, дистанционное обучение позволяет развить в человеке самостоятельность, свободу выбора интересующих его знаний и способов их получения. Отсылка к различным информационным источникам, практикующаяся в содержании электронных курсов, позволяет рассмотреть полученный материал с нескольких точек зрения и особенностей его изложения. Это, в свою очередь, позволяет получать более глубокие знания. Но не стоит забывать о психологических особенностях ребёнка и взрослого, а также имеющегося уровня образования. Ребёнок, особенно маленький (начальная и основная школа), ещё не готов к большому объёму самостоятельной работы и, возможно, получив подобную свободу действий, может не освоить предложенные ему знания.

Если же имеется возможность выбора, то что, прежде всего, должен учитывать будущий обучающийся или его представитель?

Уже существуют обязательные курсы, предлагаемые учебными заведениями, но в основном это курсы по выбору - открытые и коммерческие. Как не ошибиться в выборе курса? Зачастую людей подкупает красивая обложка и яркая, привлекательная реклама, человек платит деньги практически «ни за что» и тратит своё драгоценное время зря. На что же, в первую очередь, надо обратить внимание?

СТАТУС КУРСОВ

Есть такие понятия как аккредитация и национальное признание. Если дистанцион-

ные курсы предлагает учебное заведение, например, вуз, то учебная программа должна быть аккредитована признанным агентством по аккредитации вузов. Это делается в том случае, если программа обучения соответствует академическим стандартам и даёт практическую значимость изучаемого курса.

Только аккредитованные и национально признанные программы дистанционного обучения приведут вас к академической степени, и принимаются вашими будущими работодателями.

Национальное признание предмета обычно проводится официальными образовательными органами, в первую очередь Министерством образования.

Поэтому очень важно обращать внимание на статус курсов, аккредитацию, автора курсов, какие он имеет регалии и опыт преподавательской деятельности.

Это не обязательно может быть академический курс для высшего образования; курсы, организованные ведущими профессиональными компаниями, также получают специальную аккредитацию.

Если статус компании, предлагающей такое обучение, настораживает, следует почитать о ней отзывы в Интернете, причём не на самом сайте курсов (зачастую отзывы пишут сами создатели сайта дистанционного обучения), а через популярные поисковые системы. Также можно найти информацию об авторах курса, изучить их «послужной список».

Всегда следует помнить: сегодня дистанционный курс, вебинар или урок может создать любой, желающий заработать деньги. Вернёмся к вопросу о традиционном образовании и о детях. Если ребёнок учится в школе, то его обучает профессионал. А если в Сети? Тут он может столкнуться с кем угодно.

Приведём пример сайта дистанционного обучения не с целью рекламы, а в качестве рекомендации.

Онлайн-гимназия с 5-го по 11-й класс: |-|Кр://онлайн-гимназия.рф/

Онлайн-гимназия создана на базе существующей Первой Европейской гимназии Петра Великого, что уже добавляет авторитета дистанционному образовательному ресурсу.

Сразу же на первой странице можно получить информацию о сертификате, что крайне важно: «На данный момент мы единственная онлайн-школа в России, получившая лицензию на выдачу аттестатов:

• Аттестат об основном общем образовании после 9-го класса.

• Аттестат о среднем общем образовании после 11-го класса».

Также на сайте присутствует возможность скачать пример урока.

СЕРТИФИКАТ И РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ

Какова цель обучения? Получить знания и использовать их в своей работе, получить знания и подтвердить их официальным дипломом, свидетельством и сертификатом, которые будут приняты потенциальным работодателем или учебным заведением, в которое человек собирается поступить в дальнейшем? Просто получить «корочку» для портфолио?

Следует выяснить, что будет выдано после обучения и будет ли этот документ признан, т.е. необходимо выяснить его статус.

Сертификат выдаётся по результатам тестирования, которое показывает уровень знаний, полученных в результате прохождения курса. Но зачастую встречаются достаточно лёгкие курсы, где можно вскользь ознакомиться с материалом, пройти тестирование и получить сертификат. Надо определиться, достаточно ли человеку только «корочки за обучение».

В ситуации с дистанционным обучением никто не может заставить человека учиться, кроме него самого. Если ученик не слишком заинтересован в усвоении и применении на практике знаний, обучение превратится в механический процесс и не даст нужного эффекта. Взрослому человеку в данном случае легче мотивировать себя, хотя это также происходит не всегда. Ребёнок же

в большинстве случаев не сможет учиться без принуждения, даже завуалированного.

При дистанционном обучении очень трудно организовать чёткий контроль. Несмотря на то, что ученик в ходе дистанционного обучения будет выполнять практические и контрольные работы, писать сочинения и рефераты, они не смогут являться мерилами качества, так как учитель не имеет полноценной возможности оценить уровень подготовки ученика и быть уверенным, что при ответах на вопросы он не использовал шпаргалки и учебные пособия.

Выбирая содержание курса для ребёнка, родителям следует помнить, что в дистанционном обучении (в отличие от традиционного, где важную роль играет учитель -наставник, стоящий рядом) проблематично выработать умение быстро ориентироваться в огромных массивах информации и принимать решения. Дети должны быть уже подготовлены к этому.

Реальный результат обучения, который поможет человеку реализоваться в дальнейшей жизни, - его собственные знания и умения, полученные в процессе прохождения курса. Результатом обучения на курсе может быть некая самостоятельная работа: разработанная и проведённая презентация, программный модуль, статья, эссе, расчётная таблица, дизайн-макет и пр. Чем больше будет выполнено практических заданий и самостоятельных работ, тем эффективнее будет результат обучения. Только на практике можно приобрести навыки и умения, опираясь на первичные знания о решении некоторой проблемы. Качественным результатом обучения также будут являться умения принимать самостоятельные решения о том, какую информацию, материалы и инструменты необходимо использовать в разных случаях для получения эффективного результата будущей (или настоящей) деятельности.

Поэтому необходимо сразу обратить внимание на наличие подобной практической деятельности в курсе. Если есть сомнение, зачастую перед прохождением курса существует возможность задать свои вопросы организаторам обучения. И заранее нацелиться (и нацелить своего ребёнка) на результат.

ЭШШУЗА,.......иэт-Е-РЕЦУЯ,......Д ИЯ ГЦ О СТИНЯ

КАЧЕСТВО КУРСА

Вопрос об оценке качества курса самый сложный. Под качеством подразумеваются все составляющие курса - программа, содержание, форма преподнесения материала, обратная связь, виды и формы тестирования, получение сертификата.

С первого взгляда качество определить очень сложно. В первую очередь необходимо ознакомиться с программой (планом) курса. Даже в коммерческих курсах она должна быть представлена в открытом доступе. Человек, собирающийся пройти обучение, должен поставить пред собой задачи - что он именно хочет узнать и для чего это ему необходимо?

Качественная учебная программа должна включать в себя:

1. наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена;

2. пояснительную записку, в которой описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний;

3. краткое описание содержания изучаемых тем;

4. список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.

В плане должны быть указаны:

1. перечень учебных тем, изучаемых по данной программе;

2. распределение по времени и последовательность изучения;

3. трудоёмкость изучения;

4. формы учебных занятий (лекции, семинары и вебинары, практические занятия, самостоятельная работа);

5. виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачёт, реферат, курсовая или дипломная работа).

План всегда должен соответствовать целям и задачам учебного курса. Если налицо явное несоответствие, стоит задуматься.

Приведём пример тематического плана модуля курса по информационной безопас-

ности. Основная цель данного курса - формирование внутреннего «фильтра», позволяющего обеспечить индивидуальную информационную защиту. Одной из задач курса является сформировать умение обеспечения личной информационной безопасности.

• Что такое информационная безопасность? Понятие, терминология (лекция, 1 час).

• Правовые основы информационной безопасности (лекция, 1 час).

• Практическая работа. Знакомство с нормативными документами (1 час).

• Технические способы защиты информации (видеолекция, работа в дискуссионной группе, 1 час).

• Практическая работа. Лицензии, антивирусное ПО (2 часа).

• Моя личная безопасность в информационном мире (лекция, 1 час, вебинар 1 час).

• Практическая работа. Основные правила информационной безопасности при работе в Сети (работа в дискуссионной группе, 1 час).

• Вопросы к модулю (1 час).

В данном случае все темы служат достижению поставленной цели и задачам. Присутствуют три практические работы, на которых обучающиеся могут на практике проверить свои знания, а также вопросы к модулю, проверяющие полученные знания.

Полный курс по медиаграмотности и информационной безопасности можно найти на портале http://rusere.ru/ - Русскоязычные электронные ресурсы в образовании.

Многие системы дистанционного обучения предлагают как универсальные, так и специализированные курсы, а также курсы повышения квалификации. И рассчитаны они могут быть на различный базовый уровень знаний. Программа даёт возможность понять, соответствует ли курс запросам слушателя. Возможно всё, что там можно

услышать, прочитать и увидеть человек давно уже знает или может самостоятельно найти в сети или прочитать в книге. Если программы нет - надо задуматься, а вдруг это «кот в мешке»?

Необходимо также обратить внимание на содержание курса. Обязательно посмотреть, есть ли демоконтент, представляющий фрагменты содержания. Если создатели курсов уверены в эффективности своего материала, то они смело выложат в открытый доступ часть информации, чтобы потенциальный слушатель мог оценить форму представления информации, стиль изложения, грамотность, аккуратность оформления, а также базовый уровень знаний, необходимый для понимания содержания, что также важно. Возможно, курс будет качественным, но не будет соответствовать уровню образования слушателя. Если человек это поймёт, изучив демоматерилы, то сэкономит не только деньги, если курс платный, но и время, которое бесценно.

Как было написано выше, также важно познакомиться с отзывами тех, кто уже прошёл этот курс. Надо использовать независимые ресурсы, задавать вопросы в социальных сетях и тематических форумах. Лучше потратить время на изучение информации о курсе, чем потом разочароваться в его содержании в процессе обучения.

Если вы - родитель и выбираете курс для своего ребёнка, то существует опасность недооценить или переоценить его реальные знания. Возможно, в данном случае лучше проконсультироваться со школьным учителем, который ведёт предмет по выбираемому курсу.

СТИЛЬ И СРЕДА ОБУЧЕНИЯ

Каждый взрослый человек интуитивно понимает, какой именно стиль и какая технология обучения более всего подходит ему. Один воспринимает лучше текстовую информацию, другой - визуальную, третий -звуковую, у кого-то хорошие технические возможности и стабильный высокоскоростной Интернет, а у кого-то нет возможности просматривать видеолекции или участвовать в вебинарах. Кто-то хочет овладеть

базовыми основами, а затем самостоятельно находить им применение, кому-то нужны методичные пошаговые инструкции.

Более успешным дистанционное обучение делает мотивирующая среда обучения с разнообразными и интерактивными заданиями, видеофрагментами, викторинами, совместной работой в Сети и пр. Но особое внимание при выборе курса необходимо уделять соблюдению требований, которые предъявляются к электронному обучению.

Использование шрифтов, правильно уравновешенное распределение текстового и графического материала, размер текстовых фрагментов - всё это должно учитываться при создании теоретических блоков курса. Сам текст должен быть написан понятным языком, без излишних «наукообразий». Вообще правилам создания текстов и медиаконтента уделяется огромная роль, создатели курсов обязаны знать основные составляющие медиаграмотности. Если правила не соблюдаются, то курс «распадается» на элементы и не формирует целостную картину знаний.

Видеоурок в идеале должен также включать в себя элементы интерактивности, а не быть записью «говорящей головы». Хорошо, если разработчиками предусматриваются средства навигации по содержанию видеолекции, имеются кнопки включения режимов воспроизведения и паузы, перехода к началу слайда (для повторного воспроизведения, связанного с ним фрагмента видеоряда), на предыдущий слайд, на следующий слайд, к началу и к концу видеолекции. Преимущество интерактивных видеоуроков очевидно. Слушатель может выбрать присущий ему индивидуальный темп обучения. В любой момент он может обратиться к той части информации, которая вызывает у него затруднения.

Создателям курса мало владеть техническими приёмами для создания тестовых заданий, необходима и проработка их содержания, исходя из требований адекватности (валидности - точного соответствия содержания задаваемой тестом пробы смыслу и содержанию выявляемого признака); определённости (испытуемым должно быть понятно, какую деятельность они выполняют при тестировании, какие

ЭШШУЗА,.......ИЭП-Е-РЕНИЯ,......ДШОСТШ

знания необходимо продемонстрировать и в каком объёме); простоты (чёткая и прямолинейная формулировка задания); однозначности (качество выполнения теста должно оцениваться одинаково различными преподавателями); надёжности (обеспечение устойчивости последовательных результатов тестирования одного и того же испытуемого). На это также необходимо обратить внимание при выборе курса, если есть возможность демопросмотра тестового задания или прохождения входного тестирования.

Выбирая курс для ребёнка, также надо опираться на его индивидуальные психологические особенности восприятия информации. Поэтому ни в коем случае нельзя запускать его в дистанционный курс, предварительно не ознакомившись со средой и стилями обучения в нём. Возможно, увидя скучные тексты и «говорящую голову», у ребёнка навсегда сформируется отвращение к электронному обучению, а переизбыток игровых моментов создаст иллюзию «лёгкости» и приведёт к поверхностному усвоению материала.

ПЕРСОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Важное преимущество дистанционных курсов перед самообучением - взаимодействие с преподавателем. Необходимо понять, как оно происходит в том курсе, который собирается выбрать человек. Заключается ли оно в проверке и оценке самостоятельных и практических работ, в общении в процессе изучения материала, в консультациях и пр. Предусматриваются ли последующие консультации после окончания курса? Существует ли возможность общения в группе обучающихся, виртуальный кампус или другие формы сетевого общения совместной работы? Качество личной помощи и взаимопомощи среди обучаемых является важным фактором при выборе программы дистанционного обучения.

В последнее время популярной формой проведения дистанционного обучения стали вебинары, именно из-за того, что они предусматривают личное общение с преподавателем.

Преподаватель может выбрать разные способы общения с учащимися: он может сам подключить веб-камеру, чтобы его видели, может общаться только голосом, демонстрировать слайды презентации в Power Point, демонстрировать свои действия на рабочем столе, проводить опросы и многое другое, что приближает его работу к обычной очной учительской деятельности. К примеру, он имеет возможность демонстрировать слушателям на их персональных компьютерах различные документы, выделяя в них области, которым необходимо уделить особенное внимание. Во время обучения преподаватель и учащиеся могут предоставлять доступ к своим файлам, скажем, используя такой популярный на сегодняшний день сервис, как Google Диск. На вебинаре можно использовать виртуальный аналог классной учебной доски для рисования, стирания и т.д., точно так же как и в обычном классе. Оставлять записи на доске могут все участники обучения в соответствии с существующими у них правами. Достаточно эффективным средством проведения вебинара являются голосования и опросы, позволяющие преподавателю в реальном времени собрать информацию от учащихся по тому или иному вопросу.

Несмотря на то, что на сегодняшний день электронное обучение предусматривает различные интерактивные формы взаимодействия, следует учитывать, что в дистанционном обучении контакт с преподавателем и группой - лишь имитация, он никогда не даст того личностного общения, которое предусмотрено в очном обучении, не передаст той творческой атмосферы и напряжённости группы, класса, которые существуют в реальном мире.

В случае если родители выбирают дистанционные курсы в качестве альтернативного (или дополнительного) образования для своего ребёнка, они должны взять на себя многие воспитательные функции учителя. Именно им придётся следить за тем, соблюдает или нет ученик расписание занятий, выполняет самостоятельные и практические работы, как отвечает на тесты и опросы. Таким образом, дистанционное образование требует максимального участия родителей. Если они заняты полный рабочий день всю неделю, у них просто не будет возможности контролировать обучение и помогать ребён-

ку в получении новых знаний, и он будет предоставлен сам себе. В таких ситуациях необходимо выработать чёткую мотивирующую систему, которая поможет ученику успешно и систематично обучаться. Но контроль всё равно необходим.

Общение со сверстниками также крайне важно в детском и подростковом возрасте. Обычно социальной средой, в которой происходит развитие ребёнка, является школа. Виртуальное общение никогда не заменит реальных взаимоотношений между детьми. Если школьник даже на несколько месяцев выпадает из процесса школьного обучения, у него могут возникнуть трудности повторной адаптации среди одноклассников.

Привязанность к компьютеру также может негативно сказаться не только на социализации, но и на здоровье детей. Хорошие результаты даёт применение в ходе дистанционного обучения релаксационных пауз и других специальных приёмов для отдыха слушателей и снятия напряжений - незаменимых и легко реализуемых при очном обучении. Родители должны обращать внимание на то, что дети, обучающиеся дистанционно и проводящие много времени за компьютером, должны стараться как можно больше разнообразить свою жизнь реальным общением, получать необходимую социализацию в обществе, а также, по возможности, больше находиться на свежем воздухе.

ПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ

При выборе программы дистанционного обучения следует обратить внимание на соотношение цены и качества. Про качество мы уже поговорили. Не надо спешить платить за курс, если вы не уверены в качестве.

Сегодня наблюдается большой разброс по качеству образования и его цене из-за явного отсутствия централизации дистанционного образования. Как правило, этот процесс также сопряжён с недостаточно ровным уровнем качества образовательных услуг.

Бесплатные курсы - это либо целевые, бюджетные курсы, либо демо-версии, предла-

гающие материал для начала обучения, а для продолжения обычно требуется плата.

Коммерческие курсы, как правило, не на много дешевле, чем обучение на месте. Тем не менее они предусматривают значительную экономию времени, обучение без отрыва от работы и учёбы, а в этом есть определённые плюсы. Также существует система скидок за обучение, в последнее время популярность приобретают сайты, предоставляющие скидки на различные товары и услуги, в том числе и на дистанционные курсы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большое распространение получили массовые открытые онлайн-курсы (massive open online courses - МООК), названные в числе 30 наиболее перспективных тенденций в развитии образования до 2028 г. Они открывают новые возможности в сфере дистанционного образования - обучение становится процессом самостоятельного познания, формирования и принятия решений. По своей форме MOOK - это электронные курсы (учебно-методические комплексы), включающие в себя видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. После изучения курса MOOK возможно получение официального сертификата, а за него в большинстве случаев надо платить.

Также существует масса виртуальных репетиторов, подтягивающих учеников по различным предметам, готовящих к ГИА, ЕГЭ. Цена зачастую соответствует цене очного репетиторства, и, если нет видимых причин (отсутствие квалифицированных репетиторов в местности, где проживает ребёнок, ограниченные возможности ребёнка, проблемы со здоровьем и пр.), то для достижения лучших результатов всё же советуем выбрать услуги очного репетитора, а не виртуального.

И, конечно же, прежде всего надо учитывать мнение самого ребёнка. Прежде чем начать учиться дистанционно, ему надо описать все достоинства и недостатки данной системы, объяснить цели и задачи, постараться мотивировать его на результат. Если дистанционное обучение «не пошло», если есть чувство дискомфорта и негативные эмоции, следует обратить на это присталь-

ЭШШУЗА,.......ИЭП-Е-РЕНИЯ,......ДШОСТШ

ное внимание, чтобы в дальнейшем не столкнуться с плохой успеваемостью или отсутствием нормальной социализации.

ВЫВОДЫ

Таким образом, получить дополнительное образование в дистанционной форме сегодня можно, если обладать некоторыми знаниями, умениями тщательно проанализировать рынок предлагаемых услуг, а также терпением, необходимым для этого. Но нельзя полностью полагаться на «цифровую школу», дистанционное образование хорошо, но оно никогда не заменит реального общения с живым человеком - учителем.

Особенно важно это понимать родителям детей, которые пытаются следовать за «модой» на дистанционное образование, перегружая детей виртуальными уроками и курсами. Следует помнить, что до определённого возраста у ребёнка необходимо воспитать силу воли и упорство, любовь к труду, умение работать. А это могут сделать

только наставники, «стоящие рядом», ни один виртуальный преподаватель не сможет полноценно воздействовать на человека через Сеть. Без этого никакая апелляция к игре и интересу, на которую упирают поклонники электронного образования, не поможет. Как только ребёнок столкнётся с реальными трудностями - он бросит учёбу или работу и обратно его уже ничем не заманишь, может возникнуть проблема дальнейшего мотивирования к обучению. □

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», URL http:// www.zakonprost.ru/content/base/82701 (дата обращения: 30.03.2017).

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 30.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.