УДК 004.9:069
А. Ю. Волькович, Н. Г. Чигарева Виртуальные выставки как новая форма деятельности музея
Понимание природы виртуальной выставки как особой формы деятельности музея - достаточно сложная проблема, остро стоящая в связи с популярностью такого рода проектов. Авторами делается попытка представить виртуальную выставку как «художественный текст» особого рода, отличающийся от текстов традиционных музейных выставок и предлагаются пути преодоления противоречий, заложенных в самой природе виртуальной музейной выставке, в том числе и на собственном опыте, полученном в процессе создания проекта Военно-медицинского музея «Блокадная повесть».
Ключевые слова: виртуальная выставка, веб-технологии, музейная коммуникация, знаки, художественный текст
Anna Y. Volkovich, Natalia G. Chigareva Virtual exhibitions as a new form of museum activity
The perception of the virtual exhibition as a special form of the museum activity is a rather difficult problem acute in relation to the popularity of such projects . The authors make an attempt to present a virtual exhibition as a special kind of «artistic text», which differs from traditional texts museum exhibitions. They offer ways to overcome the contradictions inherent in the very nature of virtual museum exhibitions, including their own experience gained in the process of creating the project the Military Medical Museum «Blockade story» .
Keywords: virtual exhibition , web technology , museum communication, signs, artistic text
В начале XXI в. произошли коренные изменения в окружающем нас мире, связанные не только с перестройкой общественного устройства в России, с этническими, территориальными, экономическими и другими трансформациями в стране, но и с научно-техническим прогрессом, расширением информационного поля, что неизбежно сказалось на психологии людей и их восприятии. Одним из ключевых моментов современного развития человеческой цивилизации является формирование новой информационной среды, технологическую базу которой составляют глобальные компьютерные сети, позволяющие получить доступ к любому виду информации в любом месте и в любое время.
В меняющемся мире музей, сохраняя свою суть и предназначение, получил неограниченные преференции. Благодаря использованию пространства Интернета, многократно увеличился потенциал музеев, а их выставочные проекты весьма часто становятся виртуальными. Формат виртуальных выставок дает возможность предъявить широкой аудитории несметные сокровища, хранящиеся в музейных фондах и не всегда доступные для посетителей. При этом происходит как расширение границ представлений о музее, так и популяризация музейных коллекций. Вир-
250
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Section III. The museum and cultural tourism...
туальные выставки и виртуальные музейные проекты становятся одной из форм существования музея в XXI в.
Следует отметить, что, поскольку само понимание того, что же представляет собой музейная виртуальная выставка и чем она отличается от иных форм представления информации при помощи компьютерной техники и сети Интернет, до сих пор окончательно не сложилось, не существует и единого, устоявшегося определения самого понятия «виртуальная выставка».
По нашему мнению, с определенной долей уверенности можно сказать, что «виртуальная выставка» - это демонстрация (в том числе в сети Интернет) с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально созданной музейной выставки. Это новый, многофункциональный информационный ресурс, который, во-первых, предоставляет возможность получения новой информации широкому кругу пользователей, во-вторых, позволяет при создании выставки расширить круг использованных средств и приемов для реализации идеи и концепции проекта (тексты, графика, аудио, видео и др.).
Поиск дефиниции «виртуальной выставки» привел к тому, что музейным сообществом были выделены многие ее «положительные» и «отрицательные» черты.
К достоинствам виртуальных выставок, в том числе музейных, обычно относят:
- Современность (за счет применения новых технологий);
- Доступность (во времени, пространстве, по количеству обращений);
- Индивидуализация восприятия виртуальной выставки через экран цифрового устройства;
- Автономность, независимость от реальных условий функционирования музея;
- Мобильность, доступность перемещения;
- Экономичность, как при создании, так и при демонстрации;
- Возможность представления музейных предметов, недоступных для экспонирования в традиционных условиях;
- Вариативность, относительная легкость внесения изменений и создания различных «уровней глубины» подачи материала;
- Виртуальные выставки всегда служат своеобразной рекламой музея и его собрания вне стен музея, прежде всего, в сети Интернет;
- Обеспечение при помощи виртуальных выставок возможности простого и быстрого социологического анализа аудитории и прогноз спектра потенциальных посетителей «реального» музея.
В качестве недостатков, присущих виртуальным выставкам, выделяют:
- Отсутствие прямого общения с артефактами;
- Отсутствие прямого межличностного общения;
- Неспособность виртуального образа сформировать эмоционально-чувственные впечатления.
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
251
_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм...______________
Выделенные недостатки, как нам кажется, наводят на мысль, что виртуальная выставка - «текст», «знаковая конструкция» принципиально отличающаяся от традиционной музейной выставки, состоящая из иных по своей природе знаков, соединенных между собой иным образом. В отличие от традиционной музейной выставки коммуникатор должен осознавать, что оперирует знаками-изображениями, по своей природе отображающими лишь часть свойств музейного предмета-подлинника. Автор высказывания на данном языке должен четко осознавать, что язык его изначально эмоционально и в чем-то эстетически обеднен, и должен преодолевать в виртуальной выставке это основное, присущее ее природе, препятствие. Таким образом, он создает художественный текст, обладающий принципиально другими свойствами, нежели текст традиционной музейной выставки. Изучение природы этих знаков и текста виртуальной выставки - предмет иного, более глубокого исследования. Однако уже на данном этапе мы можем утверждать что, язык виртуальной выставки - иной, отличный от языка традиционной выставки, но, тем не менее, относящийся к языку музейной коммуникации.
Восприятие виртуальной выставки, на наш взгляд, также отличается от восприятия традиционной музейной выставки, поскольку оно осуществляется опосредованно, через призму веб-технологий. Восприятие виртуальной выставки лишено магического ореола подлинника и подлинности, что и делает его принципиально другим.
Еще одной особенностью музейной виртуальной выставки является интерактивный режим - диалоговый режим, при котором человек и компьютер обмениваются данными. Познакомившись с предложенной выставкой, пользователь имеет возможность высказать свое мнение и поучаствовать в обсуждении выставки в режиме «он лайн».
При работе над виртуальной музейной выставкой автор больше внимание уделяет дизайнерским решениям, поскольку с помощью цвета, графики, звука, анимации появляется возможность создать настроение, привлечь внимание, подчеркнуть и выделить важные моменты, усилить эмотивность и аттрактивность.
Нам кажется, что при создании виртуальной выставки роль коммуникатора, создающего виртуальные проекты, становится весьма значимой, более персонифицированной. Поскольку музейщик не ограничен конкретным музейным пространством, площадью, оборудованием и т. п., он, реализуя свои знания и фантазии, имеет возможность для предъявления музейного предмета привлечь различные средства (музыку, краски, пространственное изображение и т. д.), тем самым, создавая новый, порой весьма неожиданный образ. Кроме того, он, в большей степени, может выразить свое личное я, свое видение окружающего мира, уделить внимание мелким деталям и нюансам. «Разговор» коммуникатора с реципиентом ведется «один на один», в этом случае восприятию «не мешает» пространство музея, наполненное посетителями, посторонними звуками и иными отвлекающими моментами.
252
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Section III. The museum and cultural tourism...
Виртуальные проекты, как правило, отличаются большой информационной насыщенностью, они высокохудожественны, пронизаны элементами театрализации, более ориентированы на конкретную личность, увеличивают не только информационный, но и эмоциональный потенциал музея. Самое важное в виртуальной музейной выставке состоит в том, что концепция, материал, форма его представления должны быть очень качественными. Это объясняется тем, что своеобразная конкуренция за внимание и положительную оценку зрителя идет не только с другими проектами этого и иных музеев, но и с продуктами, в том числе образовательными и развлекательными, изготовленными с применением веб-технологий очень широким спектром лиц и институций и представляемых в сети Интернет.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что восприятие виртуальной выставки в значительной мере определяется техническими характеристиками устройств, с помощью которых она воплощается и воспроизводится.
Таким образом, виртуальная выставка уже в момент своего создания и в дальнейшем процессе бытования, в том числе в сети Интернет, воспринимается как единый «артефакт», «художественный текст», единое произведение искусства. Именно такая природа виртуальной выставки и определяет все ее достоинства и недостатки и позволяет говорить о ней как об особой форме реализации музейной коммуникации, и даже как об особой форме деятельности музея в условиях расширяющегося информационного поля.
Все ранее рассмотренные положения были апробированы в Военно-медицинском музее при подготовке проекта к 70-летию прорыва блокады Ленинграда -виртуальной выставки «Блокадная повесть», с которой можно познакомиться на официальном сайте музея. Ее основная цель - дать возможность прикоснуться к трагедии и подвигу непокоренного города на Неве, героической работе медиков в стенах осажденного Ленинграда через знакомство с входящими в коллекцию музея уникальными произведениями изобразительного искусства, созданными блокадными художниками в 1941-1944 гг.
Среди представленных в рамках этого проекта - работы В. В. Морозова, А. М. Нюренберга, Л. А. Рончевской, Г. П. Фитингофа - художников-графиков и живописцев, не только оставивших образные свидетельства жизни блокадного города, но приближавших Победу в рядах действующей армии и народного ополчения, работая в госпиталях и на предприятиях осажденного Ленинграда.
«Блокадная повесть» - это не просто реализация современного способа публикации музейных предметов, позволяющего как представлять их широким слоям населения в стенах музея, так и популяризировать его коллекцию посредством размещения цифровых копий в сети Интернет. Творческим коллективом была предложена особая форма «художественного текста» выставки, включающая в неразрывной связи музыку, поэзию и произведения изобразительного искусства.
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
253
_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм...___________
Никогда ранее не публиковавшиеся стихотворения Русуданы Рубеновны Ор-бели, написанные в самые тяжелые месяцы блокады и подкупающие своей искренностью; звуки симфонической поэмы С. В. Рахманинова «Остров мертвых» - исполненного символизмом произведения, в котором, по словам самого автора, звучат «сначала смерть, потом - жизнь»; вся образная система выставки, сопоставляющей работы художников с фотохроникой жизни ленинградцев и работы военных медиков в годы Блокады - все это дает возможность посетителю проделать своеобразный путь от «правды чувства» к «правде факта».
Данный подход позволяет вывести на передний план экспрессивные и эмотив-ные пласты этих произведений, подтолкнуть зрителя к личностному переживанию трагедии и подвига осажденного Ленинграда.
«Музейность» же данной виртуальной выставки определяется специфически музейными методами ее подготовки: уточнением атрибуции и исследованием истории создания и бытования экспонируемых произведений живописи и графики. Особое внимание в этой связи привлекает установление факта работы в годы Великой Отечественной войны известного художника и искусствоведа А. М. Ню-ренберга по заказу Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова.
Важным является и введение в научный и музейный оборот ранее неизвестных эпистолярных источников, созданных в блокированном городе на Неве. Особенно ценным итогом этой деятельности можно признать первую виртуальную публикацию стихов, написанных в декабре 1941 г. - июне 1942 г. Р. Р. Орбели - представительницей известной семьи, внесшей неоценимый вклад в развитие отечественной науки и культуры.
Проект явился для музея «пробным камнем» в освоении новых технологий и выступил в качестве своеобразного «популяризатора» музейных предметов и материалов персональных фондов, которые недоступны посетителям постоянной экспозиции музея. Выставка была представлена специалистам на «Музейном Олимпе» и получила высокую оценку музейщиков.
Получат ли виртуальные музейные выставки дальнейшее развитие, покажет время. Несомненным остается одно, они, наряду с другими видами публикаций музейных собраний, заняли свою нишу и будут существовать еще долгие годы. Тем не менее, еще долгое время на повестке дня останется вопрос, правомочно ли считать формой деятельности музея демонстрацию не подлинника артефакта, а его виртуального образа.
254
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •