Научная статья на тему 'Художественный музей в коммуникативном пространстве современности: ценностные ориентиры и практики'

Художественный музей в коммуникативном пространстве современности: ценностные ориентиры и практики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
624
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественный музей / культура участия / эстетические ценности / пресс-релиз / средства массовой информации / нарратив / art museum / participatory culture / aesthetic values / press release / media / narrative.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алла Михайловна Бережная

С каждым годом в российских музеях увеличивается количество выставочных проектов. Их освещение в СМИ и поиск взаимопонимания между искусствоведами и журналистами — обсуждаемые сегодня в профессиональной среде проблемы. В основе статьи — осмысление опыта работы автора в пресс-службе Государственного Русского музея. Собранный и проанализированный материал позволил зафиксировать новые тенденции, касающиеся продуктивного диалога медиасообщества и художественного музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART MUSEUM IN MODERN COMMUNICATIVE LANDSCAPE: VALUES AND PRACTICES

The author argues that the number of exhibition projects in Russian museums is increasing with each passing year. Their coverage in media and the quest for mutual understanding between art critics and journalists are currently widely discussed in the museum community. The article is based on the personal experience of the author being the Head of the Press Department of the State Russian Museum in St. Petersburg. The analysis of the collected material allows her to fix some new trends, relating to the productive dialogue of the media community and the art museum.

Текст научной работы на тему «Художественный музей в коммуникативном пространстве современности: ценностные ориентиры и практики»



А. М. Бережная DOI: 10.24411/1811-1629-2018-14115

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОСТИ:

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПРАКТИКИ

ALLA M. BEREZHNAYA

ART MUSEUM IN MODERN COMMUNICATIVE LANDSCAPE: VALUES AND PRACTICES

Алла Михайловна Бережная

Руководитель пресс-службы Государственный Русский музей Инженерная ул., 4, Санкт-Петербург, 191186, Россия ► [email protected]

Alla M. Berezhnaya

The State Russian museum 4 Snzhenernaya Str., St. Petersburg, 191186, Russia

С каждым годом в российских музеях увеличивается количество выставочных проектов. Их освещение в СМИ и поиск взаимопонимания между искусствоведами и журналистами — обсуждаемые сегодня в профессиональной среде проблемы. В основе статьи — осмысление опыта работы автора в пресс-службе Государственного Русского музея. Собранный и проанализированный материал позволил зафиксировать новые тенденции, касающиеся продуктивного диалога медиасообщества и художественного музея.

Ключевые слова: художественный музей; культура участия; эстетические ценности; пресс-релиз; средства массовой информации; нарратив.

The author argues that the number of exhibition projects in Russian museums is increasing with each passing year. Their coverage in media and the quest for mutual understanding between art critics and journalists are currently widely discussed in the museum community. The article is based on the personal experience of the author being the Head of the Press Department of the State Russian Museum in St. Petersburg. The analysis of the collected material allows her to fix some new trends, relating to the productive dialogue of the media community and the art museum.

Keywords: art museum; participatory culture; aesthetic values; press release; media; narrative.

Современное общество переживает настоящий музейный бум. Российские музеи увеличивают количество ежегодных временных выставок, осваивают виртуальное пространство, запускают digital проекты и онлайн-экспозиции. Активизировалась и просветительская работа, особенно в области педагогики и образовательной деятельности, появились мероприятия, синтезирующие разные виды искусств. Изменился и сам способ взаимодействия музея с посетителями: современный зритель пассивному восприятию произведения живописи предпочитает ощущение своей вовлеченности в культурный контекст. Так, еще в 2011 году в музейной среде появилось понятие, первоначально возникшее в политологии и социологии, «культура участия». Возможно, процесс перехода от культуры потребления к культуре участия запустили в коммуникативное пространство сами музейщики. Примечательно в этом отношении высказывание директора Государственного Эрмитажа

М. Б. Пиотровского. Его реакцией на агрессивные реплики в сторону деятельности музея, вызванные непониманием выставки бельгийского художника и скульптора Яна Фабра, стало интервью радиостанции «Эхо Москвы»:

«Мы недооценили уровень ненависти, существующий в обществе, мы недооценили, что надо очень настойчиво и почти насильно разъяснять. Мы в какое-то время решили, что уровень культурный достаточно высокий, и людям просто можно подсказать: „Вот, подумайте". Оказывается, нет. Оказывается, все-таки надо рассказывать...» [13].

Настойчиво раскрывать суть образного постижения действительности, разъяснять и рассказывать тем, кто хочет понять и услышать, готовы в каждом российском музее: посетителям выставок предлагаются экскурсии, циклы лекций, онлайн-программы, подготовленные специалистами аудиогиды, квесты, риЬНйа^, разрабатываются программы арт-медиации; журналистов приглашают не только на официальные пресс-показы выставок и пресс-конференции, но и на неформальные встречи с кураторами экспозиций, открывают доступ в фонды, лаборатории, реставрационные мастерские и приглашают на монтаж временных выставок. Совместно с искусствоведами сотрудники РИ-служб музеев пишут для средств массовой информации пресс-релизы. Конечно, как и требует того этот жанр, подобные тексты безличны. Интенций автора — художника, скульптора — в них нет. Зато достаточно фактического материала и комментариев, содержащих соответствующие эстетические оценки, чтобы стать отправной точкой для дальнейшего анализа и критического осмысления. Сегодня становится возможным по-настоящему взаимовыгодное партнерство СМИ и искусствоведов: музейщики предлагают множество инфоповодов и готовы помочь в поиске информации и раскрытии тем. Теперь для сотрудников музея, которые готовят пресс-материалы для СМИ, становится важным не только написать информативный текст пресс-релиза, анонсирующий новую выставку, но и отразить связь ее экспонатов с широким ис-торико-культурологическим контекстом, расставить акценты, реагируя на изменения в обществе

Разные взгляды. На выставке «Карл Маркс навсегда»

на мировоззренческом и ценностном уровнях. Так, авторы пресс-релиза о выставке «Карл Маркс навсегда» объяснили неожиданную для многих экспозицию к 200-летию известного философа:

«Возникла потребность в новом прочтении его трудов без прежде обязательных партийных инструкций. Спектр современных интерпретаций этого образа включает в себя иронию, мелодраму, проклятие и панегирик: Маркс скачет на коне, тонет, стоит в очереди за пивом, с ужасом взирает на современность с постаментов» [12].

Куратор выставки Йозеф Киблицкий иронично отметил, что музей будто «подсматривает за подсматривающими», ведь Карл Маркс никогда не посещал Россию и никто из художников, чьи работы представлены на выставке, его не видел. Идею музейщиков раскрыл и журналист НТВ Павел Рыжков, предложив зрителям найти свою интерпретацию:

«Рассматривая образ Маркса от культа до китча и видя теоретика коммунистической идеи то в облаках, то на хвосте извергающего огонь дракона, посетитель выставки для себя явно выберет что-то между бесом и ангелом» [15].

Студенты Санкт-Петербургского государственного университета, обмениваясь впечатлениями о выставки, написали в соцсетях:

«Карл Маркс — кто он? Сумрачный философ-бородач, пророк коммунизма, заложивший основы „великой пирамиды красного рева", или человек, придумавший, как нам всем построить мечту? Экспозиция Русского музея, посвященная 200-летнему юбилею мыслителя, не дает нам категоричного ответа на этот вопрос, но де-

монстрирует не только экспонаты документального характера, но и современные интерпретации образа личности» [17].

Такой полилог кураторов экспозиции, журналистов и посетителей выставок, порождающий новые смыслы, кажется удачным результатом работы просветительских служб музея.

Специалисты музеологи в Европе уже давно обсуждают повествовательный, нарративный подход к музейному делу, отчетливо понимая, что «такие „культуральные нарративы" предлагают важные ключи к тому миру, о котором они повествуют» [5: 240]. Пауль Ариез, лектор академии Рейнвард в Амстердаме, предлагает музеям создавать экспозиции, способные вызвать у посетителя чувство сопричастности [2]. И современные музеи, отчетливо понимая это, сами становятся рассказчиками, создавая сюжетную линию новой экспозиции по законам драматургии, чтобы удержать внимание аудитории и заставить посетителя вернуться в музей за новой историей, которую можно включить в свой жизненный опыт.

Как справедливо замечает А. Д. Боровский, заведующий отделом Новейших течений Русского музея, «с повествовательностью, нарративностью русское изобразительное исскусство находится в состоянии вечной любви-ненависти. Это понятно — российская культура литературоцентрична, и изобразительное искусство постоянно испытывает как естественное желание стряхнуть „литературные путы", так и боязнь потерять поистине неистощимую подпитывающую "материнскую" субстанцию — ресурс „рассказывания историй"» [6: 5].

Музейную экспозицию действительно можно назвать определенным видом текста, интерпретацию которого предлагают кураторы, выступающие в роли медиумов между выставочным пространством и общим социально-культурным контекстом. Восприятие экспозиционного пространства сегодня гораздо больше зависит от суждений, предлагаемых музеем. Именно поэтому музейные ресурсы, новые медиа и традиционные СМИ являются основными каналами трансляции и популяризации эстетической информации.

Авторитетный исследователь в области му-зеелогии Петер ван Менш связывает восприятие

На выставке «Карл Маркс навсегда»

экспозиции с первичным контекстом — экспозиционным контекстом, — в котором предмет показывается, и с контекстом самого посетителя [10]. Ученый сравнивает такое разделение с классической триадой коммуникации: отправитель, месседж/медиум и получатель. Взаимодействие между ними и рождает смысл, влияющий на восприятие музейных выставок и культурных событий, и объясняет возникающий общественный резонанс.

В коммуникативном пространстве современности вокруг событий в сфере культуры порой возникают провокативные ситуации, повышающие градус агрессии в обществе. Это касается и обстановки вокруг фильмов «Матильда» и «Смерть Сталина», и более ранних событий: постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирске, выставки Яна Фабра в Государственном Эрмитаже, выступления Константина Райкина на съезде Союза театральных деятелей России. В Санкт-Петербурге выставочные проекты последних лет тоже не были обделены провокативны-ми репликами и заголовками. Так, экспозицию Эрмитажа «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали» СМИ называли «Дали и другие жертвы трамонтана» [4], а сюжеты пресс-релизов Русского музея о трагических судьбах учеников К. С. Петрова-Водкина ушли

на периферию в публикации о выставке «Круг Петрова-Водкина». Примечателен и заголовок этого материала: «Все оттенки яркого» [18]. В нем угадывается аналогия с названием нашумевшего эротического романа Э. Джеймса «Пятьдесят оттенков серого». В итоге из-за возникающих ассоциативных связей смещаются смысловые и художественные акценты, а потенциальный посетитель выставки, читая подобные материалы СМИ, получает своеобразный рекламный текст, цель которого — продвинуть предложение на рынке товаров и услуг. Так феномен искусства словно переводится из сферы классического творчества в сферу массовой культуры и массового потребления.

В этой связи назрела необходимость защищать место, роль и назначение художественного музея в публичном пространстве. В интервью «Российской газете» директор Эрмитажа М. Б. Пиотровский сказал:

«Те, кто нам противостоят, написали на своем знамени слово „досуг". И представляют себе музейную культуру исключительно в этой сфере. А такие взгляды чреваты и уничтожением научной деятельности музеев, и возможным изъятием части музейного фонда для каких угодно интересов (что было хорошо продемонстрировано во время музейных изъятий в 20-30-х годах 20 века). И вот нам опять приходится декларировать, что мы выполняем великую миссию — сохраняем культурно-историческое наследие нации, а вовсе не оказываем услуги» [14].

Наблюдения за практикой СМИ показали, что если прежде редакции и телеканалы, как правило, просто приводили пресс-релизы в соответствие с форматом своего издания, а иногда и просто публиковали предлагаемый музеем текст без правки, привлекая внимание читателя лишь провокативными заголовками, то сегодня вполне очевидно увеличение количества качественных аналитических материалов и появление в прессе новых форм интерпретации эстетической информации.

Так, настоящим информационным бумом в медиапространстве Санкт-Петербурга стали многочисленные публикации о выставке в Государственном Русском музее «В. В. Верещагин. К 175-летию со дня рождения». Как гово-

рят сотрудники музея, в течение последних лет ни одна экспозиция не вызывала такого количества откликов. Их новизна — в порой парадоксальных оценках журналистами творчества художника. Они не просто цитировали слова искусствоведов музея о полотнах Верещагина, а пристально всматривались в каждое из них и высказывали свое мнение. В газете «Труд» вышел материал «Не баталист Верещагин» [3], пафос публикации «Коммерсанта» в том, что на экспозиции «все больше про широту кругозора, свежесть впечатлений и яркость красок» [16], а в петербургском интернет-журнале «Интересант» — рассуждения о Верещагине-«непатриоте» [7]. Продолжая дело своих коллег-журналистов, так ярко проявивших себя в рецензиях о выставке В. В. Верещагина, автор портала КБОЫиМ М. Александрова пишет о следующей экспозиции Русского музея «Мечты о мировом расцвете»:

«Сейчас, в год столетия Октября, посреди эпохи, полной растерянности, разобщенности, несправедливости, пропахшей грязными деньгами и порохом, самое время подумать о том, как сделать так, чтобы однажды смочь без стыда посмотреть в глаза творцам и мечтателям прошлого и ощутить себя не бессмысленно болтающимися обрывками цепи времен, а их наследниками» [1].

Метафоричный призыв журналиста к поиску новых форм подачи искусствоведческой информации — свидетельство того, что сегодня и сами представители медиа стремятся к созданию новых форм сотрудничества музеев со СМИ,

На экспозиции «В. В. Верещагин. К 175-летию со дня рождения»

Гаджеты и культура.

На экспозиции «В. В. Верещагин. К 175-летию со дня рождения»

что, безусловно, способствует разъяснению категорий эстетики, категорий, раскрывающих глубину смыслов и касающихся духовного содержания нашей жизни. Такие задачи продиктованы и основной миссией музея в обществе: трансляцией культурных ценностей, классификацией произведений искусства и их интерпретацией. Поэтому уже не столь удивителен яркий отклик журналистов на выставку Русского музея «Неожиданный Малевич», представившую вниманию зрителя ранние графические произведения великого мастера, которые при жизни художника представляли ценность лишь для его учеников и близкого окружения. Кураторы выставки стремились показать, что сегодня рисунки Малевича, как будто открывающие дверь в его опытную лабораторию, — неоценимый материал для понимания творчества мастера. Журналисты с радостью приняли приглашение музея вместе раскрыть новые стороны личности Казимира Малевича, что нашло отражение в материалах, вышедших после пресс-показа

и открытия выставки. Удачным было и решение пригласить репортеров на процесс монтажа экспозиции. Корреспондент ТВЦ Анна Морозова делится в эфире со зрителями телеканала таинством создания выставки:

«Желтый квадрат, который старательно закрашивает валиком рабочий-оформитель в выставочном зале, посвященном Казимиру Малевичу, как будто отсылает к вечному спору вокруг его творчества. Но что художник может быть еще и вот таким — внимательным портретистом, утонченным графиком — настоящее открытие для широкой публики» [11].

Корреспондент 5-го канала Екатерина Иванова отмечает, что посетителей выставки приглашают к процессу осмысления наследия художника, которое может принести новые интерпретации: «Возможно, после более детального знакомства с Малевичем, взгляд на его черный квадрат кардинально изменится. И под толстыми слоями краски, наконец, проступит истинный смысл произведения» [9]. Искусствовед и автор «КоммерсантЪ» Кира Долинина предлагает задуматься и над масштабом личности художника:

«Люди — такие люди, и Малевич тут совсем не исключение. Интересно другое: вера в свое место под будущим солнцем у него была уникальная. И каждый листочек из-под его пера должен был говорить то, что хотел сам художник» [8].

Сегодня музейщики осторожно отмечают начало продуктивного диалога, возникшего в результате поиска и освоения новых форм продуктивного сотрудничества между искусствоведами и журналистами. Важно и то, что все чаще этот диалог инициируют сами представители СМИ, желая ответить на новые культурологические запросы своей аудитории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова М. Когда красный конь революции еще не споткнулся: музыка Революции в словах красках // REGNUM. URL: http://regnum.ru/news/2323372.html.

2. Ариез Пауль. Нарративный подход к созданию выставок. URL: https://polymus.ru/ru/education/lectures/schedule/ narrativnyy-podhod-k-sozdaniyu-muzeynyh-vystavok/

3. Безрукова Л. Не баталист Верещагин // Труд. URL:http:// www.trud.ru/article/28-04-2017/1349671_ne_batalist_veres-chagin.html

^^^ [Россия... народы, языки, культуры]

4. Безрукова Л. Дали и другие жертвы Трамонтана. URL: http://www.trud.ru/article/08-112016/1343801_dali_i_ drugie_zhertvy_tramontana.html.

5. Бёрк П. Что такое культуральная история / Пер. с англ. И. Полонской. М., 2016.

6. Боровский А. Д. Новые русские рассказчики // Новые рассказчики в русском искусстве XX-XXI веков. Альманах. Вып. 438. СПб., 2014.

7. Ветлинская А. Василий Верещагин: художник, воин и... «непатриот»? // Interessant. URL: http://www.interessant.ru/ culture/vasilii-vierieshchaghin-kh

8. Долинина К. Малевича вызвали на форум // КоммерсантЪ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3804346

9. Иванова Е. В Русском музее представили выставку «Неожиданный Малевич»// Пятый канал. URL: https:// www.5-tv.ru/news/228644/vrusskom-muzee-predstavili-vystavku-neozidannyj-malevic/

10. Менш ван П. Коммуникация: язык экспозиции // Вопросы музеологии. 2014. № 1(9). URL: https://www. academia.edu/34256027/ВОПРОСЫ_МУЗЕОЛОГИИ_The_ Problems_of_Museology-2014-1

11. Морозова А. В Петербурге открылась уникальная выставка работ Малевича // ТВЦ. URL: http://www.tvc.ru/news/ show/id/149529

12. Официальный пресс-релиз выставки «Карл Маркс навсегда» // Пресс-служба Государственного Русского музея.

13. Пиотровский М. Б. Современное искусство: поклонники и противники // Эхо Москвы. URL: http://echo.msk.ru/ programs/beseda/1878682-echo/

14. Пиотровский М. Б. Частные музеи меняют культурный ландшафт России // Российская газета. URL: https:// rg.ru/2017/10/01/mihail-piotrovskij-chastnye-muzei-meniaiut-kulturnyj-landshaft-rossii.html

15. Рыжков П. Миф о мифе // НТВ. URL: https://www.ntv. ru/novosti/2089655/

16. Толстова А. Генетический код империи // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3275817

17. ШпилевЕ. Отзыв о посещении выставки Карла Маркса в социальной сети Facebook. URL: https://www.facebook.com/ DiurnariusPetropolitanus/posts/433799827150204

18. Штраус О. Все оттенки яркого // Российская газета. 09.06.2016.

REFERENCES

1. Aleksandrova M. Kogda krasnyi kon' revoliutsii eshche ne spotknulsia: muzyka Revoliutsii v slovakh kraskakh [When the red horse of the revolution has not yet stumbled: the music of revolution in words and colors.] Regnum [Regnum] Available at: http://regnum.ru/news/2323372. html. (in Russian)

2. Ariez Paul'. Narrativnyi podkhod k sozdaniiu vystavok. [Narrative approach to the creation of exhibitions] Available at: https://polymus.ru/ru/education/lectures/schedule/narrativnyy-pod-hod-k-sozdaniyu-muzeynyh-vystavok/ (in Russian)

3. Bezrukova L. Ne batalist Vereshchagin [Vereshchagin is not a painter of battlepieces] Trud [Trud]. Available at: http://www.trud.ru/article/28-04-2017/1349671_ne_batalist_vereschagin. html (in Russian)

4. Bezrukova L. Dali i drugie zhertvy Tramontana [Dali and other Tramontana victims] Available at: Trud [Trud]. URL: http://www.trud.ru/article/08-112016/1343801_dali_i_drugie_ zhertvy_tramontana.html. (in Russian)

5. Berk P. (2016) Chto takoe kul'tural'naia istoriia: per. s angl. I. Polonskoi [What is cultural history?]. Moscow, p. 240 (in Russian)

6. Borovskii A. D. (2014) Novye russkie rasskazchiki [New Russian storytellers] Novye rasska-zchiki v russkom iskusstve XX-XXI vekov [New storytellers in Russian art of the 20th-21!t centuries]. St. Petersburg, p. 5 (in Russian)

7. Vetlinskaia A. Vasilii Vereshchagin: khudozhnik, voin i... «nepatriot»? [ Vasily Vereshchagin: artist, wars and... «non-patriot»?] Interessant [The Interresant]. Available at: http://www.interessant. ru/culture/vasilii-vierieshchaghin-kh (in Russian)

8. Dolinina K. Malevicha vyzvali na forum [Malevich was called to the forum] Kommesant [The Kommersant]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3804346 (in Russian)

9. Ivanova E. V Russkom muzee predstavili vystavku «Neozhidannyi Malevich» [Russian Museum presented the exhibition Unexpected Malevich]. Piatyi kanal [The 5 channels]. Available at: https://www.5-tv.ru/news/228644/vrusskom-muzee-predstavili-vystavku-neozidannyj-male-vic/ (in Russian)

10. Meinsh van P. (2014) Kommunikatsiia: iazyk ekspozitsii [Communication: the language of exhibition] Voprosy muzeologii [The Problems of Museology], no. 1 (9). Available at: https://www.academia.edu/34256027/BOnPOCM_MY3EOnorMM_The_Problems_of_ Museology-2014-1 (in Russian)

11. Morozova A. V Peterburge otkrylas' unikal'naia vystavka rabot Malevicha [A unique exhibition of works by Malevich opened in St. Petersburg]. TVC. Available at: http://www.tvc.ru/news/ show/id/149529 (in Russian)

12. Ofitsial'nyi press-reliz vystavki «Karl Marks navsegda» [Official press-release of the "Karl Marx forever" exhibition]. Press-sluzhba Gosudarstvennogo Russkogo muzeia [Press department of the State Russian museum] (in Russian)

13. Piotrovskii M. B. Sovremennoe iskusstvo: poklonniki i protivniki [Modern art: fans and opponents] Ekho Moskvy [Echo of Moscow]. Available at: http://echo.msk.ru/programs/ beseda/1878682-echo/ (in Russian)

14. Piotrovskii M. B. Chastnye muzei meniaiut kul'turnyi landshaft Rossii [Chastnye muzei me-niaiut kul'turnyi landshaft Rossii]. Rossiiskaia gazeta [TheRussian newspaper]. Available at: https:// rg.ru/2017/10/01/mihail-piotrovskij-chastnye-muzei-meniaiut-kulturnyj-landshaft-rossii.html (in Russian)

15. Ryzhkov P. Mif o mife [Myth of the myth] NTV [NTV Tv-channel]. Available at: https://www. ntv.ru/novosti/2089655/ (in Russian)

16. Tolstova A. Geneticheskii kod imperii [Empire genetic code] Kommersant [The Kommersant]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3275817 (in Russian)

17. Shpilev E. Otzyv o poseshchenii vystavki Karla Marksa v sotsial'noi seti Facebook [Review of the visit of Karl Marx in the social network Facebook]. URL: https://www.facebook.com/ DiurnariusPetropolitanus/posts/433799827150204 (in Russian)

18. Shtraus O. (2016) Vse ottenki iarkogo [All shades of bright]. Rossiiskaia gazeta [The Russian newspaper], 09.06.2016. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.