Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ В 2D И 3D ФОРМАТАХ. ОНЛАЙН МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ВИРТУАЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ В 2D И 3D ФОРМАТАХ. ОНЛАЙН МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОИЗОЛЯЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН ПЛАТФОРМЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бормосова Наталия Евгеньевна, Бобылева Галина Александровна, Садовникова Елена Владимировна, Афанасьева Елена Геннадьевна

Вопрос онлайн обучения и применение различных платформ для дистанционного проведения занятий является особенно актуальным на сегодняшний день. Целью исследования авторами данной статьи стал вопрос о том, позволит ли дистанционное обучение дать и получить полноценное образование, достаточный объём знаний, соответствующий требованиям современных учебных программ. Авторы ставят задачу - осветить данные исследования учебных заведений Саратовской области в период самоизоляции и назвать самые популярные и эффективные системы, которыми пользовались педагоги, ученики и студенты во время пандемии 2020 г. В статье показаны плюсы и минусы некоторых онлайн платформ, представлены 2D и 3D форматы, предложены варианты работы на них. Затрагивается вопрос онлайн мероприятий, их разнообразие и целесообразность применения. Данные исследования позволяют сделать выводы, что использование дистанционного образования в Саратовской области определённо имеет тенденцию к росту. Педагоги готовы к освоению новых платформ и методик, разработке более совершенного способа контроля знаний. Но о полной замене традиционной формы обучения компьютеризированным речь пока не идёт. Интересным стал факт, что Matrix Graphrc Vision не используется до сих пор нашими педагогами. Компьютерное моделирование не укоренилось в педагогической сфере, в отличие от платформ Zoom, Moodle и Skype, которые занимают лидирующие позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бормосова Наталия Евгеньевна, Бобылева Галина Александровна, Садовникова Елена Владимировна, Афанасьева Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL STUDYING PLATFORMS. KNOWLEDGE CONTROL IN 2D AND 3D FORMATS. ONLINE ACTIVITIES IN THE LEARNING PROCESS

The issue of online learning and the use of various platforms for remote training is particularly relevant today. The purpose of the study for the authors of this article was the question of whether the distance learning will allow us to give and receive the proper education, sufficient amount of knowledge that meets the requirements of the modern curricula and timetable at all educational establishments. The authors aim to highlight the data of the study of educational institutions of the Saratov region during the period of self-isolation and to name the most popular and effective systems used by teachers, students and learners during the pandemic in 2020. The article shows the pros and cons of some online platforms, it presents 2D and 3D formats, and it offers options for working on them. The issue of online events, their diversity and expediency of application is also discussed. These studies allow us to conclude that the use of distance education in the Saratov region definitely tends to increase. Teachers are ready to learn new platforms and techniques, to develop the better way to control knowledge. But we are not talking about the complete replacement of the traditional form of education with the computer-based one. The interesting fact is that Matrix Graphics Vision is still not used by our teachers. Computer modeling is not used in the educational field, unlike the Zoom, Moodle, and Skype platforms, which have leading positions.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ В 2D И 3D ФОРМАТАХ. ОНЛАЙН МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

4. Кабанова, Н.Э. Дуальная подготовка в системе аграрного образования / Н.Э. Кабанова // Аккредитация в образовании. - 2014. - № 7 (75). - С. 35-36.

5. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : с изм. на 01 июня 2021 г. // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3e e7a/ (дата обращения: 18.05.2021).

6. Шувалова, М.А. Формирование профессиональных компетенций техников высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях дуального обучения / М.А. Шувалова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 2 (32). - С. 117-121.

REFERENCES

1. Vintaeva, T.N. and Chaladze, E.A. (2019), "Dual education in the process of training graduates of the Faculty of Psychology and Special Education", Problems of modern pedagogical education, No. 62-2, pp. 57-61.

2. President of the Russian Federation V.V. Putin (2017), Speech by the at a joint meeting of the State Council and the Presidential Commission for Monitoring the Achievement of Target Indicators of Russia's Socio-Economic Development, available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54448 (accessed: 08/05/2021).

3. Dubrovskaya, T.P. (2017), "Dual education as a factor in improving the quality of personnel training: practical", Professionalnoe obrazovanie i rynok truda, No. 4, pp. 14-17.

4. Kabanova, N.E. (2014), "Dual preparation in agricultural education", Akkreditaciya v obra-zovanii, No. 7 (75), pp. 35-36.

5. State Duma of the Russian Federation (20120), On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3e e7a/ (accessed: 18/05/2021).

6. Shuvalova, M.A. (2015), "Formation of professional competencies of technicians in high-tech industries in the context of dual education", Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, No. 2 (32), pp. 117-121.

Контактная информация: repsh_78@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.06.2021

УДК 378.4

ВИРТУАЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ В 2D И 3D

ФОРМАТАХ. ОНЛАЙН МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Наталия Евгеньевна Бормосова, старший преподаватель, Галина Александровна Бобылева, старший преподаватель, Елена Владимировна Садовникова, старший преподаватель, Елена Геннадьевна Афанасьева, старший преподаватель, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова

Аннотация

Вопрос онлайн обучения и применение различных платформ для дистанционного проведения занятий является особенно актуальным на сегодняшний день. Целью исследования авторами данной статьи стал вопрос о том, позволит ли дистанционное обучение дать и получить полноценное образование, достаточный объём знаний, соответствующий требованиям современных учебных программ. Авторы ставят задачу - осветить данные исследования учебных заведений Саратовской области в период самоизоляции и назвать самые популярные и эффективные системы, которыми пользовались педагоги, ученики и студенты во время пандемии 2020 г. В статье показаны плюсы и минусы некоторых онлайн платформ, представлены 2D и 3D форматы, предложены варианты работы на них. Затрагивается вопрос онлайн мероприятий, их разнообразие и целесообразность применения. Данные исследования позволяют сделать выводы, что использование дистанционного образования в Саратовской области определённо имеет тенденцию к росту. Педагоги готовы к освоению

новых платформ и методик, разработке более совершенного способа контроля знаний. Но о полной замене традиционной формы обучения компьютеризированным речь пока не идёт. Интересным стал факт, что Matrix Graphs Vision не используется до сих пор нашими педагогами. Компьютерное моделирование не укоренилось в педагогической сфере, в отличие от платформ Zoom, Moodle и Skype, которые занимают лидирующие позиции.

Ключевые слова: самоизоляция, современные методы обучения, дистанционное обучение, онлайн платформы, обучающиеся.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p51-55

VIRTUAL STUDYING PLATFORMS. KNOWLEDGE CONTROL IN 2D AND 3D FORMATS. ONLINE ACTIVITIES IN THE LEARNING PROCESS

Natalia Evgenievna Bormosova, the senior teacher, Galina Aleksandrovna Bobyleva, the senior teacher, Elena Vladimirovna Sadovnikova, the senior teacher, Elena Gennadyevna Afanasyeva, the senior teacher, Saratov State Vavilov Agrarian University

Abstract

The issue of online learning and the use of various platforms for remote training is particularly relevant today. The purpose of the study for the authors of this article was the question of whether the distance learning will allow us to give and receive the proper education, sufficient amount of knowledge that meets the requirements of the modern curricula and timetable at all educational establishments. The authors aim to highlight the data of the study of educational institutions of the Saratov region during the period of self-isolation and to name the most popular and effective systems used by teachers, students and learners during the pandemic in 2020. The article shows the pros and cons of some online platforms, it presents 2D and 3D formats, and it offers options for working on them. The issue of online events, their diversity and expediency of application is also discussed. These studies allow us to conclude that the use of distance education in the Saratov region definitely tends to increase. Teachers are ready to learn new platforms and techniques, to develop the better way to control knowledge. But we are not talking about the complete replacement of the traditional form of education with the computer-based one. The interesting fact is that Matrix Graphics Vision is still not used by our teachers. Computer modeling is not used in the educational field, unlike the Zoom, Moodle, and Skype platforms, which have leading positions.

Keywords: self-isolation, modern teaching methods, distance learning, online platforms, students.

ВВЕДЕНИЕ

Организация учебного процесса требует постоянного пересмотра и усовершенствования имеющихся программ, методов и средств обучения. На смену стандартным формам проведения занятий пришли новые, современные и не менее эффективные [1, 2]. 2020 год можно рассматривать как стартовый в вопросе о возможности перехода на формат онлайн образования. Как у любого вопроса, здесь имеются много «за» и «против». Никакая система образования не может быть совершенна. Но её главной задачей всегда было и остаётся соответствовать требованиям времени и быть результативной [7]. К современным педагогам предъявляются новые требования: владение новыми техническими средствами и передовыми технологиями для успешной организации занятия, а так же знания методик и дидактических приёмов дистанционного обучения.

С апреля 2020 года особенно активно стали внедряться в образовательный процесс онлайн платформы во всех учебных заведений мира: школах, колледжах, училищах и университетах. Первая электронная платформа для дистанционного обучения появилась в 1960г. в Иллинойском университете. Называлась она PLATO и позволяла проводить различные курсы, например, по химии, латинскому языку, музыке. Систему использовали не только для обучения школьников и студентов, но и для заключённых. Сегодня существует множество рейтингов для платформ заочного обучения. Они, как правило, довольно субъективны. В данной статье мы бы хотели рассмотреть самые популярные, доступные и надёжные платформы, провести анализ и расположить их по степени увеличения эффек-

тивности в нашем регионе - Саратовской области.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 118 школ области, 9 колледжей и 11 вузов. По данным нашего опроса 80% данных учебных заведений выбрали изначально Skype в качестве пробных вариантов нового формата обучения. Многие курсы повышения квалификации педагогического состава в области интернет образования построены на освоении платформы скайп. За текущий год этот вариант удержал свои позиции и остался самыми востребованными. По сути это просто вариант интернет-телефонии, лёгкий и простой для освоения любой категорией населения. На экране видны все участники беседы, можно вывести любую заставку с подготовленным заранее материалом [5].

На старте пандемии многие пытались использовать Zoom. Данный вариант разрабатывался изначально для проведения видеоконференций для нескольких участников [6]. Версия бесплатная для участников в количестве 100 человек, но есть ограничение видеотрансляций по времени, 40 минут. Это ограничение можно снять, купив платную версию. Несмотря на «минусы», те же 80% учебных заведений наряду со Skype использовали Zoom. Многим хватало времени выделенного на каждую конференцию, а некоторые вузы не видели большой проблемы в оплате дополнительного времени.

На третье место вышла платформа Moodle. Её можно назвать системой управления обучением. По сути это сайт или Web приложение, специально ориентированное на цели электронного обучения. Это виртуальная образовательная среда, где преподаватели создают свои учебные курсы, загружают всю необходимую информацию для изучения предмета и имеют возможность управлять всем содержимым. Эта система отлично подходит для обучения и проведения контроля знаний. Обучающиеся, в свою очередь, получают право доступа к курсам, могут в любое удобное для них время изучать материал, общаться с преподавателем, участвовать в семинарах, обсуждениях, проходить тестирование, выполнять домашние задания и даже сдавать экзамены. Но эта система не так проста в освоении. Здесь без нужного специалиста не обойтись. По данным нашего исследования все 11 вузов имели опыт с Moodle, но только 10% школ попытались внедрить эту систему в процесс образования. Это объясняется тем, что Moodle отлично подходит для дистанционного обучения на постоянной и качественной основе, а школы пока рассматривают онлайн обучение как вынужденную временную меру. Система Moodle популярна в мире, переведена на десятки языки и используется в более чем 200 странах мира, в нашем регионе она нашла признание среди вузов, но не школ.

Российская платформа учи.ру знакома всем 118 школам, участвовавшим в данном исследовании. Это интерактивная образовательная онлайн платформа самая популярная среди средних учебных заведений. Она основана в 2012 г. но максимальные обороты набрала в период самоизоляции. Она удобна ученикам, потому что они могут самостоятельно изучать разработанные для них задания в интерактивной форме в удобном для них темпе, с необходимым количеством повторений. Эта платформа привлекает учеников тем, что за правильно выполненные задания они получают яркую онлайн похвалу, за неверно выполненные упражнения им предлагается ряд новых заданий с наводящими вопросами и подсказками. Но все без исключения сошлись во мнении, что полностью заменить педагога эта платформа не может [4]. Она удобна и хороша для отработки и закрепления пройденного материала, для выявления пробелов и их устранения [10].

Никто из числа опрошенных не использовал до сих пор Matrix Graphk Vision. Компьютерное моделирование еще не укоренилось в педагогической сфере. Создание 2D чертежей и 3D моделей с одной стороны очень занимательно, а с другой стороны уникально и практично. Эти форматы являются результатом эволюции инженерной графики, в ходе которой произошёл отход от традиционного стиля черчения [9]. Теперь есть возможность не хранить кипы бумажных носителей, а держать всю информацию в компью-

терах или облачных хранилищах с мгновенным доступом. Каждый из нас может создавать свои модели, оживлять их и придумывать интересные задания для проведения занятий. Разрабатывать уроки, составлять задания, готовить тесты и не расходовать пачками бумагу - это должно войти в нашу жизнь во все сферы деятельности человека [3]. Всё творчество в 3Б моделировании без проблем можно редактировать, дорабатывать и совершенствовать по своему желанию. Можно подбирать масштабы фигур и привязывать их к любому видео. Компьютерные анимационные задания обязательно вызовут большой интерес, а тестовые и контрольные задания не будут казаться скучным и однотипными [8]. Удивительным стало то количество и разнообразие мероприятий, которые были проведены всеми без исключения учебными заведениями, участвовавшими в нашем исследовании. Для педагогического состава были разработаны курсы повышения квалификации, проводились мастер-классы для молодых педагогов с участием педагогов всего мира. Конференции, семинары, лекции, вебинары, встречи и собрания проводились настолько активно, что электронная система давала сбой, что было выделено всеми как основной большой «минус» онлайн общения в период пандемии.

ВЫВОДЫ

Наше исследование позволяет сделать выводы, что использование дистанционного образования в Саратовской области имеет тенденцию к росту. Педагоги готовы к освоению новых платформ и методик, разработке более совершенного способа контроля знаний. О полной замене традиционной формы обучения компьютеризированным речь пока не идёт, но количество желающих пройти курсы обучения неизменно растёт. Это является на сегодняшний день способом саморазвития, обогащения внутреннего мира и расширения своих возможностей. Современный человек любой сферы деятельности должен владеть большим объёмом ресурсной информации, чтобы ориентироваться в окружающем мире и быть наравне со всеми.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева Е.Г. К вопросу о современных образовательных технологиях в преподавании английского языка в аграрном вузе / Е.Г. Афанасьева // Научный диалог в языковом пространстве. Сборник статей II Всероссийской (Национальной) научно-практической конференции. - Саратов, 2020. - С. 3-5.

2. Афанасьева Е.Г. Инновационные тенденции в преподавании английского языка студентам аграрного вуза / Е.Г. Афанасьева // Развитие социогуманитарного знания в меняющемся мире. Сборник статей по материалам Национальной конференции / под редакцией Е.Б. Дудниковой, В.Я. Романченко, Н.В. Шалаевой. - Саратов, 2019. - С. 158-161.

3. Бобылева Г.А. Культура коммуникации у студентов на практических занятиях иностранного языка / Г.А. Бобылева // Научный диалог в языковом пространстве. Сборник статей II Всероссийской (Национальной) научно-практической конференции. - Саратов, 2020. - С. 6-8.

4. Бобылева Г.А. Место образа реального и идеального я для достижения высоких результатов в студенческие годы / Г.А. Бобылева // Научный диалог в языковом пространстве. Сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2017. - С. 12-15.

5. Бобылева, К.О. Кросскультурное онлайн обучение глазами студентов / К.О. Бобылева // Наука и образование в XXI веке: современные векторы развития и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2020. - С. 50-53.

6. Бормосова, Н.Е. Компьютерные средства педагогической информации и контроля / Н.Е. Бормосова // Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2017. - С. 53-55.

7. Интернет как образовательно-воспитательное пространство в высших учебных заведениях / Е.В. Садовникова, Н. Е. Бормосова, Е.Г. Афанасьева, Г.А. Бобылева. / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 323-326.

8. Садовникова Е.В. Игра как один из приемов педтехнологий в процессе обучения студентов подготовительного отделения русскому языку как иностранному / Е.В. Садовникова // Наука и образование в XXI веке: Современные векторы развития и перспектив. Сборник статей Между -

народной научно-практической конференции. - Саратов, 2020. - С. 110-114.

9. Садовникова Е.В. Методы активизации резервных возможностей личности на занятиях по дисциплине «Иностранный язык" со студентами неязыкового вуза / Е.В. Садовникова // Научный диалог в языковом пространстве. Сборник статей III (Национальной) научно-практической конференции. - Саратов, 2020. - С. 142-146.

10. Тест как один из методов контроля знаний студентов, преимущества онлайн тестирования / Е.Г. Афанасьева, Г.А. Бобылева, Н.Е. Бормосова, Е.В. Садовникова. / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 21-25.

REFERENCES

1. Afanasyeva, E.G. (2019), "Innovative trends in teaching English to the students of agrarian university", Development of socio-humanitarian knowledge in a changing world. Collection of articles based on the materials of the National Conference, Saratov, pp. 158-161.

2. Afanasyeva, E.G. (2020), "On the issue of modern educational technologies in teaching English at the agrarian university", Scientific dialogue in the language space. Collection of articles of the II All-Russian (National) scientific-practical conference, Saratov, pp. 3-5.

3. Afanasyeva, E.G., Bobyleva, G.A., Bormosova, N.E. and Sadovnikova, E.V. (2019), "Test as one of the methods of control of students ' knowledge, advantages of online testing", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 21-25.

4. Bobyleva, G.A. (2017), "The place of the image of the real and ideal self for achieving high results in student years", Scientific dialogue in the language space. Collection of articles of the I All-Russian Scientific and Practical Conference, Saratov, pp. 12-15.

5. Bobyleva, G. A. (2020), "Culture of communication among students in practical classes of a foreign language", Scientific dialogue in the language space. Collection of articles of the II All-Russian (National) Scientific and Practical Conference, Saratov, pp. 6-8.

6. Bobyleva, K. O. (2020), "Cross-cultural online learning through the eyes of students", Science and Education in the XXI century: modern vectors of development and prospects. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Saratov, pp. 50-53.

7. Bormosova, N.E. (2017), "Computer tools for pedagogical information and control", Agricultural science in the XXI century: problems and prospects, Collection of articles of the all-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 53-55.

8. Sadovnikova, E.V. (2020), "The game as one of the techniques in the process of teaching Russian as a foreign language to students of the preparatory department", Science and Education in the XXI century: Modern vectors of development and prospects. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Saratov, pp. 110-114.

9. Sadovnikova, E. V. (2020), "Methods of activating the reserve capabilities of the individual in classes on the discipline "Foreign language" with students of a non-linguistic university", Scientific dialogue in the language space. Collection of articles of the III (National) Scientific and Practical Conference, Saratov, pp. 142-146.

10. Sadovnikova, E. V., Bormosova, N. E., Afanasyeva, E. G. and Bobyleva, G. A. (2020), "The Internet as an educational space in higher educational institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 323-326.

Контактная информация: bobyleva-g@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.06.2021

УДК 378.147

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО

КОММУНИКАТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Мадина Асхатовна Бостанова, аспирант, ведущий специалист по работе с иностранными гражданами, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск

Аннотация

Данная статья об инновационных технологиях как средстве коммуникативности в обучении иностранному языку. Актуальность статьи обусловливается тем, что для повышения качества обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.