Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бостанова Мадина Асхатовна

Данная статья об инновационных технологиях как средстве коммуникативности в обучении иностранному языку. Актуальность статьи обусловливается тем, что для повышения качества образования обязательным критерием является использование активных инновационных технологий обучения. Они дают возможность дать студентам нужный объём знаний и умений. Инновационные методы не могут целиком заменить традиционные, но они поднимают интерес студентов к обучению, а также увеличивают объём запоминаемой ими информации. Практической значимостью является то, что в ней рассматриваются инновационные технологии обучения студентов, которые дают наиболее выраженный эффект и коэффициент усвоения нового материала студентами, а также формирует профессиональные навыки. В этой статье поставлена цель - проанализировать коммуникативность, положительно зарекомендовавшую себя в педагогической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бостанова Мадина Асхатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES AS A MEANS OF COMMUNICATION IN THE WAY OF TEACHING THE FOREIGN LANGUAGE

This article is about the modern technologies as a means of communication in the way of teaching the foreign language. The relevance is due to the fact that in order to improve the quality of education, the mandatory criterion is the use of active innovative teaching technologies. They make it possible to give students the required amount of knowledge and skills. Innovative methods cannot completely replace traditional ones, but they raise students' interest in learning, as well as increase the amount of information they memorize. The practical significance is that it examines modern technologies for training students, which give the most pronounced effect and the coefficient of assimilation of new material by students, and also forms professional skills. This article aims to analyze communication, which has proven itself in teaching practice.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

народной научно-практической конференции. - Саратов, 2020. - С. 110-114.

9. Садовникова Е.В. Методы активизации резервных возможностей личности на занятиях по дисциплине «Иностранный язык" со студентами неязыкового вуза / Е.В. Садовникова // Научный диалог в языковом пространстве. Сборник статей III (Национальной) научно-практической конференции. - Саратов, 2020. - С. 142-146.

10. Тест как один из методов контроля знаний студентов, преимущества онлайн тестирования / Е.Г. Афанасьева, Г.А. Бобылева, Н.Е. Бормосова, Е.В. Садовникова. / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 21-25.

REFERENCES

1. Afanasyeva, E.G. (2019), "Innovative trends in teaching English to the students of agrarian university", Development of socio-humanitarian knowledge in a changing world. Collection of articles based on the materials of the National Conference, Saratov, pp. 158-161.

2. Afanasyeva, E.G. (2020), "On the issue of modern educational technologies in teaching English at the agrarian university", Scientific dialogue in the language space. Collection of articles of the II All-Russian (National) scientific-practical conference, Saratov, pp. 3-5.

3. Afanasyeva, E.G., Bobyleva, G.A., Bormosova, N.E. and Sadovnikova, E.V. (2019), "Test as one of the methods of control of students ' knowledge, advantages of online testing", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 21-25.

4. Bobyleva, G.A. (2017), "The place of the image of the real and ideal self for achieving high results in student years", Scientific dialogue in the language space. Collection of articles of the I All-Russian Scientific and Practical Conference, Saratov, pp. 12-15.

5. Bobyleva, G. A. (2020), "Culture of communication among students in practical classes of a foreign language", Scientific dialogue in the language space. Collection of articles of the II All-Russian (National) Scientific and Practical Conference, Saratov, pp. 6-8.

6. Bobyleva, K. O. (2020), "Cross-cultural online learning through the eyes of students", Science and Education in the XXI century: modern vectors of development and prospects. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Saratov, pp. 50-53.

7. Bormosova, N.E. (2017), "Computer tools for pedagogical information and control", Agricultural science in the XXI century: problems and prospects, Collection of articles of the all-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 53-55.

8. Sadovnikova, E.V. (2020), "The game as one of the techniques in the process of teaching Russian as a foreign language to students of the preparatory department", Science and Education in the XXI century: Modern vectors of development and prospects. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Saratov, pp. 110-114.

9. Sadovnikova, E. V. (2020), "Methods of activating the reserve capabilities of the individual in classes on the discipline "Foreign language" with students of a non-linguistic university", Scientific dialogue in the language space. Collection of articles of the III (National) Scientific and Practical Conference, Saratov, pp. 142-146.

10. Sadovnikova, E. V., Bormosova, N. E., Afanasyeva, E. G. and Bobyleva, G. A. (2020), "The Internet as an educational space in higher educational institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 323-326.

Контактная информация: bobyleva-g@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.06.2021

УДК 378.147

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО

КОММУНИКАТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Мадина Асхатовна Бостанова, аспирант, ведущий специалист по работе с иностранными гражданами, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск

Аннотация

Данная статья об инновационных технологиях как средстве коммуникативности в обучении иностранному языку. Актуальность статьи обусловливается тем, что для повышения качества обра-

зования обязательным критерием является использование активных инновационных технологий обучения. Они дают возможность дать студентам нужный объём знаний и умений. Инновационные методы не могут целиком заменить традиционные, но они поднимают интерес студентов к обучению, а также увеличивают объём запоминаемой ими информации. Практической значимостью является то, что в ней рассматриваются инновационные технологии обучения студентов, которые дают наиболее выраженный эффект и коэффициент усвоения нового материала студентами, а также формирует профессиональные навыки. В этой статье поставлена цель - проанализировать комму -никативность, положительно зарекомендовавшую себя в педагогической практике.

Ключевые слова: инновационные технологии, коммуникативность, информация, профессиональные навыки, интерактивность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p55-58

MODERN TECHNOLOGIES AS A MEANS OF COMMUNICATION IN THE WAY OF TEACHING THE FOREIGN LANGUAGE

Madina Askhatovna Bostanova, the post-graduate student, leading specialist in working with foreign citizens, North Caucasus State Academy, Cherkessk

Abstract

This article is about the modern technologies as a means of communication in the way of teaching the foreign language. The relevance is due to the fact that in order to improve the quality of education, the mandatory criterion is the use of active innovative teaching technologies. They make it possible to give students the required amount of knowledge and skills. Innovative methods cannot completely replace traditional ones, but they raise students' interest in learning, as well as increase the amount of information they memorize. The practical significance is that it examines modern technologies for training students, which give the most pronounced effect and the coefficient of assimilation of new material by students, and also forms professional skills. This article aims to analyze communication, which has proven itself in teaching practice.

Keywords: innovative technologies, communication, information, professional skills, interactivity.

Сегодня при обучении иностранному языку большое внимание уделяется разговорной речи, интерактивности, достоверности диалога, рассмотрению языка в поликультурном контексте, независимости и гуманизации. Все это позволяет развивать межкультурные компетенции как составляющие коммуникативных умений. Используя инновационные технологии, можно расширить спектр применяемых методов обучения.

В статье поставлена задача, показать значимость возможностей цифровых коммуникаций при преподавании английского языка, формированию коммуникативности. Сейчас новые способы с применением цифровых коммуникаций сравниваются с классическим методом преподавания английского языка. Понятие «классический» здесь означает: осваивать правила и писать упражнения, то есть говорить о языке вместо диалога на языке.

Некоторые преподаватели по сей день думают, что запоминание лексики и заучивание некоторых правил является знанием языка. Для них это является основным принципом обучения [4]. Но знание языка - это не знание математики, несмотря на то, что языковые структуры являются не чем иным, как формулировками, которые надо выучить [2]. Умственные способности не будут функционировать без мотивации и почти не работают без эмоционального компонента. А эти компоненты почти всегда отсутствуют в методике преподавания иностранных языков. Для обучения коммуникации на незнакомом языке, необходимо организовать действительные, подлинные злободневные условия. Это и есть основное правило аутентичности диалога. Оно будет способствовать усвоению темы. На помощь пришли цифровые технологии. Как известно, полученные знания человек старается применять в своей профессии.

Коммуникативный способ помогает составлять диалог. Его задача-организация психологической и лексической готовности к диалогу, осознанное постижение содержа-

ния и методов работы с ним, а также осмысление требований, повышающих эффективность высказывания.

Осуществление коммуникативного метода работы в Интернете не требует особого труда. На коммуникативном уроке должна быть поставлена проблема для диспута. При этом обучающиеся не только обмениваются данными, но и дают им оценку. Подобное упражнение должно давать возможность применять весь багаж знаний обучающихся [2].

Этот способ отличается от иных форм занятий тем, что обучающиеся самостоятельно находят термины для выражения собственных размышлений. Они могут развивать свои знания, используя изучаемый язык. Основной целью коммуникативного способа является эффективная работа с обучающимися. Она соответствует главному мерилу сегодняшней педагогики.

Применение инновационных технологий при коммуникативном способе обучения отлично мотивировано. Его задачей является стимулирование обучаемых, накапливая и увеличивая их познания и опыт. В итоге обучаемым надо научиться использовать язык для живого диалога вне уроков. Например, при поездке в страну, где государственным языком является английский, при обмене аудио- и видеокассетами, итогами уроков и т.п. с учебными заведениями или приятелями по переписке из англоязычной страны [3].

Но не надо воспринимать слово коммуникативность односторонне, только прагматически. Использование цифровых технологий при коммуникативном обучении языку доказывает значимость формирования возможности обучающихся и их намерение применить иностранный язык в диалоге. Главное внимание обращается на осмысление, пересказ и формулировку значения. Для этого и требуется исследование строения и вокабу-ляра незнакомого языка.

Вместе с коммуникативностью, обучающимся надо владеть способами использования Интернета. Это повысит их информативную компетентность.

Обучаемым надо развить способность выходить из затруднительного положения при недостатке словарного запаса. Надо научиться давать оценку своей собственной речи и достижениям, владеть умением ставить и находить решение учебным проблемам [4].

Формирование независимости обучающегося посредством использования сети Интернет является поэтапным процессом, требующим регулярного стимулирования. Может быть, более существенной задачей, стоящей перед преподавателем английского языка, является поиск наилучших способов для направления обучаемых к самостоятельной работе [2]. Для формирования коммуникативной деятельности в Интернете нужно время. Нужна обстановка общественно-психологической поддержки учащегося. Он должен быть уверен, что его воспринимают как человека с индивидуальными принципами, увлечениями, качествами и желательным для него способом учебы. Такая обстановка называется взаимопомощью, при которой усвоение иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов является общественно-определенным опытом.

Одним из последних требований, предъявляемых к занятиям по иностранным языкам с применением цифровых технологий, является создание атмосферы согласованности на занятии. В методике это называется интерактивностью. Этот принцип не является инновацией. Однако до сих пор нет единого определения для данного принципа.

При изучении иностранного языка Интернет содействует развитию умений и навыков вербальной речи и грамматики. Это мотивирует обучающихся, обеспечивает их неподдельной заинтересованностью и эффективностью обучения.

Кроме того, Интернет содействует выработке навыков, необходимых для изучения не только иностранного языка. Использование Интернет-ресурсов способствует развитию мыслительной деятельности: разбору, синтезу, конкретизации, идентификации, соотнесению, сопоставлению, вербальному и смысловому прогнозированию и так далее.

Таким образом, навыки и умения, приобретаемые при помощи Интернет-технологий, выходят за рамки иноязычной сферы даже в контексте "языкового" аспекта.

Интернет формирует общественные и психологические данные обучающихся: их веру в себя, свои силы и их способность работать в коллективе; образовывает подходящую для учебы атмосферу, являясь методом интерактивного обучения. [1]

Интерактивность не просто создает реальные жизненные ситуации, но и побуждает обучаемых правильно оценивать их при помощи иностранного языка. И когда это получается, можно говорить о языковой компетенции. Даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно, гармонично реагировать на высказывания других, показывая свои ощущения и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу [4].

Таким образом, мы можем рассматривать интерактивность как метод самообразования через Интернет: возможность следить и имитировать применение языка, умения, манеры партнеров; находить новые значения проблем во время их коллективного анализа.

Результатом проведенного исследования, в ходе которого рассматривались инновационные технологии как средство коммуникативности в обучении иностранному языку, явилось проведение его анализа, установление значимости использования Интернет-ресурсов для мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Инновационные технологии как средство коммуникативности в обучении иностранному языку основываются на использовании Интернет-ресурсов. Для того, чтобы выработать у обучающихся необходимые умения и навыки в любом виде вербальной деятельности, требуется активное использование инновационных технологий, Интернет-ресурсов как средства коммуникативности в обучении иностранному языку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Перспективы использования дистанционной системы обучения при реализации образовательного процесса дисциплин по физической культуре и спорту / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Е.А. Назаренко, М.В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 3-10

2. Лепшокова, Е.А Структурные и семантические особенности фразеологических единиц в современном английском и русском языках / Е.А. Лепшокова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 272-275.

3. Лепшокова, Е.А. Развитие вариативных умений в условиях двуязычия / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования : материалы XVIII Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2019. - С. 140-143.

4. Лепшокова Е.А. Функции проверки знаний при обучении иностранному языку / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: материалы XIX Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2020. С. 114-120.

REFERENCES

1. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Nazarenko, E.A. and Puchkova, M.V. (2020), "Prospects for using the distance learning system in the implementation of the educational process of physical culture and sports disciplines", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 3-10

2. Lepshokova, E.A. (2020), "Formation of Phraseological Units in English and Russian Languages", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 272-275.

3. Lepshokova, E.A. (2019), "Development of variable skills in a bilingual environment", Achievements and problems of modern science and education: materials of the ХУШ International Scientific and Practical Conference, Karachaevsk, pp. 140-143.

4. Lepshokova E.A. (2020), "Functions of knowledge testing in teaching a foreign language" Achievements and problems of modern science and education: materials of the ХЖ International scientific and practical conference. - Karachaevsk, pp. 114-120

Контактная информация: lepshokova-fatima@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 24.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.