Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

ИНТЕРНЕТ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН ПЛАТФОРМЫ / EDUCATIONAL PROCESS / DISTANCE LEARNING / ONLINE PLATFORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовникова Е.В., Бормосова Н.Е., Афанасьева Е.Г., Бобылева Г.А.

Всемирная сеть Интернет сегодня рассматривается как образовательное и воспитательное пространство в процессе обучения в высших учебных заведениях. В непростых условиях пандемии ее уникальность бесспорна и очевидна. Задача данного исследования: ответить на вопрос: возможен ли процесс воспитания личности через Интернет? Результаты исследования позволяют сделать вывод, что реализация воспитательного момента в образовании происходит как в режиме онлайн, так и очном. Информационная культура является частью общей культуры и обязательна в профессиональной деятельности. В статье приведены разные точки зрения на вопрос исследования, в качестве примера взята работа британских модераторов и отечественных учебных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садовникова Е.В., Бормосова Н.Е., Афанасьева Е.Г., Бобылева Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET AS AN EDUCATIONAL SPACE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The world wide web is now considered to be an educational space in the process of studying in higher educational institutions. In the difficult conditions of the pandemic, its uniqueness is indisputable and obvious. The purpose of this study is to answer the question: is it possible to educate a person through the Internet? The results of the study allow us to conclude that the implementation of the educational moment in education occurs both online and in-person. Information culture is part of the General culture and is mandatory in professional activities. The article presents different points of view on the issue of research, as an example, the work of British moderators and local educational organizations is taken.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

3. Дунаев, К.С. Оценка координационной подготовленности и вестибулярной устойчивости фигуристов по результатам функциональных проб. / К.С. Дунаев, И.О. Черепанов, С.А. Ярушин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная реакция. - 2020. - Т 5, № 1. - С. 79-82.

4. Межман, И.Ф. Научись играть в волейбол [Электронный ресурс] : учеб. пособие / По-волж. гос. ун-т телекоммуникаций и информатики, И.Ф. Межман .- Самара : Изд-во ПГУТИ, 2017 .- 335 с. - URL: https://rucont.ru/efd/641679 (дата обращения: 01.09.2020).

5. Компьютерная программа для определения времени простой моторной реакции и реакции выбора. / О.Б. Немцов, М.А. Ярославкин, А.Б. Бгуашев [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 321-326.

6. Ржанов, А.А. Методика селективного отбора спортсменов для специализации «волейбол» по психомоторным задаткам / А.А. Ржанов, О.А. Шишлянникова, Э.Б. Бальжинимаев // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2020. -№ 2 (52). - С. 127-135.

7. Ржанов, А. А. Психологическое сопровождение и подготовка команды юных волейболистов / А.А. Ржанов, Л.В. Медведева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2020. -№ 7 (185). -С. 484-489.

8. Тугунова, Я.П. Точность мышечно-двигательных ощущений как фактор повышения уровня выполнения элементов фигурного катания / Я.П. Тугунова, А.Ю. Клопов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 189-194.

REFERENCES

1. Akopova, M.A. (2017), "Opportunities for the targeted development of the components of students' psychomotor abilities", Internet Journal of The World of Science, Volume 5, No. 3, available at: http://mir-nauki.eom/PDF/11PSMN317.pdf.

2. Volkova, E.V. and Zayats, E.V. (2019), "The technique for the development of special dexterity in volleyball players aged 10-12 years", Science 2020: Physical Culture and Sports: Science, Practice, Education, No. 7 (32), pp. 87-95.

3. Dunaev, K.S., Cherepanov, I.O. and Yarushin, S.A. (2020), "Assessment of coordination preparedness and vestibular stability of skaters according to the results of functional tests", Physical Culture. Sport. Tourism. Motor reaction, Vol. 5., No. 1, pp. 79-82.

4. Mezhman, I.F. (2017), Learn to play volleyball, training manual, Electron. Textual data, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara, available at : https://rucont.ru/efd/641679.

5. Nemtsov, O.B., Yaroslavkin, M. A., Bguashev, A.B.et. al. (2017), "A computer program for determining the time of a simple motor reaction and the reaction of choice", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 10 (152), pp. 321-326.

6. Rzhanov, A.A., Shishlyannikova, OA. and Balzhinimaev, E.B. (2020), "Methods of selective selection of athletes for the specialization "Volleyball" according to psychomotor inclinations", Krasnoyarsk State Pedagogical University Bulletin V.P. Astafieva, No. 2 (52), pp. 127-135.

7. Rzhanov, A.A. and Medvedeva, L.V. (2020), "Psychological support and training of a team of young volleyball players", A.A. Rzhanov, No 7 (185), pp. 484-489.

8. Tugunova, Ya.P. and Klopov A.Yu. (2014), "The accuracy of musculoskeletal sensations as a factor in increasing the level of performance of the elements of figure skating", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (112), pp. 189-194.

Контактная информация: volley-angarsk@ya.ru

Статья поступила в редакцию 20.09.2020

УДК 378.4

ИНТЕРНЕТ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Елена Владимировна Садовникова, старший преподаватель. Наталия Евгеньевна Бормосова, старший преподаватель. Елена Геннадьевна Афанасьева, старший преподаватель. Галина Александровна Бобылева, старший преподаватель. Саратовский гос-

ударственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова

Аннотация

Всемирная сеть Интернет сегодня рассматривается как образовательное и воспитательное пространство в процессе обучения в высших учебных заведениях. В непростых условиях пандемии ее уникальность бесспорна и очевидна. Задача данного исследования: ответить на вопрос: возможен ли процесс воспитания личности через Интернет? Результаты исследования позволяют сделать вывод, что реализация воспитательного момента в образовании происходит как в режиме онлайн, так и очном. Информационная культура является частью общей культуры и обязательна в профессиональной деятельности. В статье приведены разные точки зрения на вопрос исследования, в качестве примера взята работа британских модераторов и отечественных учебных организаций.

Ключевые слова: образовательный и воспитательный процесс, дистанционное обучение, онлайн платформы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p323-327

INTERNET AS AN EDUCATIONAL SPACE IN HIGHER EDUCATION

INSTITUTIONS

Elena Vladimirovna Sadovnikova, the senior teacher, Natalia Evgenievna Bormosova, the senior teacher, Elena Gennadievna Afanasyeva, the senior teacher, Galina Aleksandrovna Bobyleva, the senior teacher, Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov

Abstract

The world wide web is now considered to be an educational space in the process of studying in higher educational institutions. In the difficult conditions of the pandemic, its uniqueness is indisputable and obvious. The purpose of this study is to answer the question: is it possible to educate a person through the Internet? The results of the study allow us to conclude that the implementation of the educational moment in education occurs both online and in-person. Information culture is part of the General culture and is mandatory in professional activities. The article presents different points of view on the issue of research, as an example, the work of British moderators and local educational organizations is taken.

Keywords: educational process, distance learning, online platforms.

ВВЕДЕНИЕ

В непростых условиях пандемии сеть Интернет стала уникальным мировым образовательным пространством. Молодой учёный из Санкт-Петербурга Фёдорова А.П. рассматривает пространство сети Интернет как открытую педагогически структурированную среду и систему, где осуществляется взаимодействие между субъектами образовательного и воспитательного процесса на базе компьютерных технологий. Это взаимодействие способствует плодотворному социальному и культурному самоопределению студента. В этой связи информационная культура приобретает особую актуальность, выступая как часть общей культуры. Что мы понимаем под «информационной» культурой? Во-первых, выполнение разных видов работы с информацией: получение, накопление, кодирование, переработка, её передача и практическое применение. Во-вторых, умение пользоваться различными средствами для работы с информацией. В-третьих, понимать саму природу информационных процессов и отношений. Вопросом информатизации педагогического процесса и исследования образовательного интернет-пространства занимались такие учёные как В.И.Богословский, В.Е. Якушина, Н.Б. Зиновьева. Они отмечают, что информационная культура обязательно включает в себя информационную активность и мотивацию. Развитая информационная культура - это не только способность ориентироваться в информационном пространстве, но и умение пользоваться им в своей профессиональной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ

Всемирная сеть Интернета даёт уникальную возможность студенту общаться со сверстниками всего мира. Обладая навыками поиска информации, они могут участвовать в международных конкурсах, форумах, выигрывать гранты и проходить стажировки в любой стране нашей планеты [2]. Тесты и даже экзамены онлайн становятся всё более популярны среди международных вузов-

партнёров. Нет необходимости перемещаться из одного континента в другой и преодолевать тысячи километров, чтобы стать студентом понравившегося учебного заведения.

Онлайн - модули, посвящённые методике дистанционного обучения в этом году, имели и продолжают вызывать огромный интерес среди педагогов. Британские модераторы набрали небывалое количество участников таких модулей в период карантина. Они предлагали мастер-классы онлайн занятий, как для молодых, так и педагогов со стажем. Академия «Просвещение» разработала бесплатный курс под названием «Дистанционное обучение: от создания контента до организации образовательного процесса». Курс включает в себя 6 модулей и организован так, что все слушатели имеют возможность лично осваивать и пользоваться всеми современными образовательными ресурсами и технологиями. Курс доступен на портале Олимпиум. По итогам успешного прохождения курса каждый получает электронный сертификат. Сертификат не является документом об образовании, но может стать прекрасным дополнением к профессиональному порт-фолио.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Василий Васильевич Семенцов, председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, в период пандемии поднял вопрос воспитательного момента в условиях дистанционного обучения. Он подчеркнул, что образование - это не только обучение, это и взращивание культурного, духовного человека. Иначе грош цена такому образованию. Возникает вопрос: возможно ли воспитание духовной пищей через Интернет? В.В. Семенцов отвечает однозначно «нет». По его мнению встречи педагогов с обучающимися в Skype, Zoom и других платформах -это имитация воспитания. Беседы в чатах не могут заменить живое общение. Воспитание - это не просто беседа перед экраном. Это посещение музеев, проведение конференций, где в перерывах все участники общаются и группируются по интересам, участие в собраниях, митингах и демонстрациях. Живой урок ни в какое сравнение не может идти с занятиями онлайн [4, 5].

Но существует и другая точка зрения на этот вопрос. Воспитательный процесс продолжается и в формате дистанционного обучения, так считают многие педагоги. Каждое занятие, будь оно «живым» или на расстоянии обязательно имеет свою направленность и нравственные установки. «Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем» - утверждал Подласый И.П. Главное - всегда иметь обратную связь с обучающимися [1, 7]. Образовательный процесс должен быть построен так, чтобы вся группа придерживалась одного правила: активное участие в чате. И онлайн занятие можно организовать так, чтобы каждый проявил фантазию, высказал своё мнение по заданной проблеме, продемонстрировал интересный материал, который он нашел, готовясь к занятию. Интернет - прекрасная возможность для создания своих роликов, презентаций, которые можно без проблем продемонстрировать всем на экране [6].

Нельзя не затронуть и еще один положительный момент дистанционного общения - профо-риентационная работа вузов. Дистанционный формат актуален сегодня как никогда. Работа со школьниками и родителями активно продолжалась на протяжении пандемии коронавируса. Мы без проблем связывались со старшеклассниками и их родителями, проводили собрания онлайн и рассказывали о перспективах обучения в нашем вузе.

ВЫВОДЫ

Возможно, лучшим выходом на сегодняшний день могло бы стать сочетание двух форм обучения: очного и дистанционного [8]. Конечно, посещение виртуального музея для кого-то будет более ярким событием, чем поход туда с группой [3]. Для кого-то очное выступление перед большой аудиторией - прекрасная возможность себя проявить и показать не только свои ораторские способности, но и умение держаться на публике [9]. Для других это просто непосильная задача. Студент, который никогда не согласится выступить с докладом на сцене, может с удовольствием сделать это онлайн. Таким образом, можем сделать вывод: реализация воспитательного момента в образовании происходит как в режиме онлайн, так и очном. Наша задача как педагогов - реализовать её как можно эффективнее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приобщение студентов к наследию и воспитательным традициям университетского образования / Г.А. Бобылева, Е.В. Садовникова, Е.Г. Афанасьева, Н.Е Бормосова. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 39-42.

2. Бобылева, Г.А. Международное сотрудничество вузов / Г.А. Бобылева // Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2017. - С. 42-43.

3. Бобылева Г.А. Уважение к истории вуза как основа патриотического воспитания у студентов / Г.А. Бобылева // Вавиловские чтения - 2018 :.сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 131-ой годовщине со дня рождения академика Н.И. Вавилова. - Саратов, 2018. - С. 6-7.

4. Афанасьева Е.Г. К вопросу о современных образовательных технологиях в преподавании английского языка в аграрном вузе / Е.Г. Афанасьева // Научный диалог в языковом пространстве : сборник статей II Всероссийской (Национальной) научно-практической конференции. - Саратов, 2020. - С. 3-5.

5. Афанасьева Е.Г. Инновационные тенденции в преподавании английского языка студентам аграрного вуза / Е.Г. Афанасьева // Развитие социогуманитарного знания в меняющемся мире : сборник статей по материалам Национальной конференции. - Саратов, 2019. - С. 158-161.

6. Бормосова Н.Е. Компьютерные средства педагогической информации и контроля / Н.Е. Бормосова // Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2017. - С. 53-55.

7. Бормосова Н.Е. Роль вуза в воспитании и формировании личности студента / Н.Е. Бор-мосова // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции. - Саратов, 2019. - С. 7-9.

8. Садовникова Е.В. Роль иностранного языка в процессе формирования мыслительных способностей студентов / Е.В. Садовникова // Научный диалог в языковом пространстве : сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2017.- С. 90-94.

9. Садовникова Е.В. Использование Интернет технологий в процессе обучения иностранному языку студентов аграрного вуза / Е.В. Садовникова // Аграрная наука в ХХ! веке: проблемы и перспективы : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2019. - С. 349-352.

REFERENCES

1. Bobyleva, G.A., Sadovnikova, E.V., Afanasyeva, E.G. and Bormosova N.E. (2019), "Introduction of students to the heritage and educational traditions of University education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 39-42.

2. Bobyleva, G.A. (2017), "International cooperation of higher education institutions", Agrarian science in the XXI century: problems and prospects collection of articles of the all-Russian scientific-practical conference, Saratov, pp. 42-43.

3. Bobyleva G.A. (2018), "Respect for the history of the University as the basis of Patriotic education among students", Vavilov readings-2018. Collection of articles of the International scientific and practical conference dedicated to the 131st anniversary of the birth of academician N. I. Vavilov, Saratov, pp. 6-7.

4. Afanasyeva E.G. (2020), "On the issue of modern educational technologies in teaching English at the agrarian university", Scientific dialogue in the language space. Collection of articles of the II All-Russian (National) scientific-practical conference, Saratov, pp. 3-5.

5. Afanasyeva E.G. (2019), "Innovative trends in teaching English to the students of agrarian university", Development of socio-humanitarian knowledge in a changing world, collection of articles based on the materials of the National Conference, Saratov, pp. 158-161.

6. Bormosova N. E. (2017), "Computer tools for pedagogical information and control", Agricultural science in the XXI century: problems and prospects, collection of articles of the all-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 53-55.

7. Bormosova N.E. (2019), "Role of the University in the education and formation of the student's personality", Actual problems of education in the educational process of the University, collection of articles based on the materials of the interuniversity scientific and practical conference, Saratov, pp. 7-9.

8. Sadovnikova E.V. (2017), "The role of the foreign language in the process of students' mental abilities formation", Scientific dialogue in the language space, collection of articles of the II All-Russian (National) scientific-practical conference, Saratov. pp. 90-94.

9. Sadovnikova E.V. (2019), "The use of Internet technologies in the process of language teaching of agrarian higher school students", Agrarian science in the ХХI century: problems and prospectives, collection of articles of All-Russian scientific-practical conference, Saratov, pp. 349-352.

Контактная информация: bobyleva-g@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.