Научная статья на тему 'Приобщение студентов к наследию и воспитательным традициям университетского образования'

Приобщение студентов к наследию и воспитательным традициям университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ТРАДИЦИИ / НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ / PATRIOTIC EDUCATION / MUSEUM COLLECTIONS / UNIVERSITY TRADITIONS / SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS / MATERIAL MONUMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобылева Галина Александровна, Садовникова Елена Владимировна, Афанасьева Елена Геннадьевна, Бормосова Наталия Евгеньевна

В данной статье рассматривается вопрос воспитания любви и уважения студентов к своему вузу, привития им желания интересоваться историей своего учебного заведения и чувства гордости за людей, сыгравших значительную роль в создании и развитии университета. Авторы затрагивают вопрос важности наличия музея истории в университете и сущность предметов и материала, представленного в нём.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобылева Галина Александровна, Садовникова Елена Владимировна, Афанасьева Елена Геннадьевна, Бормосова Наталия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attraction of students to history and educational traditions of university

In this article we speak about how to make students interested in history and educational traditions of their university. Students should know and respect the names of the people who played a great role in the history and development of the university. The article deals with the importance of the Museum of history and the value of the objects and material presented in it.

Текст научной работы на тему «Приобщение студентов к наследию и воспитательным традициям университетского образования»

of August 26, 2015, the Ministry of Sports of Russia, NSU of a name of P.F. Lesgaft, St. Petersburg.

9. Strategy of development of physical culture and sports until 2020, available at: http://kfis.spb.ru/razvitie-otrasli/.

10. The decree of the Russian Federation Government dated 15 April 2014 № 302 "On approval of the state program of the Russian Federation "Development ofphysical culture and sport", available at: http://base.garant.ru/70643480/

Контактная информация: sergej.bloxin.76@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2019

УДК 378.4

ПРИОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ К НАСЛЕДИЮ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Галина Александровна Бобылева, старший преподаватель, Елена Владимировна Садовникова, старший преподаватель, Елена Геннадьевна Афанасьева, старший преподаватель, Наталия Евгеньевна Бормосова, старший преподаватель, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова)

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос воспитания любви и уважения студентов к своему вузу, привития им желания интересоваться историей своего учебного заведения и чувства гордости за людей, сыгравших значительную роль в создании и развитии университета. Авторы затрагивают вопрос важности наличия музея истории в университете и сущность предметов и материала, представленного в нём.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, музейные коллекции, университетские традиции, научные достижения, вещественные памятники.

ATTRACTION OF STUDENTS TO HISTORY AND EDUCATIONAL TRADITIONS

OF UNIVERSITY

Galina Aleksandrovna Bobyleva, the senior teacher, Elena Vladimirovna Sadovnikova, the senior teacher, Elena Gennadyevna Afanasyeva, the senior teacher, Natalia Evgenievna Bormosova, the senior teacher, Saratov State Vavilov Agrarian University

Annotation

In this article we speak about how to make students interested in history and educational traditions of their university. Students should know and respect the names of the people who played a great role in the history and development of the university. The article deals with the importance of the Museum of history and the value of the objects and material presented in it.

Keywords: patriotic education, museum collections, university traditions, scientific achievements, material monuments.

Студенчество всегда занимало особую позицию в современной структуре общества. Это период жизни, когда молодые люди получают квалификацию, находят своё место в обществе, принимают решения, затрагивающие их будущее.

Б. Рубин и Ю. Колесников рассматривают студенчество как активную группу, "основным условием которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высокой профессиональной и социальной роли в материальном и духовном производстве", а С.Н. Иконникова и В.Т. Лисовский считают, что "в социальной структуре общества студенчество может быть названо социальной группой, по своему

общественному положению стоящей близко к интеллигенции, являющейся ее резервом и предназначенной в будущем к занятию высоко квалифицированным трудом в различных областях науки, техники, управления, культуры."

Главным вопросом студентов остаётся их образовательная деятельность. Поэтому воспитательный момент в вузе строится, как правило, на основе единства учебного и воспитательного процессов, которые, в свою очередь, можно разделить на воспитание во время обучения и после. Так, например, одной из основных функций преподавателей вузов является приобщение студентов к традициям и истории вуза. Актуальность данной проблемы нашла своё отражение в работах ряда современных исследователей [1, 4, 5].

Насколько хорошо вы знаете историю своего университета? Почему вам она интересна? Есть ли у вас ощущение "связи времен" и "мудрости предыдущих поколений"? Хотелось ли бы студентам знать ответы на такие вопросы? Должны ли преподаватели, кураторы и методисты университетов уделять вопросам изучения истории больше внимания?

Проведя такой опрос среди студентов Саратовского аграрного университета, не осталось никаких сомнений, что молодые люди интересуются историей своего учебного заведения и все, будучи на первом курсе, обязательно уже побывали в местном музее истории СГАУ им. Н.И. Вавилова, где они узнали об истории Университета, процесса его образования, постройки корпусов. Помимо этого, они ознакомились с целым рядом экспонатов, накопленных за долгие годы.

«Каждый студент должен знать историю своего вуза, - сказала одна из студенток -Мы многое узнали о нашем Университете, о его истории, структуре. Это не просто полезно, это необходимо. Ведь нам есть чем гордиться. Лично у меня повысилась самооценка от того, что я учусь в саратовском ГАУ».

История нашего вуза, как и многих других, опирается на огромный опыт прошлого, на этапы становления, зарождающихся и постепенно складывающихся в нем собственных традиций. И весь опыт, и материал обязательно используется для совершенствования воспитательной работы со студентами.

Во многих вузах выделяются помещения, организуются стенды и создаются уголки и страничка на сайте, где находится информация об истории создания университета, его выпускниках и внутренних университетских традициях.

Благодаря предметам, собранным для музейной коллекции, а именно документам, фотографиям, вещественным памятникам, мы раскрываем, познаём и становимся ближе к истории и развитию своего института. Нам открываются научные достижения, история создания и развития науки, техники, методика подготовки высокопрофессиональных специалистов, формирование культуры студенчества. Музейные предметы мы можем рассматривать как особый информационный источник, позволяющий получить знания о тонкостях развития учебного заведения и становления системы высшего образования.

Мы знаем, что в каждой семье есть вещи, которые очень бережно хранятся, к ним относятся с особым трепетом. Они могут напоминать о родственнике, знаменательном событии или дате. Конечно, вещь - это неодушевлённый предмет. Но существует же мнение, что и у неё есть своя душа. Она хранит некую ауру семьи, её энергетику и тайну. И хотя она не может говорить, она является своего рода немым свидетелем всего происходящего.

Мы очень быстро привыкли к современным цифровым фотографиям. Мы храним их на флешке или на диске в компьютере. Может быть тем и приятнее новому поколению попасть в музей и потрогать старые альбомы, полистать книги со стихами или записные книжки. Музей - это замечательная идея дать возможность большому количеству людей увидеть, познать, помечтать, пропустить через свой внутренний мир. Музей - это память. Это прошлое, без которого невозможно будущее. Именно в музеях можно найти вещественные доказательства событий и идей наших предшественников.

Экспонаты, доставленные в музей, демонстрируют посетителям путь, прошедший их предками, и дают возможность обсудить ошибки и неудачи, чтобы правильно построить

своё будущее. Задача музея - постоянно пополнять, сберегать и презентовать свой материал всем желающим. Для студентов, занимающихся научной работой, музей может стать отличной опорой и помощником [3, с. 4].

Основу коллекций по истории высшей школы музея, истории вуза составляют фотографии и документальные памятники, собранные в процессе исторических исследований. Их научная ценность и способность отвечать экспозиционным задачам зависит от степени соблюдения музеем основных принципов научного комплектования фондов.

Наш вуз ведёт большую работу с ветеранами, помогающими пополнять основные поступления материала в музейное собрание.

Как отмечает С.И. Зиновьев, студент должен видеть, что в вузе чтят память людей, сыгравших не последнюю роль в истории родного края или страны. Тогда он проникнется уважением к вузу, будет ценить возможность пребывания в нем. Большое воспитательное значение имеют положительные образцы и героические примеры поведения других людей. Метод примера в педагогической практике используется для того, чтобы вызвать у студентов высокие переживания, определить, кому стоит подражать.

Современный педагог должен умело передавать свои знания. Он должен быть эмоциональным, убедительным, приводить на занятиях факты и примеры, не оставляющие равнодушными молодых людей и вызывающие обязательно переживания и, затрагивая чувства, которые необходимо воспитать [2, с. 12].

Некоторые философы называют это чувство «патриотизм к малой Родине». Они призывают предоставлять студентам больше самостоятельности в учебной и общественной деятельности, чтобы они могли проявлять в полной мере свою интеллектуальную и волевую активность, применять полученные знания. Эффективными формами воспитания патриотизма является знакомство с биографиями и деятельностью выдающихся учёных, писателей, общественных деятелей.

В нашем вузе хранится и поддерживается научное наследие великого ученого не только преподавателями, но и самими студентами [4, с. 22]. Постоянно организуется целый ряд интересных мероприятий, в которых студенты принимают самое активное участие. Совсем недавно состоялась экспедиция «Дорогами Н.И. Вавилова» в Крым. Около пятидесяти человек возвратились с яркими впечатлениями, новыми знаниями и хорошим опытом. Евгений Васильев и Александра Алексенко - студенты второго курса агрономического факультета были среди членов данной экспедиции.

Ребята принесли фотографии и с удовольствием поделились интересными фактами и моментами, пережитыми ими в экспедиции [7, с. 9]. Формируя у молодых людей правильное отношение к истории своего учебного заведения, мы формируем в целом любовь к Родине.

Патриотизм является одним из составляющих факторов развития общества, поэтому задача педагогов - найти такие формы в умелом сочетании индивидуальных, групповых и коллективных форм работы со студентами, которые бы позволили обучающимся самим соприкоснуться с историей и культурой своего народа [5, с. 85]. Последние события в нашем вузе, связанные с экспедицией, могут и должны использовать на своих занятиях педагоги разных дисциплин. Во-первых, этот материал является актуальным. Во-вторых, интересным и, в-третьих, способствует достижению цели - воспитание уважения и любви к своему учебному заведению. Музей в нашем вузе находится в главном корпусе университета и пользуется большой популярностью не только среди студентов, но и школьников города. Он всегда открыт для посещения и готов принять всех желающих. Музейные выставки можно рассматривать как специальные программы для передачи знаний и чувств студентам. Гражданско-патриотическое воспитание через музейную деятельность может иметь большой успех, благодаря своей уникальности, достоверности и наглядности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобылева, Г.А. Международное сотрудничество вузов / Г.А. Бобылева // Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2017. - С. 42-43.

2. Бобылёва, Г.А. Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях модернизации высшего образования / Г.А. Бобылёва, А.И. Капичников, О.Б. Капичникова // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 4 (9). - С. 10-14.

3. Бобылева, Г.А. Нужно ли студенту неязыкового вуза заниматься научно-исследовательской работой? / Г.А. Бобылева // Агрофорсайт. - 2016. - № 1 (1). - С. 4.

4. Бормосова, Н.Е. Возможности иностранного языка в воспитательной работе вуза / Н.Е. Бормосова // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2016. - С. 22-24.

5. Афанасьева, Е.Г. Использование материалов прессы на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе / Е.Г. Афанасьева // Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы : сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией И.Л. Воротникова. -Саратов, 2015. - С. 84-85.

6. Afanasyeva, E.G. The use of mass media materials in the foreign language laboratory (non-linguistic specialties) / E.G. Afanasyeva, E.V. Sadovnikova // Современные технологии в сфере сельскохозяйственного производства и образования : сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции на иностранных языках с международным участием. - Саратов, 2014. - С. 16-18.

7. Калиниченко, Э.Б. Мультимедийное практическое занятие, на примере дисциплины -иностранный язык / Э.Б. Калиниченко, Н.Е. Бормосова // Фундаментальные и прикладные исследования в высшей аграрной школе / под редакцией М.В. Муравьевой и Г.Н. Камышовой. - Саратов, 2014. - С. 9-10.

REFERENCES

1. Bobyleva, G.A. (2017), "International cooperation of higher education institutions", Agrarian science in the XXI century: problems and prospects: collection of articles of the all-Russian scientific-practical conference, pp. 42-43.

2. Bobyleva, G.A., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova O. B. (2017), "Intercultural communicative competence of students in the conditions of modernization of higher education", The world of pedagogy and psychology, No. 4 (9), pp. 10-14.

3. Bobyleva, G.A. (2016), "Whether it is Necessary for the student of non-linguistic higher education institution to be engaged in research work?", Agroforest, No. 1 (1), pp. 4.

4. Bormosova, N. E. (2016), "Opportunities of foreign language in the educational work of the University", Actual problems of education in the educational process of the University: collection ofarticles of the all-Russian scientific-practical conference, Saratov, pp. 22-24.

5. Afanasyeva, E.G. (2015), "Using the press materials in a foreign language class in a non-linguistic university", Agrarian science in the XXI century: problems and prospects: collection of articles of the IXAll-Russian Scientific and Practical Conference, Saratov, pp. 84-85.

6. Afanasyeva, E.G. and Sadovnikova, E.V. (2014), "The use of mass media materials in the foreign language laboratory (non-linguistic specialties)", Modern technologies in agricultural production and education proceedings of the V all-Russian scientific-practical conference in foreign languages with international participation, Saratov, pp. 16-18.

7. Kalinichenko, E.B. and Bormosova N.E. (2014), "Multimedia practical lesson, on the example of a discipline - Foreign language", Basic and applied research in agrarian higher school, collection works, Saratov, pp. 9-10.

Контактная информация: bobyleva-g@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.