Научная статья на тему 'Формирование компетенций студентов в условиях повышения качества бакалавриата и магистратуры'

Формирование компетенций студентов в условиях повышения качества бакалавриата и магистратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / СПЕЦИАЛИСТ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гижов Владимир Александрович, Капичников Александр Иванович, Поздникин Алексей Анатольевич, Капичникова Ольга Борисовна

В статье представлена проблема формирования компетенций студентов бакалавриата и магистратуры. Показана взаимосвязь их формирования и качества образовательного процесса в условиях бакалавриата и магистратуры аграрного вуза. Показана важность данной проблемы в условиях мирового рынка сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гижов Владимир Александрович, Капичников Александр Иванович, Поздникин Алексей Анатольевич, Капичникова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of competences of students in terms of improving quality of undergraduate and graduate programs

The article presents the problem of formation of competencies of undergraduate and graduate students. The interrelation of their formation and quality of educational process in the conditions of the bachelor's degree and magistracy of the agrarian higher education institution is shown. The importance of this problem in the conditions of the world market of agriculture is shown.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций студентов в условиях повышения качества бакалавриата и магистратуры»

4. Приказ Минтруда Российской Федерации от 23.10.2015 № 769н «Об утверждении профессионального стандарта «Спортивный судья» // URL : https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=263249 (дата обращения: 01.06.2018).

5. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30 сентября 2015 года № 913 «Об утверждении Положения о спортивных судьях» [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71228480/ (дата обращения: 01.06.2018).

6. Будогосский, А. Д. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с урегулированием правового статуса профессиональных спортивных судей» / А. Д. Будогосский, Е.О. Кудряшов, Ю.Л. Рейзер. - М. : Центр -«Футбольный арбитр», 2014. - С. 12.

7. Рейзер, Ю.Л. Проблемы правовой защиты футбольных судей / Ю.Л. Рейзер // Сборник дипломных работ выпускников Общероссийской ассоциации «Центр-«Футбольный арбитр» XI выпуск». - М. : «Центр - «Футбольный арбитр», 2013. - С. 110-133.

8. Силантьев, К.В. Актуальные аспекты развития судейства в регионах России » / К.В. Силантьев // Сборник дипломных работ выпускников Общероссийской ассоциации «Центр-«Футболь-ный арбитр» XI выпуск. - М.: «Центр - «Футбольный арбитр», 2013. - С. 134-153.

REFERENCES

1. Labor Code of the Russian Federation (2016), Publishing house "Normatika", Moscow.

2. Football Union of Russia (2013), The strategy of the development of refereeing and inspection in the Russian Federation for the period of2013-2020, Moscow.

3. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation ofAugust 15, 2011 N916n, available at: http://base.garant.ru/55172358/.

4. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation of23.10.2015 №769n "On Approval professional standard "Sports Judge", available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&doc-umentId=263249.

5. The Order of the Ministry of Sport of the Russian Federation of September 30, 2015, No. 913 "On the Approval of the Regulations about Sports Judges", available at: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71228480/.

6. Budogossky A.D., Kudryashov E.O. and Reiser Yu.L. (2014), "The Project of the Federal Law "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Settlement of the Legal Status of Professional Sports Referees"", Center - "Football Referee", Moscow, pp. 12.

7. Reiser Yu.L. (2013), "Problems of legal protection of football referees", Collection of graduate works of graduates of the All-Russian Association, Center - "Football Referee" the Xlth issue, Center -"Football Referee", Moscow, pp. 110-133.

8. Silantiev K.V. (2013), "Actual aspects of development of refereeing in the regions of Russia", Collection of graduate works of graduates of the All-Russian Association, Center - "Football Referee" the Xlth issue, Center - "Football Referee", Moscow, pp. 134-153.

Контактная информация: budogosskiyad@ya.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2018

УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ

Владимир Александрович Гижов, кандидат исторических наук, доцент, Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Анатольевич

Поздникин, кандидат исторических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова); Ольга Борисовна Капичникова, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Аннотация

В статье представлена проблема формирования компетенций студентов бакалавриата и магистратуры. Показана взаимосвязь их формирования и качества образовательного процесса в условиях бакалавриата и магистратуры аграрного вуза. Показана важность данной проблемы в

условиях мирового рынка сельского хозяйства.

Ключевые слова: компетенции; качество образования; бакалавриат, магистратура, специалист аграрного профиля.

FORMATION OF COMPETENCES OF STUDENTS IN TERMS OF IMPROVING QUALITY OF UNDERGRADUATE AND GRADUATE PROGRAMS

Vladimir Alexandrovich Gizhov, the candidate of historical sciences, senior lecturer, Alexander Ivanovich Kapichnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexey An-atolyevich Pozdnikin, the candidate of historical sciences, senior lecturer, Saratov State Vavi-lov Agrarian University, Saratov; Olga Borisovna Kapichnikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Saratov State University

Annotation

The article presents the problem of formation of competencies of undergraduate and graduate students. The interrelation of their formation and quality of educational process in the conditions of the bachelor's degree and magistracy of the agrarian higher education institution is shown. The importance of this problem in the conditions of the world market of agriculture is shown.

Keywords: competences, quality of education, bachelor's degree, master's degree, agricultural specialist.

Политические, социальные и культурные трансформации, происходящие в различных странах в настоящее время связаны с созданием цифровой экономики, которые влияют на различные сферы жизнедеятельности человека, в том числе образование.

Модернизация высшего образования, происходящая в нашей стране, обусловила необходимость повышения качества образовательного процесса в вузе, включающего бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Рассмотрение феномена «качество образования» требует его анализа на основе междисциплинарного подхода с привлечением данных разных наук. В соответствии с философскими концепциями понятие «качество» соотносится с существенной определённостью объекта, оно означает всеобщую и объективную характеристику объектов, изучаемых в совокупности их свойств [1]. С.И. Ожегов, даёт близкое определение данного понятия соотнося с наличием существенных признаков, особенностей, отличающих одно явление или предмет от других [2].

В контексте данной статьи представляет интерес психолого-педагогическая его трактовка. Понятие «качество образования» получило раскрытие по двум направлениям в трудах педагогов и психологов. В ряде статей оно означает принципиально новый уровень достижений обучаемых [3, 4].

Представители второго направления трактуют понятие «качество образования» как соответствие результата образовательного процесса планируемой учебной цели. Известный педагог В. И. Андреев соотносит его с интегральной характеристикой показателей и признаков, присущих высокому уровню, как процесса, так и результатов образования. При этом необходимо отметить, что автор связывает эти показатели с требованиями новых образовательных стандартов или даже превосходящих их [5].

Выделенные автором признаки и показатели включают сформированность компетенций студентов бакалавриата и магистратуры, в частности в условиях аграрного вуза.

Осуществление содержательного и технологического исследования проблемы формирования компетенций студентов в условиях повышения качества подготовки будущих бакалавров и магистров предполагает уточнение методологических основ данного процесса, реализуемого в аграрном вузе. Следующей задачей является обоснование структурных компонентов данного процесса. Целевой компонент направлен на формирование учебной мотивации к изучению социально-правовых и гуманитарно-педагогических дисциплин бакалавров и магистрантов. Следующий содержательный компонент базируется на требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплинам «Психология и педагогика высшей школы», «Психология», «Психология личности»,

«Психология работы в малых коллективах», «История» и включает обновлённые учебные программы по различным направлениям и профилям подготовки в аграрном вузе. Третий процессуальный компонент предполагает использование наряду с традиционными инновационных педагогических технологий. Последний - оценочно-результативный компонент, содержит критериально-диагностический аппарат для определения качества сформирован-ности компетенций студентов в условиях бакалавриата и магистратуры аграрного вуза.

Концептуальное исследования проблемы повышения качества формирования компетенции студентов в условиях бакалавриата и магистратуры предполагается на основе теории человеческой деятельности А.Н. Леонтьева, которая должна быть представлена применительно к условиям бакалавриата и магистратуры аграрного вуза с позиций достижений педагогической науки [6].

Применение базовых положений теории человеческой деятельности А. Н. Леонтьева должно быть соотнесено с психолого-педагогическими основами процесса формирования компетенций студентов в условиях бакалавриата и магистратуры аграрного вуза представлять систему учебных действий будущих бакалавров и магистров. Смоделированное таким образом осуществление данного процесса обеспечивает его системное видение, предоставляет возможность повышения его качества в условиях бакалавриата и магистратуры аграрного вуза.

Обратимся к рассмотрению понятия обсуждаемой проблемы - «компетенции».

В соответствии со Словарём иностранных слов данное понятие соотносится с осведомлённостью, владением какими - либо знаниями и опытом, и способностью осуществлять этот опыт». В данной связи представляет интерес позиция И. А. Зимней, которая трактует термин «компетенция» с психологическим феноменом, который состоит из знаний, представлений, действий, системы ценностей и отношений, реализующихся в компетент-ностях человека [7].

Рассматривая вопрос о формировании компетенций студентов бакалавриата и магистратуры следует отметить практико-ориентированные исследования, проведённые преподавателями Саратовского аграрного университета [8, 9, 10].

Важность изучения вопросов формирования компетенций студентов в условиях бакалавриата и магистратуры по различным направлениям образования вызвана потребностями существующей практики преемственного характера образовательного процесса в вузах и недостаточным уровнем их сформированности у студентов бакалавриата и магистратуры, важным при подготовке современных специалистов.

Повышение уровня сформированности компетенций у будущих бакалавров и магистров способствует повышению качества образовательного процесса, что представляется важным для будущей жизнедеятельности студентов в условиях глобализации мирового пространства.

Решение выдвинутой в статье проблемы позволит определять результаты процесса обучения студентов бакалавриата и магистратуры по степени их соответствия заданным целям в современных образовательных стандартах по различным профилям подготовки конкурентоспособных специалистов в современных условиях глобального мирового рынка сферы сельского хозяйства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грицанов, А. А. Новейший философский словарь / А. А. Грицанов. -Минск : Изд. В.М. Скакун, 1999. - 896 с.

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М. : Русский язык, 1984. - 815 с.

3. Формирование учебной мотивации студентов в условиях повышения качества трёхступенчатого высшего образования / В.А. Гижов, А.И. Капичников, А. А. Поздникин, О.Б. Капичникова // Качество. Инновации. Образование. - 2016. - № 12 (139). - С. 24-27.

4. О преемственности формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры / Э.Б. Калиниченко, О.В. Романова, А.И. Капичников, О.Б. Капичникова //

Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 4 (24). - С. 104-107.

5. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий. 2000. - 606 с.

6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

7. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Педагогика, - 2003. - № 3. - С. 34-42.

8. Проблема формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры / Э.Б. Калиниченко, О.В. Романова, А.И. Калинников, О.Б. Капичникова // European Social Science Journal. - 2016. - № 9. - С. 90-93.

9. Капичников, А.И. Преемственность учебно-воспитательного процесса в аграрном университете / А.И. Капичников, О.Б. Капичникова // В сборнике : Актуальные проблемы современного гуманитарного знания. Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов : [б.и.], 2015. - С. 104-107.

10. Бобылёва, Г.А. Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях модернизации высшего образования / Г.А. Бобылёва, А.И. Капичников, О.Б. Капичникова // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 4 (9). - С. 10-14.

REFERENCES

1. Gritsanov, A. A. (1999), the Newest philosophical dictionary, publisher V.M. Skakun, Minsk.

2. Ozhegov, S.I. (1984), Dictionary of the Russian language, Russian language, Moscow.

3. Gigov, V.A., Kapichnikov, A.I., Pozdnikin, A.A. and Kapichnikova, O.B. (2016), "Formation of educational motivation of students in terms of improving the quality of three-stage higher education", Quality. Innovations. Education, No. 12 (139), pp. 24-27.

4. Kalinichenko, E.B., Romanova, O.V., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2016), "On the continuity of formation of competences of students of bachelor, master and PhD programs", Professional education in Russia and abroad, No. 4 (24), pp. 104-107.

5. Andreev, V.I. (2000), Pedagogy, Center for innovative technologies, Kazan.

6. Leontiev, A.N. (1975), Activity. Consciousness. Personality, Politizdat, Moscow.

7. Zimnyaya, I.A. (2003), "Key competences-a new paradigm of the result of education", Pedagogics, No. 3, pp. 34-42.

8. Kalinichenko, E.B., Romanova, O.V., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2016), "Problem of formation of competences of students of bachelor, master and PhD programs", European Social Science Journal, No. 9, pp. 90-93.

9. Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2015), "Continuity of educational process in agrarian University", In the book: Actual problems ofmodern humanitarian knowledge interuniversity collection of scientific works, Saratov, pp. 104-107.

10. Bobyleva, G.A., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. 92017), "Intercultural communicative competence of students in the conditions of modernization of higher education", The world of pedagogy and psychology, No. 4 (9), pp. 10-14.

Контактная информация: alexsgau@Yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.07.2018

УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВЗВОДОВ

Виктор Иванович Гончаров, доктор психологических наук, профессор, Николай Васильевич Королев, аспирант, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск

Аннотация

Для обеспечения боеготовности воинских подразделений взводов как первичных малых социальных групп, важнейшую роль, помимо других условий, играет сложившиеся в них психологический климат, взаимная поддержка и сплоченность. Они достигаются как специальными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.