Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 4 (24). - С. 104-107.
5. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий. 2000. - 606 с.
6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
7. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Педагогика, - 2003. - № 3. - С. 34-42.
8. Проблема формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры / Э.Б. Калиниченко, О.В. Романова, А.И. Капичников, О.Б. Капичникова // European Social Science Journal. - 2016. - № 9. - С. 90-93.
9. Капичников, А.И. Преемственность учебно-воспитательного процесса в аграрном университете / А.И. Капичников, О.Б. Капичникова // В сборнике : Актуальные проблемы современного гуманитарного знания. Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов : [б.и.], 2015. - С. 104-107.
10. Бобылёва, Г.А. Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях модернизации высшего образования / Г.А. Бобылёва, А.И. Капичников, О.Б. Капичникова // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 4 (9). - С. 10-14.
REFERENCES
1. Gritsanov, A. A. (1999), the Newest philosophical dictionary, publisher V.M. Skakun, Minsk.
2. Ozhegov, S.I. (1984), Dictionary of the Russian language, Russian language, Moscow.
3. Gigov, V.A., Kapichnikov, A.I., Pozdnikin, A.A. and Kapichnikova, O.B. (2016), "Formation of educational motivation of students in terms of improving the quality of three-stage higher education", Quality. Innovations. Education, No. 12 (139), pp. 24-27.
4. Kalinichenko, E.B., Romanova, O.V., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2016), "On the continuity of formation of competences of students of bachelor, master and PhD programs", Professional education in Russia and abroad, No. 4 (24), pp. 104-107.
5. Andreev, V.I. (2000), Pedagogy, Center for innovative technologies, Kazan.
6. Leontiev, A.N. (1975), Activity. Consciousness. Personality, Politizdat, Moscow.
7. Zimnyaya, I.A. (2003), "Key competences-a new paradigm of the result of education", Pedagogics, No. 3, pp. 34-42.
8. Kalinichenko, E.B., Romanova, O.V., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2016), "Problem of formation of competences of students of bachelor, master and PhD programs", European Social Science Journal, No. 9, pp. 90-93.
9. Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2015), "Continuity of educational process in agrarian University", In the book: Actual problems ofmodern humanitarian knowledge interuniversity collection of scientific works, Saratov, pp. 104-107.
10. Bobyleva, G.A., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. 92017), "Intercultural communicative competence of students in the conditions of modernization of higher education", The world of pedagogy and psychology, No. 4 (9), pp. 10-14.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.07.2018
УДК 796.011
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВЗВОДОВ
Виктор Иванович Гончаров, доктор психологических наук, профессор, Николай Васильевич Королев, аспирант, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск
Аннотация
Для обеспечения боеготовности воинских подразделений взводов как первичных малых социальных групп, важнейшую роль, помимо других условий, играет сложившиеся в них психологический климат, взаимная поддержка и сплоченность. Они достигаются как специальными
средствами, так и непроизвольно по законам развития малых социальных групп. Немаловажным фактором улучшения психологической обстановки во взводах может служить достижение отдельными военнослужащими высокого положения в иерархии отношений в этих воинских социальных группах. На него может оказывать существенное влияние физическая подготовленность и спортивная квалификация членов группы. Однако вопрос о влиянии физического статуса на социальный статус военнослужащих является пока малоизученным. Это побудило нас к его исследованию.
Ключевые слова: воинские подразделения, психологическая обстановка, иерархия отношений, физическая подготовленность.
PHYSICAL TRAINING OF MILITARY PERSONNEL AND THEIR POSITION WITHIN THE MILITARY UNITS OF THE PLATOON
Victor Ivanovich Goncharov, the doctor of psychological sciences, professor, Nikolay Vasilyevich Korolev, the post-graduate student, School of pedagogics, far Eastern Federal University, Ussuriysk
Annotation
To ensure the combat readiness of the military units of platoons as primary small social groups, the most important role, among other conditions, is played by the prevailing psychological climate, mutual support and cohesion. They are achieved both by special means and involuntarily according to the laws of the development of small social groups. An important factor in improving the psychological situation in platoons can be defined as the achievement by the individual soldiers of the high position in the hierarchy of relations of these military social groups. It may have significant impact on the physical fitness and sports skills of the soldiers. However, the question of the impact of physical status on the social status of military personnel is still poorly understood. This prompted us to study it.
Keywords: military units, psychological situation, hierarchy of relations, physical fitness, sports qualification.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Первым этапом представляемого исследования стало социометрическое обследование трех взводов 2-х воинских частей по методике, предложенной в свое время еще Д. Морено. Был использован современный компьютерный вариант этой методики, позволяющий получать немалое число объективных индивидуальных и групповых показателей.
На втором этапе было проведено тестирование физической подготовленности военнослужащих взводов, принявших участие в исследовании. Для этого использовались такие упражнения как подтягивание на перекладине, бег на 100 метров, бег на 3000 метров, общий показатель по этим трем упражнениям в баллах.
Далее индивидуальные показатели социометрического статуса военнослужащих сопоставлялись с показателями их физической подготовленности. Для этого использовались критерий корреляции К. Пирсона и t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведенное нами корреляционное сопоставление социометрических показателей военнослужащих 3-х обследованных взводов с показателями их физической подготовленности не выявило ни одной достоверной и близкой к достоверной связи (таблица 1).
Однако сравнение средних показателей физической подготовленности групп с высоким и низким социометрическим статусом военнослужащих подразделений 1-ой воинской части такую связь все-таки обнаружило (таблица 2).
Данные 3-го подразделения 2-ой воинской части не рассматривались в связи с непропорциональным численным составом групп с низким и высоким социометрическим статусом.
Таблица 1 - Результаты корреляции показателей социометрического статуса и показателей физической подготовки военнослужащих_
№ п/п Социометрический статус Физическая подготовка
подтягивание 100 м 3000 м Общий показатель в бал.
1 1-ый взвод 1-ой части (п = 31) деловой 0,22 -0,22 -0,21 0,21
неформальный 0,12 -0,18 -0,16 0,14
2 2-ой взвод 1-ой части (п = 34) деловой 0,09 -0,02 -0,1 0,09
неформальный 0,09 -0,02 -0,14 0,11
3 3-ий взвод2-ой части (п = 18) деловой -0,080 -0,251 -0,285 -0,025
неформальный 0,030 -0,288 -0,287 0,255
Таблица 2 - Показатели физической подготовленности в группах с высоким и низким статусом в подразделениях 1-ой воинской части_
Подразделение Социометрический статус Физическая подготовка
вид уровень Подтягивание 100 м 3000 м Общий показатель в бал.
1-ый взвод 1-ой части (п = 31) деловой высокий (п=9) 14,22±2,18 13,23±0,19 13,13±0,25 181,0±10,13
низкий (п=7) 10,71±0,60 13,69±0,21 13,48±0,25 154,29±10,58
Р >0,05 >0,05 >0,05 <0,05
неформальный высокий (п=10) 13,7±2,03 13,31±0,18 13,23±0,24 176,1±12,82
низкий (п=9) 12,56±4,33 13,48±0,41 13,32±0,43 167,78±27,57
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
2-ой взвод 1-ой части (п = 34) деловой высокий (п=9) 9,89±1,39 13,92±0,25 13,65±0,25 147,56±12,69
низкий (п=8) 9,75±1,22 13,96±0,21 13,84±0,20 139,25±12,1
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
неформальный высокий (п=9) 11,89±2,45 13,81±0,28 13,58±0,29 156,22±16,25
низкий (п=8) 10,12±1,27 13,89±0,22 13,84±0,20 143,12±12,82
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Получено, что у лиц с более высоким социальным статусом все показатели физической подготовленности выше. Это касается и деловых и неформальных отношений. Особенно это заметно в 1-ом боевом подразделении и особенно по деловым отношениям, где обобщенный показатель физической подготовленности даже проявил достоверные различия между группами с различным уровнем статуса (р <0,05).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты представляемого исследования позволяют заключить, что социальное положение военнослужащих в своих подразделениям в определенной степени зависит от их физической подготовленности, особенно в боевых подразделениях и в области деловых отношений.
Это согласуется с результатами, полученным В.И. Гончаровым, Н.А. Гончаровой, В.А. Шляхтовым (2014) и В.И. Гончаровым и Е.С. Голушко (2016). В первом исследовании авторами у учащихся Уссурийского суворовского училища была обнаружена положительная связь индивидуальных социометрических показателей с физическим статусом, включающим антропометрические показатели, физическую подготовленность, спортивную активность. Во второй работе такая связь была выявлена при обследовании школьников средней общеобразовательной школы, но только у учащихся 6-х классов подросткового возраста, в котором происходят важнейшие изменения в физическом, психическом, нравственном, социальном развитии детей, что может менять и отношение к индивидуальному физическому имиджу.
Однако можно также заключить, что влияние на положение в иерархии взаимоотношений в социальных группах физического статуса отдельных ее членов не так однозначно. Очевидно, что такое влияние обусловлено многими факторами, к которым можно отнести и целевые установки группы в связи с приоритетной деятельностью, и состав групп (возрастные, половые, индивидуальные особенности), и сложившееся в обществе
отношение к занятиям физической культурой и спортом, и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончаров, В.И. Социометрическое исследование отношений в учебных группах суворовского училища : статьи по материалам ГХ Международной научно-практической конференции / В.И. Гончаров, Н.А. Гончарова, В.А. Шляхтов // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. -Уссурийск : [б.и.], 2014. - С. 152-157.
2. Гончаров, В.И. Влияние физического статуса на положение учащихся в коллективах классов средней общеобразовательной школы: материалы 40-й международной научно-методической конференции / В.И. Гончаров, Е.С. Голушко // Актуальные вопросы качества образования. -Владивосток : [б.и.], 2016 - С. 140-142.
REFERENCES
1. Goncharov, V.I., Goncharova, N.A. and Shlyakhtov, V.A. (2014), "Sociometric study of relations in the study groups of Suvorov school", Proceedings of the IX International scientific-practical conference, Ussuriysk, 2014, pp. 152-157.
2. Goncharov, V.I. and Golushko, E.S. (2016), "The influence of physical status on the position of schoolchild in secondary school classes", Proceedings of the 40th International scientific-methodical conference, Vladivostok, 2016, pp. 140-142.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.07.2018
УДК 796.05
РОЛЬ И МЕСТО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Александр Владимирович Григоров, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный тренер Белорусской ССР, заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Беларусь, Белорусский государственный аграрный технический университет, Минск, Республика Беларусь
Аннотация
Работоспособность кадров во все времена и во всех отраслях народнохозяйственного комплекса предопределяет выполнение поставленных задач, напрямую связанных с их физическим состоянием и нацеленностью на достижение конечного результата. В этой связи абсолютно очевидно, что деятельность кафедры физического воспитания и спорта, спортклуба Белорусского государственного аграрного технического университета подчинена главной задаче - подготовке здоровых высококвалифицированных профильных специалистов для агропромышленного комплекса нашей страны. Для организации и проведения работы по развитию студенческого спорта университет располагает достаточной учебно-спортивной базой: стадион 836 мест с беговыми дорожками, волейбольными и баскетбольными площадками, восемью спортивными залами, гимнастическим городком, лыжной базой на 120 пар лыж. В университете созданы и работают группы спортивного совершенствования по 16 видам спорта, в которых систематически занимается 320 человек, в том числе: 2 мастера спорта международного класса, 6 мастеров спорта, 10 кандидатов в мастера спорта, 33 спортсмена 1 разряда. Участвуя в Республиканской студенческой универсиаде на протяжении последних трёх лет, в пятёрке сильнейших команд среди 52 вузов страны находятся сборные команды по мини-футболу и футзалу, таиландскому боксу, борьбе греко-римской, стабильно в десятке сборные команды по тяжёлой атлетике, борьбе вольной, футболу. Ежегодно, согласно календарю спортивно-массовых мероприятий среди студентов проводится спартакиада по 10 видам спорта, а также среди работников университета по 8 видам спорта. Если рассматривать физическую культуру и спорт, как составляющую часть образовательного процесса будущих специалистов сельскохозяйственного профиля, можно смело отметить, что в университете созданы все предпосылки по формированию духовно и морально зрелых, физически здоровых личностей,