Научная статья на тему 'Эффективность формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры'

Эффективность формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО / КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА И АСПИРАНТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Ольга Владимировна, Солотова Наталия Викторовна, Капичникова Ольга Борисовна, Капичников Александр Иванович

В статье рассматривается проблема эффективного формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов в условиях трёхступенчатого высшего образования. Анализируются базовые понятия: эффективность, качество, межкультурная коммуникативная компетенция. Показано значение владения данной компетенцией для современного конкурентоспособного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Ольга Владимировна, Солотова Наталия Викторовна, Капичникова Ольга Борисовна, Капичников Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of formation of cross-cultural communicative competence of students of bachelor degree, magistracy and postgraduate study

The article deals with the problem of effective formation of intercultural communicative competences of the students in the conditions of three-stage higher education. The basic concepts: the efficiency, quality, intercultural communicative competence is analyzed. The value of possession of this competence for the modern competitive expert is shown.

Текст научной работы на тему «Эффективность формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры»

П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 162-165.

REFERENCES

1. Korshunov, A.V., Ponimasov, O.E. and Mironov, A.O. (2016), "Phenomenon hypocapnia and external signs of its manifestation at free diving in length", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No 4, pp. 218-220.

2. Lobanov, Y.J. and Ponimasov, O.E. (2015), "Improved dynamic indicators of alternately combination of applied swimming technical elements through weight projected exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No 10, pp. 143-146.

3. Potapova, E.V., Ponimasov, O.E. and Mironov, A.O. (2016), "Anti-turbulent exercises as a means of improving the dynamic body streamlined swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No 3, pp. 186-189.

4. Ryabchuk, V.V. and Ponimasov, O.E. (2015), "Hydrodynamics dependence on the ways of fitting weapons for military applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No 9, pp. 162-165.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.02.2018

УДК 378.14.015.62

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА, МАГИСТРАТУРЫ И АСПИРАНТУРЫ

Ольга Владимировна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Викторовна Слотова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Борисовна Капичникова, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова), Саратов

Аннотация

В статье рассматривается проблема эффективного формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов в условиях трёхступенчатого высшего образования. Анализируются базовые понятия: эффективность, качество, межкультурная коммуникативная компетенция. Показано значение владения данной компетенцией для современного конкурентоспособного специалиста.

Ключевые слова: эффективность; качество; компетенция; межкультурная коммуникативная компетенция; бакалавриат, магистратура и аспирантура.

EFFICIENCY OF FORMATION OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF BACHELOR DEGREE, MAGISTRACY AND

POSTGRADUATE STUDY

Olga Vladimirovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia

Viktorovna Slotova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Borisovna Kapichnikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Ivanovich Kapich-nikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State Vavilov Agrarian

University, Saratov

Annotation

The article deals with the problem of effective formation of intercultural communicative competences of the students in the conditions of three-stage higher education. The basic concepts: the efficiency, quality, intercultural communicative competence is analyzed. The value of possession of this competence for the modern competitive expert is shown.

Keywords: efficiency, quality, competence, intercultural communicative competence, bachelor's, master's and postgraduate studies.

Стремительно происходящие в современном мире политические, социальные, культурные и особенно экономические изменения, связанные с цифровой экономикой, приобретают глобальный и взаимосвязанный характер, затрагивают различные сферы жизнедеятельности человека в различных странах и континентах.

В настоящее время созданы предпосылки многополярного мира, которые детерминируют необходимость подготовки конкурентоспособных современных специалистов в различных сферах. Современные бакалавры и магистры должны соответствовать новым вызовам, уметь мобильно и эффективно решать профессиональные задачи, которые приобретают инновационных характер. В создавшейся ситуации особую актуальность приобретает проблема эффективности и качества обучения студентов в условиях обновлённого трёхступенчатого высшего образования. В этой связи содержательные и технологические проблемы преемственного функционирования бакалавриата, магистратуры и аспирантуры становятся важным направлением теории и практики современной педагогики.

Актуальность данной проблемы нашла отражение в нормативных документах современного образования - Национальной доктрине образования в РФ, Законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2020 года и др. [8, 10, 14].

Заявленная проблема эффективности и качества отечественного образования в полной мере требует своего решения применительно к вопросу формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучаемых в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры вузов.

Реализация содержательного и технологического исследования данной проблемы направлено на то, что следует уточнить методологические основы процесса формирования данной компетенции в условиях современной системы высшего образования, включающего бакалавриат, магистратуру и аспирантуру, обосновать структурные компоненты данного процесса, включающего целевой, направленный на развитие учебной мотивации к изучению иностранных языков бакалавров, магистрантов и аспирантов; содержательный, базирующийся на требованиях новых государственных образовательных стандартов по дисциплине «Иностранный язык» и включающий обновлённые учебные программы по различным направлениям и профилям подготовки соответственно 3 ступеням обучения; процессуальный, предполагающий использование наряду с традиционными инновационных педагогических технологий; в том числе инфокоммуникационные, оценочно-результативный, включающий критериально-диагностический аппарат для определения эффективности и качества сформированности межкультурной коммуникативной компетенции студентов в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Концептуальное решение проблемы повышения эффективности формирования межкультурной коммуникативной компетенции в условиях трёхступенчатого высшего образования видится на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева, которая должна быть трансформирована применительно к условиям бакалавриата, магистратуры и аспирантуры современного вуза с позиций достижений педагогической науки [7].

Использование базовых положений теории человеческой деятельности должно быть соотнесено с теоретическими основами процесса формирования данной компетенции в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры и представлять систему учебно-речевых действий в различных видах иноязычной речевой деятельности у будущих бакалавров, магистров и аспирантов. Представленное таким образом осуществление данного процесса продуцирует его системное видение, предоставляет возможность повышения его эффективности и качества.

Обратимся к рассмотрению базового понятия обсуждаемой проблемы - «межкультурная коммуникативная компетенция».

В соответствии со Словарём иностранных слов термин «компетенция» связан с осведомлённостью, владением какими - либо знаниями и опытом, и способностью

осуществлять этот опыт» [1]. В контексте данной статьи представляет интерес позиция И.А. Зимней, которая соотносит термин «компетенция» с потенциальным психологическим феноменом, состоящим из знаний, представлений, действий, системы ценностей и отношений, которые реализуются в компетентностях человека» [6].

В целях полноты раскрытия обсуждаемого понятия следует затронуть вопрос о классификациях компетенций в психолого-педагогической литературе. Базируясь на постулате, что человек является субъектом межличностного общения, что компетентность человека имеет аксиологический вектор развития и входит в состав профессионализма, И. А. Зимняя выделила 10 компетенций, которые включены в 3 блока: личностные и дея-тельностные компетенции, коррелирующие с деятельностью человека [1]. Анализ выделенных групп компетенций показывает, что межкультурная коммуникативная компетенция соотносится с первыми двумя группами компетенций, выделенными И. А. Зимней.

Является важной и классификация, созданная В.П. Колесовым, который определил личностные компетенции и компетенции межличностного общения как основополагающие для процесса социализации студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в новой социокультурной действительности [6].

Исследование трудов Ю.Г. Татур, В.Д. Шадрикова выявило, что социально-личностные компетенции получили такие трактовки, как: социально-личностные, коммуникативные компетенции социального взаимодействия, компетенции в сфере социальных отношений, личностные и компетенции межличностного общения, которые связаны с межкультурной коммуникативной компетенцией [1, 6, 10, 13].

Анализ трудов И.А. Зимней и И.Л. Плужник позволяет трактовать обсуждаемую компетенцию в качестве интегрального сложного личностного образования, включающего следующие компоненты: общекультурный, совпадающий с осведомлённостью в сфере культурологических знаний и ценностей, принятых в различных странах мира; социокультурный, означающий владение умениями межличностного вербального общения с соблюдением соответствующих этических и этикетных речевых норм различных стран; лингво-социокультурный, предполагающих знание лексических и грамматических единиц языков различных стран, их правильное применение в процессе межличностного, в том числе делового иноязычного общения [1, 9].

Обращаясь к другому базовому понятию данной статьи - эффективности, следует отметить его вхождение в понятийное поле педагогики из смежных наук. В русле педагогической науки этот феномен означает качественное преобразование процесса обучения, влияющего на его улучшение, это его особая качественная характеристика. Происходящая модернизация системы современного высшего образования сделало «эффективность» одним из основополагающих понятий педагогической науки наряду с такими понятиями, как качество, мобильность и др.

Современные теоретические и практико-ориентированные исследования по различным вопросам эффективности процесса обучения затронуты в работах преподавателей высшей школы [2, 3, 4, 12].

Необходимость рассмотрения проблемы повышения эффективности формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов в условиях 3-х ступенчатого высшего образования вызвана потребностями существующей практики в вузах, а также недостаточным уровнем её сформированности у студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Опытно-экспериментальная работа, направленная на определение сформированно-сти межкультурной коммуникативной компетенции у будущих бакалавров, магистров и аспирантов было проведено в Саратовском государственном аграрном университете в 2015 - 2017 годах на базе факультета инженерии и природообустройства. Результаты данного исследования обнаружили 35% сформированности этой компетенции у студентов бакалавриата, 60% - у магистрантов и 71% - у аспирантов.

Необходимость повышения эффективности формирования межкультурной коммуникативной компетенции у бакалавров, магистрантов и аспирантов детерминируется противоречиями между её важностью в их будущей жизнедеятельности в условиях глобализации мирового пространства и существующей практикой обучения студентов данного вуза.

Данные противоречия позволяют определить научную проблему, формирования коммуникативной компетенции у будущих бакалавров, магистров и аспирантов. Данное обстоятельство значительной степени будет способствовать подготовке современных конкурентоспособных специалистов, в том числе аграрного профиля.

Для решения обозначенной проблемы выдвигается гипотетическое предположение о том, что процесс формирования межкультурной коммуникативной компетенции в условиях 3-х ступенчатого высшего образования качественно улучшится, если феномен учебно-речевой деятельности в системе бакалавриата, магистратуры и аспирантуры определить как социально заданную педагогическую систему, а эффективность формирования межкультурной коммуникативной компетенции как качественную характеристику образовательного процесса в современном вузе, которая определяет её социальную важность и позволяет определять результаты процесса обучения по степени её соответствия заданным целям в современных образовательных стандартах. Эта цель заключается в подготовке конкурентоспособных специалистов, обладающих межкультурной коммуникативной компетенцией с учётом мобильности будущих бакалавров и магистров в современных условиях глобального мирового рынка труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 34-42.

2. Капичников, А.И. Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования / А.И. Капичников, О.Б. Калинникова // Актуальные вопросы и тенденции развития в современной науке : материалы Международной научно-практической конференции. -Махачкала : ИП "Бисултанова П.Ш.", 2014. - С. 39-43.

3. Капичников, А.И. Формирование учебной мотивации студентов в условиях бакалавриата и магистратуры вуза / А.И. Капичников, О.Б. Капичникова // Актуальные проблемы педагогики и психологии : сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа : Изд-во Башкир. гос. ун-та, 2014. - С. 122-134.

4. Капичникова, О.Б. Развитие учебно-речевой деятельности в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры / О.Б. Капичникова, О.В. Романова, А.И. Капичников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2. - С. 133-140.

5. Концепция модернизации отечественного образования на период до 2020 года [Электронный ресурс] // URL : http://www.ug.ru/archive/25192. - Дата обращения 30.06.2015.

6. Колесов, В.П. О классификациях компетенций / В.П. Колесов // Высшее образование сегодня. - 2000. - № 2. - С. 20-22.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

8. Национальная доктрина образования в РФ [Электронный ресурс] // URL : http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm. - Дата обращения 30.06.2015.

9. Плужник, И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Плужник И.Л. - Тюмень, 2003. - 46 с.

10. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.

11. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70291362/. - Дата обращения 30.06.2015.

12. Формирование учебной мотивации студентов в условиях повышения качества многоуровневого высшего образования / В.А. Гижов, А.И. Капичников, А.А. Поздникин, О.Б. Капичникова // Высшее образование сегодня. - 2017. - № 3. - С. 14-16.

13. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26-31.

REFERENCES

1. Zimnyaya, I.A. (2003), "Key competences-a new paradigm of the result of education", Pedagogics, No. 3, pp. 34-42.

2. Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2014), "Development of educational motivation of students in the new system of higher education", Current issues and trends in modern science. Materials of the international scientific and practical conference, Makhachkala, pp. 39-43.

3. Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2014), "Formation of educational motivation of students in terms of undergraduate and graduate University", Actual problems of pedagogics and psychology. Collection of articles Of the international scientific-practical conference, Ufa, pp. 122-134.

4. Kapichnikova, O.B., Romanova, O.V. and Kapichnikov, A.I. (2014), "Development of training of speech activity in the conditions of bachelor, master and PhD programs", Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical University, No. 2, pp. 133-140.

5. The concept of modernization of national education for the period up to 2020, available at: http://www.ug.ru/archive/25192.

6. Kolesov, V.P. (2000), "On the classification of competences", Higher education today, No. 2, pp. 20-22

7. Leontiev, A.N. (1975), Activity. Consciousness. Personality, Politizdat, Moscow.

8. National doctrine of education in RF, available at: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm Oh.

9. Pluzhnik, I.L. (2003), Formation of intercultural communicative competence of students of humanitarian profile in the process of professional training, dissertation, Tyumen.

10. Tatur Yu.G. (2004), "Competence in the structure of the model the quality of training of specialists", Higher education today, No 3, pp. 20-26.

11. The Federal law "on education in the Russian Federation" of December 29, 2012 N 273-FZ, available at: http://base.garant.ru/70291362.

12. Gigov, V.A., Kapishnikov, A.I., Pozdnikin, A.A. and Kapichnikova O.B., (2017), "Formation of learning motivation of students in terms of improving the quality of multi-level higher education", Higher education today, No. 3, pp. 14-16.

13. Shadrikov, V.D. (2004), "New model of the specialist: innovative training and competence approach", Higher education today, No. 8, pp. 26-31.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.02.2018

УДК 796.011.3

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕМПОВ ПРИРОСТА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ УРОВНЕМ

ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТА

Евгений Михайлович Ревенко, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), г. Омск

Аннотация

В ходе экспериментального исследования установлено, что выраженность темпов прироста двигательных способностей в процессе взросления различна в зависимости от интеллектуального развития обучающихся. Показано, что в подростковом возрасте и ранней юности (6, 8 и 10-е классы) в темпах прироста двигательных способностей доминируют учащиеся с меньшим уровнем общего интеллекта. В последующем направленность различий меняется, и начиная с 1-х курсов в выраженности темпов прироста двигательных способностей доминируют обучающиеся со средним либо большим уровнем общего интеллекта. Изложенные в работе экспериментальные данные свидетельствуют о проявлении гетерохронизма, выражающегося в асинхронном развитии двигательных и интеллектуальных способностей в подростковом возрасте и ранней юности, который, в свою очередь, обусловливает индивидуальные особенности возрастного развития.

Ключевые слова: двигательные способности, темпы прироста, уровень интеллекта, возраст, гетерохронизм, индивидуальные особенности возрастного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.