Научная статья на тему 'Подготовка студентов-иностранцев в отечественном вузе в условиях мобильности специалистов'

Подготовка студентов-иностранцев в отечественном вузе в условиях мобильности специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ / ФАКУЛЬТЕТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ / ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЕТЕРИНАРОВ-ИНОСТРАНЦЕВ / ЯЗЫКОВЫЕ / ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ / КУЛЬТУРОЛИНГВАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Ольга Владимировна, Капичников Александр Иванович, Солотова Наталия Викторовна, Капичникова Ольга Борисовна

Статья соответствует актуальной проблеме подготовки студентов-иностранцев в условиях отечественного вуза. В ней представлены организационные, содержательные и технологические аспекты подготовки будущих ветеринаров в Саратовском государственном аграрном университете им. Н.И. Вавилова. Описаны психолого-педагогические условия обучения специалистов на факультете ветеринарной медицины, пищевых и биотехнологий. Подробно рассмотрен вопрос изучения латинского языка студентами ЮАР. В настоящее время педагогический процесс в нём реализуется в соответствии с новыми требованиями федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования и тенденциями развития современного образовательного процесса. На факультете ветеринарной медицины и биотехнологии функционируют кафедры: «Болезни животных и ветеринарно-санитарная экспертиза»; «Морфология, патология животных и биология», которые являются выпускающими и играют основополагающую роль в подготовке ветеринарных врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Ольга Владимировна, Капичников Александр Иванович, Солотова Наталия Викторовна, Капичникова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of foreign students in the domestic University in terms of mobility of specialists

The article corresponds to the actual problem of training the foreign students in the domestic University. It presents the organizational, substantive and technological aspects of the training of future veterinarians in Saratov State Vavilov Agrarian University. Psychological and pedagogical conditions of training of specialists at the faculty of veterinary medicine, food and biotechnology are described. The question of studying Latin by students of South Africa is considered in detail. Currently, the pedagogical process in it is implemented in accordance with the new requirements of the Federal educational standard of higher education and trends in the development of modern educational process. At the faculty of veterinary medicine and biotechnology there are departments: "animal Diseases and veterinary and sanitary examination"; "Morphology, animal pathology and biology", which are cocidered producing and playing the fundamental role in the training of veterinarians.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов-иностранцев в отечественном вузе в условиях мобильности специалистов»

направить на изучение влияния физического развития на уровень скоростно-силовых способностей мышц плечевого пояса юных биатлонистов. Еще более важным представляется сравнительный анализ этого влияния на разных этапах многолетней подготовки биатлонистов. Знание указанных особенностей необходимо для эффективного подбора средств и методов развития скоростно-силовых возможностей мышц плечевого пояса в многолетнем тренировочном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. - М. : Советский спорт, 2009. - 220 с.

2. Загурский, Н.С. Функциональные возможности мышц плечевого пояса у лыжников-гонщиков и биатлонистов / Н.С. Загурский, Я.С. Романова, Е.А. Реуцкая // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Омск, 2016.- С. 43-51.

3. Реуцкая, Е.А. Исследование функциональных возможностей мышц плечевого пояса лыжниц-гонщиц / Е.А. Реуцкая, Н.С. Загурский, Я.С. Романова // Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам. - Смоленск, 2017. - С. 209-213.

4. Современные аспекты тренировки в биатлоне и лыжных гонках: (по материалам зарубежной печати) : научно-методические рекомендации / сост. : В.И. Михалев, В.А. Аикин, Н.С. Загурский ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск : [б.и.], 2011. - 78 с.

REFERENCES

1. Balsevich, V. K. (2009), Sketches on age kinesiology of person, Soviet sports, Moscow.

2. Zagursky, N.S., Romanova, Ya.S. and Reutskaya, E.A. (2016), "Functionality of muscles of a humeral belt at skiers-racers and biathlonists", Questions of functional preparation in sport of the highest achievements: materials IV of the All-Russian scientific and practical conference, Publishing house of Sib-GUFK, Omsk.

3. Reutskaya, E.A., Zagursky, N.S. and Romanova, Ya.S. (2017), "Research of functionality of muscles of a humeral belt of skiers-racers", Topical issues of training of skiers-racers of high qualification: materials IV of the All-Russian scientific and practical conference of trainers on cross-country skiing, Smolensk, pp. 209-213.

4. Mikhalev, V.I., Aikin, V.A. and Zagursky N.S. (2011), Modern aspects of a training in biathlon and cross-country skiing: (on materials of a foreign press): scientific and methodical recommendations, Publishing house of SibGUFK, Omsk.

Контактная информация: niideu@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.09.2018

УДК 378.14.015.62

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ МОБИЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ольга Владимировна Романова, кандидат педагогических наук, Александр Иванович

Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Викторовна Солотова, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова); Ольга Борисовна Капичникова, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский национальный исследовательский университет имени Н.Г. Чернышевского (НИУ СГУ им. Н.Г.

Чернышевского)

Аннотация

Статья соответствует актуальной проблеме подготовки студентов-иностранцев в условиях отечественного вуза. В ней представлены организационные, содержательные и технологические

аспекты подготовки будущих ветеринаров в Саратовском государственном аграрном университете им. Н.И. Вавилова. Описаны психолого-педагогические условия обучения специалистов на факультете ветеринарной медицины, пищевых и биотехнологий. Подробно рассмотрен вопрос изучения латинского языка студентами ЮАР. В настоящее время педагогический процесс в нём реализуется в соответствии с новыми требованиями федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования и тенденциями развития современного образовательного процесса. На факультете ветеринарной медицины и биотехнологии функционируют кафедры: «Болезни животных и ветеринарно-санитарная экспертиза»; «Морфология, патология животных и биология», которые являются выпускающими и играют основополагающую роль в подготовке ветеринарных врачей.

Ключевые слова: мобильность современных специалистов, подготовка студентов-иностранцев, факультет ветеринарной медицины и биотехнологии, латинский язык, профессионально-терминологическая компетентность ветеринаров-иностранцев, языковые, лингвопрофессиональные, культуролингвальные знания, умения и навыки.

TRAINING OF FOREIGN STUDENTS IN THE DOMESTIC UNIVERSITY IN TERMS

OF MOBILITY OF SPECIALISTS

Olga Vladimirovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, Alexander Ivanovich

Kapichnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Viktorovna Solotova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State Vavilov Agrarian University; Olga Borisovna Kapichnikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Saratov State University

Annotation

The article corresponds to the actual problem of training the foreign students in the domestic University. It presents the organizational, substantive and technological aspects of the training of future veterinarians in Saratov State Vavilov Agrarian University. Psychological and pedagogical conditions of training of specialists at the faculty of veterinary medicine, food and biotechnology are described. The question of studying Latin by students of South Africa is considered in detail. Currently, the pedagogical process in it is implemented in accordance with the new requirements of the Federal educational standard of higher education and trends in the development of modern educational process. At the faculty of veterinary medicine and biotechnology there are departments: "animal Diseases and veterinary and sanitary examination"; "Morphology, animal pathology and biology", which are cocidered producing and playing the fundamental role in the training of veterinarians.

Keywords: mobility of modern specialists, training of foreign students, faculty of veterinary medicine and biotechnology, Latin language, professional-terminological competence of foreign veterinarians, language, linguistic, cultural knowledge, skills.

В процессе глобализации в различных сферах деятельности человека, в том числе профессиональной, экономической, политической, культурной вызвал необходимость мобильности современных молодых специалистов. в мировом пространстве. Появление новых отраслей науки, промышленности, сельского хозяйства, экономики обусловило проблему инновационной подготовки и профессионального становления выпускников современных вузов.

Кроме того, присоединение России к Болонской конвенции обусловило направление развития отечественного высшего образования. Как следствие возникла потребность модернизации, включающей структурный, содержательный и технологический компоненты [6]. В соответствии со структурным компонентом трёхступенчатая система обучения состоит из бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Содержательный компонент базируется на новых образовательных стандартах. В соответствии со технологическим компонентом в образовательном процессе используются наряду с апробированными различные инновационные педагогические технологии, способствующие формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетентностей студентов [1, 2, 4, 5, 9].

Большое значение в профессиональной подготовке современных студентов имеет минимизация профессионального выгорания будущих специалистов [7, 8].

Осуществляющаяся мобильность студентов детерминировала практику подготовки зарубежных студентов в российских вузах. Данный процесс получил реализацию в Саратовском государственном аграрном университете имени Н.И. Вавилова. К числу основных направлений обучения в данном университете принадлежит специальность 36.05.01 «Ветеринария». Этот факультет относится к числу старейших в Саратовском государственном аграрном университете. Подготовка ветеринарных врачей осуществляется на факультете ветеринарной медицины и биотехнологии и получила своё начало с 1918 года.

В соответствии с ФГОС определены объекты профессиональной деятельности будущих профессионалов факультета по специальности «Ветеринария»: животные-сельскохозяйственные, домашние, лабораторные, экзотические, дикие, промысловые: различные птицы, пчелы, гидробионты, объекты морского и речного промысла; клеточные культуры; различные штаммы (микробиологические и вирусные); готовая продукция и сырьё произведённое из животных и растений; продукция пчеловодства; места их заготовки и хранения; кормы и кормовые добавки, различные лекарственные средства, биологические препараты, а также технологические линии по их производству, виды помещений для содержания животных; пастбища и водоемы для содержания животных, а также убойные пункты; скотомогильники; транспортные средства (машины и вагоны) для перевозки животных, и продуктов изготовленных из животных и растений; сельхозпредприятия по производству, переработке, хранению, реализации пищевых продуктов и кормов животного происхождения.

Главной инновацией в деятельности факультета является то, что наряду со студентами из различных городов России (Волгограда, Сергеева Посада, Воронежа, Тамбова, Самары и т.д.) с 2011 года на факультете обучаются будущие специалисты из стран Африканского континента. Это стало возможным, потому что Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова вошёл в число 39 ведущих российских вузов, которые включены в Консорциум опорных образовательных организаций - экспортёров российского образования на современном этапе.

Не меньшее значение имеет тот факт, что начиная с 2016 года, на факультете ветеринарной медицины, пищевых и биотехнологий образовательный процесс для студентов из Южноафриканской республики осуществляется на английском языке. Изучение различных дисциплин осуществляется на 1 и 2 курсах с одновременно глубоким изучением русского языка. На 3-5 курсах защита выпускной квалификационной работы для будущих магистров будет проходить на русском языке. Такой организации учебного процесса предшествовала подготовка преподавателей к проведению лекций и практических занятий на английском языке в течении 2 лет. Преподавателями были разработаны и переведены на английский язык рабочие программы по всем изучаемым дисциплинам. Кроме того, преподаватели различных кафедр Саратовского государственного аграрного университета имени Н. И. Вавилова перевели на английский язык лекции и материал для практических занятий. Весь курс обучения по специальности 36.05.01 «Ветеринария» для студентов иностранцев включает следующие дисциплины: иностранные языки, математика, Социально-правовые и гуманитарно-педагогические дисциплины (история, философия, психология), которые осуществляют ведущие профессора и доценты с соответствующих кафедр.

Подготовка студентов - иностранцев на факультете включает дисциплину «Латинский язык», которая влияет на повышение эффективности образовательного процесса. Целью данной дисциплины является обучение студентов терминологической латыни, которая используется в ветеринарной медицине. Поставлена задача приобретения умений и навыков для применения в учебной, производственной и научной деятельности будущих специалистов-иностранцев, играющим ведущую роль в будущей профессиональной деятельности в области сельского хозяйства.

Организуя процесс обучения специалистов из ЮАР в структуре профессионально-терминологической компетентности следует иметь в виду, такие компетенции как информационная, которая означает способность к поиску необходимой информации, прагматическая которая означает умение употреблять специальные научные термины, которые соотносятся с коммуникативными установками ветеринара и ситуациями, речевая, означающая использование терминологических знаний в процесс аудирования, говорения, чтения, письма в области ветеринарии и лингвистическая, включающая знание орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических и стилистических норм иностранного языка, всего понятийного аппарата по ветеринарии, важнейших понятий и закономерностей реализации речевых продуктов.

В современной практике обучения языкам выделяют два направления при изучении латыни. Во-первых, это обучение латинскому языку как общеобразовательной дисциплине, которое направлено на знакомство с этим языком и его системой грамматики. Важно помнить, что изучение латинского языка в вузе направлено на формирование у студентов-иностранцев представлений об античном наследии в становлении современных языковых систем. Во-вторых, латинский язык присутствует как профилирующая дисциплина различных вузов.

Таким образом, обучение иностранных студентов в условиях современных вузов направлено на решение задач их мобильности в едином мировом пространстве трудовых ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобылёва, Г. А., Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях модернизации высшего образования / Бобылёва Г.А., Калинников А.И., Капичникова О.Б. // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 4 (9). - С. 10-14.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования / Зимняя И.А. // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 34-42.

3. О преемственности формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры / Э.Б. Калиниченко, О.В. Романова, А.И. Капичников, О.Б. Капичникова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 4 (24). - С. 104-107.

4. Капичников, А.И. Формирование мотивации учебной деятельности в системе «лицей-университет» : дис. ... канд. пед. наук / Капичников А.И. - Саратов, 2000. - 175 с.

5. Капичникова, О.Б. Развитие учебно-речевой деятельности в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры / О.Б. Капичникова, О.В. Романова, А.И. Капичников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2. - С. 133-140.

6. Концепция модернизации отечественного образования на период до 2020 г. [Электронный ресурс] // URL : http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 01.09.2018).

7. Неруш, Т.Г. Проблема профессионального выгорания: история и современные тенденции / Неруш Т.Г. // Психология и экономика. - 2011. - Т. 4. - № 1. - С. 111-120.

8. Неруш, Т.Г. Профессиональная рефлексия как механизм профилактики выгорания психологов / Неруш Т.Г. // Психология и экономика. - 2008. - Т. 1. - № 1-2. - С. 70-75.

9. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетент-ностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26-31.

REFERENCES

1. Bobyleva, G.A., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2017), "Intercultural competence of students in the context of modernization of higher education", World ofpedagogy and psychology, No. 4 (9), pp. 10-14.

2. Zimnyaya I.A. (2003), "Key competences-a new paradigm of education results", Pedagogy, No. 3, pp. 34-42.

3. Kalinichenko, E.B., Romanova, O.V., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2016), "The evidence of continuity of formation of competences of students of bachelor, master and PhD programs", Vocational education in Russia and abroad, No. 4 (24), pp. 104-107.

4. Kapichnikov, A.I. (2000), Formation of motivation of educational activity in the system of "Lyceum University", dissertation, Saratov.

5. Kapichnikova, O.B., Romanova, O.V. and Kapichnikov A.I. (2014), "The development of educational activities in the conditions of undergraduate, graduate and post-graduate studies", the Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical University, No 2. pp. 133-140.

6. The concept of modernization of domestic education for the period up to 2020, available at: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf.

7. Nerush, T.G. (2011), "The problem of professional burnout: history and modern trends", Psychology and Economics, Vol. 4, No. 1, pp. 111-120.

8. Nerush, T.G. (2008), "Professional reflection as a mechanism of prevention of burnout of psychologists", Psychology and Economics, Vol. 1, No. 1-2, pp. 70-75.

9. Shadrikov, V.D. (2004), "New model of specialist: innovative training and competence approach", Higher education today, No 8, pp. 26-31

Контактная информация: alexsgau@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.09.2018

УДК 796.92.093.642

ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ СТРЕЛКОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОСТУРАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У БИАТЛОНИСТОВ В

ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В БИАТЛОНЕ

Яна Сергеевна Романова, кандидат педагогических наук, заслуженный мастер спорта,

Николай Степанович Загурский, кандидат педагогических наук, профессор, Светлана Юрьевна Гуща, старший преподаватель Тамара Владимировна Полторацкая, студентка, мастер спорта, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

В статье представлены результаты тестирования стрелковой подготовленности биатлонистов Омской и Тюменской областей на начальном этапе и на этапе начальной специализации в биатлоне. Приведены сравнительные данные основных параметров стрелковой подготовленности и показателей постуральной устойчивости спортсменов в возрасте 9-15 лет. Показана возможность и целесообразность применения стрелкового тренажера «Скатт» при обучении стрельбе на этапе начальной подготовки. Выявлены наиболее характерные ошибки в технике стрельбы у юных биатлонистов и предложена методика их исправления. Предложенный подход к обучению стрельбе в биатлоне позволяет оптимизировать процесс обучения и повысить его эффективность.

Ключевые слова: стрелковая подготовка, биатлонисты на этапе начальной подготовки и этапе начальной специализации, стрельба из пневматической винтовки, обучение на этапе начальной подготовки в биатлоне, прицеливание, длина траектории прицеливания, устойчивость системы «стрелок-оружие».

ESTIMATION OF PARAMETERS OF SHOOTING PREPAREDNESS AND INDICATORS OF POSTURAL STABILITY AMONG BIATHLETES IN GROUPS OF INITIAL TRAINING AND AT THE STAGE OF INITIAL SPECIALIZATION IN

BIATHLON

Yana Sergeevna Romanova, the candidate ofpedagogical sciences, Honored master of sports,

Nikolay Stepanovich Zagursky, the candidate of pedagogical sciences, professor, Svetlana Yurevna Gushcha, the senior teacher, Tamara Vladimirovna Poltoratskaya, the student, master of sports, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Annotation

The article presents the results of testing of the shooting preparedness of biathletes of Omsk and Tyumen region at the initial stage and at the stage of the initial specialization in biathlon. Comparative data of the basic parameters of shooting preparedness and indicators of postural stability of athletes aged 9-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.