УДК 378.1
МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ
Галина Александровна Бобылева, старший преподаватель, Елена Владимировна Садовникова, старший преподаватель, Елена Геннадьевна Афанасьева, старший преподаватель, Наталия Евгеньевна Бормосова, преподаватель, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова)
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос организации академической мобильности в вузе, приводятся примеры самых успешных программ по этому вопросу и показываются положительные стороны обучения студентов за границей. Авторы статьи приводят примеры внешней и внутренней мобильности.
Ключевые слова: академическая мобильность в вузе, формы, программы академической мобильности, направления развития международного сотрудничества.
MOBILITY OF STUDENTS AND TEACHERS OF HIGHER EDUCATIONAL
INSTITUTIONS
Galina Aleksandrovna Bobyleva, the senior teacher, Elena Vladimirovna Sadovnikova, the senior teacher, Elena Gennadievna Afanasyeva, the senior teacher, Natalia Evgenievna Bormosova, the teacher, Saratov State Vavilov Agrarian University
Annotation
This article deals with the problem of the organization of the academic mobility at universities, it gives the examples of the most successful programs on this issue and shows the positive aspects of the students abroad education. The authors give examples of internal and external mobility.
Keywords: academic mobility at the institute of higher education, types, academic mobility programs, directions of development of international cooperation.
ВВЕДЕНИЕ
Студенчество - время, когда у молодых людей есть большое желание и возможности познавать мир, открывать далёкие неизвестные ранее страны, когда это желание становится выше многочасовой работы в библиотеке за методичками и учебными пособиями. Но всем нам понятно, что без этого практически будет не реально найти достойное и перспективное рабочее место. Современным студентам, желающих своими глазами увидеть и окунуться в быт чужой страны, уже много лет предлагается особая программа - программа академической мобильности.
Для детального изучения данной темы необходимо дать определение мобильности. Академическая мобильность означает возможность для студентов и их учителей «перемещаться» из одного колледжа или института в другой с целью обменяться и поделиться опытом, получить те возможности, которые по каким-либо причинам оказываются недостигаемыми в «своём» родном вузе.
За последнее время число учащихся, стремящихся получить образование в зарубежных учебных заведениях, значительно возросло. С каждым годом увеличивается число поступивших в университеты иностранных студентов. Под мобильностью студентов подразумевается возможность провести некоторое время в другой стране в качестве обучающегося или практиканта. При этом, что немаловажно, за студентом сохраняется место в его
вузе и обучение не прерывается. Поехать за границу он может по собственной инициативе или по приглашению.
В нашей стране так же наблюдается постоянный рост числа уезжающих учиться за рубеж. Это число продолжает быстро расти. Нужно отметить, что мобильность молодых людей возрастает как по программе бакалавриата, так и магистратуры. Среди наших российских ребят особой популярностью пользуются Германия и Франция. Причина в том, что в этих странах образование для наших студентов бесплатное. Гранты, которые предоставляются им на обучение, привлекают большое количество молодых людей. И эту возможность, конечно же, нужно использовать. Актуальность данной проблемы нашла своё отражение в работах ряда современных исследователей [1, 5, 6].
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Почему же это сегодня становится таким популярным? Ответ очевиден - растёт конкуренция среди самых одарённых и способных студентов и их учителей. Организации во всех странах ищут себе самых хороших специалистов. Молодёжь знает, что обучение в престижном зарубежном вузе будет отличным дополнением к их диплому о высшем образовании и повысит конкурентоспособность на рынке труда. Сейчас все понимают, что такое еврорынок. Это значит, что после окончания вуза никакие сертификаты и дипломы не будут лишними в будущем. Кроме того, участие в международных академических программах даёт определённые возможности: во-первых, получить опыт совместной работы в международной академической среде, во-вторых, развить навыки межкультурной коммуникации и работы в команде, в-третьих, повысить уровень владения иностранным языком, в-четвёртых, познакомиться с образовательными системами других стран, а также открыть новые карьерные перспективы, завести новые знакомства и просто посмотреть мир. А совместная учёба с людьми из других стран даёт возможность всем студентам ближе познакомиться с их культурами и языками, научиться терпимости и совместной работе, а это не менее важно, чем академические дисциплины.
При исследовании данного вопроса не следует рассматривать мобильность как процесс, похожий на движение из данного населённого пункта в иной. Это относительно недолгое пребывание участника данной программы в образовательном центре своего родного или чужого города с конкретной задачей прохождения практики или повышения квалификации, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается к себе на Родину. Главной миссией мобильности должно быть предоставление шанса познания нюансов своей будущей специальности, открытие доступа к выбранному центру. В результате чего у студентов должна появиться возможность выбрать свой индивидуальный путь образования. А поиск наиболее активного, продуктивного и актуального решения задачи побуждает педагогов не только наших вузов, но и дальнего и ближнего зарубежья устанавливать взаимосвязь и выгодно использовать сотрудничество [2, с.42].
Важным моментом в мобильности всегда будет умение говорить на иностранном языке. Студент, попадающий в зарубежный вуз на стажировку по программе обмена, должен бегло говорить на английском языке, либо языке страны пребывания. Это условие, можно сказать, является самым важным для осуществления мобильности. Это говорит о том, что иностранному языку сейчас нужно уделяться очень большое место и не только в языковых вузах. Мобильность может проявляться не только в сотрудничестве с зарубежными вузами, но и со своими местными институтами. В данном случае мы можем вести речь о внешней и внутренней ликвидности.
Внешняя мобильность - это обучение студентов и аспирантов в зарубежных вузах, работа преподавательского состава в зарубежных образовательных или научных учреждениях. Под внутренней мобильностью мы понимаем обучение студенческого коллектива вместе с деятельностью преподавателей и сотрудников вуза в ведущих университетах и научных центрах своей страны.
На данный момент программы «Эрасмус» (Erasmus) и «Темпус» (TEMPUS) считаются самыми успешными для развития мобильности. Первая начала действовать в 1987 году, вторая чуть позже, в 1989 году. Немецкая организация DAAD уже много лет проводит летние языковые курсы, имеет большой опыт и привлекает желающих, помогая в вопросах как организационных, так и вопросах частного характера. Она успела зарекомендовать себя с очень хорошей стороны. Известно, что немецкие педагоги стремятся к такому моделированию процесса, где в центре внимания находится студент с его индивидуальными особенностями [3, с.12]. Такая методика пользуется в настоящий момент большим успехом.
Мы должны понимать, что характерной чертой внешней мобильности является тот факт, что период получения образования хоть и имеет свои рамки и границы, но он всё же длительнее, чем стажировки и практики. Обучение более полноценное, грамотно организованное и включает изучение не только выборочных предметов, но и весь ряд дисциплин, стоящих в плане одного семестра или года. По возвращению домой этот весь курс засчи-тывается и переносится в зачетную книжку.
Что касается данного вопроса в нашей стране, то здесь очевиден ряд проблем, возникающих в момент его решения. К таковым можно отнести недостаточность материально-финансового обеспечения, мы остро ощущаем нехватку специалистов, а также не всегда и не все механизмы данного процесса разработаны должным образом. Кроме того, инфраструктура оставляет желать лучшего.
Анализ опыта вузов Российской Федерации показал, что пока ещё не время ожидать потока студенческих поездок по таким программам. Особенно это касается первого уровня высшего образования. Мы имеем в виду уровень бакалавриата. Эксперты имеют свой взгляд на этот вопрос: существуют определённые трудности в получение визы в некоторые страны. Бывает, что программы отменяются по каким-либо причинам, например, из-за природных катастроф. Конечно же, это обязательно отразится на снижении потока студентов по определённым направлениям. Кроме того, не всегда кандидат на стажировку может получить важную для него и довольно-таки полную информацию о том, в каких условиях он будет проживать, как будет добираться на общественном транспорте и куда обращаться в случае потери документов. Даже вопрос погодных условий и медицинской страховки лучше решить заранее. Так называемый типовой информационный пакет является одним из главных моментов в рассматриваемом нами вопросе. К сожалению, при анализе кое-каких данных по академической мобильности в России, становится заметным, что место, которое наша страна занимает на интернациональном рынке по услугам образования, не соответствует тому уровню, на который нам хотелось бы рассчитывать. Мобильность необходимо усиливать, укреплять и развивать. Обсуждение факта «утечки умов» происходит постоянно. Все понимают вероятность потери отечественных специалистов. Но, с другой стороны, мобильность играет свою немаловажную роль в процессе создания достойный новых кадров. Весь процесс получения знаний, опыта в другой стране даёт чудесную возможность молодому специалисту возвратившись на Родину, применить и внедрить всё это на практике. Мы понимаем необходимость создания соответствующих условий для абитуриентов. Нужно прилагать постоянно много усилий, если целью является сделать наши высшие учебные заведения привлекательными. И сейчас мы говорим не только о студентах и преподавателях стран СНГ, но это относится и к Америке, и к странам Европы тоже. От этого напрямую зависит экономическое состояние страны или города, или даже просто вуза. Научной работой в заграничном вузе занимаются многие. И этот факт заслуживает того, чтобы о нём упомянули. Научно-исследовательская деятельность является залогом непрерывного развития не только отдельно взятого студента, но и самого учебного заведения, а также и экономики в целом [4, с.4].
Возьмём Саратовский ГАУ. Он продолжает на протяжении многих лет развитие сотрудничества с иностранными гражданами и совместную разработку образовательных
программ. Наряду со студентами из различных городов России с 2011 года в вузе обучаются студенты из стран Африканского континента. Начиная с 2016 года, на факультете ветеринарной медицины ведётся подготовка студентов из Южноафриканской республики на английском языке. Преподавание дисциплин осуществляется на первых и вторых курсах с параллельным глубоким изучением русского языка.
Производственные практики на факультете осуществляются на базе стационара по содержанию сельскохозяйственных животных (коровы, козы, овцы, свиньи, лошади, пони). У нас функционирует виварий для содержания лабораторных животных (кролики, морские свинки, лабораторные крысы и мыши, куры).
Студенты-иностранцы выполняют различные задания на учебно-научно-производственном комбинате «Пищевик»: проводят ветеринарно-санитарный контроль исходного сырья и готовой продукции различных видов. Такой предмет как «Латинский язык» является важнейшей частью подготовки ветеринаров-иностранцев. Будущие специалисты должны владеть латинскими терминами, которые действуют в общей ветеринарной медицине. Эта дисциплина помогает приобрести навыки, необходимые для пользования профессиональными терминами не только в учебной деятельности, но и в производственной и научной работе. Которые играют основополагающую роль в будущей профессиональной деятельности.
Следует сказать, что началась реализация проекта «Экспорт образования». Целью этого проекта является уделить особое внимание зарубежным гостям, сделать условия их пребывания в нашей стране по возможности комфортными, обеспечить их необходимым учебным материалом и оказать любую помощь в случае необходимости. В результате ожидается увеличение дохода от образовательных услуг.
Сейчас уже у всех на слуху «Консорциум вузов». Список его членов был в своё время утверждён, и кандидатуры очень тщательно отбирались. Учитывался в первую очередь опыт в развитии международной образовательной деятельности. И Саратовский государственный аграрный университет стал единственным из вузов Саратова, вошедшим в состав данного Консорциума, состоящего из 39 лучших вузов РФ. Сегодня СГАУ отмечает увеличение зарубежных слушателей. Нет сомнений, что российское образование должно быть конкурентоспособным на рынке образования.
ВЫВОДЫ
Таким образом, проведённое нами исследование показывает, что развитие студенческой мобильности напрямую зависит от спроса на образование за рубежом. Но политические и экономические программы так же могут оказывать своё влияние на этот вопрос. В настоящее время существующая мобильность студентов не имеет должного системного характера и, к сожалению, пока ещё не всегда имеет своим результатом повышение качества обучения. На наш взгляд причиной этому может быть слабое финансирование программ академической мобильности, а так и неготовностью и неспособность студентов в условиях существующей экономической ситуации покрыть все расходы, связанные с пребыванием в других вузах. Из-за географического положения финансовые затраты на проезд могут быть нереально высокими.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьева, Е.Г. Организация самостоятельной работы студентов-бакалавров в аграрном вузе с применением интерне-ресурсов / Е.Г. Афанасьева // Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции / Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. - Саратов, 2017. - С. 32-33.
2. Бобылева, Г.А. Международное сотрудничество вузов / Г. А. Бобылева // Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции / Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. - Саратов, 2017. - С. 42-43.
3. Бобылёва, Г. А. Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях модернизации высшего образования / Г.А. Бобылёва, А.И. Калинников, О.Б. Капичникова // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 4 (9). - С. 10-14.
4. Бобылева, Г.А. Нужно ли студенту неязыкового вуза заниматься научно- исследовательской работой? / Г.А. Бобылева // Агрофорсайт. - 2016. - № 1 (1). - С. 7-8.
5. Калиниченко, Э.Б. Мультимедийное практическое занятие, на примере дисциплины -иностранный язык / Э.Б. Калиниченко, Н.Е. Бормосова // Фундаментальные и прикладные исследования в высшей аграрной школе / под редакцией М.В. Муравьевой и Г.Н. Камышовой. - Саратов, 2014. - С. 9-10.
6. Afanasyeva, E.G. The use of mass media materials in the foreign language laboratory (non-linguistic specialties) / E.G. Afanasyeva, E.V. Sadovnikova // Современные технологии в сфере сельскохозяйственного производства и образования : сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции на иностранных языках с международным участием. - Кемерово, 2014. - С. 16-18.
REFERENCES
1. Afanasyeva, E.G. (2017), "The organization of self-studies of undergraduate students in the agrarian university with the use of Internet resources", Agrarian science in the XXI century: problems and prospects collection of articles of the all-Russian scientific-practical conference, pp. 32-33.
2. Bobyleva, G.A. (2017), "International cooperation of higher education institutions", In the collection of articles: Agrarian science in the XXI century: problems and prospects collection of articles of the all-Russian scientific-practical conference, pp. 42-43.
3. Bobyleva, G.A., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2017), "Intercultural communicative competence of students in the conditions of modernization of higher education", The world of pedagogy and psychology, No. 4 (9), pp. 10-14.
4. Bobyleva, G.A. (2016), "Whether it is Necessary for the student of non-linguistic higher education institution to be engaged in research work?", Agroforest, No. 1 (1), pp. 7-8.
5. Kalinichenko, E.B. and Bormosova, N. E. (2014), "Multimedia practical lesson, on the example of a discipline - Foreign language", In the book: basic and applied research in agrarian higher school, Saratov, pp. 9-10.
6. Afanasyeva, E.G. and Sadovnikova, E.V. (2014), "The use of mass media materials in the foreign language laboratory (non-linguistic specialties)", In the book: Modern technologies in agricultural production and education proceedings of the V all-Russian scientific-practical conference in foreign languages with international participation, pp. 16-18.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.03.2018
УДК 796.011.3
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОВЛЕЧЁННОСТИ СТУДЕНТОВ САМАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕСС ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА»
Владимир Михайлович Богданов, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Владимир Степанович Пономарев, доцент, Иван Николаевич Седов, студент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва (Самарский университет), г. Самара
Аннотация
В настоящей статье представлены результаты анкетирования студентов по вопросам, связанным с их вовлечённостью в процесс занятий по дисциплине «Физическая культура». Даётся оценка современным тенденциям в организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура».
Ключевые слова: дисциплина «Физическая культура», анкетирование студентов вуза, учебный процесс.