Научная статья на тему 'Академическая мобильность в контексте инноваций современного высшего профессионального образования'

Академическая мобильность в контексте инноваций современного высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
719
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ВИДЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ВПО / MOBILITY / ACADEMIC MOBILITY / TYPES OF ACADEMIC MOBILITY / INNOVATIONS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / BASED ON ACADEMIC MOBILITY MECHANISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полозова О. С.

В статье рассматриваются вопросы подхода к определению дефиниций «академическая мобильность», «мобильность», «горизонтальная академическая мобильность», «вертикальная академическая мобильность», предлагаются существующие в современном образовании различные варианты данных понятий. Анализируются изменения, инновационные процессы, связанные с развитием механизмов академической мобильности в современной системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic mobility through innovations of modern higher education

The article is devoted to the approaches to determination of the following definitions: academic mobility, mobility, horizontal academic mobility, vertical academic mobility. Different variants of the given notions existing in the modern education are suggested in the article. The article analyzes changes and innovation processes connected with development of academic mobility mechanisms in the modern system of higher education.

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность в контексте инноваций современного высшего профессионального образования»

УДК-

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.С. Полозова

В статье рассматриваются вопросы подхода к определению дефиниций «академическая мобильность», «мобильность», «горизонтальная академическая мобильность», «вертикальная академическая мобильность», предлагаются существующие в современном образовании различные варианты данных понятий. Анализируются изменения, инновационные процессы, связанные с развитием механизмов академической мобильности в современной системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: мобильность, академическая мобильность, виды академической мобильности, инновации в системе ВПО (высшего профессионального образования) на основе механизмов академической мобильности.

Углубление интеграционных процессов политической, экономической, социальной областей, развитие глобальных систем телекоммуникаций и другие факторы ведут к инновационным преобразованиям в сфере образования. Международное сотрудничество в сфере высшего профессионального образования является важным пунктом в подготовки будущих специалистов. 13 сентября 2003г. Российская Федерация присоединилась к Болонской декларации о формировании единого европейского пространства высшего образования, тем самым Россия подтвердила свое намерение присоединиться к единому общеевропейскому пространству высшего образования.

В Болонской декларации говорится о необходимости увеличения конкурентоспособности системы высшего образования, об укреплении социальных связей и уменьшении неравенства по национальному признаку на общеевропейском уровне, а также о необходимости развития международного академического сотрудничества и программ обмена академическими ценностями [6; www.tusur.ru/ru/education/documents/federal/bologna process/06.rtf|.

Так, с нашей точки зрения, предпосылками необходимости развития международного академического сотрудничества и программ обмена академическими ценностями, а также вхождение России в Болонский процесс являются следующие факторы:

- интеграционные процессы в области экономики;

- увеличение территориальной мобильности рабочей силы;

- идентификации документов об образовании, профессиональной квалификации в разных странах;

- чрезвычайное разнообразие систем высшего образования;

- потребность в изменении стратегии развития отечественной системы высшего образования.

В ходе нашего исследования было рассмотрено множество трактовок понятия «академическая

мобильность».

Согласно рекомендациям Болонской декларации Национальный офис программы Tempus в России дает следующее определение понятию «академическая мобильность». Академическая мобильность - это неотъемлемый параметр Европейского пространства высшего образования, а мобильность студентов предполагает возможность частичного обучения в европейских вузах партнеров с последующим признанием как времени обучения в зарубежном вузе, так и полученных там зачетных единиц.

Мы предполагаем, что для преподавателей, ученых и административно-управленческого персонала мобильность означает возможность проведения научных исследований и осуществления преподавательской деятельности, а также стажировки и обмен профессиональным опытом в разных странах-участницах Болонского процесса. Так, с точки зрения Болонского процесса, научноакадемическая мобильность - это свободное передвижение человеческого капитала на территории Европы, что является инструментом создания единого европейского образовательного пространства.

Академическая мобильность по определению Российского совета академической мобильности (РОСАМ) - это международный термин, означающий обеспечение получения дополнительных знаний для студентов, аспирантов и преподавателей вузов за рубежом.

Из рекомендаций министров Совета Европы (1996 г.):

« Академическая мобильность (Academic mobility) - перемещение кого-

либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно до года) период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, с последующим возвращением в свое основное учебное заведение. Данное понятие не связано с эмиграцией или длительным периодом обучения (работы) за рубежом».

Анализ определений позволяет сделать вывод, что все вышеперечисленные определения не отражают психолого-педагогические процессы, в которые включены студенты и учащиеся.

Рассматривая понятие «академическая мобильность», мы не можем не затронуть само понятие «мобильность». В психологическом словаре «мобильность» рассматривается как подвижность, способность к движению через познавательные, профессиональные сферы. С точки зрения социальной педагогики, мобильность рассматривается как постоянная потребность человека в новой информации, как готовность к изменению места деятельности (работы, учебы), проживания, принадлежности к социальной группе, а также как реакция на многообразие стимуляторов.

Говоря о понятии «мобильность», стоит отметить, что в социологической науке «социальная мобильность» рассматривается как переход индивида или социального объекта (ценности) из одной социальной позиции в другую. Таким образом, выделяют 2 вида «социальной мобильности»: «вертикальную» и «горизонтальную». В контексте понятия академической мобильности Шаблин Ю.Е. дает следующие трактовки данных понятий:

« ..под вертикальной мобильностью подразумевается полное обучение студента на степень в зарубежном вузе, под горизонтальной - обучение там в течение ограниченного периода (семестра, учебного года)...»[4; http://region.edu3000.ru/favorite.htm].

Следовательно, по нашему мнению, вертикальная академическая мобильность - это полноценная, целенаправленная интеграция иностранного студента в сферу единого образовательного пространства другой страны.

А горизонтальная - частичная, временная интеграция иностранного студента в сферу единого образовательного пространства с целью получения определенных знаний, умений и навыков.

вертикальная академическая

мобильность -

полноценная,

интеграция

целенаправленная иностранного студента в сферу единого образовательного пространства другой страны.

Г оризонтальная академическая мобильность -частичная, временная интеграция иностранного студента в сферу единого образовательного пространства с целью получения определенных ЗУН.

Некоторые исследователи считают, что можно выделить 4 вида академической мобильности:

- обратная;

- прямая;

- вертикальная,

- горизонтальная.

Обратная мобильность - перемещение иностранных граждан с образовательными и исследовательскими целями в свою страну.

Прямая мобильность - перемещение студентов, аспирантов, преподавателей и исследователей своей страны за рубеж.

Вертикальная мобильность - академическая миграция.

Горизонтальная мобильность - периодическое обучение студента в зарубежном вузе[3,с. 8].

В ходе исследования мы пришли к выводу, что как вертикальная, так и горизонтальная академическая мобильность может принимать формы прямой и обратной академической мобильности.

Виды академической мобильности

Рассмотрев данные понятия, мы можем предположить, что академическая мобильность -

это интегративная способность человека к познавательному движению в сфере единого образовательного пространства, с учетом многообразия внешних и внутренних стимуляторов.

академическая мобильность

О

интегративная способность человека к познавательному движению в сфере единого образовательного пространства, с учетом многообразия внешних и внутренних стимуляторов.

Академическая мобильность студента и профессиональная мобильность специалиста обеспечивают возможность успешного построения траектории образования и профессионального развития. Стремление к смене профессионального статуса является наиболее важной потребностью, отвечающей за мобильность индивида[1,с. 5-20].

С точки зрения нашего исследования становится все более принятым говорить о построении общеевропейского образовательного и исследовательского пространства на основе принципа академической мобильности. Полагается, что академическая мобильность студентов, профессорско-преподавательского состава станет фундаментом для перехода российского образования в вузовское и научное общеевропейское пространство. Интеграция вузов РФ в международное образовательное пространство невозможно без углубления и развития механизмов академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского образования. Так, перед российскими вузами возникают следующие задачи с учетом развития конструктивных механизмов академической мобильности:

- создать и развивать системы грантов для студентов и преподавателей;

- совершенствовать организационные механизмы внутривузовского

нормативно-методического обеспечения академической мобильности;

- обеспечивать качественную подготовку студентов, преподавателей и

сотрудников вузов по иностранным языкам, формирующую адекватный для участия в программах международного сотрудничества уровень владения языками;

- разрабатывать внутри- и межвузовскую систему оценки мобильности;

- создавать инфраструктуры для поддержки в адаптации;

-развивать систему информирования о программах академической мобильности [3,с. 5-8].

Так развитие и реализация условий, механизмов принципа академической мобильности в межвузовской среде является фундаментальной ценностью, которая дает право также решать следующие обще- и внутривузовские задачи с учетом перехода ВПО на двухуровневую систему высшего профессионального образования:

- установление критерий отбора профессорско-преподавательского состава;

- формирование приоритетов в исследовательской и учебной деятельности;

- выбор образовательных программ;

__________- автономное распределение ресурсов.___________________________________________________

Обще - и внутривузовские задачи с учетом двухуровневой системы высшего образования |

установление критерий отбора профессорско-преподаватель-ского формирование приоритетов в исследовательской и учебной деятельности выбор образовательных программ автономное распределение ресурсов

Также, следует отметить, одним из важнейших направлений работы каждого вуза РФ в процессе развития академической мобильности становиться создание инфраструктуры для поддержки в адаптации прибывающих иностранных студентов, развития системы консультационных услуг, социальной и культурной поддержки для приезжающих студентов. С этой целью в структуре вуза рекомендуется создание отдела (центра) социокультурной адаптации, который будет реализовывать различные адаптационные программы, проводить мероприятия для иностранных студентов, способствовать приобщению иностранных студентов к другой культурной среде[5; http://inpro.msu. ru/?cat=akadem3 ].

На наш взгляд академическая мобильность - это неотъемлемая часть инновационных процессов в современной системе образования, которая может способствовать развитию следующих инновационных академических технологий, направлений процесса обучения в системе ВПО:

1. Разработка международных критериев приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимых с общеевропейскими критериями приложения к диплому о ВПО

( Diploma Supplement);

2. Согласование учебных стандартов;

3. Рассмотрение новых методологий оценки качества образования и критериев его оценки;

4. Разработка академической технологии мобильности студентов и преподавателей;

5. Координация и сопровождение международных исследовательских, научно-технических и образовательных программ и проектов;

6. Создание нового поколения образовательных стандартов уровнего образования;

7. Обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации российских документов в государствах-участниках Болонского процесса;

8. Разработка технологий интеграции вузов в качестве полноправных партнеров в мировую образовательную систему.

Как уже было отмечено выше, развитие принципа академической мобильности будет также способствовать написание совместных образовательных программ. Болонская декларация рассматривает совместные образовательные программы как важное средство достижения гармонизации общеевропейского образовательного пространства, как инструмент, позволяющей вузам использовать потенциал друг друга, решать задачи, иногда просто непосильные для отдельных вузов. Совместные образовательные программы - это такие программы, которые разработаны совместно двумя или более вузами и реализуются также совместными усилиями этих вузов. Естественно, что реализация совместных программ предполагает обмен как преподавателями, занятыми в чтении тех или иных курсов, семинаров, проведении практикумов и т.п., так и студентами, которые обучаются по совместной программе[2,с. 30-48]. Иначе говоря, академическая мобильность, развитая в той или иной степени, - условие интеллектуальному сотрудничеству между разными странами, нациями, культурами и взаимной интеграции, преодоление национальной замкнутости, а также приобретение общеевропейской перспективы реализации совместных программ.

В итоге, следует подчеркнуть, что современная система высшего профессионального образования ставит перед собой цель - развитие всесторонней гармонически-развитой академически мобильной личности, способной к обучению как на родном, так и на иностранном языке.

The article is devoted to the approaches to determination of the following definitions: “academic mobility”, “mobility”, “horizontal academic mobility”, “vertical academic mobility”. Different variants of the given notions existing in the modern education are suggested in the article. The article analyzes changes and innovation processes connected with development of academic mobility mechanisms in the modern system of higher education.

The key words: mobility; academic mobility; types of academic mobility; innovations in the system of higher education, based on academic mobility mechanism.

Список литературы

1. Зновенко Л.В. Развитие академической мобильности студентов педагогического вуза в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. кандидата. пед. наук. Омск, 2008. - 24 с.

2. Касевич В. Б. , Светлов Р. В, Петров А. В., Цыб А. А.. Болонский процесс в вопросах и ответах. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.- 108 с.

3. Мартыненко О.О., Жукова Н.В., Красовский П.С. Методические рекомендации по развитию академической мобильности студентов и преподавателей в вузе. ГОУ ВПО ВГУЭиС, 2007г.

4. Шабалин Ю.Е. Академическая мобильность: региональное измерение прогнозируемых по-

следствий /Ю.Е. Шабалин [Электронный ресурс] /Научно-просветительский портал «Образование 3000».-2007.-Режим доступа: http://region.edu3000.ru/favorite.htm

5. Нормативное и методическое обеспечение академической мобильности [Электронный ресурс] /Формирование инновационного образования в МГУ.-2007.-Режим доступа: http://inpro.msu. ru/?cat=akadem3

6. Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в

Берлине 19 сентября 2003г.: «Создание общеевропейского пространства высшего образования». www.tusur.ru/ru/education/documents/federal/bologna process/06.rtf

Об авторе

Полозова О С. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, преподаватель Московского государственного гуманитарно-экономического института, oxana [email protected].

Academic mobility through innovations of modern higher education

O.S. Polozova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.