Беспалова А.А.
Магистрант; НГПУ, ИФМИЭО г. Новосибирск
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В СТРАНАХ РОССИИ И
ЧЕХИИ
Аннотация: В данной работе рассматривается вопрос об
академической мобильности России и Чехии. Сравниваются возможности стран при реализации академической мобильности.
Ключевые слова: мобильность, академическая мобильность.
Bespalova A.A.
NGPU Novosibirsk, Russia
ACADEMIC MOBILITY IN RUSSIA AND THE CZECH REPUBLIC
Annotation: This paper deals with the issue of academic mobility in Russia and the Czech Republic. Possibilities of the countries at realization of the academic mobility are compared.
Keywords: mobility, academic mobility.
В настоящее время глобализации почти уже и не встретишь образованного человека, который не будет в курсе последних мировых новостей, не пользуется техническими достижениями общества. Научное сообщество представляется нам, как живая система, которая масштабно развивается с помощью множества инновационных идей. Это особенно актуально на данный момент для Российского общества, которое активно интегрируется в международную образовательную систему.
Мобильность необычайно важна в современном обществе. Рассматривая понятие «мобильность» выделим, значения: подвижность, способность к передвижению, способность быстро ориентироваться в обстановке, находить новые формы деятельности [3].
Стоит обратить внимание на определение академической мобильности - это возможность для студентов, преподавателей, административно-
управленческого персонала вузов перемещаться из одного образовательного учреждения в другое с целью обмена опытом, получения дополнительных возможностей образовательного характера.
Согласно, концепции государственной миграционной политики, мобильность академическая - международные перемещения студентов, ученых и преподавателей в целях осуществления образовательной, научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследований, а также в других профессиональных целях [2].
Академическая мобильность в образовании взрослых является возможностью для магистрантов, аспирантов, молодых ученых, административно-управленческого персонала образовательных учреждений продолжить образование и приобрести научный опыт. Получение опыта может осуществляться в своей стране, так и за рубежом данная тенденция является актуальной в современное время. Реализуется это путем участия в краткосрочной образовательной или научно-исследовательской программе. Отметим, что академическая мобильность одно из приоритетных направлений международной деятельности всех зарубежных вузов в особенности стран Европы, Азии и перспективных вузов России.
Целью развития программ академической мобильности является повышение качества образования, улучшение взаимопонимания между различными народами и культурами, воспитание нового поколения, подготовленного к жизни и работе в международном информационном сообществе. Готового к изменениям и передвижениям по миру с целью приобретения опыта [5].
Отметим, задачи академической мобильности, которые указаны в Болонской декларации:
- способствовать мобильности за счет преодоления препятствий, эффективному осуществлению свободы передвижения: для студентов;
- доступу к учебным заведениям и соответствующим услугам; для преподавателей, исследователей и административного персонала;
- признанию и подтверждению периодов, проведенных в европейских странах, в целях научных исследований, преподавания и переподготовки, не нарушая их статуса и законных прав.
Главная цель мобильности — дать студенту возможность получить разностороннее образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где традиционно формировались ведущие научные школы, расширить познания студента во всех областях культуры, привить ему чувство гражданина.
На данный момент еще выдвинут общий язык для категории мобильности в образовании - таковым на данный момент является английский язык. Обучение чаще всего осуществляется на английском, однако постоянно подчеркивается, что поощряется изучение студентом языка страны пребывания, для чего принимающий университет призван организовывать интенсивные языковые курсы. В случае годичной стажировки университетам рекомендуется первый семестр обучать иностранных студентов на английском, а второй — на языке страны пребывания.
Теоретически студент может сам искать вуз, который окажется готов принять его на семестр или на год. Следует понимать, что решение о приеме студента на стажировку в иностранный вуз остается за университетом. В случае индивидуальных действий студент, получив согласие принимающего вуза, должен будет поставить в известность координаторов факультетов по Болонскому процессу базового вуза, прежде всего, для того, чтобы они могли определить, насколько предлагаемые ему для изучения дисциплины коррелируют с учебным планом факультета за аналогичный период обучения. Если «болонские» координаторы и деканат не найдут достаточного количества соответствий между учебными планами вузов, встанет вопрос о нецелесообразности данной поездки. По вышеуказанным причинам, очевидно, мобильность правильнее организовывать на уровне вузов или факультетов с теми зарубежными университетами, с которыми у базового
вуза уже установились партнерские отношения. В таком случае нет необходимости изучения учебных планов вуза, куда едет студент; взаимозачет кредитов может быть заранее оговорен долговременными соглашениями.
Рассмотрим, реализацию академической мобильности в России:
Для России, сама идея академической мобильности является на данный момент, одной из ведущих тенденций, стремительно набирающих силу, и осуществляет интернационализацию высшего образования. В последнее время её процессы приобретают всё более реальный характер. Международное сотрудничество становится неотъемлемым видом деятельности
Анализируя специфику российского высшего образования, стоит отметить, начало формирования российского пространства высшего образования в качестве средства подготовки к равноправной конкуренции отечественной высшей школы с европейской и азиатской. Для этого, создаются определенные структурные и институциональные перемены. Такие как, создание в региональных вузах особого фонда «Академической мобильности» или отделы файндрайзинга.
Но, стоит отметить, что для России более предпочтителен вариант двусторонней мобильности студентов: европейские, азиатские студенты к нам, наши к ним. Именно этот вариант оставляет региональной высшей школе шанс на успех в конкурентной борьбе, в том числе и в плане привлечения студентов из третьих стран на условиях вертикальной мобильности. Кроме того, равноправный вариант развития академической мобильности в определенной мере позволяет решать финансовые вопросы мобильности отечественных студентов, занять региональным вузам более выигрышные позиции в сравнении с «ведущими», активно включиться в Болонское пространство [7].
Для полноценной реализации академической мобильности в России, мешают определенные факторы:
1) Европейским вузам достаточно трудно понять реалии российской высшей школы - унифицированные программы обучения, Государственный образовательный стандарт и т.п. Однако это позволяет региональным вузам не тратить особых усилий на продвижение собственных курсов (за исключением отдельных) - за них это сделают "ведущие" вузы, либо Минобрнауки, спускающее ГОС и программы и соответственно, несущее за него весь комплекс ответственности.
2) Ответственность за качество подготовки. В Европе уже столкнулись с юридической стороной этого вопроса. Если студент поступил в один университет, а затем год или семестр отучился в другом, после чего завершил свое образование, то какой вуз несет юридическую ответственность за качество его обучения? Это порождает очевидную и оправданную настороженность европейских университетов по отношению к партнерству с иными вузами. И региональным вузам России приходится преодолевать эти вопросы.
А также стоит учитывать мобильность преподавателей. Без системы специальных мер участие преподавателей России региональных вузов в Болонском процессе практически затруднено по финансовым, языковым и институциональным причинам. Преодоление этих причин зависит от эффективности данной системы. А данный момент академическая мобильность преподавателей возлагается на индивидуальную инициативу.
Ну, а на деле университеты не спешат включать в процесс академической мобильности своих преподавателей. Ведь это означает ослабление конкурентоспособности самого университета.
Рассмотрим, реализацию академической мобильности в Чехии:
Чехия является одной из ведущих стран Европы, которая привлекает абитуриентов, студентов, преподавателей своим качественным образованием высокого уровня. Принято считать, что именно в Чехии можно получить современное высшее образование, которое соответствует всем европейским нормам. Стоит отметить, что Чехия обладает самой развитой
инфраструктурой образования. Чешские университеты по праву входят в список лучших вузов Европы. Знаменитый Карлов университет и самые современные, престижные вузы - Высшая Школа Экономики, Высший Технический Университет, Чешский Аграрный Университет и многие другие.
Для реализации академической мобильности в Чехии стоит учитывать несколько факторов:
1) Образование можно получить на чешском языке и на английском. Для этого необходима серьезная языковая подготовка.
2) А также стоит обратить внимание на образовательные программы Международного Союза Молодежи Праги (МСМ) - эти программы, позволяют получить качественное образование в Чехии. Международный Союз Молодежи (МСМ) предлагает Вам свою поддержку и помощь при поступлении в высшие учебные заведения Праги, изучении чешского языка и адаптации в Чехии.
3) Есть еще один значительный фактор - обучение в Чехии в государственных вузах является абсолютно бесплатным для всех студентов, включая иностранцев при условии знания чешского языка (среднего уровня) и успешной сдачи вступительных экзаменов.
4) Еще одним привлекательным фактором для иностранных студентов является, то, что виза в Чехию это одновременно Шенген виза, которая дает уникальную возможность путешествовать по странам Европы.
Обобщив результаты сравнительного анализа, стоит выделить, что Чешское образование уже накопила опыт работы со студентами академической мобильности, и этот опыт позволяет повышать уровень образования, добавляя к этому статус столь необходимый в наше время международного опыта мобильности студентов.
Таким образом, проанализировав возможности академической мобильности в России и Чехии, стоит говорить о трех направлениях:
1) Академическая мобильность, главная движущая сила которой заключается в возможностях повышения и реализации профессиональных возможностей;
2) Привлечение инноваций в образовательные учреждения;
3) Мобильность обеспечивает доступ в ведущие научные школы.
Список литературы
1. Высшее образование в Чехии [Электронный ресурс] // Институт
Чешских Университетов. URL: http://www.obrazovanie1.ru/vysshee-
obrazovanie-chehii (дата обращения: 16.09.2014).
2. Закон РФ от 03.02.201г. 4 N 11-ФЗ, от 03.02.2014г. N 15-ФЗ, от 05.05.2014г. N 84-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» 3 февраля 2014г.// Кремль. - М., 2012г. - № 273-ФЗ
3. Общество: Знание России [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.znanie.org/obrazovanie/index.html (дата обращения: 22.11.2014г.).
4. Кодексы и законы РФ // Российское законодательство в системе online. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 22.11.2014г.).
5. Министерство образования и науки Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/ (дата обращения: 2.05.2014г).
6. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 20.02.2015.).
7. Портал Федерального Государственного Образовательного стандарта [Электронный ресурс]. URL: http://mag.sseu.ru/index.php/2011-05-16-11-29-49/14-050100fgos (дата обращения: 31.01.2015.).
8. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/ (дата обращения: 2.05.2014.).
9. Тарасова, Н.В. Европейский опыт развития системы образования в контексте Болонского процесса. / Н.В. Тарасова. - М.: ФИРО, 2009г. - 64 с.
10. Cesko-slovensy vedecky casopis zamereny na teorii vzdelavam dospelych, andragogiku a rozvoj lidskych zdrojh// ANDRAGOGICKA REVUE -c. 1/2013, rocmk V.