Научная статья на тему 'Систематизация форм международной академической мобильности студентов'

Систематизация форм международной академической мобильности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1074
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ПРОГРАММЫ ДВОЙНЫХ ДИПЛОМОВ / INTEGRATION PROCESSES / ACADEMIC MOBILITY / FORMS OF ACADEMIC MOBILITY / DOUBLE DEGREE PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина Елена Дмитриевна

В современных условиях международная академическая мобильность играет существенную роль не только как инструмент интеграции российских вузов в международное образовательное пространство. Она рассматривается как фактор, способствующий повышению качества образования, мобильной коммуникации. В статье рассмотрены формы международной академической мобильности и разработана их систематизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Володина Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematization of forms of student’s international academic mobility

International academic mobility has an important role in present conditions not only as an instrument of integration of Russian universities in the international educational space. It is considered as a factor promotes improving of quality of education, mobile communication. The article describes the forms of international academic mobility and their systematization is developed.

Текст научной работы на тему «Систематизация форм международной академической мобильности студентов»

УДК 378 ББК 74.4

Володина Елена Дмитриевна

начальник отдела ФГБНУ «Госметодцентр» г.Москва Volodina Elena Dmitrievna

Head of Department FSBSE «GOSMETODCENTR»

Moscow

[email protected]

Систематизация форм международной академической мобильности студентов

Systematization of forms of student’s international academic mobility

В современных условиях международная академическая мобильность играет существенную роль не только как инструмент интеграции российских вузов в международное образовательное пространство. Она рассматривается как фактор, способствующий повышению качества образования, мобильной коммуникации. В статье рассмотрены формы международной академической мобильности и разработана их систематизация.

International academic mobility has an important role in present conditions not only as an instrument of integration of Russian universities in the international educational space. It is considered as a factor promotes improving of quality of education, mobile communication. The article describes the forms of international academic mobility and their systematization is developed.

Ключевые слова: интеграционные процессы, академическая мобильность, формы академической мобильности, программы двойных дипломов.

Key words: integration processes, academic mobility, forms of academic mobility, double degree programmes.

Основное внимание в современных исследованиях в области управления образовательным и научно-исследовательским процессами уделяется проблемам повышения качества и конкурентоспособности образования на основе соответствия международным и российским образовательным стандартам, использования современных информационных технологий для разработки учебно-методических материалов, оптимизации управления ресурсами образовательных учреждений, сближения с европейскими образовательными системами.

В мировом образовательном пространстве происходят интеграционные процессы, идет процесс гармонизации образовательных стандартов, учебных

планов, специальностей, создается единое мировое образовательное пространство. Как следствие возрастает мобильность студентов, аспирантов, а так же сотрудничество преподавателей университетов разных стран. Эти интеграционные процессы затронули и российскую высшую школу.

Академическая мобильность играет существенную роль не только как инструмент интеграции российских вузов в международное образовательное пространство, но и как фактор, способствующий формированию качественно новых трудовых ресурсов, способных занять достойное место, как на мировом рынке труда, так и в национальной экономике. Развитие академической мобильности не является абсолютно новым требованием для вузов. Академическая мобильность существовала и в советские времена (стажировки преподавателей и студентов в других вузах, в том числе в зарубежных, и т.д.). Новым является скорее переход к академической мобильности как обязательной составляющей образовательного процесса, т.е. развитие именно массовой академической мобильности. Однако не является ли практика массовой академической мобильности навязанной? Нет. Вариативность и индивидуализация обучения -это безусловное требование современного производства: периоды радикальных технологических изменений, составлявшие ранее около 40 лет, в настоящее время сократились до 10-15, а вариативность технологических решений, в том числе в гуманитарной сфере, резко возросла. Соответственно, вариативность обучения, в том числе возможность прохождения обучения частично в других вузах, является необходимым условием подготовки современного работника.

Изучение процессов развития академической мобильности студентов, одного из факторов, влияющих на качество их подготовки, отражено в работах зарубежных и российских ученых П. Блюменталь, Н. Варгхис, В. Найду, Е. И. Артамоновой, Л. А. Герасимовой, В. А. Садовничего и др. Однако, однозначного и официально принятого толкования термина «академическая мобильность» на данный момент не существует. В большинстве источников под термином «академическая мобильность понимается «перемещение кого-либо, имеющего

отношение к образованию, на определенный период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в свое основное учебное заведение. Данное понятие не связано с эмиграцией или длительным периодом обучения (работы) за рубежом», -такое определение академической мобильности дано в рекомендациях Комитета министров Совета Европы в 1996 г.

Можно дать следующее определение международной академической мобильности (МАМ): под МАМ понимается обучение, стажировка и проведение научной работы студентов и аспирантов, а так же работников российских вузов в зарубежных университетах и научных центрах, а также обучение, проведение научных исследований и работа в российских вузах студентов, аспирантов и научно-педагогических кадров из-за рубежа.

Сегодня в российской системе образования с участием зарубежных международных организаций реализуются программы межуниверситетского сотрудничества ТЕМПУС-ТАСИС, ТАСИС-ДЕЛФИ и другие программы обменов в области образования в Баренц-регионе (Россия, Норвегия, Швеция, Финляндия), программы российско-нидерландского сотрудничества, российско-британского сотрудничества (Британский Совет), российско-германского сотрудничества (ДААД, Фонд им. К. Аденауэра) и т.д. Только по линии США действуют более 20 смешанных программ, ориентированных как на школьников и студентов, так и на преподавателей, ученых и специалистов. Активизируются контакты с учебными и научными учреждениями Китая, Японии, других индустриальных и развивающихся стран

Значительно увеличилось количество стипендий, выделяемых как ев-

и 1-' Ч_/ ч_/

ропейскими странами, так и Европейским Союзом для международной академической и научной мобильности российских студентов и аспирантов. Появились и стипендии Президента РФ для годичного обучения российских студентов и аспирантов в зарубежных вузах (ежегодно выделяется сто стипендий).

Примерно такого же типа стипендии стали выделять некоторые крупнейшие компании России (например, Фонд М.Прохорова). Эти положительные результаты привели к тому, что международная академическая мобильность в настоящее время стала отдельной и довольно значимой составляющей общей международной деятельности российских вузов, одним из её приоритетных направлений.

В настоящее время активная международная деятельность - важнейший показатель интегрированности современного вуза в глобальное пространство. Именно поэтому среди критериев эффективности деятельности российских вузов одним из них является международная деятельность [1].

Основными субъектами академической мобильности в российских вузах являются: студенты; профессорско-преподавательский состав; исследователи; административно-управленческий персонал. Международные академические обмены реализуются в соответствии с договорами между российскими и зарубежными вузами, соглашениями с международными организациями, фондами, компаниями и другими организациями [2,3]. Схема организации академической мобильности студентов представлена на рис.1.

Академическая мобильность

ВУЗ "1 ВУЗ

• Студент Ґ ► | Студент (4)

Международные государственные -организации

ВУЗ -

студент

(5)

Предприятие-

работодатель

ВУЗ

студент

(6)

Программа исследовательских или научных грантов

Государство РФ------► студент (7)

Государство РФ ► ВУЗ ► студент

(8)

Государство РФ ' Иностранное Государство

студент (9)

Рис. 1. Схема организации академической мобильности Анализ основных видов академической мобильности показал, что её можно классифицировать (рис. 2) по:

масштабу: на международную и внутрироссийскую; субъекту: на индивидуальную и групповую;

мотивации к обучению за рубежом: на организованную и инициативную.

Рис..2. Виды академической мобильности

Определение международной академической мобильности мы дали выше. Под внутренней академической мобильностью понимается обучение студентов и аспирантов, работа сотрудников российских вузов в других российских вузах, научных центрах, организациях и учреждениях РФ.

Под индивидуальной академической мобильностью понимаются индивидуальные поездки обучающихся и/или работников вузов в другие вузы и организации, а также индивидуальные приезды в вуз с целью реализации индивидуальных образовательных траекторий, академических и исследовательских программ. Под групповой академической мобильностью понимаются организованные вузом поездки групп обучающихся и/или работников вуза в другие вузы и организации, а также групповые приезды в вуз с целью реализации академических и исследовательских программ.

Организованная академическая мобильность предполагает организацию вузом поездок обучающихся и/или работников вуза с целью реализации индивидуальных или групповых академических и исследовательских программ, в том числе совместно с партнерскими вузами и организациями. Инициативная академическая мобильность реализуется путём поездки обучающихся и/или работников вуза по их инициативе, поддержанной администрацией вуза, с целью реализации индивидуальных образовательных траекторий, академических и исследовательских программ, в рамках отечественных и зарубежных грантов и проектов.

В зависимости от продолжительности обучения в зарубежном вузе ака-

демическая мобильность студентов подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Долгосрочная международная академическая мобильность студентов -обучение в зарубежном вузе сроком более полутора месяцев. Обязательным условием долгосрочной академической мобильности, в том числе организуемой по собственной инициативе студента, является оформление индивидуального учебного плана (далее - ИУП), включающего дисциплины, подлежащие изучению вне основного факультета.

Краткосрочная международная академическая мобильность студентов -обучение в зарубежном вузе сроком не более полутора месяцев, участие летних и языковых школах, а также в семинарах, конференциях и других непродолжительных формах научного и образовательного взаимодействия. Обучение студентов во время краткосрочной международной академической мобильности, приходящейся на период каникул, может осуществляться без уведомления им руководства факультета/руководителя магистерской программы. На период краткосрочной международной академической мобильности, приходящейся на не каникулярное время, студенту может предоставляется индивидуальный учебный план (ИУП), включающий дисциплины, подлежащие изучению в зарубежном вузе и в «родном».

Наиболее часто международная мобильность студентов осуществляется за счет летних и языковых школ, которые, как правило, являются непродолжительными по времени (2-3 недели) и не предполагают усвоения зарубежной академической культуры и приобретения профессиональных знаний. Такие формы МАМ практикуются на 1-2 курсах обучения. Краткосрочные программы международной мобильности, в целом, являются более популярными среди студентов, чем долгосрочные. Однако их основное предназначение социально-культурное, значимого влияния на профессиональную подготовку студента они не оказывают .

Среди долгосрочных программ наиболее значимыми для студентов являются программы совместных двойных дипломов (степеней) и включенного обучения в рамках межвузовского сотрудничества, без выдачи второго диплома. Многие российские вузы, хотя далеко не все, создают програм-

мы двойных дипломов с европейскими вузами, и это позволяет студенту в конце обучения получить два диплома - российского и партнерского вузов. Диплом выдается двумя вузами, но учебная программа единая, разработанная вузами совместно. В 2010 году, согласно обзору Представительством ЕС в России программ двойных дипломов между российскими и европейскими вузами в России существовало 239 таких программ, разработаны 74 российскими вузами. В подавляющем большинстве случаев программы двойных дипломов реализуются для обучения в магистратуре (65%); программы для бакалавриата составляют 20% , для специалитета - 9%, аспирантуры - 6%. [4]. В настоящее время только в ВШЭ реализуется более 30 программ двойных дипломов [2]. Программы двойных дипломов способствуют формированию специалистов, обладающих широким кругозором и необходимыми навыками для работы в международной области, как в частном секторе, так и в государственных и международных структурах.

Общим у всех форм международной академической мобильности (рис.3) является то, что посредством занятий с иностранными преподавателями, профессорами студенты получают информацию об иных образовательных технологиях, приобретают знания, которые в силу различных обстоятельств являются новыми, совершенствуют свои навыки непосредственного общения с представителями других стран.

Участие в зарубежных научных исследованиях, стажировках и практиках, кроме того, способствует углубленному изучению дисциплин по специальности, приобретению профессионального опыта в конкретной области, повышает мотивацию к научной исследовательской и инновационной деятельности [5,6] и направлено на совершенствование знаний и умений, развивает ответственность, активность, познавательную способность к работе в коллективе, аналитическое мышление, инициативность и творческое мышление, умение эффективно решать проблемы и принимать решения, способность работать в межкультурной профессиональной среде, адаптивность, стрессоустойчивость, способность реагировать на изменения, владение современными средствами коммуникации. При этом

формируются и совершенствуются различные стороны будущей профессиональной деятельности.

Программы культурного обмена

Летние школы

с: социально-культурная

.................. ~ т ..................... ............

Международная академическая мобильность студентов

Образовательная

....

Научная

1

Совместные программы двойного диплома Совместные научные исследования и разработки

Включенное обучение Научные практики, стажировки

Образовательные практики и стажировки Семинары, конференции и др.

Научно-техническая выставочная деятельность

Летние школы

Международные конкурсы студенческих работ, олимпиады

Языковые школы

Рис.3. Формы образовательной и научной международной академической мобильности студентов.

Библиографический список

1. Емелин Н.М., Артамонов Ю.Н. Методический подход к формированию стратегий управления деятельностью неэффективных образовательных учреждений высшего профессионального образования. -Серпухов, Известия Института инженерной физики, 2014.№1(31 ) - С. 98-104.

2. Организация международной деятельности НИУ ВШЭ. URL: http://ir.hse.ru/partn (дата обращения: 15.01.14).

3. Интернет-портал RSCI.RU. Обзор программ международного

сотрудничества. http://www.rsci.ru/innovations/ (дата обращения: 25.01.14).

4. И.Снаткин, А.Мишин, Е. Карпухина. // Анализ программ двойных дипломов между ЕС и российскими вузами. Окончательный отчет ЕС, Контракт N 2009/222440 (Русская версия).

5. Емелин Н.М, . Володина Е.Д., Голодкова О.В.. Систематизация инноваций в образовательной деятельности. - Серпухов, Известия Института инженерной физики, 2014.№1(31 ) - С. 86-88.

6. Емелин Н.М., Рябов П.А. Развитие и оценка уровня

профессиональной мотивации студентов - Серпухов, Известия Института инженерной физики, 2013.№2(28). - С. 93-95.

Bibliography

1. Emelin, N.M., Artamonov Y.N. Methodical approach to formation of

management strategies for ineffective educational institutions of higher education activity. - Serpukhov: News of the IIF, 2014.№1(31 ) - P. 98-104.

2. Organization of international activities NRU HSE.

URL: http://ir.hse.ru/partn (Date Accessed : 15.01.14).

3. Internet portal RSCI.RU. Overview of international cooperation programs http://www.rsci.ru/innovations/ (Date Accessed : 25.01.14).

4. Snatkin, I., Misin, А., Karpykhina, Е..Analysis of double degree programmes between eu and russian heis. Letter of Contract N°2009/222440. Final report (Russian version).

5. Emelin, N.M., Volodina, E.D., Gologkova, О/V. Systematization of innovation in educational activities. - Serpukhov: News of the IIF, 2014.№1(31 ) -P. 86-88.

6. Emelin, N.M., Ryabov, P.A. Development and evaluation of the level of professional student motivation. - Serpukhov: News of the IIF: 2013.№2(28). - P. 93-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.