Научная статья на тему 'Виртуальная реальность в изучении криминалистики'

Виртуальная реальность в изучении криминалистики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
криминалистка / осмотр места происшествия / виртуальная реальность / forensics / inspection of the scene / virtual reality

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владислав Николаевич Чулахов

Рассматриваются возможности использования технологии виртуальной реальности при изучении криминалистики, в частности, тем, посвященных проведению осмотра места происшествия. Осмотр места происшествия представляет собой сложное по задачам и структуре следственное действие по сбору вещественных доказательств, которое включает в себя технико-криминалистические приемы по обнаружению, фиксации, упаковке и изъятию следов, тактику осмотра, вопросы взаимодействия участников и многое другое. Если технические навыки работы со следами на месте происшествия лучше отрабатывать в условиях специализированных лабораторий или на криминалистических полигонах, то обучение тактическим приемам осмотра – умению осматривать место происшествия с целью установления механизма преступления, способности выделять следы и предметы, которые смогут подсказать путь к раскрытию преступления, можно с успехом проводить в виртуальной реальности. Показывается, как, проводя осмотр виртуального места происшествия, можно отрабатывать тактику и методику поиска наиболее значимых в информационном и доказательственном отношении следов, получения при их исследовании диагностической и ориентирующей информации о преступлении и его участниках. Приводятся преимущества, которые технология виртуальной реальности представляет для процесса обучения в таком случае по сравнению с обычным криминалистическим полигоном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владислав Николаевич Чулахов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual reality in the study of criminology

The possibilities of using virtual reality technology in the study of criminology, in particular, topics related to the inspection of the scene are being considered. The inspection of the scene of the incident is a complex investigative action in terms of tasks and structure to collect material evidence, which includes technical and forensic techniques for detecting, fixing, packing and removing traces, inspection tactics, issues of interaction of participants and much more. If it is better to work out technical skills of working with traces at the scene of an accident in specialized laboratories or at forensic testing grounds, then training in tactical inspection techniques – the ability to inspect the scene in order to establish the mechanism of the crime, the ability to identify traces and objects that can suggest the way to solve the crime, can be successfully carried out in virtual reality. It is shown how, by conducting an inspection of the virtual scene of the incident, it is possible to work out tactics and methods of searching for the most significant traces in terms of information and evidence, obtaining diagnostic and orienting information about the crime and its participants during their investigation. The advantages that virtual reality technology represents for the learning process in this case compared to a conventional forensic training ground are given.

Текст научной работы на тему «Виртуальная реальность в изучении криминалистики»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-254-257 EDN: https://elibrary.ru/fbhrsn NIION: 2003-0059-6/23-873 MOSURED: 77/27-003-2023-06-072

Владислав Николаевич Чулахов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, chulahov@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются возможности использования технологии виртуальной реальности при изучении криминалистики, в частности, тем, посвященных проведению осмотра места происшествия. Осмотр места происшествия представляет собой сложное по задачам и структуре следственное действие по сбору вещественных доказательств, которое включает в себя технико-криминалистические приемы по обнаружению, фиксации, упаковке и изъятию следов, тактику осмотра, вопросы взаимодействия участников и многое другое. Если технические навыки работы со следами на месте происшествия лучше отрабатывать в условиях специализированных лабораторий или на криминалистических полигонах, то обучение тактическим приемам осмотра - умению осматривать место происшествия с целью установления механизма преступления, способности выделять следы и предметы, которые смогут подсказать путь к раскрытию преступления, можно с успехом проводить в виртуальной реальности. Показывается, как, проводя осмотр виртуального места происшествия, можно отрабатывать тактику и методику поиска наиболее значимых в информационном и доказательственном отношении следов, получения при их исследовании диагностической и ориентирующей информации о преступлении и его участниках. Приводятся преимущества, которые технология виртуальной реальности представляет для процесса обучения в таком случае по сравнению с обычным криминалистическим полигоном.

Ключевые слова: криминалистка, осмотр места происшествия, виртуальная реальность

Для цитирования: Чулахов В. Н. Виртуальная реальность в изучении криминалистики // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 254-257. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-254-257. EDN: FBHRSN.

Original article

Vladislav N. Chulakhov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

chulahov@mail.ru

Abstract. The possibilities of using virtual reality technology in the study of criminology, in particular, topics related to the inspection of the scene are being considered. The inspection of the scene of the incident is a complex investigative action in terms of tasks and structure to collect material evidence, which includes technical and forensic techniques for detecting, fixing, packing and removing traces, inspection tactics, issues of interaction of participants and much more. If it is better to work out technical skills of working with traces at the scene of an accident in specialized laboratories or at forensic testing grounds, then training in tactical inspection techniques - the ability to inspect the scene in order to establish the mechanism of the crime, the ability to identify traces and objects that can suggest the way to solve the crime, can be successfully carried out in virtual reality. It is shown how, by conducting an inspection of the virtual scene of the incident, it is possible to work out tactics and methods of searching for the most significant traces in terms of information and evidence, obtaining diagnostic and orienting information about the crime and its participants during their investigation. The advantages that virtual reality technology represents for the learning process in this case compared to a conventional forensic training ground are given.

Keywords: forensics, inspection ofthe scene, virtual reality

For citation: Chulakhov V. N. Virtual reality in the study ofcriminology. Bulletin ofthe Moscow University ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(6):254-257. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-254-257. EDN: FBHRSN.

© Чулахов В. H., 2023

Виртуальная реальность в изучении криминалистики

Virtual reality in the study of criminology

JURISPRUDENCE

Прошло уже более 20 лет со времени появления первых компьютерных программ по осмотру виртуального места происшествия, которые фирмы-разработчики стали предлагать для использования в обучении по криминалистике. Их смысл заключался в поиске и собирании виртуальных следов с условного места происшествия с помощью искусственного инструментария компьютерной программы. Несмотря на кажущийся интерактивный характер новшества, эти программы не получили должного распространения в учебных заведениях, потому что трудно научить человека действовать в реальности, обучая его в виртуальной обстановке. В частности, нельзя в полной мере научить выявлять, фиксировать и упаковывать следы на месте происшествия на примере виртуальных следов. Ведь обучающимся в дальнейшем придется работать на практике в реальных условиях. Это то же самое, что учить летать на тренажере или учить оперировать на манекенах. Поэтому здесь уместна только традиционная, устоявшаяся форма обучения - практическая, то есть на специально оборудованных для этого криминалистических полигонах или в аудиториях на реальных объектах.

Но полностью отрицать возможность использования технологии виртуальной реальности при изучении курса криминалистики нельзя. Имеются учебные темы, которые можно успешно осваивать с их помощью. Представляем опыт такого использования в Московском университете МВД России имени В.Я. Ки-котя, где виртуальная реальность рассматривается как новейшая технология преподавания.

Основной отправной точкой раскрытия преступления является место происшествия, изучение которого позволяет определить версии и направление расследования. Его осмотр представляет собой сложное по задачам и структуре следственное действие по сбору вещественных доказательств, которое включает в себя технико-криминалистические приемы по обнаружению, фиксации, упаковке и изъятию следов, тактику осмотра, вопросы взаимодействия участников и другое. Прикладные составляющие, связанные с работой со следами на месте происшествия, конечно лучше отрабатывать с обучающимися, как это было отмечено выше, в реальных условиях в специализированных лабораториях или на криминалистических полигонах.

Но есть у этого следственного действия задача, решение которой требует логического мышления. После овладения техническими навыками обнаружения, фиксации и изъятия следов на месте происшествия следующим важным этапом является обучение тактическим приемам осмотра, которые включают в себя умение осматривать место происшествия с целью установления механизма преступления, способность выделять обстоятельства и предметы, которые

смогут подсказать путь к раскрытию преступления, поиск наиболее значимых в информационном и доказательственном отношении следов, получение при их исследовании диагностической и ориентирующей информации о преступлении и его участниках (так называемое, умение «читать» следы) и выдвижение на ее основе наиболее вероятных следственных версий и определение направления расследования. Все эти способности и качества, необходимые специалисту-криминалисту, основываются на детализированном внимании, умении анализировать и логически мыслить, делать обоснованные выводы, которые в итоге должны преобразоваться в профессиональный криминалистический навык, и которого подчас не хватает для успешного расследования преступлений.

К сожалению, в курсе криминалистики отсутствует тема, специально посвященная формированию и использованию логических приемов в процессе расследования преступлений, которые можно применять, в частности, при изучении обстановки места преступления «в целом» и «в частности» для выдвижения следственных версий. Уметь анализировать совокупность и взаимосвязь предметов и следов, замечать «мелочи» на месте преступления, с помощью которых путем дедуктивных и индуктивных рассуждений можно понять, как происходило преступное событие - все это важный элемент профессиональной деятельности, которому научить не так просто.

Мы попытались сделать это в интерактивной форме, предложив обучающимся изучить виртуальное место происшествия. Учебное занятие построено на основе решения практической задачи на конкретном примере из следственно-криминалистической практики. Виртуальная обстановка происшествия воссоздана с помощью ЗБ технологии по архивным фотоматериалам с повторением мельчайших подробностей.

Основная цель такого занятия - развитие у обучающихся логики, внимательности, аналитического мышления, умения делать правильные выводы. Обучающиеся проводят осмотр воссозданного места происшествия, используя технологию виртуальной реальности. Тем самым они как бы оказываются на месте преступления, по которому могут свободно перемещаться, не мешая друг другу. Также они могут использовать виртуальные криминалистические инструменты, например, дальномер, планшет с функцией фотосъемки, а также фонарь. Они могут брать и рассматривать любые предметы.

Перед обучающимися ставится условие проанализировать особенности и расположение объектов, предметов и вещей на месте преступления и исходя из этого решить комплекс криминалистических задач:

1. Определить последовательность и способ осмотра места происшествия.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

2. Определить, как развивалось преступное событие, что предшествовало ему.

3. Установить мотив преступления.

4. Установить, сколько было преступников, их пол, примерный возраст, особенности, имеют ли преступный опыт.

5. Исходя из механизма совершения преступления, определить места наиболее вероятного оставления преступником следов и каких. Указать следы и предметы, которые необходимо изъять в качестве доказательств.

6. Назначить экспертизы и исследования (определить вид, объекты исследования, вопросы к эксперту).

7. Разработать криминалистические версии и составить план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по результатам осмотра места происшествия.

8. Определить, какие имеются возможности раскрытия данного преступления на первоначальном и последующем этапе расследования.

Обучающиеся поочередно выполняют эти задания с последующим обсуждением под руководством преподавателя.

Все указанные возможности были реализованы при разработке интерактивной задачи по осмотру места происшествия под названием «Убийство в собственном доме», в основу которой положено конкретное преступление. Гражданина М. соседи обнаружили утром задушенным в собственном доме после того, как предыдущим днем он срочно отвез свою беременную жену в больницу, где ее положили на сохранение. Преступление было совершено в условиях неочевидности, поэтому свидетелей произошедшего выявить не удалось. Потерпевший работал слесарем на заводе, по работе и со слов соседей характеризовался в основном положительно, не судим. Деревянный дом, в котором потерпевший с женой проживали вдвоем, располагался в городе, небольшом частном секторе, запланированном под снос в связи с новостройкой. Со слов жены из дома пропали все деньги и принадлежащие ей ювелирные украшения. Оперативная проверка обстоятельств происшествия не дала положительных результатов.

Обучающимся предлагается провести осмотр места происшествия в виртуальной реальности, проанализировать вещную обстановку и выдвинуть версии произошедшего, отобрать следы и вещественные доказательства, выполнить задания и ответить на вопросы.

Как реализуется поставленная учебная цель покажем на одном из примеров криминалистического исследования вещной обстановки преступления. На застеленном матраце дивана в спальной комнате в разбросанном виде были обнаружены женские зимние и

демисезонные сапоги, вытащенные из шкафа, косметичка, целлофановые пакеты с женской парфюмерией и бижутерией, принадлежавшие жене убитого и вызвавшие интерес у преступника.

Обучающиеся должны путем логических рассуждений связать данное обстоятельство с личностью преступника, определив его пол и особенности. В процессе умозаключений они должны прийти к выводу, что этим человеком могла быть только женщина, которая пыталась подобрать себе обувь, косметику и украшения. А ее интерес к этим вещам обусловлен тем, что у женщины их попросту нет, что подтвердилось установленными обстоятельствами преступления.

Как выяснилось впоследствии, такая взаимосвязь между элементами механизма преступления - предметом преступного посягательства и личностью преступника была закономерной. В преступлении участвовала ранее судимая С., которая только что освободилась из мест лишения свободы и поэтому нуждалась в элементарных личных вещах. После освобождения она приехала в город, где встретилась со своим бывшим приятелем В., с которым решили отметить это событие. В пивном баре они познакомились с потерпевшим М., который зашел туда после того, как отвез беременную жену в больницу для сохранения. После бара М. пригласил новых знакомых для дальнейшего распития спиртных напитков к себе домой, где они решили убить его с целью завладения имуществом.

Для проведения практического учебного занятия по данной теме технология виртуальной реальности по сравнению с обычным криминалистическим полигоном представляет следующие преимущества.

1. Можно создавать материальную обстановку происшествия в различных вариантах и комбинациях - загородный дом, дачный домик, квартира, улица и т. д. Воспроизвести ее на полигоне практически невозможно - для этого бывают нужны разнообразные помещения и предметы: кухня, ванная, туалет, подсобные помещения, жилые комнаты с различной мебелью и т. д. Даже если и попытаться создать ее, то на это уйдет много времени. А таких мест надо несколько, что не рентабельно. Некоторые масштабные осматриваемые территории из-за их большого размера воссоздать на криминалистических полигонах вообще не представляется возможным, например, по техногенным авариям, взрывам, крушениям самолетов и поездов и др.

2. Появляется возможность создавать материальную обстановку происшествия в соответствии с реальными преступными событиями (например, по фотографиям с места происшествия или со слов очевидцев) с их внутренними закономерностями, взаимосвязями следов и предметов. Это придает занятию со стороны

JURISPRUDENCE

обучающихся особый интерес, так как реконструированные места преступлений на обычных полигонах часто отличаются примитивизмом и надуманностью.

3. Реалистичность воспринимаемого. Обучающийся как бы оказывается на месте преступного события. Он может передвигаться по нему, брать, рассматривать и изучать различные предметы, производить их поиск.

4. Повышается мобильность занятия. В осмотре одного места происшествия могут участвовать одновременно несколько лиц. При этом они совершенно не мешают друг другу.

5. Для восстановления первоначальной обстановки места происшествия и подготовки к следующему занятию не требуется время и дополнительных усилий. Обстановка восстанавливается путем перезагрузки программы.

В заключение хотелось подчеркнуть интерактивный характер данного занятия. Увеличение умственной нагрузки на учебных занятиях заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего обучения. На помощь приходят современные методы преподавания, развивающие любознательность и активизирующие мыслительную деятельность, к которым можно смело отнести практические задачи в виртуальной реальности. В процессе решения таких задач у обучающихся вырабатывается умение сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание. К тому же разнообразные действия, при помощи которых решается умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебной дисциплине. Таким образом, интерактивная форма

проведения занятия с использованием виртуальной реальности, являясь актуальным методом процесса обучения, способствует самостоятельному решению поставленных задач и успешному использованию обучающимися своих знаний.

Библиографический список

1. Максимов Н. В. Влияние цифровых технологий на предварительное расследование // Уголовное производство: процессуальная теория и криминалистическая практика: сб. материалов X Междунар. науч.-практ. конференции. Симферополь, 2022. С. 95-97.

2. Чулахов В. Н. Криминалистика : новые вызовы современности // Образование, воспитание и право в контексте глобальных вызовов: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та им. И.Н. Ульянова, 2023. С. 819-824.

Bibliographic list

1. Maksimov N. V. Influence of geodetic technologies on preliminary investigation // Higher education: practical theory and critical article: S. B. Materials of the X International Scientific and practical conference. Simferopol, 2022. P. 95-97.

2. Chulakhov V. N. Criminalistics : new challenges of modernity // Education, upbringing and law in the context of global challenges: collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. Cheboksary : Chuvash Publishing House. I. N. Ulyanov University, 2023. P. 819-824.

Информация об авторе

В. Н. Чулахов - начальник кафедры технико-криминалистического обеспечения экспертных исследований Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор.

Information about the author V. N. Chulakhov - Head of the Department of Technical and Forensic Support of Expert Research of the Moscow University ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Doctor ofLegal Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 12.07.2023; одобрена после рецензирования 06.09.2023; принята к публикации 06.11.2023.

The article was submitted 12.07.2023; approved after reviewing 06.09.2023; accepted for publication 06.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.