Научная статья на тему 'Практические занятия по тактике следственного осмотра места дорожно-транспортного происшествия: связь науки и практики'

Практические занятия по тактике следственного осмотра места дорожно-транспортного происшествия: связь науки и практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожно-транспортное происшествие / следственный осмотр / следы преступления / специализированное оборудование / криминалистический полигон / методика практического занятия / road traffic accident / investigative examination / traces of crime / specialized equipment / forensic test site / practice methodology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виталия Михайловна Данилкина

Успешность расследования преступлений по фактам ДТП во многом определяет качественный осмотр места происшествия, создающий дальнейшую информационную базу, обеспечивающий результативность автотехнических экспертных исследований. Здесь важная для раскрытия и расследования информация о преступлении и его участниках отображается в следах. Процесс собирания следов преступления включает в себя сложные и взаимосвязанные этапы их поиска, фиксации, упаковки и изъятия. В статье приводятся рекомендации по особенностям моделирования мест ДТП на криминалистическом полигоне и тактике их дальнейшего осмотра в процессе практической части занятия по обучению курсантов и слушателей в рамках курса криминалистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL EXERCISES ON THE TACTICS OF THE INVESTIGATION OF THE ACCIDENT SITE: CONNECTION OF SCIENCE AND PRACTICE

Successful investigation of crimes on the facts of road accidents largely determines the qualitative inspection of the scene of the accident, creating a further information base, ensuring the effectiveness of automobile expert research. Here, important information for disclosure and investigation about the crime and its participants is displayed in traces. The process of collecting traces of crime involves complex and interrelated stages of their search, fixation, packaging and seizure. The article contains recommendations on peculiarities of modeling of accident places at the forensic test site and tactics of their further inspection during the practical part of the training of cadets and students within the framework of the forensic course

Текст научной работы на тему «Практические занятия по тактике следственного осмотра места дорожно-транспортного происшествия: связь науки и практики»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10026

ББК 67 © В.М. Данилкина, 2020

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТАКТИКЕ СЛЕДСТВЕННОГО ОСМОТРА МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ: СВЯЗЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Виталия Михайловна Данилкина, доцент кафедры криминалистики, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Успешность расследования преступлений по фактам ДТП во многом определяет качественный осмотр места происшествия, создающий дальнейшую информационную базу, обеспечивающий результативность автотехнических экспертных исследований. Здесь важная для раскрытия и расследования информация о преступлении и его участниках отображается в следах. Процесс собирания следов преступления включает в себя сложные и взаимосвязанные этапы их поиска, фиксации, упаковки и изъятия. В статье приводятся рекомендации по особенностям моделирования мест ДТП на криминалистическом полигоне и тактике их дальнейшего осмотра в процессе практической части занятия по обучению курсантов и слушателей в рамках курса криминалистики.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, следственный осмотр, следы преступления, специализированное оборудование, криминалистический полигон, методика практического занятия.

PRACTICAL EXERCISES ON THE TACTICS OF THE INVESTIGATION OF THE ACCIDENT SITE: CONNECTION OF SCIENCE AND PRACTICE

Vitaliya M. Danilkina, associate professor of the department of criminalistics, candidate of legal sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Abstract. Successful investigation of crimes on the facts of road accidents largely determines the qualitative inspection of the scene of the accident, creating a further information base, ensuring the effectiveness of automobile expert research. Here, important information for disclosure and investigation about the crime and its participants is displayed in traces. The process of collecting traces of crime involves complex and interrelated stages of their search, fixation, packaging and seizure. The article contains recommendations on peculiarities of modeling of accident places at the forensic test site and tactics of their further inspection during the practical part of the training of cadets and students within the framework of the forensic course.

Keywords: road traffic accident, investigative examination, traces of crime, specialized equipment, forensic test site, practice methodology.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Данилкина В.М. Практические занятия по тактике следственного осмотра места дорожно-транспортного происшествия: связь науки и практики. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(1):125-129.

В последние годы возросли требования к качеству и оперативности проведения осмотра ДТП как следственного действия, к расширению знаний и навыков сотрудников по фиксации необходимой доказательственной базы в расследовании данного вида происшествий. Это не случайно. Ежегодно увеличивается количество транспорта на улично-дорожной сети, возрастает скорость передвижения, в ряде регионов не достаточно оперативно проводится модернизация и развитие дорожной инфраструктуры. И даже в условиях постоянного совершенствования организации дорожного движения неизбежны ДТП, в

ряде случаев имеющие трагические последствия. Большое количество жертв, значительный общественный резонанс по целому ряду ДТП создает необходимость постоянного совершенствования механизмов комплексного использования всеми заинтересованными ведомствами имеющегося в их распоряжении организационного, финансового, технического и интеллектуального потенциала.

Существенный вклад в процесс постоянного совершенствования качества, результативности и оперативности проведения осмотра ДТП как следственного действия вносят высшие учебный заведения ор-

ганов внутренних дел, специализирующиеся на подготовке следователей и дознавателей. Рассматривая в этом ключе вопросы обучения курсантов и слушателей по курсу криминалистики, целесообразно отдельно остановиться на дальнейшем совершенствовании методики преподавания и практических занятий по теме следственного осмотра.

Осмотр места ДТП относится к одному из самых сложных видов следственных осмотров, поэтому очевидно, что особенностям тактики его проведения должно уделяться должное внимание в учебном процессе будущих следователей и дознавателей органов внутренних дел. Опыт практической и преподавательской работы автора, наработки кафедры криминалистики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, позволяют утверждать, что детальное рассмотрение особенностей тактики проведения следственного осмотра места ДТП необходимо проводить в рамках практических занятий. При этом желательно предусмотреть получение на занятиях слушателями и курсантами практических навыков работы с современной криминалистической техникой, используемой в повседневной деятельности территориальными подразделениями органов внутренних дел, а также привлечение наиболее опытных практических работников.

Выполнение практических учебных заданий, связанных с осмотром места ДТП, позволит приобрести будущим следователям и дознавателям компетенции, необходимые для применения в ходе дальнейшей профессиональной деятельности. В результате будет достигнута главная цель для квалифицированной подготовки кадров — сближение учебного процесса и практической деятельности.

Использование условий, максимально приближенных к практической деятельности, при обучении курсантов и слушателей с привлечением опытных сотрудников экспертно-криминалистических подразделений ОВД, даст наиболее полное представление о тактике осмотра мест ДТП, позволит им овладеть навыками и умениями дифференциации следов на местах дорожно-транспортных происшествий, использования масштабных объектов для правильной фиксации следовой картины, оформления фототаблиц к протоколу осмотра места происшествия.

Особенностью практических занятий по теме тактики следственного осмотра места ДТП, проводимых преподавателями кафедры криминалистики Москов-

ского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, является привлечение наиболее опытных экспертов-автотехников ЭКЦ ГУ МВД России по г. Москве для ознакомления и получения слушателями и курсантами практических навыков работы на оборудовании специализированного передвижного комплекса следственно-оперативных групп г. Москвы (далее — Комплекс)1.

По техническому оснащению данный Комплекс не имеет аналогов в России. Автомобиль оснащен стационарным комплексом видео- и фотофиксации, необходимым и достаточным количеством различного вида масштабных объектов и маркеров, комплексом дополнительной переносной самой современной фотоаппаратуры, беспилотным летательным аппаратом и стационарным компьютером. Арсенал оборудования комплекса позволяет специалисту ЭКЦ максимально качественно и оперативно проводить осмотр места происшествия, решать задачи по поиску, фиксации и изъятию следов и вещественных доказательств по факту ДТП и любым иным видам преступлений.

Успешное использование практическими работниками органов внутренних дел города Москвы (сотрудниками СОГ) данного Комплекса подтверждает необходимость обучения курсантов и слушателей с оборудованием передвижного комплекса (рис. 1). Получение на этапе обучения в вузе будущими следователями и дознавателями необходимых компетенций и практических навыков работы со сложным специализированным оборудованием позволяет максимально приблизить учебный процесс к реальным сегодняшним потребностям практических органов.

Методика проведения рассматриваемого практического занятия в рамках курса криминалистики детально проработана. Подготовлена и рекомендована для использования в учебном процессе соответствующая методическая разработка, которая в 2019 г. заняла одно из призовых мест на конкурсе, проводимом в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя.

Предлагаемая структура проведения занятия состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть предусматривает проведение входного

1 Комплексы (в количестве 16 штук) закуплены в 2019 г. за счет средств Правительства г. Москвы в рамках соответствующего межведомственного регламента взаимодействия оперативных служб г. Москвы в целях сокращения времени ликвидации последствий ДТП (времени вынужденного ограничения движения).

тестирования для определения уровня усвоения слушателями и курсантами ранее изученного материала темы, основное внимание при тестировании уделяется проверке знаний понятийного аппарата. Тестирование позволяет провести объективную промежуточную проверку результатов усвоения изученного материала каждым обучающимся. После организуется просмотр специально подготовленного для данного практического занятия учебного видеофильма, иллюстрирующего тактику, современные технические средства и порядок работы на месте ДТП. Основное внимание в видеофильме уделяется возможностям использования современной техники и криминалистического оборудования для фиксации вещной и следовой обстановки на месте ДТП, не нашедшим еще должного отражения в криминалистической литературе.

После просмотра видеофильма продолжается использование наглядных методов обучения, на слайдах демонстрируются типовые модели тактики следственного осмотра реальных мест ДТП в г. Москве. Приглашенными для проведения практического занятия наиболее опытными экспертами-автотехниками ЭКЦ ГУ МВД России по г. Москве проводится демонстрация наиболее информативных слайдов

(показ сопровождается необходимыми комментариями) с иллюстрациями типовых моделей и особенностей тактики проведения ОМП по фактам ДТП в г. Москве. В процессе демонстрации слайдов доводятся особенности фото- и видеофиксации мест ДТП, обращается внимание на типичные ошибки, которые допускают на практике начинающие следователи и специалисты-криминалисты при работе на месте ДТП.

Завершается теоретическая часть занятия изучением обширного раздаточного материала (протоколы осмотра места происшествия, фототаблицы, схемы с реальных мест ДТП), иллюстрирующего различные варианты решения типовых задач следственного осмотра по фактам ДТП, а также тактические особенности, криминалистические приемы и процессуальный порядок фиксации мест ДТП.

Практическая часть занятия проводится на криминалистическом полигоне и начинается с изучения возможностей и получения практических навыков работы с современными техническими средствами и криминалистическим оборудованием, используемым в работе следственно-оперативными группами ГУ МВД России по г. Москве на местах ДТП.

Рис. 1. Передвижной комплекс на базе автомобиля «Фольксваген» для производства ОМП

Рис. 2. Моделирование мест ДТП на криминалистическом полигоне в процессе практической части занятия

Основной этап практической части занятия предполагает самостоятельное выполнение слушателями и курсантами практических заданий по осмотру различного вида мест ДТП, заранее смоделированных на криминалистическом полигоне (рис. 2). Под руководством преподавателя кафедры криминалистики, имеющего опыт практической работы, а также используя возможность проконсультироваться с приглашенными практическими работниками, слушатели и курсанты проводят: обнаружение, фиксацию и изъятие следов и криминалистически значимых объектов; составление процессуальных документов (протокола осмотра места происшествия); составление схем и изготовление фототаблиц.

Методика проведения занятия предусматривает, что в рамках групп, сформированных преподавателем на криминалистическом полигоне (учебных следственно-оперативных групп), определяются конкретные задачи для каждого обучаемого и для группы в целом. Такая организация выполнения практических заданий в группе позволяет преподавателю использовать принцип само- и взаимоконтроля, ориентировать обучаемых на своевременный анализ ошибок, допускаемых в ходе обнаружения, фиксации и изъятия следов и криминалистически значимых объектов [1, с. 42-44].

При подготовке к практическому занятию с учетом особенностей имеющегося криминалистического полигона моделирование мест ДТП производится по трем локациям: наезд на пешехода, столкновение двух транспортных средств, поврежденная автомашина виновного участника ДТП (водитель с места скрылся). Учебные следственно-оперативные группы

из слушателей и курсантов распределяются по данным локациям, в их распоряжение предоставляется вся необходимая для практической работы техника и современное (уже изученное ими) криминалистическое оборудование, используемое в настоящее время в практической деятельности следственно-оперативных групп г. Москвы.

Место ДТП, связанное с наездом на пешехода, моделируется в специализированном ангаре (имеющим необходимую дорожную разметку), в результате движения автомашины с образованием следов, осыпи деталей автомобиля, предметов, находившихся у пешехода. Организуется при помощи конусов выставление зоны ограждения. Там же моделируется вещная и следовая обстановка поврежденной автомашины виновного участника ДТП (водитель с места скрылся). Моделирование столкновения двух транспортных средств организуется отдельно на криминалистическом полигоне и сопровождается образованием следов колес, осыпей осколков и следов контактного взаимодействия.

При проведении практического занятия следует учитывать, что вещная и следовая картина смоделированных на криминалистическом полигоне трех локаций (модулей) должна перед каждым следующим практическим занятием видоизменяться. Должен сохраняться принцип проблемного обучения, способствующий формированию познавательной самостоятельности обучающихся в решении реальных профессиональных (в большинстве своем проблемных) задач, развитию творческих и исследовательских способностей [2, с. 18-20].

При выполнении практической части занятия на криминалистическом полигоне происходит повторение и наилучшее усвоение изученного материала путем исследовательской деятельности обучающихся в рамках проблемного обучения (происходит сочетание дидактических принципов) [11].

Практическая часть занятия продолжается и завершается в аудитории с использованием результатов, полученных каждой группой обучаемых на криминалистическом полигоне. В ходе занятия слушатели и курсанты получают необходимые практические навыки составления процессуальных документов, а также оформления в соответствии с криминалистическими требованиями схем и фототаблиц места ДТП.

В целях последовательной реализации принципов само- и взаимоконтроля, сочетания индивиду-

альных и совместно-групповых форм учебной деятельности в аудитории проводится предварительный анализ работы слушателей и курсантов, выполненной на криминалистическом полигоне. Данный анализ проводится преподавателем в форме обсуждения результатов выполнения практических заданий, при этом используется метод словесного анализа-обсуждения, а также наглядный метод демонстрации иллюстративного материала при сочетании самоконтроля и взаимоконтроля.

В заключение отметим: благодаря своему гармоничном сочетанию, предлагаемые для использования при проведении рассматриваемого практического занятия подходы и методы позволяют помочь курсантам и слушателям систематизировать, закрепить и углубить теоретические знания об особенностях применения тактических приемов, криминалистических средств и методов, используемых при осмотре мест ДТП различных видов, а в совокупности с привлечением наиболее опытных экспертов-автотехников органов внутренних дел обеспечить взаимосвязь учебного процесса с реальными потребностями практических органов.

Литература

1. Воробьев А.Н., Тихомиров С.Н. Игровые технологии в профессиональной подготовке курсантов образовательных учреждений МВД России: Учеб. пособие. М., 2005.

2. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. М.: Академия, 2004.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. М.: Академия, 2003.

4. Зиннуров Ф.К., Амиров К.Ф., Хисамутди-нов Ф.Р. Образцы процессуальных документов предварительного следствия: Учеб.-практ. пособие. М.: Юнити-Дана, 2013.

5. Карлов В.Я. Участие специалиста-криминалиста в осмотре места происшествия: Учеб.-практ. пособие. М.: Юрлитинформ, 2012.

6. Корухов Ю.Г., Замиховский М.И. Криминалистическая фотография и видеозапись для экспертов-автотехников: Практ. пособие. М.: РФЦСЭ, 2006.

7. Криминалистика. Полный курс: Учебник [В.В. Агафонов] // Под общ. ред. А.Г. Филиппова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.

8. Образцы криминалистических описаний различных видов объектов: Учеб.-практ. пособие / Под ред. В.В. Агафонова. М., 2015.

9. Организация и тактика осмотра места происшествия: Учеб.-практ. пособие [М.В. Бондарева]. Омск: Омская академия МВД России, 2014.

10. Педагогика. Педагогические теории, системы и технологии: Учебник / Под. ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2000.

11. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017.

12. Руководство для следователя по осмотру места происшествия: Учеб.-практ. пособие. М.: Проспект, 2014.

References

1. Vorob'ev A.N., TikhomirovS.N. Igrovye tekhno-logii v professional'noy podgotovke kursantov obrazo-vatel'nykh uchrezhdeniy MVD Rossii: Ucheb. posobie. M., 2005.

2. Gusarova E.N. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii. M.: Akademiya, 2004.

3. Zakharova I.G. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: Ucheb. posobie. M.: Akademiya, 2003.

4. ZinnurovF.K., AmirovK.F., KhisamutdinovF.R. Obraztsy protsessual'nykh dokumentov predvaritel'nogo sledstviya: Ucheb.-prakt. posobie. M.: Yuniti-Dana, 2013.

5. Karlov V. Ya. Uchastie spetsialista-kriminalista v osmotre mesta proisshestviya: Ucheb.-prakt. posobie. M.: Yurlitinform, 2012.

6. Korukhov Yu.G., Zamikhovskiy M.I. Krimina-listicheskaya fotografiya i videozapis' dlya ekspertov-avtotekhnikov: Prakt. posobie. M.: RFTSSE, 2006.

7. Kriminalistika. Polnyy kurs: Uchebnik [V.V. Aga-fonov] // Pod obshch. red. A.G. Filippova. 5-e izd., pe-rerab. i dop. M.: Yurayt, 2016.

8. Obraztsy kriminalisticheskikh opisaniy razlic-hnykh vidov ob'yektov: Ucheb.-prakt. posobie / Pod red. V.V. Agafonova. M., 2015.

9. Organizatsiya i taktika osmotra mesta proisshestviya: Ucheb.-prakt. posobiye [M.V. Bondareva]. Omsk: Omskaya akademiya MVD Rossii, 2014.

10. Pedagogika. Pedagogicheskie teorii, sistemy i tekhnologii: Uchebnik / Pod. red. S.A. Smirnova. M.: Akademiya, 2000.

11. Popkov V.A., Korzhuev A.V. Didaktika vy-sshey shkoly: Ucheb. posobie dlya vuzov. 4-e izd., ispr. i dop. M.: Yurayt, 2017.

12. Rukovodstvo dlya sledovatelya po osmotru mesta proisshestviya: Ucheb.-prakt. posobie. M.: Prospekt, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.