Научная статья на тему 'Качественный осмотр места происшествия по делам о ДТП как одно из условий предупреждения экспертных ошибок'

Качественный осмотр места происшествия по делам о ДТП как одно из условий предупреждения экспертных ошибок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1575
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСМОТР МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ / INSPECTION OF THE SCENE ROAD ACCIDENT / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ ОШИБОК / WARNING EXPERT MISTAKES / УСЛОВИЕ ПОЛНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / THE CONDITION OF FULL AND QUALITATIVE CRIME SCENE INVESTIGATION / СПЕЦИАЛИСТ-КРИМИНАЛИСТ / SPECIALIST CRIMINALIST / СПЕЦИАЛИСТ-АВТОТЕХНИК / SPECIALIST AUTOTECHNIQUE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидова Татьяна Владимировна

Рассмотрены некоторые проблемы, возникающие при осмотре места происшествия по делам о ДТП, и условия, при выполнении которых качество осмотра места происшествия по делам о ДТП может быть повышено, что позволит избежать в дальнейшем ошибок при назначении и производстве судебных экспертиз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualitative examination of the scene in cases of accident as one of the conditions warning expert errors

Considered some problems existing during the inspection of the scene of the accident and the conditions performance of which may increase the quality of scene investigation in cases of accident, which will avoid further mistakes in the appointment and conduction of legal expertise.

Текст научной работы на тему «Качественный осмотр места происшествия по делам о ДТП как одно из условий предупреждения экспертных ошибок»

УДК 343.985 ББК 67

КАЧЕСТВЕННЫЙ ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПО ДЕЛАМ О ДТП КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ ОШИБОК

ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА ДЕМИДОВА,

старший преподаватель кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.12 - криминалистика;

судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность E-mail: pokatovich.t@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены некоторые проблемы, возникающие при осмотре места происшествия по делам о ДТП, и условия, при выполнении которых качество осмотра места происшествия по делам о ДТП может быть повышено, что позволит избежать в дальнейшем ошибок при назначении и производстве судебных экспертиз.

Ключевые слова: осмотр места дорожно-транспортного происшествия, предупреждение экспертных ошибок, условие полного и качественного осмотра места происшествия, специалист-криминалист, специалист-автотехник.

Annotation. Considered some problems existing during the inspection of the scene of the accident and the conditions performance of which may increase the quality of scene investigation in cases of accident, which will avoid further mistakes in the appointment and conduction of legal expertise.

Keywords: inspection of the scene road accident, warning expert mistakes, the condition of full and qualitative crime scene investigation, specialist criminalist, specialist autotechnique.

Сложность познания механизма транспортных происшествий во многом обусловлена динамичностью таких событий. Нередко простота обстановки транспортного происшествия лишь кажущаяся. Первоначальное ознакомление с нею не всегда дает возможность четко представить то, что произошло. Поэтому только тщательное и детальное изучение всей системы следов и объектов, имеющихся на месте происшествия, позволяет следователю восстановить полную картину события и проследить динамику происшедшего события.

Анализ уголовных дел по делам о дорожно-транспортных преступлениях показал, что осмотр места происшествия, как первоначальное следственное действие, проводится почти во всех случаях и именно с него начинается расследование по данной категории уголовных дел.

Нельзя не согласиться с утверждением В.И. Жуле-ва и А.С. Степанищева, что «по делам о ДТП осмотр места происшествия является узловым процессуальным действием, от качества проведения которого зависит ход всего расследования и правильность при-

нимаемых решений, поскольку позволяет получить широкий круг доказательственной информации, определить путь поиска сведений из других источников, а также обеспечить проверку их объективности»1. К этому стоит добавить, что качественно проведенный первоначальный осмотр места происшествия дает достаточно информации для эксперта при производстве ряда судебных экспертиз.

Задачи осмотра места ДТП в большинстве случаев не отличаются от задач осмотра мест других происшествий. К ним относятся обнаружение, фиксация и изъятие следов, а также других вещественных доказательств, их предварительное исследование, выяснение обстановки происшествия, выявление иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

Вместе с тем, следует отметить, что ДТП достаточно скоротечно, так как развивается и заканчивается в течение нескольких секунд. Обстановка места ДТП не может сохраняться длительное время в связи с тем, что проезжая часть должна быть в кротчайшие сроки освобождена для движения, а, следовательно, и следы на месте происшествия достаточно быстро

уничтожаются проходящим транспортом и в результате воздействия окружающей среды. При этом нельзя исключать возможность умышленного или случайного изменения дорожной обстановки со стороны лиц, находящихся на месте ДТП. В связи с этим результаты и качество расследования во многом зависят от своевременного выезда на место происшествия, тщательного и квалифицированного его осмотра и от правильного закрепления результатов осмотра в соответствующих документах.

Целенаправленность осмотра места происшествия определяется видом ДТП, особенностями механизма происшествия, условиями, в которых проводится осмотр, и другими обстоятельствами.

Например, в случаях, когда ТС скрылось с места происшествия, одной из первоочередных задач осмотра является обнаружение, фиксация и изъятие следов, оставленных этим ТС на дороге и объектах окружающей обстановки (рисунок и размеры протектора, ширина колеи, следы шин; осколки стекол, обломки облицовки; осыпи лакокрасочного покрытия, грязевых наслоений; отделившиеся части кузова и детали, выпавший груз и др.), и их предварительное исследование для получения информации, имеющей разыскное значение (тип, марка, модель, цвет, вероятные повреждения разыскиваемого ТС).

Неквалифицированный осмотр места ДТП крайне негативно влияет на получение исходных данных для судебных экспертиз (в первую очередь, судебной автотехнической экспертизы) и, в конечном итоге, на весь ход и результаты расследования.

Изучение уголовных дел о ДТП показывает, что в 91% случаев к осмотрам мест ДТП не привлекаются специалисты-криминалисты, а специалисты-автотехники не выезжают практически никогда2. Соответственно, должным образом не используется криминалистическая и другая техника. Следователи, а зачастую и инспекторы ГАИ, проводя осмотр, не всегда описывают следы и вещественные доказательства, повреждения дорожного покрытия, а при их фиксации не делают надлежащей привязки к элементам дороги и ТС, не выявляют механизм образования обнаруженных следов. Это происходит по большой части потому, что осмотр места ДТП проводит следователь, не специализирующийся на расследовании по такого рода делам, и он просто не знает, на что необходимо обратить внимание при осмотре места происшествия.

Осмотр транспортного средства, также являющегося составной частью исследования обстановки места происшествия, проводят, как правило, инспекторы ГАИ-ГИБДД. Не обладая специальными знаниями в дорожно-транспортной трасологии, они неполно отражают следы повреждений, направления, формы и расположение деформаций на транспортных средствах. При проверке технического состояния транспорта, участвовавшего в ДТП, не проводится контрольное торможение, не устанавливаются условия видимости с

рабочего места водителя, что также крайне негативно отражается на дальнейшем расследовании3.

Известно, что подготовка материалов для проведения экспертиз и назначение экспертиз также имеет большое значения при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Но и здесь возникает ряд проблем.

Неполнота исходных данных порождают необходимость проведения дополнительных либо повторных экспертиз, что, в конечном итоге, приводит к нарушению процессуальных сроков и обоснованным жалобам потерпевших4.

Отрицательно сказывается на результатах расследования несвоевременное назначение экспертиз. У многих следователей возникают затруднения в определении рода, вида экспертизы и формулировки вопросов при назначении судебной экспертизы по делам о ДТП (особенно при назначении судебной автотехнической экспертизы). Нередко на разрешение эксперта ставят вопросы правового характера, либо вопросы, разрешение которых не требует специальных знаний.

Некоторые следователи в постановлении о назначении судебной автотехнической экспертизы излагают противоречивые показания участников либо свидетелей происшествия, которые также не могут быть использованы экспертом для проведения экспертного исследования и дачи соответствующего заключения.

Неполные данные о механизме ДТП, изложенные следователем в постановлении, вынуждают эксперта делать вероятные либо альтернативные выводы, оценка которых следователем весьма затруднительна.

Одним из условий качественного осмотра места происшествия и, как следствие, избежание экспертных ошибок является применение для составления масштабных планов и схем миллиметровую бумагу или хотя бы бумагу в клеточку. Использование для схем чистого листа бумаги приводит к искажению действительности обстоятельств (расположение места столкновения транспортных средств и относительно проезжей части дороги) и создает неправильное восприятие и понимание обстановки происшедшего события. Кроме этого, отсутствие масштабной схемы затрудняет воссоздание (воспроизводство) механизма ДТП при проведении следственного эксперимента с целью уточнения показаний участников предварительного расследования, а в конечном итоге создает трудности в расследовании.

Измерение целесообразно делать с применением мерного колеса для измерения кривых линий (курвиметр); для автотехнических исследований это тоже крайне важно.

Для предупреждения экспертных ошибок при осмотре мест ДТП целесообразно включить в состав следственно-оперативной группы при выезде на место дорожно-транспортного преступления, помимо

следователя, сотрудников ГИБДД, участкового инспектора, на территории которого произошло ДТП, специалистов-дорожников, специалистов-криминалистов (трасологов) и автотехников, а также при необходимости оперуполномоченного уголовного розыска, кинолога и судебно-медицинского эксперта (если происшествие сопровождалось человеческими жертвами). Несомненно, что, в зависимости от характера ДТП, состав следственно-оперативной группы может варьироваться.

Необходимо помнить, что другим не менее важным условием полного и качественного осмотра места происшествия, в ходе которого следователь несет полную ответственность за формирование доказательственной базы является четкое распределение обязанностей между членами СОГ, закрепленное Приказом МВД РФ.

Информация, данная специалистом-криминалистом и автотехником может быть полезной при выборе тактики осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Например, вопросы о том, с чего начать, в какой последовательности осуществлять осмотр, какие специалисты и какие технические средства могут понадобиться дополнительно и где их можно изыскать, решаются следователем с помощью данных специалистов.

Кроме основных обязанностей, специалист-криминалист, в ходе осмотра места происшествия, может изучить сохранившиеся следы и установить на этой основе их связь с другими следами и объектами, имеющими отношение к расследуемому событию; в необходимых случаях может оказать помощь в мысленной реконструкции происшедшего, что облегчает обнаружение новых следов и расширяет возможности установления истины по делу. Совместное построение версий оказывает существенную помощь следователю в правильном восприятии обстановки, обстоятельств места происшествия, следов на автотранспортных средствах. Специалист-криминалист может также определить, какие именно изменения обстановки места происшествия привели к искажениям в обнаруженных следах, оказать содействие следователю в определении вида и рода экспертизы, которую в дальнейшем необходимо назначить по зафиксированным и изъятым следам.

Специалист-автотехник, вместе со специалистом-криминалистом, может оказать помощь при описании в протоколе дорожной обстановки, дорожных условий,

транспортного средства, его узлов и деталей; в составлении схемы места дорожно-транспортного происшествия. Он может участвовать в изъятии поврежденных или рассоединившихся деталей, неисправных узлов и агрегатов, нарушения в работе которых могли вызвать или оказать влияние на возникновение и развитие ДТП.

На наш взгляд, качественно произвести контрольное торможение, согласно требованиям ГОСТ5, для оценки технического состояния тормозной системы транспортного средства может только специалист-автотехник. Результаты контрольного торможения заносятся в протокол и в дальнейшим являются не менее важным обстоятельством, которое оценивает эксперт при производстве экспертиз.

Специалисты экспертно-криминалистических подразделений могут дать рекомендации относительно назначения различных видов (родов) судебных экспертиз, которым желательно подвергнуть объекты с места осмотра, и куда в связи с этим надо обратиться; какие меры предосторожности необходимы при обращении с обнаруженными микрочастицами, биологическими объектами и различными веществами, надлежащим образом их упаковать, высказать мнение о режиме их хранения и т.д.

Несомненно, качественный и квалифицированный осмотр места происшествия при расследовании дорожно-транспортных преступлений может быть только при привлечении специалистов разного профиля, что в дальнейшим позволит избежать экспертных ошибок при производстве судебных экспертиз.

1 См.: Жулев В.И., Степанищев А.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: метод. рекомендации. М., 2004. С.13.

2 Более подробно см.: Демидова Т.В. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Дисс. канд. юрид. наук. М. 2010. С. 91-92.

3 Расследование дорожно-транспортных происшествий/ Под ред. В.А. Федорова, Б.Я. Гаврилова. М., 2003. С. 172.

4 Более подробно см.: Бушуев В.В. Внутреннее убеждение судебного эксперта в уголовном судопроизводстве. Дисс. канд. юрид. наук. М. 2008. С. 94-95.

5 См.: ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.