УДК 343.982 ББК 67.5
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ
ПРИ ОСМОТРЕ МЕСТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИИ
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА ДЕМИДОВА,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] МИХАИЛ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ БЕЛЯЕВ, преподаватель кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.12 — криминалистика, судебно-экспертная деятельность и оперативно-розыскная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены различные современные технические средств, использование которых при осмотре мест ДТП помогает быстро и эффективно произвести осмотр и изучить всю систему объектов и следов, оставленных на месте и получить исходные данные для производства различных видов судебных экспертиз. Также мы остановились на проблемах применении современных технических средств при осмотре мест ДТП.
Ключевые слова: современные технические средства, актуальность использования технических средств, эффективность осмотра места происшествия, специалист-криминалист, специалист-автотехник.
Annotation. Discussed various modem technical means, the use of which during the inspection of places of accidents helps to quickly and efficiently inspect and examine the entire system of objects and traces left at the scene and obtain source data for the production of various types of forensic examinations. We also discussed the challenges of applying modern technology in the inspection of the scene of the accident.
Keywords: modern technical means, the relevance of the use of technology, quality inspection of the scene, the expert-the criminalist, specialist vehicles.
Дорожно-транспортное происшествие имеет сложный механизм, что во многом обусловлено динамичностью этого события. Обстановка транспортного происшествия лишь на первый взгляд может показаться простой и однозначной. В связи с этим необходимо применение современных технических средств, которые помогут быстро и доста-
точно эффективно произвести детальный осмотр, а также тщательно исследовать всю систему объектов и следов. Именно это позволит проследить динамику события и восстановить истинную картину происшедшего.
При этом стоит отметить, что качественное применение технических средств при осмотре мест
происшествия без привлечения сотрудников экс-пертно-криминалистических подразделений практически невозможно, так как правило, следователь не обладает достаточными знания в данной области. На наш взгляд, возможности решения поставленных задач значительно расширяются при достаточно высокой квалификации специалиста-криминалиста и надлежащей обеспеченности его современными техническими средствами, и как следствие упрощается задача следователя в установлении истинны по делу.
И здесь следует согласится с мнением В.И. Жу-лева и А.С. Степанищева, которые говорят, что по делам о дорожно-транспортных происшествиях [далее по тексту — ДТП] осмотр места происшествия является узловым процессуальным действием, от качества проведения которого зависит ход всего расследования и правильность принимаемых решений, поскольку позволяет получить широкий круг доказательственной информации, определить путь поиска сведений из других источников, а также обеспечить проверку их объективности [2, с. 13].
Необходимо сказать, что специалист при производстве осмотра места ДТП оказывает помощь следователю в собирании данных, которые в последующем востребованы для назначения судебных экспертиз различных видов и родов, и в первую очередь, трасологической, автотехнической, судебно-медицинской и других. Кроме того, специалисты, принимая участие в осмотре, собирают криминалистически значимую информацию, посредством которой возможно построение следственных версий о происшедшем событии.
Конечно с учетом специфики проведения судебных автотехнических экспертиз и компетенции специалиста-автотехника, в идеале, если в осмотре места дорожно-транспортного происшествия будет участвовать именно он. Это позволит качественно провести фотофиксацию, замеры дорожного участка, следов торможения, их начало и окончание, уточнить локализацию отделившихся частей, составить план-схему и т.д. Также опытный специалист-автотехник квалифицированно зафиксирует технического состояния транспортного средства [далее по тексту — ТС], его узлов, частей и деталей, проверит функциональность
диагностических приборов и аппаратуры ТС, окажет консультационную помощь в составлении протокола осмотра места происшествия, в вопросах буксировки разрушенных транспортных средств, возможных особых примет скрывшегося ТС и т.д.
Квалифицированно проведенный осмотр места ДТП, является основой для последующих судебных экспертиз (как правило транспортно-трасологиче-ской или автотехнической). Полученные исходные данные позволяют успешно решать целый комплекс идентификационных и диагностических задач, в конечном счете, от них зависит эффективность расследования в целом.
Применение технических средств, необходимых для осмотра места происшествия, описание следов и предметов при составлении протокола осмотра, вычерчивание планов и схем, описание следов и обстановки в протоколе, проведение измерений, качественная упаковка следов, изъятых с места происшествия — это далеко не исчерпывающий список деятельности специалиста-криминалиста на месте дорожно-транспортного происшествия.
Так же его помощь может потребоваться при осмотре трупа, при обнаружении, выявлении следов на внутренних и внешних элементах транспортного средства. Очень важна помощь специалиста в применении фото- и видеосъемки, в обнаружении, изъятии латентных следов и их предварительном исследовании.
Следует отметить, что в некоторых случаях при производстве осмотре места ДТП необходимо выполнить контрольное торможение ТС. В таком случае стоит учесть, если специалист-автотехник не участвует в осмотре места происшествия, то точное определение параметров тормозной системы возможно определить при помощи прибора «Эффект 02 и 01», который имеется во многих подразделениях ГИБДД. Соответственно все установленные параметры необходимо занести в протокол.
В процессе производства осмотра места происшествия очень важно, чтобы автомобили были сфотографированы со всех сторон: спереди, сзади и с обоих боков. Необходимо, чтобы были запечатлены все детали автомобилей, даже те, которые не имеют следов повреждений, так как иногда возникает необ-
ходимость описать в протоколе и не пострадавшие части. Во всех случаях количество снимков должно быть таким, чтобы следователь и эксперт либо специалист при необходимости, могли восстановить по различным ориентирам и дорожным знакам положение автомобилей после столкновения и место их расположения. Качественное применение цифровой фототехники в дальнейшем при производстве судебной автотехнической, трасологической и иных видов судебных экспертиз позволит установить многие обстоятельства по делу.
Современные технические возможности фотоаппаратуры, ее доступность и относительная простота применения, а также неоспоримое доказательственное значение полученных результатов, позволяют нам заключить, что обязательное применение фотосъемки при осмотре мест дорожно-транспортных происшествий необходимо закрепить на законодательном уровне, а именно в уголовно-процессуальном законодательстве [6, с. 160].
При осмотре места происшествия приходятся изучать различные объекты, однако качественное их исследование без применения научно-технических средств практически невозможно. Так, техническое состояние транспортного средства и его отдельных систем с максимальной полнотой можно установить, только применяя современную диагностическую аппаратуру. Лишь с помощью специальных приборов возможно определить такие параметры дорожного участка, как уклон (подъем), коэффициент продольного и поперечного сцепления [2, с. 61].
Следует обратить внимание, что специалист при осмотре места дорожно-транспортного происшествия большое значение должен уделять различным измерениям. Во многом от точности производимых измерений зависит достоверность расследования ДТП. Например, точное расположение следов отклонения траектории тормозного пути, имеет важное значение при определении места столкновения ТС; определение полного остановочного пути позволяет определиться с технической возможностью предотвратить водителем вредные последствия; неправильно измеренные следы торможения, не позволят правильно определить величину скорости ТС, в конкретной стадии механизма ДТП и т.д.
К сожалению, на практике требования к соблюдению точности в измерениях выполняются не всегда. Иногда длина следов торможения или иные расстояния, имеющие большое значение для расследования, определяются шагами. Не используются измерительные приборы; небольшие объекты измеряются неприспособленными для этого инструментами.
В связи с изложенным считаем целесообразным, обеспечить всех специалистов, выезжающих на осмотры мест ДТП, современными фотограмметрическими комплексами и применять их в обязательном порядке при каждом осмотре ДТП.
В конце 90-х годов в ГУ НПО «Специальной техники и связи МВД России» был разработан и сертифицирован измерительный фотограмметрический комплекс ФОМП-К [7, 8] в котором использована фотограмметрия, но на качественно ином инструментальном уровне. С его помощью можно качественно и быстро произвести измерения с погрешностью 1—3%.
Схема места происшествия составляется с использованием условных изображений объектов (автомобилей, дорожных знаков и т.п.), приведенных к единому масштабу и помещенных в базу данных. Использование готовых изображений позволяет минимизировать затраты труда и времени на составление схем, обеспечивает их высокое графическое качество.
Весьма важно и то, что фиксация объектов и следов происходит не выборочно, как при составлении схемы места происшествия традиционным способом (с помощью рулетки, карандаша и бумаги), а сплошным образом, поскольку на фотоснимке отражается все, что попадает в поле зрения съемочного устройства. Ведь во многих случаях при проведении измерений на месте ДТП невозможно предугадать, какие замеры будут необходимы для доказывания по уголовному делу.
Если укомплектовать комплекс компьютером (ноутбуком) и портативным принтером, то можно непосредственно на месте фиксации получить результаты измерения.
С введением данного комплекса качество проведения осмотров мест ДТП возрастет и соответственно возрастет количество исходных данных,
необходимых для производства судебных экспертиз (автотехнической, трасологической и др.).
Об актуальности применения фотограмметрии в специальной литературе говорится уже долгие годы [3, 4, 5]. Многие специалисты-автотехники считают применение фотограмметрических комплексов очень дорогим и нерентабельным, по их мнению, более эффективным будет применение цифрового фотоаппарата на всех местах ДТП и максимальное количество снимков, сделанных в различных ракурсах.
Однако мы считаем, что фотограмметрический способ фиксации имеет перспективы технологического совершенствования и как следствие этого широкого применения его в практической деятельности. Прежде всего речь идет о технологии лазерного наземного сканирования. Так, в Мюнхене на выставке INTERGEO-2006 компанией «Z+F» и отделом по расследованию дорожных происшествий компании «Volkswagen» был представлен инновационный способ сканирования с движущегося транспортного средства. Для наглядного примера эффективности системы было проведено сканирование места аварии протяженностью в 1 километр всего за 10 минут. Съемка проводилась одним лазерным сканером, установленным на транспортном средстве.
Наземное лазерное сканирование и моделирование аналогично фотограмметрическим методам позволяет получать координаты с одной точки стояния с возможностью контроля измерений непосредственно на месте съемки. Лазерное сканирование революционно в том плане, что оно позволяет оперативно, прямо на месте происшествия создать полностью трехмерное детальное цветное изображение места происшествия, а также сравнить его с ситуацией до возникновения ДТП. Данные лазерного сканирования могут сохраняться на DVD-дисках или иных носителях информации.
Следует отметить, что рассматриваемая методика лазерного сканирования успешно применяется дорожной полицией Германии, Великобритании, страховыми агентами и аварийными комиссарами Швейцарии.
Преимущества метода наземного лазерного сканирования перед традиционными способами съемки очевидны:
• мгновенная трехмерная визуализация;
• высокая точность;
• несравнимо более полные результаты;
• быстрый сбор данных;
• обеспечение безопасности при съемке труднодоступных и опасных объектов.
В заключении мы хотели обратить внимание, на то, что на современном этапе развития автотранспортной инфраструктуры, большинство ТС укомплектовано видеорегистраторами и тахографами, на перекрестках и магистралях установлены стационарные камеры видеонаблюдения.
Вышеуказанные современные технические средства в ряде случаев является единственным источником объективной информации об обстоятельствах ДТП. Актуальность использования данных видеорегистраторов и стационарных видеокамер, полученных процессуальным путем, и используемых экспертом-трасологом или автотехником, не вызывает сомнения. С помощью полученного видеоряда изображений эксперты достаточно точно устанавливают (уточняют) место столкновения транспортных средств, взаиморасположение пешехода и ТС в момент наезда, взаиморасположение и расстояние транспортных средств относительно элементов дорожной обстановки, скорость движения ТС и другие вопросы.
Необходимо сказать, что информативными являются как данные полученные с видеорегистраторов, так и информация стационарных камер видеонаблюдения, это обусловлено конкретной дорожно-транспортной ситуацией и условиями видеофиксации, а именно:
• расположением средства видеофиксации (подвижно или неподвижно в момент фиксации);
• отдаленностью средства видеофиксации от места происшествия;
• техническими характеристиками видеофиксации (разрешение, количество кадров в секунду и пр.);
• углом обзора и ракурсом съемки.
Тахограф — это контрольный бортовой регистрирующий прибор в составе транспортного средства, предназначенный для контроля и регистрации таких параметров как скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа.
В России уже с 23 января 2012 года тахограф стал обязательным к установке и применению на пассажирские и крупнотоннажные грузовые автомобили, что прямо прописано в нормативно-правовых актах РФ [1]. Данные тахографа позволяют восстановить хронологию событий и использовать эти сведения для разрешения спорных ситуаций как на дороге, так и при проведении экспертиз по делам о ДТП.
Следует иметь в виду, что с 1 апреля 2013 года разрешено устанавливать цифровые тахографы только с СКЗИ. Тахографы другого типа устанавливать запрещено. СКЗИ — система криптозащи-ты информации, которая необходима для защиты информации записываемой тахографом. Для осуществления выгрузки данных цифрового тахографа необходимы специальные устройства, например, такое как TachoDrive Plus [9].
Данные тахографа позволяют восстановить хронологию событий и использовать эти сведения для разрешения спорных ситуаций как на дороге, так и при проведении судебных экспертиз по делам о ДТП.
На основании вышеизложенного, хотелось бы отметить, что только высококвалифицированный специалист-криминалист, использующий современные технические средства обнаружения и фиксации объектов вещной обстановки дорожно-транспортного происшествия, может действительно оказать неоценимую помощь следователю и сотрудникам ГИБДД.
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2010 г. № 706 «О внесении изменений в Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств».
2. Жулев В.И., Степанищев А.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: метод. рекомендации. М., 2004.
3. Иванов Л.А. Следственный осмотр при расследовании транспортных происшествий. Саратов, 1993.
4. Зонов Ю.Б., Емышев В.С., Водопьянов В.И., Алферов К.А., Виноградов Д.С., Чайковский А.В. Технические средства для работы на места дорожно-транспортных происшествий. М., 1996.
5. Газизов В.А., Емышев В.С. Фотограмметрические системы. // Криминалистические средства и методы в раскрытии и расследовании преступлений. М., 2004.
6. Демидова Т.В. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминалистиче-ских подразделений при расследовании дорожно-транспортных преступлений. М.: Юрлитинформ, 2010.
7. Автоматизированные системы фиксации и реконструкции дорожно-транспортных происшествий. Информационный выпуск. М., 1998.
8. Применение фотограмметрических комплексов на местах ДТП. Методическое пособие. М.,
2003.
9. Официальный сайт ГК «ЭВЭН» — http:// tahograff.ru/o-kompanii/ — (последняя дата обращения — 25.12.2014 г.)
References
1. Government Decree of 10.09.2010, № 706 «On Amendments to the Technical Regulations on Safety of Wheeled Vehicles».
2. Zhulev V.I., StepanishevA.V. The investigation of traffic offenses: method. recommendations. M.,
2004.
3. Ivanov L.A. Investigation in the investigation of inspection accidents. Saratov, 1993.
4. Zonov Y.B., Emyshev KS., Vodop'yanov V.I., Alferov K.A., Vinogradov D.S., Tchaikovsky A.V Technical equipment for on-site road accidents. M., 1996.
5. Gazizov V.A., Emyshev VS. Photogrammetric System. // Criminalistic means and methods in the disclosure and investigation of crimes. M., 2004.
6. Demidova T.V. The interaction with the staff investigator forensic units in the investigation of road traffic offenses. M.: Yurlitinform, 2010.
7. Automated systems for capturing and reconstruction of road accidents. Information Bulletin. M., 1998.
8. The use of photogrammetric systems at the accident scene. Toolkit. M., 2003.
9. The official website of the Civil Code «EVEN» — http://tahograff.ru/o-kompanii/ — (last date of treatment — of 25.12.2014).