Научная статья на тему 'Особенности подготовительного этапа следственного эксперимента при расследовании дорожно-транспортных преступлений'

Особенности подготовительного этапа следственного эксперимента при расследовании дорожно-транспортных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1149
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расследование дорожно-транспортных преступлений / следственный эксперимент / криминалистическая тактика / тактические особенности расследования / криминалистическая методика расследования преступлений / investigation of road traffic offences / investigative experiment / crime tactics / tactical features of investigation / forensic methods of investigation of crimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левон Викторович Пинчук

Рассматриваются особенности подготовительного этапа следственного эксперимента при расследовании дорожно-транспортных преступлений, приводятся примеры из судебной практики по рассмотрению судами общей юрисдикции уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ. Делается вывод о том, что подготовительный этап следственного эксперимента включает в себя целый комплекс мероприятий, которые подразделяются на: осуществляемые до выезда на место проведения эксперимента; осуществляемые по прибытии на место проведения эксперимента. Выработаны предложения и практические рекомендации для сотрудников органов дознания и предварительного следствия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the preparatory phase of the investigative experiment in the investigation of road traffic offences

The article discusses the features of the preparatory phase of the investigative experiment in the investigation of road traffic offences are examples of judicial practice on consideration by courts of General jurisdiction of criminal cases about the crimes provided by article 264 of the criminal code. The author concludes that the preparatory stage of the reconstruction includes the whole complex of actions, which are divided into: carried out before departure to the venue of the experiment carried out on arrival at the venue of the experiment. In this regard, the author developed proposals and practical recommendations for employees of bodies of inquiry and preliminary investigation

Текст научной работы на тему «Особенности подготовительного этапа следственного эксперимента при расследовании дорожно-транспортных преступлений»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.985.7 ББК 67.52

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

ЛЕВОН ВИКТОРОВИЧ ПИНЧУК,

доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-разыскная деятельность E-mail: lev.pinchuk@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются особенности подготовительного этапа следственного эксперимента при расследовании дорожно-транспортных преступлений, приводятся примеры из судебной практики по рассмотрению судами общей юрисдикции уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ. Делается вывод о том, что подготовительный этап следственного эксперимента включает в себя целый комплекс мероприятий, которые подразделяются на: осуществляемые до выезда на место проведения эксперимента; осуществляемые по прибытии на место проведения эксперимента. Выработаны предложения и практические рекомендации для сотрудников органов дознания и предварительного следствия.

Ключевые слова: расследование дорожно-транспортных преступлений, следственный эксперимент, криминалистическая тактика, тактические особенности расследования, криминалистическая методика расследования преступлений.

Annotation. The article discusses the features of the preparatory phase of the investigative experiment in the investigation of road traffic offences are examples of judicial practice on consideration by courts of General jurisdiction of criminal cases about the crimes provided by article 264 of the criminal code. The author concludes that the preparatory stage of the reconstruction includes the whole complex of actions, which are divided into: carried out before departure to the venue of the experiment carried out on arrival at the venue of the experiment. In this regard, the author developed proposals and practical recommendations for employees of bodies of inquiry and preliminary investigation.

Keywords: investigation of road traffic offences, investigative experiment, crime tactics, tactical features of investigation, forensic methods of investigation of crimes.

Одной из специфических особенностей расследования уголовных дел по фактам дорожно-транспортных преступлений (далее — ДТП) является то, что для проверки и оценки полученных доказательств следователю часто необходимо прибегать к проведению следственного эксперимента, позволяющего путем производства опытов проверить достоверность полученной информации, точность своих предположений и выводов, а также осуществить реконструкцию события в том объеме, который ему необходим с учетом взаимных связей, различных деталей и особенностей [4; 9]. В то же время, проведение следственного эксперимента при расследовании ДТП всегда связано с большим объемом организационно-подготовительных мероприятий, которые напрямую связаны с результативностью всего следственного действия. Однако, следователи не всегда уделяют

должное внимание подготовке к проведению следственного эксперимента, вследствие чего при его производстве допускают ошибки, не позволяющие в дальнейшем использовать его результаты.

Проблемы следственного эксперимента становились объектом исследования в работах Л.Е. Ароц-кера, Н.И. Гуковской, Б.С. Альхамду, Р.С. Белкина, В.Ф. Берзина, А.Б. Манчу, А.С. Рубана и др. Некоторым вопросам методики расследования ДТП посвящены работы Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкина, Л.Я. Драпкина, В.Е. Жарского, П.М. Зуева, Е.П. Ищенко, Ю.Г. Корухова, В.П. Логиманова, В.А. Образцова, А.П. Онучина, З.Г. Самошиной, А.А. Топоркова, А.Г. Филиппова, Н.П. Яблокова и др. В то же время, существует, как было обозначено выше, насущная необходимость правоприменительной практики в теоретическом исследовании подго-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

товительного этапа следственного эксперимента при расследовании ДТП с выработкой предложений и практических рекомендаций для сотрудников органов дознания и предварительного следствия.

Следователю, который принимает решение о производстве следственного эксперимента по ДТП, необходимо знать о том, что подготовка к следственному эксперименту имеет решающее значение для последующего правильного и полного отражения результатов эксперимента в протоколе следственного действия и в приложениях к нему. Подготовительный этап следственного эксперимента включает в себя целый комплекс мероприятий, которые подразделяются на: осуществляемые до выезда на место проведения эксперимента; осуществляемые по прибытии на место проведения эксперимента [2, с. 43].

Подготовительный этап должен быть направлен на то, чтобы создать условия для производства экспериментального этапа в наиболее короткий промежуток времени, поскольку при расследовании ДТП, зачастую необходимо перекрытие дорог, изменение освещения дорожной инфраструктуры вследствие осуществления экспериментальных действий.

До выезда на место проведения эксперимента рекомендуется, во-первых, определить задачи и условия следственного эксперимента, содержание и способы проведения опытных действий. Следователь должен иметь четкое представление о том, какие задачи будут решены путем проведения следственного эксперимента и в каких условиях должны быть произведены опытные действия. Определяя содержание и способы проведения опытных действий, следует помнить о том, что недопустимо создавать опасность для здоровья участникам следственного эксперимента [7, с. 80].

Содержание и способы проведения опытных действий должны найти свое отражение в плане проведения следственного эксперимента. Следователь на этом этапе мысленно моделирует все то, что предстоит осуществить на месте, при необходимости прибегает к консультациям специалистов, и окончательно приходит к выводу, что в рамках одного следственного действия возможно выполнение всего запланированного [10, с. 31, 32].

В плане производства эксперимента следователем предусматриваются: содержание, варианты последовательности опытных действий; состав участников эксперимента и меры, обеспечивающие их явку; обес-

печение путем изготовления, заказа и т.п. необходимых для производства эксперимента предметов (муляжи, манекены и т.д.); необходимые меры по реконструкции обстановки на месте эксперимента на момент его производства; требуемые технико-криминалистические средства (в том числе измерительные для составления плана, осветительные, сигнальные устройства, средства связи, фотовидеозаписи, предохранительные средства (установка ограждений, щитов и т.д.), транспортное средство по доставке к месту производства эксперимента его участников; меры, обеспечивающие конвоирование подозреваемого, обвиняемого, содержащегося в ИВС или СИЗО к месту производства эксперимента, а также охрану данного места; если местом производства эксперимента является учреждение, организация, предприятие, то своевременное предупреждение об этом соответствующего руководителя, распорядителя, владельца).

Во-вторых, необходимо определить время, место и очередность проведения опытных действий. Время проведения следственного эксперимента должно быть определено исходя из складывающейся обстановки расследования уголовного дела и тактической целесообразности. Следователь определяет, в какой последовательности произвести ряд экспериментов, на каком этапе расследования, каким образом результаты следственного эксперимента отразятся на совокупности собранных по делу доказательств.

Время проведения опытных действий очень часто должно соответствовать тому, какое имело место в момент совершения ДТП, исходя из времени суток, освещенности, метеорологических и погодных условий [3, с. 3]. Поэтому, исходя из предполагаемого вида следственного эксперимента, следователь решает вопрос о том, какое время проведения следственного эксперимента в каждом конкретном случае является допустимым.

Определение места проведения опытных действий связано с тем, что обстановка и условия производства опытов должны быть максимально приближены к существовавшим при совершении ДТП. Однако, не всегда получается произвести эксперимент в той же самой обстановке. Так, проведение опытных действий на месте ДТП может создавать опасность для участников эксперимента, либо с течением времени обстановка на месте ДТП существенно изменилась, либо на месте происшествия отсутствуют

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

специфические элементы обустройства проезжей части [1, с. 22].

Очередность проведения опытных действий, установленная следователем, должна способствовать тому, чтобы опытные действия были максимально наглядными, демонстрационными и понятными для всех участников эксперимента. В ряде случаев нарушение необходимой очередности опытов может привести к тому, что эксперимент в целом не достигнет своей цели [2, с. 44].

В-третьих, следователь определяет участников эксперимента и обеспечивает их явку. Подозреваемые и обвиняемые, находящиеся под стражей, доставляются через администрацию соответствующих подразделений. Должна быть обеспечена их охрана. Следователем определяется минимально необходимый состав участников следственного действия, исходя из сложности и содержания проводимых опытных действий [10, с. 30]. В данный состав могут быть включены: свидетели, потерпевшие, подозреваемые, обвиняемые, защитники, понятые, специалисты, статисты.

Так, следственный эксперимент проводился для определения видимости на месте ДТП, скорость автомобиля Ворохова была 60 км/ч, скорость прохождения автомобиля за одну секунду составляла 16,6 м. Автомобиль устанавливался на 5 отрезков от места наезда, каждый отрезок был равен 16,6 м. Статист устанавливался на 5 отрезков на противоположную сторону движения от места наезда. Статиста, находящегося в 5 отрезках, водителю видно не было. Автомобиль был приближен на 1 отрезок к месту наезда, статист также был приближен, на четвертом отрезке статист был виден на проезжей части. На этом следственный эксперимент был окончен [8].

В-четвертых, необходимо подготовить вещественные доказательства или заменяющие их предметы, использование которых предопределяется содержанием эксперимента. При расследовании ДТП приходится иметь дело с использованием в ходе проведения следственных экспериментов транспортных средств, участвовавших в происшествии либо аналогичных транспортных средств с подбором по марке, модели, году выпуска, иным техническим характеристикам.

В-пятых, следователю необходимо проверить готовность и комплектность соответствующих технико-криминалистических средств для проведения, фиксации хода и результатов эксперимента.

Технико-криминалистическими средствами фиксации хода и результатов следственного эксперимента будут являться: средства вербальной фикса-ции(стандартные бланки протокола осмотра, цифровой диктофон); средства графической фиксации (компас, рулетка длиной не менее 20 м либо лазерный дальномер с возможностью измерения не менее 20 м; уровень (обыкновенный) и линейка (для измерения уклона проезжей части дороги); секундомер; манометр шинный; штангенциркуль; планшет формата А4 с зажимом для ведения записей; миллиметровая бумага (для составления масштабных схем производства следственного эксперимента); чертежные и письменные принадлежности (офицерская линейка, циркуль, набор шариковых ручек, карандаш автоматический, ластик для составления схемы);мел школьный (для облегчения визуального восприятия, а также на фотографиях: мест ДТП, (наезда, столкновения, опрокидывания и т.д.), участков проведения следственного эксперимента следов торможения (юза);средства наглядно-образной фиксации (линейка масштабная, фотовспышка, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера (для фотографирования либо видеосъемки места производства следственного эксперимента) [5; 6; 7].

Помимо этого, при производстве следственного эксперимента используются средства, которые обеспечивают наглядность и безопасность проводимого процессуального действия: манекены, жилеты со све-товозвращающими полосами, транспортные средства подразделений ГИБДД, средства организации движения в месте производства эксперимента (временные дорожные знаки и т.д.), средства связи и т.д.

В-шестых, следователем, в случае необходимости, предварительно изучается место производства эксперимента. Следователь должен хорошо ориентироваться, знать то место, где планируется производство следственного эксперимента, особенно если к осмотру места ДТП он не привлекался. Именно предварительное изучение места позволит следователю решить те задачи, которые следует осуществить на подготовительном этапе, позволит спрогнозировать возможные временные и технические затраты на проведение эксперимента.

На месте производства эксперимента до начала его осуществления необходимо [2, с. 43]:

♦ выяснить, какие изменения произошли в обстановке, и, если возникает необходимость, в ее ре-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

конструкции, определить, в чем она должна заключаться;

♦ при принятии решения об осуществлении реконструкции следует зафиксировать обстановку на месте проведения эксперимента до ее реконструкции, сам ее процесс и обстановку после нее описательным и фотографическим способом. При этом рекомендуется использовать видеозапись для передачи динамики действий при реконструкции;

♦ установить сигналы и средства связи между участниками эксперимента, если это требуется его содержанием или характером опытных действий;

♦ пригласить при необходимости понятых, если они не прибыли вместе со следователем;

♦ провести тщательный инструктаж всех участников эксперимента об их действиях в процессе проведения опытов.

Каждый участник должен четко знать свои обязанности, чтобы исключить ненужные действия и обеспечить полную согласованность в процессе проведения опытных действий. Следователем разъясняются участникам:

а) цели производства эксперимента;

б) права, обязанности, ответственность;

в) содержание и последовательность выполнения ими их действий.

Инструктаж участников затрагивает следующие вопросы:

а) определение места их нахождения при производстве эксперимента и направления передвижения по сигналу следователя;

б) способы связи и позывные;

в) уведомление участников о применении технических средств, которые будут использованы при производстве эксперимента, а также об использовании муляжей и манекенов и т.п.;

г) организовать охрану места проведения эксперимента от посторонних, предупредить всех участников о неразглашении содержания и результатов эксперимента, если в этом имеется необходимость. Охрана места проведения эксперимента, его оцепление при помощи сотрудников ГИБДД позволяет обеспечить максимальную безопасность каждого участника следственного эксперимента;

д) предложение всем участникам занять свои места.

При подготовке к проведению следственного эксперимента при расследовании ДТП следователю

необходимо учитывать основные общетактические положения, условия, к которым относятся:

1) ограниченное число участников следственного эксперимента;

2) следственный эксперимент должен проводиться в условиях, максимально сходных с теми, в которых имело место событие или факт, интересующие расследование;

3) в процессе проведения следственного эксперимента рекомендуется неоднократное повторение аналогичных опытов;

4) экспериментальные опыты рекомендуется проводить в несколько этапов [2, с. 49].

Ограниченность числа участников эксперимента означает, что для его проведения должны привлекаться лишь действительно необходимые лица. Не обусловленное необходимостью количество участников лишь затрудняет проведение эксперимента и может сказаться на его безопасности.

Проведение эксперимента в условиях максимально сходных с действующими должно обязательно приниматься во внимание, если это имеет существенное значение. В данном случае речь идет о том, что экспериментальные действия должны проводиться в аналогичных условиях, в которых происходило (имело место) проверяемое событие. В зависимости от предполагаемого вида эксперимента следователь определяется с тем, в каком месте и в какое время возможно проведение следственного эксперимента, и насколько сходные условия ему необходимы в данном конкретном случае.

Следственный эксперимент проводится в условиях, приближенных к моменту ДТП; нужно, чтобы совпадали погодные условия, время года, местность. Согласно табличным значениям и практике, скорость движения пешеходов разная у всех людей по возрасту. Имеется градация: дети, средний возраст, пожилой возраст. Скорость передвижения у всех разная, разная она также у мужчин и женщин. Статист при проведении следственного эксперимента должен быть примерно такого же возраста, цвет одежды должен также соответствовать. Скорость движения одного человека отличается от скорости движения двух человек, держащихся за руки.

При подготовке эксперимента следователь предусматривает неоднократное повторение аналогичных опытов. Данную тактическую рекомендацию следует учитывать при подборе необходимых участ-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ников и технико-криминалистических средств, а также для убеждения всех участников в том, что получаемые результаты не являются следствием случая, а являются закономерным следствием произведенных действий и могут считаться достоверными.

С учетом того, что экспериментальные опыты рекомендуется проводить в несколько этапов, следователь дополнительно определяет временные и пространственные точки фиксации промежуточных результатов экспериментальных действий. Информация об этом должна быть усвоена всеми участниками, их расстановка на месте эксперимента должна способствовать всестороннему наблюдению за опытами и обеспечению безопасности.

Таким образом, в ходе подготовительного этапа следственного эксперимента следователь осуществляет комплекс мероприятий, которые подразделяются на: осуществляемые до выезда на место проведения эксперимента; осуществляемые по прибытии на место проведения эксперимента.

До выезда на место проведения эксперимента определяются:

♦ задачи и условия следственного эксперимента, содержание и способы проведения опытных действий;

♦ время, место и очередность проведения опытных действий;

♦ участники эксперимента и обеспечивается их явка;

♦ вещественные доказательства или заменяющие их предметы, использование которых предопределяется содержанием эксперимента;

♦ технико-криминалистические средства для проведения, фиксации хода и результатов эксперимента;

♦ условия и обстановка на предполагаемом месте производства эксперимента.

По прибытии на место проведения эксперимента осуществляются следующие действия:

♦ выясняется, есть ли изменения в обстановке и при необходимости осуществляется ее реконструкция;

♦ фиксируется обстановка на месте проведения эксперимента до ее реконструкции, сам ее процесс и обстановка после нее описательным и фотографическим способом;

♦ устанавливаются сигналы и средства связи между участниками эксперимента;

♦ приглашаются при необходимости понятые;

♦ проводится тщательный инструктаж всех участников эксперимента об их действиях в процессе проведения опытов;

♦ организуется охрана и оцепление места проведения эксперимента;

♦ предлагается всем участникам занять свои места.

При подготовке к проведению следственного эксперимента необходимо учитывать и разработанные криминалистикой его основные общетактические положения, условия, к которым относятся:

1) ограниченное число участников следственного эксперимента;

2) следственный эксперимент должен проводиться в условиях, максимально сходных с теми, в которых имело место событие или факт, интересующие расследование;

3) в процессе проведения следственного эксперимента рекомендуется неоднократное повторение аналогичных опытов;

4) экспериментальные опыты рекомендуется проводить в несколько этапов.

Литература

1. Абрамочкин В.В. Следственный эксперимент при расследовании дорожно-транспортных преступлений: Учеб. пособ.;2-е изд., перераб. и доп. Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015.

2. Белкин Р.С., Белкин А.Р. Эксперимент в уголовном судопроизводстве: Метод. пособие. М., 1997.

3. Корма В.Д. О проблеме производства следственного эксперимента при расследовании дорожно-транспортных происшествий, совершенных в неблагоприятных метеорологических условиях // Российский следователь. 2013. № 8. С. 2—5.

4. Кутафин В.Н. Расследование дорожно-транспортных происше-ствий: практическое руководство. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

5. Пинчук Л.В., Корнилович Р.А. Осмотр места происшествия при расследовании дорожно-транспортных преступлений: Учеб. Пособие. Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016.

6. Пинчук Л.В. К вопросу о подготовке следователя к осмотру места происшествия после получения сообщения о ДТП // Вестник Рязанского филиала

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Рязань, 2016. Вып. 10. С. 28—31.

7. Пинчук Л.В. Оптимизация подготовки к производству осмотра на месте ДТП как условие обеспечения безопасности граждан и участников следственного действия // Актуальные вопросы правового обеспечения деятельности правоохранительных органов: Сб. мат. межведомственной науч.-практ. конф., приуроченной к празднованию 70-летия со дня создания юридической службы системы МВД России / Под общ. ред. Н.Н. Пилюгина; УМВД России по Рязанской области; Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя; Рязанское региональное отделение общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Рязань: Концепция, 2017. С. 78—82.

8. Приговор Индустриального районного суда г. Перми от 14 апреля 2015 г. по делу № 1-66/2015.

9. Расследование дорожно-транспортных происшествий / Под общ. ред. В.А. Федорова, Б.Я. Гав-рилова; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экзамен, 2003.

10. Сусло Е.А., Пинчук Л.В. Следственный эксперимент при расследовании дорожно-транспортных преступлений: Учеб. пособие. Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Abramochkin V.V. Sledstvennyy eksperiment pri rassledovanii dorozhno-transportnykh prestupleniy: Ucheb. posob.;2-e izd., pererab. i dop. Ruza: Moskovskiy oblastnoy filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, 2015.

2. Belkin R.S., Belkin A.R. Eksperiment v ugolov-nom sudoproizvodstve: Metod. posobie. M., 1997.

3. Korma V.D. O probleme proizvodstva sledstven-nogo eksperimenta pri rassledovanii dorozhno-transport-nykh proisshestviy, sovershennykh v neblagopriyatnykh

meteorologicheskikh usloviyakh // Rossiyskiy sledovatel'. 2013. № 8. S. 2—5.

4. Kutafin V.N. Rassledovanie dorozhno-transport-nykh proisshe-stviy: prakticheskoe rukovodstvo. Rostov n/D.: Feniks, 2007.

5. Pinchuk L.V., Kornilovich R.A. Osmotr mesta proisshestviya pri rassledovanii dorozhno-transportnykh prestupleniy: Ucheb. Posobie. Ryazan': Ryazanskiy filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, 2016.

6. Pinchuk L.V. K voprosu o podgotovke sledova-telya k osmotru mesta proisshestviya posle polucheniya soobshcheniya o DTP // Vestnik Ryazanskogo filiala Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya. Ryazan', 2016. Vyp. 10. S. 28—31.

7. Pinchuk L.V. Optimizatsiya podgotovki k pro-izvodstvu osmotra na meste DTP kak uslovie obespeche-niya bezopasnosti grazhdan i uchastnikov sledstvennogo deystviya // Aktual'nye voprosy pravovogo obespeche-niya deyatel'nosti pravookhranitel'nykh organov: Sb. mat. mezhvedomstvennoy nauch.-prakt. konf., priuroc-hennoy k prazdnovaniyu 70-letiya so dnya sozdaniya yuridicheskoy sluzhby sistemy MVD Rossii / Pod ob-shch. red. N.N. Pilyugina; UMVD Rossii po Ryazanskoy oblasti; Ryazanskiy filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya; Ryazanskoe regio-nal'noe otdelenie obshcherossiyskoy obshchestvennoy or-ganizatsii «Assotsiatsiya yuristov Rossii». Ryazan': Kon-tseptsiya, 2017. S. 78—82.

8. Prigovor Industrial'nogo rayonnogo suda g. Permi ot 14 aprelya 2015 g. po delu № 1-66/2015.

9. Rassledovanie dorozhno-transportnykh proisshestviy / Pod obshch. red. V.A. Fedorova, B.Ya. Gavri-lova; 2-e izd., pererab. i dop. M.: Ekzamen, 2003.

10. Suslo E.A., Pinchuk L.V. Sledstvennyy eksperiment pri rassledovanii dorozhno-transportnykh prestupleniy: Ucheb. posobie. Ryazan': Ryazanskiy filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.