Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ "ВИРТУАЛЬНЫЙ ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ", "ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБЫСК" В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ "ВИРТУАЛЬНЫЙ ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ", "ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБЫСК" В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИРОВАНИЯ (ВИЗУАЛИЗАЦИИ) В ПРЕПОДАВАНИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН / ВИРТУАЛЬНЫЙ ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБЫСК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лизунов Антон Сергеевич

В статье рассмотрены возможности использования компьютерных программ, основанных на технологии визуализации, в преподавании уголовно-правовых дисциплин в высших учебных заведениях. В частности, проанализировано применение компьютерных программ «Виртуальный осмотр места происшествия» и «Виртуальный обыск» в учебном процессе. В условиях сложной эпидемиологической обстановки использование приведенных компьютерных программ приобретает особую ценность. Студент фактически приобретает практические криминалистические навыки, которые он сможет непосредственно использовать в случае последующей работы в правоохранительных органах и при этом не подвергает свое здоровье опасности. Отмечена возможность в «игровом режиме» обучающимся самостоятельно передвигаться, фотографировать, передвигать и изымать вещественные доказательства в виртуальном пространстве места происшествия, что резко повышает мотивацию обучающихся к освоению образовательной программы, поскольку обучающие компьютерные программы приближаются к компьютерным играм, а также повышает скорость восприятия основных моментов криминалистической тактики осмотра места происшествия и обыска (выемки). Преподаватель может использовать как уже созданные локации «игрового пространства» так и самостоятельно создавать новые, которые могут ему потребоваться в том числе и при преподавании специальных курсов по расследованию отдельных видов преступлений. При этом обращено внимание на трудности внедрения, прежде всего технического характера, данных компьютерных программ в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лизунов Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF COMPUTER PROGRAMS "VIRTUAL INSPECTION OF THE SCENE", "VIRTUAL SEARCH" IN THE PROCESS OF TEACHING CRIMINAL LAW DISCIPLINES

The article considers the possibilities of using computer programs based on visualization technology in teaching criminal law subjects in higher educational institutions. In particular, the application of computer programs "Virtual inspection of the scene" and "Virtual search" in the educational process is analyzed. In a complex epidemiological situation, the use of these computer programs is particularly valuable. The student actually acquires practical forensic skills that he can directly use in the case of subsequent work in law enforcement agencies and at the same time does not expose his health to danger. It is noted that in the" game mode " students can move independently, take photos, move and remove physical evidence in the virtual space of the scene of the incident, which dramatically increases the motivation of students to master the educational program, since training computer programs are closer to computer games, and also increases the speed of perception of the main points of forensic tactics of examining the scene and search (seizure). The teacher can use both already created locations of the "game space" and independently create new ones that they may need, including when teaching special courses on the investigation of certain types of crimes. At the same time, attention is drawn to the difficulties of implementing, primarily of a technical nature, these computer programs in the educational process.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ "ВИРТУАЛЬНЫЙ ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ", "ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБЫСК" В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ЛИЗУНОВ Антон Сергеевич ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ...

VTTK" I -—V f<\ 1©2021 Контент доступен по шшешии СС BY-NC 4,0

у A14 J ' ° |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOI* 10 26140/anip-2021-1002-0047 lfcae^:^Mhttps://cTeativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ «ВИРТУАЛЬНЫЙ ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ», «ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБЫСК» В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

© Автор(ы) 2021 SPIN: 4785-0977 AuthorlD: 1050905

ЛИЗУНОВ Антон Сергеевич, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин

Волжский государственный университет водного транспорта (603005 Нижний Новгород, ул. Нестерова, д.5, e-mail: antonsergeevichlizunov@yandex.ru) Аннотация. В статье рассмотрены возможности использования компьютерных программ, основанных на технологии визуализации, в преподавании уголовно-правовых дисциплин в высших учебных заведениях. В частности, проанализировано применение компьютерных программ «Виртуальный осмотр места происшествия» и «Виртуальный обыск» в учебном процессе. В условиях сложной эпидемиологической обстановки использование приведенных компьютерных программ приобретает особую ценность. Студент фактически приобретает практические криминалистические навыки, которые он сможет непосредственно использовать в случае последующей работы в правоохранительных органах и при этом не подвергает свое здоровье опасности. Отмечена возможность в «игровом режиме» обучающимся самостоятельно передвигаться, фотографировать, передвигать и изымать вещественные доказательства в виртуальном пространстве места происшествия, что резко повышает мотивацию обучающихся к освоению образовательной программы, поскольку обучающие компьютерные программы приближаются к компьютерным играм, а также повышает скорость восприятия основных моментов криминалистической тактики осмотра места происшествия и обыска (выемки). Преподаватель может использовать как уже созданные локации «игрового пространства» так и самостоятельно создавать новые, которые могут ему потребоваться в том числе и при преподавании специальных курсов по расследованию отдельных видов преступлений. При этом обращено внимание на трудности внедрения, прежде всего технического характера, данных компьютерных программ в учебный процесс.

Ключевые слова: метод компьютерной моделирования (визуализации) в преподавании уголовно-правовых дисциплин, виртуальный осмотр места происшествия, виртуальный обыск.

USE OF COMPUTER PROGRAMS "VIRTUAL INSPECTION OF THE SCENE", "VIRTUAL SEARCH" IN THE PROCESS OF TEACHING CRIMINAL LAW DISCIPLINES

© The Author(s) 2021

LIZUNOV Anton Sergeevich, lecturer of the Department of criminal law disciplines Volga State University of Water Transport (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Nesterova str., 5, e-mail: antonsergeevichlizunov@yandex.ru) Abstract. The article considers the possibilities of using computer programs based on visualization technology in teaching criminal law subjects in higher educational institutions. In particular, the application of computer programs "Virtual inspection of the scene" and "Virtual search" in the educational process is analyzed. In a complex epidemiological situation, the use of these computer programs is particularly valuable. The student actually acquires practical forensic skills that he can directly use in the case of subsequent work in law enforcement agencies and at the same time does not expose his health to danger. It is noted that in the" game mode " students can move independently, take photos, move and remove physical evidence in the virtual space of the scene of the incident, which dramatically increases the motivation of students to master the educational program, since training computer programs are closer to computer games, and also increases the speed of perception of the main points of forensic tactics of examining the scene and search (seizure). The teacher can use both already created locations of the "game space" and independently create new ones that they may need, including when teaching special courses on the investigation of certain types of crimes. At the same time, attention is drawn to the difficulties of implementing, primarily of a technical nature, these computer programs in the educational process.

Keywords: computer simulation (visualization) method in teaching criminal law disciplines, virtual inspection of the scene, virtual search.

ВВЕДЕНИЕ

В современном образовательном пространстве высшей школы все сильнее чувствуется тенденция к поиску путей и способов удержания внимания студентов. Все актуальнее становится вопрос мотивации студентов, их вовлечения в образовательный процесс.

По мнению большинства ученых, мотив - это либо побуждение, либо намерение, либо цель. Вот почему к этому понятию надо подходить комплексно, учитывая все возможные аспекты [1].

Мотивация может быть как внешней, так и внутренней. Внешняя мотивация не связана с содержанием изучаемого предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Для нее характерны такие мотивы как: - мотив достижения (стремление достичь высоких результатов - отличных оценок, получение диплома и т.д.); - мотив самоутверждения (получить одобрение людей, добиться определенного общественного статуса); - мотив саморазвития (стремление к самосовершенствованию) и др. Внутренняя мотивация определяется не внешними обстоятельствами, а содержанием самой учебной дисциплины: студенту нравится изучаемый предмет, возможность проявлять свою интеллектуальную активность

[2-7].

На внешнюю мотивацию преподавателю влиять тяжело, однако повлиять на внутреннюю мотивацию, заинтересовать студента самим предметом является вполне достижимой задачей. Вот почему сейчас особо актуален вопрос разработки методик плавного вовлечения студентов в образовательную и научную деятельность.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки России от 14.03.2020 N 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» подведомственным Минобрнауки ВУЗам предписано, а остальным учебным заведениям рекомендовано организовать работу обучающихся с педагогами исключительно дистанционно - в электронной информационно-образовательной среде. Студентам могут быть предоставлены индивидуальные каникулы, в том числе с переводом на обучение по индивидуальным планам[8].

В этой связи приобретает значимость вопрос раз-

LIZUNOV Anton Sergeevich

USE OF COMPUTER PROGRAMS "VIRTUAL .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

работки методик преподавания образовательных программ высшего образования дистанционным путем. В рассматриваемой статье проанализированы возможности использования компьютерных программ, основанных на методе компьютерной визуализации, в частности «Виртуальный осмотр места происшествия» и «Виртуальный обыск (выемка)», при преподавании в высших учебных заведениях как дистанционно, так и очно дисциплин уголовно-правовой направленности

МЕТОДОЛОГИЯ

В настоящее время существует достаточное количество Интернет-платформ, позволяющих перенести общение между преподавателем и студентом в сеть Интернет. В их числе системы дистанционного обучения: Moodle, Edmodo, Google classroom, iSpring Online, Getcourse.ru, Antitreningi.ru и другие. Данные ресурсы отличаются наличием либо отсутствием рекламы, необходимостью оплаты отдельных функций, необходимостью устанавливать программное обеспечение на компьютер. Однако приведенные ресурсы затруднительно использовать при обучении узко-профессиональным практическим навыкам.

В ряде юридических дисциплин: Уголовный процесс, Криминалистика, различные спецкурсы (Особенности расследования преступлений на транспорте, Методика расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности и др.) важно наглядно представить студентам обстоятельства совершенного преступления, места происшествия.

Еще более ценной, с педагогической точки зрения, является возможность студентов самостоятельно поучаствовать в учебном осмотре места происшествия либо в учебном обыске.

Она, в частности, реализована в компьютерных программах: «Виртуальный осмотр места происшествия» и «Виртуальный обыск», разработанных ООО «Фундаментальные системы анализа».

РЕЗУЛЬТАТЫ

Используя данные компьютерные программы студент, находясь в виртуальной обстановке места преступления, может повторить все действия следователя при осмотре места происшествия.

Например, расследуя убийство в частном доме с приусадебной территорией, студент, исполняя роль следователя, может тщательно осмотреть комнату, где совершено преступление, открыть дверцы, ящики комодов, тумбочек, осмотреть, что находиться внутри предметов мебели. Студент имеет возможность виртуально осмотреть другие комнаты, прилегающую к дому территорию. При этом преподаватель, создавая модель места происшествия может оставить в каких-то местах следы крови, важные улики либо создать обстановку в комнате, которая свидетельствовала бы о произошедшей борьбе, и т.д.

Практические задания становятся приближенными к компьютерной игре. Выполняя их, обучающийся активно вовлекается в образовательный процесс. Помимо освоения практических навыков работы следователя у студента вырабатывается аналитическое мышление, внимание к деталям, способность на их основе мысленно воссоздать обстоятельства совершения преступления.

Помимо этого, для качественного преподавания такой прикладной дисциплины, как Криминалистика, в особенности разделов о трасологии, о тактике осмотра места происшествия и др. требуется полноценный криминалистический полигон, где студенты могли бы наблюдать эмитированную обстановку преступления. Многие учебные заведения, которые осуществляют подготовку юристов, в том числе уголовно-правовой направленности, подобными полигонами не обладают, студенты не приобретают практических криминалистических навыков, выпускаясь из стен данных учебных заведений. Данные навыки они вынуждены приобретать самостоятельно, начиная свою трудовую деятельность в

правоохранительных органах.

Программы «Виртуальный осмотр места происшествия» и «Виртуальный обыск» способны в некоторой степени компенсировать дефицит практических навыков, поскольку студент учиться самостоятельно принимать решение в типовых следственных ситуациях.

В тоже время, нельзя не обратить внимание на возможные трудности при внедрении данных программ в процесс дистанционного обучения:

- компьютерные программы являются платными, их массовое использование студентами будет дорогостоящим;

- в ряде случаев студенты могут в принципе не иметь персонального компьютера (иногородние студенты);

- на современном этапе в программы не интегрирована возможность общения в режиме on-line с преподавателем либо другими студентами, отсутствует возможность синхронизации в реальном времени через сеть Интернет программы, запущенной на компьютере преподавателя и программы, запущенной на компьютере студента, отсутствует связь между компьютерами. (в случае, если функция синхронизации компьютеров в дальнейшем будет реализована, потребуется постоянный доступ к сети Интернет для обмены данными между программами);

программы имеют относительно высокие требования к мощности компьютера и операционной системе (минимальные системные требования: процессор, с частотой 2 GHz; видеокарта NVIDIA GeForce GT440 или аналогичная; оперативная память от 4Гб; операционная система Windows 7; Microsoft Office Word 2007 [9]).

Приведённые трудности являются техническими, их наличие не может принципиально повлиять на внедрение указанных программ в процесс дистанционного обучения при наличии соответствующей воли со стороны разработчика программ и учебного заведения.

Более того, компьютерные программы «Виртуальный осмотр места происшествия» и «Виртуальный обыск» активно осваиваются правоохранительными органами. Так, ряд территориальный следственных управлений СУ СК России закупили данные комплексы.

В перспективе приведенные компьютерные программы могут использоваться как непосредственно в ходе следственного действия (с распечатыванием, созданной в программе, схемы места преступления и ее приобщением к протоколу следственного действия в виде фототаблицы), так и при выдвижении версий преступления.

Анализ учебников криминалистики показывает, что во всех из них, без исключения, использование компьютерных средств и технологий рассматривается в рамках криминалистической техники. Обращаясь к современной практике предварительного следствия, констатируем, что технико-криминалистические средства в реальном расследовании применяются, более чем в 80% не следователем, а специалистом или следователем-криминалистом. Однако, обучение в высшем учебном заведении специалиста по направлению «юриспруденция» не предполагает подготовку экспертов-криминалистов. Это два различных вида деятельности. Раздел криминалистическая техника в каждом учебнике криминалистики нацелен на работу со следами... Информационные технологии рассматриваются в криминалистической тактике как средства компьютерного учета обнаруженных следов, документов и иных криминалистический значимых, носителей информации. Отсюда становится очевидным ряд выводов. Во-первых, развитие криминалистической техники, каким бы оно ни было с точки зрения ее компьютеризации, не решает вопросов, относящихся к разделам: «Криминалистическая тактика» и «Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений»...Во-вторых, у обучаемого формируется однобокое представление о криминалистике в целом, которое проявляется в виде криминалистической парадигмы, которую можно назвать «технико-криминалистической» или «экспертной» [10]._

198

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Освоение студентами приведенных выше компьютерных программ позволит в некоторой степени исправить указанный «перекос». Их представление о криминалистике будет носить более целостный характер. Работая после обучения в ВУЗе в органах предварительного расследования, они смогут активно использовать компьютерные технологии в расследовании преступлений, что, безусловно, отразится на качестве и скорости расследования преступлений.

ВЫВОДЫ

Развитие информационных и компьютерных технологий требует постоянного обновления образовательных методик и подходов. В условиях, когда все больше знаний студент должен приобретать самостоятельно, в том числе дистанционным путем, когда снижается внешний контроль за получением образования, особую ценность приобретают технологии, которые способны не только повысить внутреннюю мотивацию к освоению образовательной программы, создать предмет интересным, но и дать качественные знания и практические навыки. Поэтому, компьютерные программы, основанные на методе визуализации, будут все сильнее вторгаться в образовательной процесс и передовыми в данном направлении, по уровню технических возможностей, представляются программы: «Виртуальный осмотр места происшествия» и «Виртуальный обыск».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Савина О.С., Мирошкина В.А. Мотивация изучения иностранного языка как образовательной дисциплины вуза.//Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. Материалы VIIIМолодежной междунар.науч.-практ.конф.: Новосибирск, 6 декабря 2011г. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012, 315с.

2. Плахова Т. А., Повышение учебной мотивации студентов в условиях современного рынка// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 22. С. 276

3. Гладков А.В., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 274-276.

4. Озерникова Т.Г., Марасанова А.А. Динамика интенсивности и структуры трудовой мотивации в период социально-экономической нестабильности //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 284-288.

5. Пичугина Г.А. Развитие мотивации обучающихся с учетом физиологических процессов мозговой деятельности // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 50-52.

6. Каверзнева Т.Т., Румянцева Н.В., Леонова Н.А., Салкуцан В.И., Скрипник И.Л. Мотивация безопасного поведения человека //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9. № 1 (49). С. 206-212.

7. Воробьева И.Н., Короева Т.Б. Основные факторы, влияющие на организацию психофизиологической деятельности студентов // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 52-54.

8. Приказ Минобрнауки России от 14.03.2020 N 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»

9. Руководство пользователя программы для ЭВМ: «Виртуальный осмотр места происшествия: Учебно-методический комплекс»//Интернет ресурс https://www.fsa3d.com/downloads

10. Толстолуцкий В.Ю. Смена криминалистической парадигмы обусловленная внедрением в следствие информационных технологий// Вестник ВГАВТ, выпуск 33, 2012 г. С. 35-36.

Статья поступила в редакцию 21.09.2020

Статья принята к публикации 27.05.2021

ЛИЗУНОВ Антон Сергеевич ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.