Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 2
ПЕДАГОГИКА
УДК 372.8
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОЛИГОН КАК СРЕДСТВО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ
Г. И. Железовская, Д. С. Хижняк
Железовская Галина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
Хижняк Денис Сергеевич, кандидат юридических наук, магистрант кафедры психологии личности, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
Статья посвящена актуальной проблеме использования инновационных форм преподавания курса криминалистики в юридическом образовательном учреждении, обусловленных компетентностным подходом к обучению будущих юристов. Цель статьи - рассмотреть вопросы использования криминалистического полигона в практике преподавания в образовательном учреждении. Проблема использования криминалистического полигона рассматривается авторами исходя из состояния системы современного образования и дифференциации его форм (бакалавриат, магистратура, специалитет). Авторы разъясняют понимание криминалистического полигона как современного средства обучения, в частности выделены задачи его использования, указывают перспективы развития преподавания криминалистики с использованием учебного полигона, анализируют опыт российских и зарубежных вузов в создании различных блоков криминалистических полигонов и их оснащения различными средствами, а также возможности применения традиционных и инновационных методов обучения, обусловленных техническими возможностями криминалистических полигонов, представляющих собой физическую модель как места совершения преступления, так и его виртуального аналога. Делается вывод, что обе модели должны использоваться в качестве взаимодополняющих в учебном процессе юридического вуза. Рассматриваются конструкция учебного криминалистического полигона в целом и его отдельные системные блоки.
Ключевые слова: инновационные методы преподавания, преподавание криминалистики, криминалистический полигон.
DOI: 10.18500/1819-7671 -2018-18-2-220-223
Известно, что материально-техническое обеспечение учебного процесса в любом вузе, в том числе юридическом, является непременным условием качества подготовки современных специалистов.
Термин «полигон» имеет несколько значений «(от греч. poly -много и gonia - угол). 1. Большой незаселенный участок, служащий местом для опытных или учебных занятий и упражнений специальных войск, стрельбище (воен.). Артиллерийский полигон. 2. Расположение крепостных укреплений в форме многоугольника (воен.). Крепостной полигон. 3. То же, что многоугольник (мат. редко)» [1].
Опорным для возникновения термина полигон в практике преподавания криминалистики является первое значение. Как следует из этого значения, криминалистический полигон должен иметь значительные размеры для того, чтобы отрабатывать реализацию
© Железовская Г. И, Хижняк Д. С, 2018
моделируемых ситуаций в приближенных к реальности условиях. Полигон криминалистический определяют как «тренажерный комплекс, предназначенный для практических занятий и упражнений по обнаружению, изъятию, фиксации и исследованию доказательств. Объекты, размещенные на П.к., позволяют имитировать обстановку проведения различных следственных действий; осмотра, следственного эксперимента, обыска и др., обучать оценке следов в комплексе и т. п. П.к. создается в помещении и (или) на открытой местности. Обстановка П.к. может быть стационарной (торговый зал магазина, жилая комната, складское помещение и др.) или изменяемой (раздвижные перегородки, сменные комплекты предметов и др.) [2].
В связи с развитием современных информационных технологий в преподавании криминалистики термин «полигон» приобрел и другое наполнение. Под ним понимают информационные банки данных и компьютерные программы, с помощью которых обучающиеся могут осуществлять поиск информации, формулировать фабулы преступлений, заполнять документы, обучение работе ориентировочной части следственных действий (осмотр места происшествия, выдвижение следственных версий в отношении субъекта преступления, организация планирования следственно-оперативных мероприятий, с учетом вероятного портрета преступника) и т. д. [3-5].
Виртуальные полигоны обладают определенными достоинствами, они компактны, позволяют получить доступ к программе сразу нескольким пользователям, однако имитация реальной ситуации имеет значительное преимущество перед компьютерными программами, так как позволяет обучающимся самим становиться участниками событий.
В научно-методической литературе, рассматривая проблему полигонов, физически имитирующих обстановку, в которой проводятся следственные действия, авторы в основном обращаются к опыту китайских вузов [6, с. 6]. Учебные задачи, которые решаются на учебных криминалистических полигонах, разнообразны, например: осмотр места происшествия (на улице, в помещении); изучение следов, оставленных преступником; задержание подозреваемых в совершении преступления и др. В связи с тем, что преподаватель должен иметь возможность оценивать практическую деятельность обучающихся на полигоне, он должен быть обозрим. Конструкция полигона может быть разнообразной. Он может состоять из нескольких блоков, а доступ к визуальному наблюдению за деятельностью об-
учающихся может осуществляться как на месте, так и на удаленном расстоянии (с возвышения, трапов и др.) [7, с. 172].
В последние годы в вузах России стали появляться полигоны данного типа. Их системные блоки часто включают в себя как сходные, так и различные блоки. Так, в Межрегиональном открытом социальном институте (Йошкар-Ола) представлены следующие блоки: «жилая квартира», «торговый зал» «служебный кабинет следователя» [8]. В Барнаульском юридическом институте МВД России объекты комплекса представлены «жилой комнатой», «офисом фирмы», «кафе-баром» и «городской улицей» [9]. В Пермском государственном университете имеются «жилая комната» и «помещение офиса» [10].
В 2017 г. в Саратовской государственной юридической академии был оборудован учебный полигон кафедры криминалистики, который включает в себя восемь инсталляций: «уголовные дела Саратова и Саратовской области», кабинет криминалистической техники для работы со следами, оставленными предполагаемыми преступниками, комнаты для деловых игр «осмотр места происшествия» и « обыск», кабинет следователя для проведения игрового допроса, кабинет очной ставки, инсталляция «предъявление для опознания», комнату для работы с автотранспортом, а также учебную аудиторию для просмотра учебных видеофильмов и фильмов, снятых во время занятий. При создании криминалистических полигонов вузы не только исходят из своих финансовых и технических возможностей, но руководствуются и статистикой наиболее типичных для данного региона уголовных дел.
Возможности применения методов обучения обусловлены материально-техническим оснащением блоков или инсталляций. Как правило, материально-техническое обеспечение включает в себя предметы мебели (столы, стулья, шкафы) и быта (посуда, ковры), средства, необходимые для осуществления профессиональной деятельности в какой-либо сфере (кассовые аппараты, стеллажи, товары потребления, компьютеры), оружие, манекены и др.
Кроме указанных обычных средств используются и современные криминалистические: упаковочные средства для отработки практических навыков при обнаружении и изъятии следов пальцев рук с различных поверхностей (например, пылевых следов), средства осуществления дактилоскопирования, материалы для изготовления гипсовых слепков, средства исследования документов, имеющих следы подделки.
Указанные материально-технические средства способствуют применению следующих
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 2
традиционных и интерактивных методов, наполненных криминалистическим содержанием: обсуждению выполненных практических действий по расследованию и раскрытию преступлений, закреплению практических навыков по дактилоскопированию, снятию гипсовых слепков, кейс-методу, ситуационному подходу к решению учебной задачи, состязательному выполнению практических заданий с дальнейшим их обсуждением, в том числе с использованием отснятого во время занятия видеоматериала.
Таким образом, использование криминалистического полигона можно считать инновационной и специфической формой процесса обучения криминалистике в вузе. У этой формы обучения имеются перспективы развития в виде сочетания физических моделей мест совершения преступлений с виртуальными блоками полигона с использованием современных информационных технологий. Только виртуальная разновидность полигона недостаточно эффективна, поскольку обучающийся не может находиться в реальной обстановке осуществления следственной деятельности с использованием существующей аппаратуры и средств изучения следообразования.
Список литературы
1. Полигон // Толковый словарь Ушакова онлайн. URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=52896 (дата обращения: 31.03.2018).
2. Полигон криминалистический // Криминалистическая энциклопедия. URL: http://www.вокабула.рф/ словари/криминалистическая-энциклопедия (дата обращения: 31.03.2018).
3. Амельчаков И. Ф. О повышении практической на-
правленности обучения в Бел. ЮИ МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 1. С. 3-7.
4. Толстолуцкий В. Ю. Компьютерная программа «ФОРВЕР-СЛЕДОВАТЕЛЬ» повышает эффективность обучения на криминалистическом полигоне // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 3, ч. 2. С. 211-215.
5. Хрисанов В. А., Дубровский В. Ю., Ермоленко С. А. Укрепление материально-технической базы Белгородского юридического института как фактор повышения качества учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки курсантов и слушателей // Вестн. Белгород. юрид. ин-та МВД России. 2015. № 1. С. 15-20.
6. Шань Д., Зайцева Е. А., Андреев А. Г. Особенности организации учебного процесса в Китайском университете уголовной полиции Министерства общественной безопасности КНР // Вестн. Волгоград. акад. МВД России. 2011. № 3 (18). С. 172-175.
7. Внуков В. И. О положительном опыте подготовки специалистов в Китайском университете уголовной полиции Министерства общественной безопасности КНР // Вестн. Волгоград. акад. МВД России. 2013. № 2 (25). С. 119-123.
8. Криминалистический полигон // Межрегиональный открытый социальный институт: сайт. URL: http:// mosi.ru/ru/mosi/kriminalisticheskiy-poligon (дата обращения: 31.03.2018).
9. Полигон с новейшим криминалистическим оборудованием открыли в Барнаульском юридическом институте // Криминалисты. ру : сайт. URL: http:// kriminalisty.ru/novosti/barnaulur.html (дата обращения: 31.03.2018).
10. Криминалистический полигон // Пермский государственный университет : сайт. URL: http://www.psu. ru/fakultety/yuridicheskij-fakultet/laboratorii/krimina-listicheskij-poligon (дата обращения: 31.03.2018).
Образец для цитирования:
Железовская Г. И., Хижняк Д. С. Криминалистический полигон как средство инновационного преподавания в вузе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 220-223. Б01: 10.18500/1819-7671-2018-18-2-220-223.
Criminalistics Polygon as a Means of Innovative Teaching at a Higher School
G. I. Zhelezovshaya, D. S. Khizhnyak
Galina I. Zhelezovshaya, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, [email protected]
Denis S. Khizhnyak, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410002, Russia, [email protected]
The article is devoted to the actual problem of using innovative forms of teaching the forensic course in a legal educational institution, conditioned by the competence approach to training future lawyers.
The purpose of the article is to consider the use of the forensic test site in the practice of teaching in an educational institution. The problem of using the forensic polygon is considered by the authors based on the state of the system of modern education and the differentiation of its forms (baccalaureate, magistracy, specialty). The authors explain the understanding of the criminal landfill as a modern training tool (in particular, the tasks of its use), indicate the prospects for the development of the teaching of criminology using the training ground, analyze the experience of Russian and foreign universities in the creation of various blocks of forensic testing grounds and their equipping with various means, traditional and innovative methods of training, due to the technical capabilities of forensic testing sites, which are both a physical model of the crime scene and its virtual counterpart. The conclusion is drawn that both models should be
222
Научный отдел
used as complementary in the educational process of a law school.
The design of the educational forensic polygon as a whole and its
separate system blocks are considered.
Key words: innovative teaching methods, teaching criminalistics,
the criminalistics polygon.
References
1. Poligon(Polygon). Tolkovyy slovar Ushakova onlayn (The explanatory dictionary of Ushakov online). Available at: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=52896 (accessed 31 March 2018) (in Russian).
2. Polygon kriminalisticheskiy (Forensic polygon). Krimi-nalisticheskaya entsiklopediya (Forensic encyclopedia). Available at: http://www.vokabula.rf/slovari/kriminal-isticheskaya-entsiklopediya (accessed 31.03.2018) (in Russian).
3. Amelchakov I. F. O povyshenii prakticheskoy napravlen-nosti obucheniya v Bel. YuI MVD Rossii [On increasing the practical orientation of education in Bel. Russian Ministry of Internal Affairs]. Problemy pravookhranitel-noy deyatelnosti [Problems of law-enforcement activity], 2013, no. 1, pp. 3-7 (in Russian).
4. Tolstolutskiy V. Yu. Kompyuternaya programma «FORVER-SLEDOVATEL» povyshaet effektivnost obucheniya na kriminalisticheskom poligone [Computer program «FORVER-FOLLOWER» increases the effectiveness of training at the forensic testing ground]. Vestn. Nizhegorod. un-ta im. N.I. Lobachevskogo [Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod], 2013, no. 3, part 2, pp. 211-215 (in Russian).
5. Khrisanov V. A., Dubrovskiy V. Yu., Ermolenko S. A. Ukreplenie materialno-tekhnicheskoy bazy Belgorod-skogo yuridicheskogo instituta kak faktor povysheniya kachestva uchebno-vospitatelnogo protsessa profession-alnoy podgotovki kursantov i slushateley [Strengthening the material and technical base of the Belgorod Law Institute as a factor in improving the quality of the educational
process of professional training of cadets and students]. Vestn. Belgorod. yurid. in-ta MVD Rossii [Vestnik of The Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia], 2015, no. 1, pp. 15-20 (in Russian).
6. Shan D., Zaytseva E. A., Andreev A. G. Osobennosti organizatsii uchebnogo protsessa v Kitayskom univer-sitete ugolovnoy politsii Ministerstva obshchestvennoy bezopasnosti KNR [Features of the organization of the educational process at the Chinese University of Criminal Police of the Ministry of Public Security of the PRC]. Vestn. Volgograd. akad. MVD Rossii [Volgograd Academy of the Russian Internal Affairs Ministry's Digest], 2011, no. 3 (18), pp. 172-175 (in Russian).
7. Vnukov V. I. O polozhitelnom opyte podgotovki spet-sialistov v Kitayskom universitete ugolovnoy politsii Ministerstva obshchestven-noy bezopasnosti KNR (On the positive experience of training specialists in the Chinese University of Criminal Police of the Ministry of Public Security of the PRC). Vestn.Volgograd. akad. MVD Rossii [Volgograd Academy of the Russian Internal Affairs Ministry's Digest], 2013, no. 2 (25), pp. 119-123 (in Russian).
8. Kriminalisticheskii polygon (Forensic polygon). Mezhre-gionalnyy otkrytyy sotsialnyy institut (Interregional Open Social Institute. Site). Available at: http://mosi.ru/ru/mosi/ kriminalisticheskiy-poligon (accessed 31 March 2018)
9. Polygon s noveishim kriminalisticheskim oborudovaniem otkryli v Barnaulskom uridicheskom institute (Forensic polygon with the newest forensic equipment is opened in the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia). Kriminalysti.ru (Forensics.ru.Site) (Available at: http://kriminalisty.ru/novosti/barnaulur. html (accessed 31 March 2018) (in Russian).
10. Kriminalisticheskii polygon (Forensic polygon). Perms-kiy gosudarstvennyy universitet (Perm State University. Site). Available at http://www.psu.ru/fakultety/yuridi-cheskij-fakultet/laboratorii/kriminalisticheskij-poligon (accessed 31 March 2018) (in Russian).
Cite this article as:
Zhelezovshaya G. I., Khizhnyak D. S. Criminalistics Polygon as a Means of Innovative Teaching at a Higher School. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 2, pp. 220-223. DOI: 10.18500/18197671-2018-18-2-220-223.