УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
УДК 343.98:347.9
Б01: 10.17072/2619-0648-2020-3-122-135
НОВАЦИИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
С. Д. Долгинов
Кандидат юридических наук,
доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Пермский государственный
национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15
E-mail: [email protected]
Аннотация: исследуются инновационные направления в преподавании криминалистики. Обращается внимание на проблемы, имеющие место в образовательном процессе при криминалистической подготовке специалистов: кадровые вопросы, материально-техническое обеспечение, образовательные стандарты, обучающие виртуальные программы и др. Предлагаются возможные пути решения анализируемых проблем. Значительное место занимают вопросы внедрения инноваций в образовательный процесс: компьютерных технологий, образовательных программ. Анализируются эффективные формы получения знаний, умений навыков в процессе обучения. Описываются средства, восполняющие пробелы в подготовке студентов. Существенное внимание уделяется единству науки и практики, реальному
© Долгинов С. Д., 2020
применению на практике криминалистических знаний. Показана роль личности преподавателя в подготовке будущих специалистов. Ключевые слова: криминалистика; преподаватель; знания; умения; навыки; компьютерные технологии; обучающие программы
INNOVATIONS IN FORENSIC KNOWLEDGE IN TRAINING SPECIALISTS FOR LAW ENFORCEMENT AGENCIES
S. D. Dolginov
Perm State University
15, Bukireva st., Perm, Russia, 614990
E-mail: [email protected]
Abstract: the article is devoted to innovative directions in teaching forensic science. The author draws attention to the problems in the educational process, forensic training of specialists: personnel matters, material and technical support, educational standards, training virtual programs, etc. Possible solutions to the analyzed problems are proposed. A significant place in the article is occupied by the issues of introduction of innovations in the educational process: computer technologies, educational programs. The effective forms of obtaining knowledge and skills in the learning process are analyzed. The article describes the tools that fill the gaps in the training of students. The author pays attention to the unity of science and practice, the real implementation of forensic knowledge in practice. The role of the teacher's personality in training future specialists is shown.
Keywords: forensic science; lecturer; knowledge; skills; computer technologies; training programs
Криминалистика занимает одно из главных мест среди наук, в основе которых - раскрытие и расследование преступлений. Криминалистические знания нужны любому из участников процесса расследования, использующему в пределах своей компетенции технико-криминалистические средства, приемы и методы при сборе и исследовании доказательств.
Если принять во внимание характер современной преступности и невысокий уровень раскрываемости преступлений, то возникает вопрос: а достаточно ли для действенного разрешения имеющихся проблем профессионализма у сотрудников правоохранительных органов, окончивших юридические учебные заведения? С большой долей уверенности можно утверждать, что нет. Среди множества проблем, которые лежат в основе низкой раскры-
ваемости преступлений, на наш взгляд, нужно выделить недостаточный уровень подготовленности студентов юридических вузов.
По мнению известного ученого и практика А. М. Багмета, «сейчас практически нет выпускника, который прямо со студенческой скамьи мог бы расследовать уголовные дела. Причина этого видится как в системе высшего образования, так и самом обществе, которое экономит на подготовке следователей в ущерб самому себе»1.
Причины неблагополучного положения подготовки кадров для правоохранительных органов лежат на поверхности и носят комплексный характер. Очевидно, что необходима новая качественная система подготовки современного следователя, дающая возможность помимо традиционно принятых в следственной практике методик обучения использовать инновационные образовательные технологии, позволяющие научиться решать проблемные задачи, анализировать и разрешать самые сложные следственные ситуации, выстраивать в логическую цепь извлеченную из следов криминалистически значимую информацию и на ее основе «делать обоснованные и, порой, нестандартные выводы для установления всех обстоятельств уголовного дела»2.
Основательная криминалистическая подготовка и использование ее возможностей в правоприменительной практике - непременное условие профессионального мастерства юриста. Фундамент этих знаний закладывается в учебных заведениях.
Изучение криминалистики невозможно путем механического заучивания: необходимо понимать суть прочитанного. Прочитав страницу учебника, нужно уметь не только ее пересказать, но и соотнести теоретические положения с практикой. Если студент не понимает смысла прочитанного, вести с ним диалог преподавателю затруднительно.
Ни для кого не секрет, что образовательный уровень и качество знаний студентов постоянно снижаются. Безусловно, истоки этого явления находятся в школе. Натаскивание на тесты лишает возможности большинству учеников получить глубокие знания. В результате в вуз поступают студенты не с высоким уровнем знаний, а с высокими баллами, полученными при тестировании. Но проблема не только в школе, немалую роль играет и вуз.
Профессиональная подготовка будущих специалистов опирается на внедрение инноваций в образовательный процесс. В основном это связано с компьютерными технологиями, которые «открывают новые возможности
1 Багмет А. М. Следователь - судья на досудебной практике // Российский следователь. 2014. № 14. С. 8-9.
2 Рахматуллин Р. Р. Кризис криминалистики или новые вехи ее развития в условиях угроз и вызовов современности? // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2018. № 2 (37). С. 10.
преподнесения материала, увеличивают скорость усвоения материала, повышают качество образования, стимулируют развитие самостоятельной учебной работы, изменяют технологию и акценты методической работы преподавателя»3.
Одной из наиболее эффективных форм получения знаний, навыков и умений при обучении студентов является использование лабораторий, оснащенных компьютерной техникой. Проведение в них деловых игр, моделирующих различного рода ситуации криминалистической деятельности, позволяет обучающимся в условиях, наиболее приближенных к их будущей профессиональной деятельности, научиться принимать эффективные действенные решения и выработать алгоритм действий по реализации плана расследования. Сформированные в компьютерных программах модели ситуаций могут быть использованы как на практических занятиях, так и при самостоятельной работе.
Создание ситуационных моделей возможно и на криминалистических полигонах, поскольку нельзя приобрести практические навыки только путем теоретического освоения криминалистики без кропотливой практической работы. Практические занятия должны быть приближены к реальной следственной работе. Очень важно, чтобы моделируемая ситуация отвечала требованию правдоподобия и воспроизводимая обстановка в точности соответствовала подразумеваемым действиям. Реализация поставленных преподавателем задач требует от обучающихся использования всего комплекса ранее полученных знаний.
Уже многие годы среди ученых-криминалистов не прекращаются дискуссии о целесообразности использования в учебной практике криминалистических полигонов. Очевидно, что в век глобальной компьютеризации эти полигоны вполне можно заменить виртуальными площадками. Мы же считаем, что отработка приемов и методов в условиях, максимально приближенных к реальным, значительно повышает эффективность обучения студентов, особенно при применении технических средств в работе со следами и иными объектами, при реализации тактических приемов анализируемых следственных действий. А еще лучше, если при проведении занятий будет разумное сочетание виртуальных площадок и криминалистических полигонов.
Эффективность обучения студентов на криминалистических полигонах и в учебных лабораториях напрямую связана с их техническим оснащением.
3 Григорович В. Л. Роль практической направленности обучения в преподавании криминалистических дисциплин // Вестник криминалистики. Всероссийский научно-практический журнал. 2018. № 2 (66). С. 102.
Их оборудование должно соответствовать современному уровню развития информационных технологий и потребностям практики.
Всем известно, что раскрываемость преступлений во многом обусловлена наличием профессионалов и технико-криминалистическим обеспечением процесса расследования. Эти две составляющие - неразрывное единое целое. Количество практических подразделений, оснащенных современными разработками криминалистической техники, в последние годы постоянно увеличивается. Но опыт показывает, что суть проблемы заключается не только и не столько в уровне развития техники, сколько в неэффективности ее использования на практике.
В. Г. Гриб и И. О. Тюнис была изучена и оценена степень готовности практических работников правоохранительных органов к применению криминалистической техники, в частности имеющихся сегодня в любом подразделении, цифровых средств фото- и видеофиксации. Из анализа результатов проведенного анкетирования следователей, оперативных работников, экспертов-криминалистов и выпускников юридических вузов ими было установлено, что «значительное количество следователей (около 40 %) и оперативных работников (57 %) не имеют четкого представления о возможности использования цифровых фотокамер для фиксации следов и обстановки места происшествия. Работники экспертно-криминалистических подразделений показали более высокий процент осведомленности - 83 % - и отметили необходимость унификации процессуальной регламентации оформления результатов приме-
4
нения этих средств» .
Таким образом, одно из решений многоаспектной проблемы качественной подготовки кадров связано с оснащением полигонов и лабораторий криминалистической техникой, которая позволила бы выпускникам вузов, придя на службу в правоохранительные органы, эффективно использовать ее в борьбе с преступностью, а не начинать свою профессиональную деятельность с переподготовки.
Безусловно, в любой работе требуется профессиональный опыт, но его приобретение начинается не в условиях жесткого дефицита времени при проведении следственных действий, а в стенах учебного заведения, где он может быть не только личным, но и заимствованным. «На приобретение собственного опыта методом проб и ошибок требуется гораздо больше времени, чем на освоение опыта других, сконцентрированного в тех или иных рекоменда-
4 Гриб В. Г., Тюнис И. О. Криминалистика и цифровые технологии // Российский следователь. 2019. № 4. С. 12.
циях», - отмечал профессор Н. А. Селиванов5. «Имеющиеся проблемы в получении необходимых профессиональных навыков и умений в учебном заведении будущие следователи, дознаватели пытаются компенсировать во время прохождения службы. Допускаю, что таким способом частично можно решить проблемы отсутствия знаний. Но, как показывает практика, подобный подход к решению проблемы заведомо является бесперспективным. Это выражается в увеличении временных затрат на проведение следственных действий и, в конечном итоге, низком качестве следствия» .
Существенную значимость в образовательном процессе приобретают средства, дополняющие методы традиционного усвоения материала. Для решения сложных мыслительных задач необходимо обучение инновационным подходам к методологии расследования преступлений. Одним из перспективных путей решения этих задач, на наш взгляд, является криминалистическая алгоритмизация, которая позволила бы обучающимся по ранее разработанной конкретной схеме производить необходимые действия, представленные криминалистическим алгоритмом или программой расследования.
Многолетняя практика преподавания показывает, что при изучении студентами методик расследования отдельных видов преступлений наиболее эффективно усваивается материал, когда в процессе обучения используются не традиционные методы преподавания, а компьютеризированные программы. Они должны выступать связующим звеном между современными достижениями криминалистики, действующими законодательными положениями и практической деятельностью органов предварительного расследования.
Криминалистические алгоритмы позволяют достичь положительных результатов не только в области организации расследования в целом, но и в подготовке и проведении отдельных следственных действий. Применяемые программы алгоритмизации предоставляют возможность подобрать тактические приемы, необходимые для разрешения той или иной ситуации в проводимом следственном действии.
Существенную помощь в освоении учебного материала, выработке навыков и умений может оказать «Виртуальная криминалистика», позволяющая не просто «присутствовать» в виртуальном «криминальном» пространстве, а участвовать в качестве специалиста в виртуальном следственном действии, получать, применять и совершенствовать практические умения по сбору до-
5 См.: Селиванов Н. А. Советская криминалистика: система понятий. М.: Юридическая литература, 1982. С. 134.
6 Долгинов С. Д. Криминалистическая наука и потребности практики на современном этапе // Союз криминалистов и криминологов. 2019. № 3. С. 68.
казательств и применению криминалистической техники. Используемые в учебном процессе самообучающие компьютерные программы «Виртуальный осмотр места происшествия», «Виртуальный обыск (выемка)» позволяют создать криминалистические полигоны различного уровня сложности для одновременного индивидуального и коллективного обучения7.
Заслуживает внимания при изучении криминалистики специализированная компьютерная программа «Конструктор места происшествия», дающая возможность с помощью графического редактора и имеющейся обширной коллекции объектов максимально точно в заданной обстановке составлять схемы места происшествия с полным описанием объектов и соблюдением масштаба8. В программе размещаются необходимые для фиксации и описания возможные объекты и следы преступления, орудия преступной деятельности, наиболее часто встречающиеся в следственной практике. Имея в своем планшетном компьютере эту программу, обучающийся - будущий следователь оперативно и безошибочно сможет выбрать в предложенной библиотеке необходимый объект, обнаруженный им на месте происшествия, и правильно его описать в протоколе.
Помимо перечисленных компьютерных программ, представляют интерес перспективные для внедрения в образовательный процесс, правоприменительную практику иные информационные технологии, позволяющие оптимизировать процесс расследования. Например, мобильное программное обеспечение (или приложения), при помощи которого осуществляется аудиозапись проводимого следственного действия на мобильный телефон с автоматическим распознаванием речи и переводом ее в текстовый формат (транс-крибация)9, лазерное сканирование (3D-сканер) - для наиболее производительного и оперативного получения максимально полной и точной информации о пространственных объектах при следственном осмотре10, цифровая фото- и видеоаппаратура в сочетании с компьютерными технологиями11, беспи-
7 См.: Виртуальный осмотр места происшествия - инновационный метод повышения профессионального мастерства следователей // Российский следователь. 2013. №. 4. С. 6-8.
8 Кузнецов В. В., Скобелин С. Ю. Инновационный способ фиксации осмотра места происшествия с использованием высоких технологий // Российский следователь. 2018. № 1. С. 35-38.
9 Вахмянина Н. Б., Иванов Э. А. Возможности использования программ-транскрайберов при производстве следственных действий // Российский следователь. 2019. № 2. С. 6-9.
10 Григорович В. Л. Использование технологии лазерного сканирования (3Д) при осмотре места происшествия // Криминалистическое обеспечение расследования преступлений: проблемы, перспективы и инновации. Материалы межд. научно-практ. конф. Минск: [б.и.], 2017. С. 40-42.
11 Глушков М. Р. Практика применения видеозаписи при производстве следственных действий: методич. рекомендации. М.:[б.и.], 2014. С. 117.
лотные летательные аппараты, оснащенные спецоборудованием12, и другие криминалистические средства.
Что же мешает воплотить в жизнь имеющиеся новации? Одна из причин того, что мы не можем в должной мере научить студента (будущего следователя) мыслить четко и ясно, действовать быстро, слаженно, эффективно, - несовершенная подготовка в вузе, - полагает И. М. Комаров, - где «основной упор, как известно, делается не на криминалистику и другие профилирующие дисциплины, формирующие будущего следователя-профессионала, а юриста-гуманитария широкого профиля, которому эта широта, утратившая разумные границы, потом и не дает стать профессионалом следователем. Значит умения мыслить и действовать алгоритмически у следователей в начале профессионального пути нет, а у многих такого умения не появляется и в дальнейшем»13. Решать эту проблему и призваны образовательные учреждения, где формируются основы знаний, навыков и умений.
Криминалистику справедливо называют искусством раскрытия преступлений. Чем глубже она будет освоена, тем скорее начинающий следователь адаптируется на практике. Однако ранее мы уже отмечали, что между наукой и практикой существует определенный разрыв, непонимание того, что предлагает наука. Мы солидарны с В. Л. Григоровичем, считающим, что изучение теории в отрыве от реальности является не только неэффективным, но и вредным занятием, поскольку, оказавшись на практике, бывший студент не может успешно адаптироваться к реальной обстановке и качественно выполнять свои служебные обязанности14.
Аудиторная подготовка - это одно, а реальное применение на практике знаний - несколько иное. Опыт практической работы содержится в наших головах, а не в инструкциях. Поэтому на практических, лабораторных занятиях необходимо создавать обстановку, максимально приближенную к реальной, а для разрешения анализируемых ситуаций использовать компьютерные технологии. Обучение будущих следователей должно быть ориентировано не только на получение знаний, но и на основательную практическую под-
12 Сретенцев Д. Н. К вопросу об использовании дистанционно управляемых летательных аппаратов с камерой в следственном осмотре // Библиотека криминалиста. 2016. № 4 (27). С. 177-180; Кузнецов С. Е. Криминалистическая аэросъемка // Российский следователь. 2019. № 3. С. 16-19
13 Комаров И. М. Цифровая криминалистика - давно назревшая проблема // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2018. № 2 (37). С. 165.
14 Григорович В. Л. Роль практической направленности обучения в преподавании криминалистических дисциплин // Вестник криминалистики. Всероссийский научно-практический журнал. 2018. № 2 (66). С. 100.
готовку15. А для этого следует значительно увеличить количество часов на изучение криминалистики в целом, в том числе отведенных на лабораторные и практические занятия.
Образовательные стандарты бакалавриата привели к значительному сокращению аудиторных часов ряда учебных дисциплин, в том числе криминалистики. Учебные планы предусматривают одинаковое количество часов (84 ч.) для изучения криминалистики как для уголовно-правовой, так и для гражданско-правовой специализаций. О какой практической направленности в таком случае может идти речь, если на лабораторные и практические занятия по 38 темам по плану выделено 42 ч., а в открывшейся новой специализации - судебно-прокурорской - весь курс криминалистики будет изучаться в течение 56 ч.? Чем при этом руководствовались разработчики образовательных стандартов - непонятно.
Изменились и требования, которые предъявляются к студентам. Происходит «смена приоритетов, переход от усвоения готовых знаний в ходе аудиторных занятий к самостоятельной активной познавательной деятельности каждого слушателя с учетом его особенностей и исходных профессиональных знаний, умений и навыков»16. Значительное количество часов в учебных планах отводится на самостоятельную работу. Безусловно, в этом случае при освоении криминалистики основными способами проверки качества полученных знаний является самостоятельное решение ситуационных задач, выполнение практических заданий в домашних условиях. Выполненные задания нужно проанализировать, устранить в них имеющиеся ошибки, неточности. Но как это сделать при имеющемся дефиците времени на аудиторные занятия? Фактически наша работа на занятиях - это имитация выполнения учебной программы.
Для многих преподавателей давно очевидно, что внедрение «реформаторами» в учебный процесс Болонской системы обучения пользы не принесло. Может быть, в отдельных случаях и существует необходимость 4-летнего образования. Но в большинстве своем, в том числе по специальности «Юриспруденция», для получения полноценного высшего образования необходимо 5-летнее обучение с полноценным изучением профилирующих дисциплин. В противном случае студенты не будут получать необходимые им знания, а ряд важных для практики дисциплин, например «Основы ОРД», «Машино-
15 Долгинов С. Д. Криминалистические знания - составляющая профессиональной подготовки следователя // Ex jure. 2019. № 2. С. 125.
16 Блочно-модульная (инновационная) модель ученного процесса при повышении квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников органов внутренних дел. Опыт ВИПК МВД России: учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2007. С. 85.
пись» и др., в образовательном стандарте может вообще отсутствовать. В результате работодатели получат специалистов с ограниченным уровнем знаний.
Несомненно, в разрешении имеющихся проблем наибольшее значение имеет ряд факторов. Один из них, влияющий на качество подготовки будущих специалистов, - личность преподавателя. На профессорско-преподавательский коллектив возлагается большая ответственность по качественной подготовке студентов. В современном образовании приоритет отдается активному взаимодействию преподавателя и студента. Ранее мы отмечали, что при традиционных методах обучения активность студентов, как правило, невелика. Для того чтобы студент заинтересовался изучаемым предметом, преподаватель, используя свой профессиональный опыт, эрудицию, старается вызвать у него интерес к этому предмету и дать максимальное количество «готовых» знаний. Передавая знания, преподаватель вместе с ними передает студенту программу действий в анализируемой ситуации. От преподавателя в первую очередь будет зависеть, появится ли у студента желание узнать подробнее о возможностях криминалистики17.
Чему учить, знает любой преподаватель-методист. А вот как учить -это может знать только преподаватель, обладающий глубокими профессиональными знаниями и определенным опытом работы. Далеко не все обладают необходимым для преподавательской деятельности опытом практической работы, особенно с современным криминалистическим оборудованием. Абсолютно прав А. С. Александров, отмечающий, что «не зная практики "из первых рук", не изучая уголовных дел, не ходя на процессы, и пытаться умозрительным путем выявлять "закономерности" - на это способны криминалисты только новой генерации, брезгующие "снять манишку" и поработать руками»18.
Занятия по криминалистике должны вести преподаватели, обладающие значительным опытом практической работы. Качественную профессиональную подготовку студентов обеспечивает не спецтехника, а человек. На преподавательскую работу приглашаются специалисты-практики, обладающие глубокими знаниями, эрудицией, способностью общения с аудиторией, имеющие богатейший опыт по различным направлениям профессиональной деятельности. Поэтому непонятна логика принятого чиновниками от образования решения об отстранении преподавателей на специалитете, не имеющих
17 Григорович В. Л. Указ. соч. С. 101.
18 Александров А. С. Семь смертных грехов современной криминалистики. URL: https://www.iuaj.net/node/342 (дата обращения: 18.04.2020).
ученую степень, от чтения лекций, проведения лабораторных, практических заданий, несмотря на то что они обладают знаниями и огромным практическим опытом преподаваемой дисциплины. Практика показывает, что пользы от этого никакой, а возникших проблем предостаточно.
На результаты образовательного процесса влияют и условия труда преподавателей. Постоянно увеличивающиеся нагрузки не оставляют им времени для самообразования. Вместо работы в библиотеке с научной и методической литературой они вынуждены заниматься написанием сотен страниц при формировании УМК и КИМов. Для этого педагогам нужно воспитать в себе навыки и умения писателя и счетовода. В такой обстановке на первую роль выходит не преподавание, а УМК, которые нужны не студентам и педагогам, а административным службам и проверяющим комиссиям. Вместо профессионального контроля за материально-техническим обеспечением кафедр, квалификацией преподавательского состава, особенно при открытии новых специальностей, мы наблюдаем бюрократический контроль с его бесконечными требованиями к заполнению бумаг. Бумаготворчество - это по сути кража времени у преподавателя, которое можно было потратить на живое общение со студентами, научно-исследовательскую работу с ними.
И еще, полагаю, необходимо обратить внимание на вопрос о запрете использования на занятиях мобильных телефонов. Мы понимаем, что мир меняется, меняются и студенты. Они имеют дело с огромным количеством приложений, которые в образовательном процессе необходимы. Но преподаватель не имеет возможности проконтролировать, что студент делает в Интернете: открыл он приложение или переписку. Полагаю, что использование во время занятия программных приложений должно быть ограничено во времени и применяться только в случае необходимости. Уход на занятиях в Интернет - это уход от реальности, потеря внимания, умственной работоспособности, в результате чего ухудшается вербальная коммуникация между педагогом и студентом. Преподаватель сам может принять решение о том, использовать телефоны во время учебного процесса или нет. Во время лекции однозначно на его использование должен быть наложен запрет. Более того, запретить их использование стоило бы не только студентам, но и педагогам.
Ответственность за выполнение обязанностей должна быть обоюдной. Студенты вправе требовать от преподавателя хорошего знания предмета и применения современных методик преподавания. Возраст и педагогический опыт преподавателей различен. У них может быть разная система ценностей, сформированная в разных условиях. И, конечно, методика обучения в такой ситуации может быть различной. Но это не значит, что оценку работе препо-
давателя должны давать студенты, тем более в течение учебного процесса (что предусмотрено эффективными контрактами). Прежде чем преподавателю принимать оценку своей работы от студента, нужно открыть в ЕТИС его страничку успеваемости и посмотреть на оценки. Мы много говорим о правах студентов и очень мало об их обязанностях. Нередко рассуждения обучающихся сводятся к следующему: мы заплатили деньги, а вы обязаны нам выдать диплом. Знания для них на втором месте. И если преподаватель начинает с них требовать знания, то, разумеется, это плохой преподаватель. Игра в демократию в данном случае очень опасна.
Из изложенного нами материала можно сделать вывод, что современный образовательный процесс малоэффективен при обучении студентов криминалистике. Чтобы быть более убедительными в данном суждении, процитируем И. М. Комарова: «Обучение криминалистике в современной высшей школе с большой натяжкой можно назвать криминалистическим образованием в том смысле и в сравнении с тем, как обучали криминалистике во времена "советского специалитета". Фактически это образование, заменено криминалистической подготовкой, которая, в подавляющем большинстве случаев, связана с переписыванием содержания текстов из учебников, ориентированных на традиционные и во многом устаревающие криминалистические данные, отражающие преимущественно процесс предварительного расследования преступлений. Обычно это, ряд преступлений, чья актуальность соответствует прошлому веку, В этих же учебниках студентам к освоению предлагаются простые технико-криминалистические приемы, давно не актуальные в правоприменительной практике. Между тем, обучаясь на бакалавриате направления "Юриспруденция", студенты должны получать знания не только о традиционной криминалистике, но и криминалистике «цифровой», так как за ней будущее, по причине того, что уже скоро юридическую деятельность в широком смысле слова невозможно будет представить без абсолютного сопровождения компьютерными средствами, а это обстоятельство требует криминалистических знаний»19.
Имеющиеся проблемы нужно решать прежде всего в образовательном учреждении. Научно-технический прогресс последнего десятилетия позволяет внести существенные изменения в образовательный процесс и в содержание учебников. Современные методики преподавания и новейшие криминалистические средства обучения дают возможность студентам овладеть всем арсеналом необходимых на практике знаний и умений, преодолеть сложности, возникающие при изучении криминалистики.
19 Комаров И. М. Указ. соч. С. 166-167.
Библиографический список
Александров А. С. Семь смертных грехов современной криминалистики. URL: https://www.iuaj.net/node/342 (дата обращения: 18.04.2020).
Багмет А. М. Следователь - судья на досудебной практике // Российский следователь. 2014. № 14.
Блочно-модульная (инновационная) модель учебного процесса при повышении квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников органов внутренних дел. Опыт ВИПК МВД России: учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2007.
Вахмянина Н. Б., Иванов Э. А. Возможности использования программ-транскрайберов при производстве следственных действий // Российский следователь. 2019. № 2.
Виртуальный осмотр места происшествия - инновационный метод повышения профессионального мастерства следователей // Российский следователь. 2013. № 4.
Глушков М. Р. Практика применения видеозаписи при производстве следственных действий: методич. рекомендации. М.: [б.и.], 2014.
Гриб В. Г., Тюнис И. О. Криминалистика и цифровые технологии // Российский следователь. 2019. № 4.
Григорович В. Л. Использование технологии лазерного сканирования (3Д) при осмотре места происшествия // Криминалистическое обеспечение расследования преступлений: проблемы, перспективы и инновации: матер. Междунар. науч.-практ. конференции. Минск: [б.и.], 2017.
Григорович В. Л. Роль практической направленности обучения в преподавании криминалистических дисциплин // Вестник криминалистики. Всероссийский научно-практический журнал. 2018. № 2 (66).
Долгинов С. Д. Криминалистическая наука и потребности практики на современном этапе // Союз криминалистов и криминологов. 2019. № 3.
Долгинов С. Д. Криминалистические знания - составляющая профессиональной подготовки следователя // Ex jure. 2019. № 2.
Комаров И. М. Цифровая криминалистика - давно назревшая проблема // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2018. № 2 (37).
Кузнецов В. В., Скобелин С. Ю. Инновационный способ фиксации осмотра места происшествия с использованием высоких технологий // Российский следователь. 2018. № 1.
Кузнецов С. Е. Криминалистическая аэросъемка // Российский следователь. 2019. № 3.
Рахматуллин Р. Р. Кризис криминалистики или новые вехи ее развития в условиях угроз и вызовов современности? // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2018. № 2 (37).
Селиванов Н. А. Советская криминалистика: система понятий. М.: Юридическая литература, 1982.
Сретенцев Д. Н. К вопросу об использовании дистанционно управляемых летательных аппаратов с камерой в следственном осмотре // Библиотека криминалиста. 2016. № 4 (27).
Информация для цитирования
W Долгинов С. Д. Новации криминалистических знаний в подготовке ^ специалистов для правоохранительных органов // Ex jure. 2020. № 3. C. 122-135. DOI: 10.17072/2619-0648-2020-3-122-135.
К
щ Dolginov S. D. Innovations in Forensic Knowledge in Training Specialists for Law Enforcement Agencies. Ex jure. 2020. № 3. Рр. 122135. (In Russ.). DOI: 10.17072/2619-0648-2020-3-122-135.