Научная статья на тему 'Криминалистические знания - составляющая профессиональной подготовки следователя'

Криминалистические знания - составляющая профессиональной подготовки следователя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ex jure
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИКА / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ЗНАНИЯ / НАВЫКИ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / АЛГОРИТМИЗАЦИЯ / INVESTIGATOR / PROFESSIONAL TRAINING / TEACHER / INTELLIGENCE / KNOWLEDGE / SKILLS / FORENSIC THINKING / ALGORITHMIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгинов С.Д.

Рассматриваются вопросы профессиональной деятельности следователя, дается оценка профессиональных, интеллектуальных и волевых качеств следователя, их реализации в различных ситуациях. Обращается внимание на основные проблемы, имеющие место в данной сфере деятельности и связанные, в частности, с образовательной подготовкой следователя. Среди них важное место занимает криминалистическая алгоритмизация. Повышение степени информатизации процесса расследования обусловлено потребностью укрепления связи науки и практики, устранения разрыва между практикой расследования преступлений, где обнаруживаются «цифровые» следы, и теорией криминалистики, разработкой и внедрением в практику типизированных криминалистических рекомендаций, основанных на алгоритмизации действий следователя. Рассматриваются актуальные проблемы, связанные с криминалистическим образованием в юридических учебных заведениях: материально-техническое обеспечение кафедр, кадровые вопросы, реализация практической направленности в обучении студентов, внедрение цифровых технологий в учебный процесс, необходимость увеличения часов на преподавание криминалистики. Предлагаются возможные пути решения анализируемых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORENSIC KNOWLEDGE - A COMPONENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF INVESTIGATOR

The article is dedicated to the professional activities of the investigator. It assesses the professional, intellectual and volitional qualities of the investigator, their implementation in various situations. The author pays attention to the main problems taking place in this sphere. The article describes the means to fill the gaps in the training of the investigator. Among them, an important place is occupied by forensic algorithmization. The degree of informatization of the investigation is increased due to the need to strength the link between science and practice. Also, it is necessary to solve the problem of eliminating the gap between the practice of crime investigation with the digital component and the theory of criminalistics. Another task is to develop and integrate standardized criminalistics recommendations based on certain algorithm of investigator's activities. The author considers the actual problems associated with forensic education in law schools: material and technical support of departments, personnel matters, the implementation of practical orientation in the training of students, the introduction of digital technologies in the educational process, the need to increase the hours of teaching criminalistics. Possible ways of solving the analyzed problems are proposed.

Текст научной работы на тему «Криминалистические знания - составляющая профессиональной подготовки следователя»

УДК 343.98

DOI: 10.17072/2619-0648-2019-2-118-129

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ - СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЯ

С. Д. Долгинов

Кандидат юридических наук,

доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Пермский государственный

национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: kafedra-upik-pgniu@yandex.ru

Аннотация: рассматриваются вопросы профессиональной деятельности следователя, дается оценка профессиональных, интеллектуальных и волевых качеств следователя, их реализации в различных ситуациях. Обращается внимание на основные проблемы, имеющие место в данной сфере деятельности и связанные, в частности, с образовательной подготовкой следователя. Среди них важное место занимает криминалистическая алгоритмизация. Повышение степени информатизации процесса расследования обусловлено потребностью укрепления связи науки и практики, устранения разрыва между практикой расследования преступлений, где обнаруживаются «цифровые» следы, и теорией криминалистики, разработкой и внедрением в практику типизированных криминалистических рекомендаций, основанных на алгоритмизации действий следователя. Рассматриваются актуальные проблемы, связанные с криминалистическим образованием в юридических учебных заведениях: материально-техническое обеспечение кафедр, кадровые вопросы, реализация практической направленности в обучении студентов, внедрение цифровых технологий в учебный процесс, необходимость увеличения часов на преподавание криминалистики. Предлагаются возможные пути решения анализируемых проблем.

Ключевые слова: криминалистика; следователь; профессиональная подготовка; преподаватель; знания; навыки; криминалистическое мышление; алгоритмизация

© Долгинов С. Д., 2019

FORENSIC KNOWLEDGE - A COMPONENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF INVESTIGATOR

S. D. Dolginov

Perm State University

15, Bukireva st., Russia, Perm, 614990

E-mail: kafedra-upik-pgniu@yandex.ru

Abstract: the article is dedicated to the professional activities of the investigator.

It assesses the professional, intellectual and volitional qualities of the investigator, their implementation in various situations. The author pays attention to the main problems taking place in this sphere. The article describes the means to fill the gaps in the training of the investigator. Among them, an important place is occupied by forensic algorithmization. The degree of informatization of the investigation is increased due to the need to strength the link between science and practice. Also, it is necessary to solve the problem of eliminating the gap between the practice of crime investigation with the digital component and the theory of criminalistics. Another task is to develop and integrate standardized criminalistics recommendations based on certain algorithm of investigator's activities. The author considers the actual problems associated with forensic education in law schools: material and technical support of departments, personnel matters, the implementation of practical orientation in the training of students, the introduction of digital technologies in the educational process, the need to increase the hours of teaching criminalistics. Possible ways of solving the analyzed problems are proposed. Keywords: investigator; professional training; teacher; intelligence; knowledge; skills; forensic thinking; algorithmization

Расследование преступлений - это, прежде всего, искусство аналитически мыслить. В следственной деятельности личность следователя, его талант, проницательность и энергия имеют решающее значение. Мышление современных следователей должно иметь прогностический характер, что позволяет определить круг возможных действий, необходимых для закрепления выявленных и установленных доказательственных форм1.

Помимо этого, незаурядность личности следователя проявляется в мастерстве общения, убеждения, диалога; эрудиция, широкий кругозор помогают ему в сложных условиях принять правильные решения. Профессионализм

1 Буруленков Ю. П. Расследование как искусство // Российский следователь. 2014. № 14. С. 11-12.

- 119 -

следователя, его тактические качества позволяют получать необходимую информацию в процессе расследования.

Учитывая характер современной преступности, зададимся вопросом: а достаточно ли для качественной деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, например, в сфере высоких технологий наличия таланта и профессионализма у сотрудников правоохранительных органов? С большой уверенностью можно сказать, что нет. Из множества причин низкой раскрываемости преступлений необходимо назвать слабый уровень подготовки правоприменителей,

По мнению известного ученого и практика А. М. Багмета, «сейчас практически нет выпускника, который прямо со студенческой скамьи мог бы расследовать уголовные дела. Причина этого видится как в системе высшего образования, так и самом обществе, которое экономит на подготовке следователей в ущерб самому себе»2. Очевидно, что сегодня необходима качественно новая система подготовки следователя: он должен умело применять традиционно принятые в следственной практике методы, методики и приемы решения проблемных задач, уметь связывать сведения о следах преступления с иными материалами по совершенному деянию в логическую цепь фактических данных и на этой основе делать обоснованные и, порой, нестандартные выводы для установления всех обстоятельств уголовного дела3.

К сожалению, сейчас не так много учебных заведений, дающих качественное юридическое образование, а не оказывающих образовательные услуги за определенные суммы денежных средств. Результаты современной образовательной политики, в частности относительно неадекватно возросшего числа академий и университетов (псевдоюристов)4, мы нередко видим в структурных подразделениях правоохранительных органов, в том числе следственных. На непрофессионализм тех самых недоучившихся обладателей дипломов обращает внимание и начальник УУР ГУ России по Пермскому краю (с 2008 по 2016 г.) П. В. Фадеев, отмечая, что, заняв важные посты, они при полном отсутствии знаний принимают важные решения с чувством абсолютной уверенности в своей правоте5, а отсутствие профессионализма компенсируют служебным рвением и избыточной подвижностью позвоночника.

2 Багмет А. М. Следователь - судья на досудебной практике // Российский следователь. 2014. № 14. С. 8-9.

3 Рахматуллин Р. Р. Кризис криминалистики или новые вехи ее развития в условиях угроз и вызовов современности? // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2018. № 2 (37). С. 10.

4 В СССР насчитывалось 52 юридических факультета. Сегодня их более тысячи.

5 Фадеев П. В. О юридической профессии без пафоса // Выпускники юридического факультета

06 университете, коллегах, профессии: сб. статей / под общ. ред. Г. Я. Борисевич; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2016. С. 242-243.

Следователь - главная процессуальная фигура на стадии предварительного расследования. Он не должен быть «ремесленником» от права, обязан обладать самостоятельным мышлением, помогающим ему в сложных условиях принять правильное решение, интеллектом, а также уметь отстаивать свое мнение, быть неравнодушным.

Следователь и преступник - в известной мере это борьба интеллектов, и следователь в этой борьбе обязан быть победителем.

Интеллект следователя связан с абстрактным мышлением, воображением, которые формируют мысленные модели анализируемых ситуаций. Активное творческое мышление следователя исходит из базовых знаний, профессиональной подготовленности и опыта работы по специальности. Чем больше у следователя знаний и опыта, тем богаче, сложнее и многообразнее его деятельность по расследуемому преступлению. Чем менее образован, профессионально подготовлен и опытен следователь, тем поверхностнее оценка им всех обстоятельств произошедшего, примитивнее реализация процессуальных возможностей, а методы однообразнее, тем меньше в них элементов творчества, эвристической направленности, - отмечает А. Ю. Афанасьев6.

Учитывая сложность деятельности по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, надеяться на ошибки или некомпетентность криминала неразумно. Необходима качественно новая система интеллектуального обеспечения оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, в том числе основанная на возможностях искусственного интеллекта. А. Ю. Афанасьевым искусственный интеллект трактуется как перенос человеческих возможностей мыслительной деятельности в плоскость компьютерных и информационных технологий7. Потенциал искусственного интеллекта вполне успешно может быть реализован следователем посредством современных компьютерных технологий..

«Инновационный» характер преступности требует от следователя инновационного подхода к методологии расследования преступлений, решения сложных мыслительных задач в относительно короткие сроки. Однако очевидно, что для некоторых следователей даже необходимые следственные действия представляют значительные затруднения.

Сегодня еще большую значимость получают средства, восполняющие пробелы в подготовке следователя, в том числе недостаток профессионально-

6 Афанасьев А. Ю. Искусственный интеллект или интеллект субъектов выявления, раскрытия и расследования преступлений: что победит? // Библиотека криминалиста. 2018. № 3(38). С. 29.

7 Там же.

го опыта. Одним из перспективных путей повышения эффективности следственной деятельности, на наш взгляд, является криминалистическая алгорит-мизация8. Следователи и дознаватели нуждаются в таких научных рекомендациях, которые позволили бы им по ранее разработанной, конкретной схеме предпринимать необходимые действия, представленные криминалистическим алгоритмом или программой расследования. Что же мешает воплотить в жизнь данное направление следственной деятельности?

Все начинается с учебного заведения. Мы не можем на должном уровне обеспечить формат для студента (будущего следователя) - мыслить ясно, действовать быстро, четко, эффективно в сложившейся следственной ситуации. Это во многом продуцируется несовершенной подготовкой в вузе, полагает И. М. Комаров9, где основной акцент, как известно, делается не на криминалистику и другие профилирующие дисциплины, формирующие будущего следователя-профессионала, а на подготовку юриста-гуманитария широкого профиля, которому эта широта, утратившая разумные границы, потом и не дает стать профессионалом. Значит, умения мыслить и действовать алгоритмически у следователей в начале профессионального пути нет, а у многих такого умения не появляется и в дальнейшем.

Следователю с недостаточным опытом работы не всегда удается адекватно реагировать на изменения следственной ситуации, что случается довольно часто. За счет своей динамичности криминалистический алгоритм молниеносно отреагирует на происходящие изменения, скорректировав программу расследования.

Компьютер самостоятельно выберет методы разрешения ситуации, следственные и иные действия. Однако его «самостоятельность» в данном случае условна. Персональный компьютер не решает этих вопросов. Варианты поведения для всех возможных ситуаций заранее закладываются разработчиками. Поэтому лишь кажется, что человек идет на поводу у компьютера. На самом деле всякий раз к расследованию «подключаются» концентрированный следственный опыт, научные и практические знания10.

Практическая ценность типовых алгоритмов и программ первоначального этапа расследования преступлений состоит в том, что криминалистическая алгоритмизация дает положительные результаты в области как органи-

8 См.: Долгинов С. Д. Информационно-программное обеспечение следственной деятельности // Ex jure. 2018. № 2. С. 115-130.

9 Комаров И. М. Цифровая криминалистика - давно назревшая проблема // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2018. № 2(37). С. 165.

10 Ищенко Е. П., Водянова Н. Б. Алгоритмизация следственной деятельности: монография. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 157.

зации расследования в целом, но и проведения отдельных следственных действий. Компьютер по соответствующей программе криминалистической алгоритмизации автоматически подберет тактические приемы, необходимые в конкретной ситуации, оптимально ведущие к достижению цели проводимого следственного действия.

Примером могут служить компьютерные программы «Виртуальный осмотр места происшествия: учебно-методический комплекс», «Виртуальный обыск (выемка)», позволяющие создавать неограниченное количество криминалистических полигонов различного уровня сложности для одновременного индивидуального и коллективного обучения11.

Многочисленные опросы следователей различных ведомств показывают, что они, к сожалению, редко изучают специальную литературу, объясняя это отсутствием свободного времени, перегруженностью специальных изданий вопросами теоретического характера и т.п. Поэтому необходимы средства, дающие готовые схемы, а также лаконично изложенные методические рекомендации, позволяющие максимально быстро найти ответы на вопросы, возникающие как при разрешении конкретной следственной ситуации, так и при проведении отдельных следственных действий. Все это присутствует в криминалистических алгоритмах при условии, что они общепонятны и доступны для любого следователя, просты и однозначны, конкретны и детальны, предназначены и применимы для решения однотипных задач.

В 80-е годы прошедшего столетия профессор Р. С. Белкин, проводя ежегодные «Криминалистические чтения», после выступлений уважаемых профессоров М. К. Каменских и Г. А. Зорина обратился к коллегам по криминалистическому цеху с призывом опуститься на землю и выполнять качественно то, что необходимо и возможно в настоящих условиях. Хотелось бы переадресовать эти пожелания молодым, амбициозным криминалистам и процессуалистам, так любящим копировать все западное, кстати, далеко не всегда самое лучшее, и не предлагающим ничего существенного из собственных научных разработок, что могло бы поднять качество работы предварительного следствия и суда в условиях современной России.

Положения теории криминалистической алгоритмизации и программирования расследования необходимо использовать в процессе обучения студентов юридических вузов. Многолетняя практика преподавания показывает, что при изучении студентами методик расследования отдельных видов пре-

11 См.: Елинский В. И., Ашимов Ф. М. Виртуальный осмотр места происшествия - инновационный метод повышения профессионального мастерства следователей // Российский следователь. 2013. № 4. С. 6-8.

ступлений наиболее эффективно усваивается материал, когда в процессе обучения используются не традиционные методы преподавания, а компьютеризированные программы. Они должны стать связующим звеном между современными достижениями криминалистики, действующими законодательными положениями и практической деятельностью органов предварительного расследования.

Современный следователь немыслим без овладения теорией и практикой криминалистических знаний, так как каждый из участников расследования уголовных дел обязан использовать весь арсенал средств, приемов и методов, применяемых криминалистами для всестороннего и объективного расследования преступлений.

Обращает на себя внимание то, что при изложении текста часто употребляется термин «профессиональная подготовленность следователя». От профессиональной подготовленности зависит очень многое в служебной деятельности любого сотрудника правоохранительных органов, занимающегося раскрытием и расследованием преступления.

Здесь важны, конечно же, знания, умения, навыки, приобретенные в образовательных учреждениях, где не все так благополучно, как кажется на первый взгляд.

Криминалистику справедливо называют «искусством раскрытия преступлений». Чем глубже знания, тем скорее начинающий следователь адаптируется. Разделяем мнение В. Л. Григоровича, считающего, что изучение теории в отрыве от реальности является не просто не эффективным, но и вредным занятием, поскольку, оказавшись на практике, бывший студент не может успешно адаптироваться к реальной обстановке и качественно выполнять свои служенные обязанности12.

Аудиторная подготовка - это одно, а реальное воплощение в практику знаний - несколько иное. Опыт практической работы содержится в наших головах, а не в инструкциях. Поэтому на практических, лабораторных занятиях необходимо создавать обстановку, максимально приближенную к реальной. Занятия должны вести преподаватели, обладающие значительным опытом профессиональной деятельности. Обучение будущих следователей нужно ориентировать не только на получение знаний, но и на выработку навыков и умений. А для этого следует значительно увеличить количество часов именно на практические занятия.

12 Григорович В. Л. Роль практической направленности обучения в преподавании криминалистических дисциплин // Вестник криминалистики. Всероссийский научно-практический журнал. 2018. № 2(66). С. 100.

Несомненно, для реализации предлагаемых мер важное значение имеют ряд факторов. Один из них - материально-техническое обеспечение кафедры. Технико-криминалистические средства должны соответствовать потребностям сегодняшнего дня и быть на уровне технического обеспечения практических подразделений. Сегодняшняя ситуация с материально-техническим обеспечением кафедр криминалистики не позволяет решать приоритетные задачи, связанные с подготовкой высококлассных специалистов в области юриспруденции. Порой бывает трудно понять природу несообразностей и абсурдных, с точки зрения здравого смысла, принимаемых решений. Полагаем, уместно привести известную поговорку: «Не бывает канарейки за копейку, чтобы пела и не ела». В нашем случае: не может быть хорошего специалиста, если не вкладывать средства в материально-техническую базу - кабинеты, лаборатории, полигоны. Очевидно, что современное мультимедийное оборудование позволяет преподавателю одновременно использовать приемы визуализации - от схематичного изображения до видеофрагментов реальных действий следователя и специалистов.

Не менее важна в деле подготовки будущих следователей личность преподавателя. Основная ответственность здесь ложится на профессорско-преподавательский состав. Современное образование - это процесс активного взаимодействия преподавателя и студента. Активность обучаемых при традиционных методах обучения, как правило, невелика. Преподаватель, используя свой профессиональный опыт, эрудицию, старается заинтересовать обучаемых и дать максимальный объем «готовых» знаний. Очень важно, чтобы студент заинтересовался предметом. Ключевую роль в этом должен сыграть педагог-криминалист: от него в первую очередь будет зависеть, появится ли у студента желание узнать подробнее о возможностях криминалистики13.

Безусловно, преподаватель формирует у студентов убеждение, что закон основан на науке, жизнь общества основана на законе и служении ему в любом качестве, и это главная миссия. Для ее выполнения нужны глубокие знания и умения. Преподаватель, не имеющий практических навыков, - это обычно методист, который, проводя практические и лабораторные занятия, будет неуютно себя чувствовать в ситуации, когда на заданный студентом вопрос практической направленности не сможет дать ответ.

Чему учить, знает любой преподаватель-методист. А вот как учить -это может знать только преподаватель, обладающий глубокими профессиональными знаниями и определенным опытом работы. Далеко не все преподаватели обладают необходимым для преподавания опытом практической ра-

13 Григорович В. Л. Указ. соч. С. 101.

боты, особенно с современным криминалистическим оборудованием. Для решения этой проблемы необходимо вернуться к забытой практике - раз в два или три года преподавателей цикла криминалистических дисциплин направлять на стажировку в следственные и экспертные подразделения Следственного комитета и МВД России. Конечно, выполнить это в реалиях сегодняшнего дня крайне сложно. В последние годы преподавателям увеличивают учебную нагрузку, обязывают заниматься вопросами, напрямую не имеющими отношения к преподаванию, забывая, что преподавателю необходимо время для самообразования и научной работы. «Не зная практики "из первых рук", не изучая уголовных дел, не ходя на процессы, и пытаться умозрительным путем выявлять "закономерности" - на это способны криминалисты только новой генерации, брезгающие "снять манишку" и поработать руками»14.

Есть еще одна проблема, на наш взгляд, препятствующая подготовке высокопрофессионального следователя, - отсутствие в учебном плане дисциплины «Основы оперативно-розыскной деятельности». В современных условиях борьбы с преступностью большинство расследуемых тяжких и особо тяжких преступлений требуют оперативного сопровождения. В учебной литературе по криминалистике этому вопросу уделяется крайне мало внимания. Отсутствие у следователя элементарных знаний об основах ОРД может быть одной из причин допущения пробелов в расследовании преступлений. Поэтому изучение дисциплины «Основы оперативно-розыскной деятельности» должно быть обязательным не только для слушателей ведомственных учебных заведений, но и для студентов уголовно-правовой специализации, получающих юридическое образование в гражданских вузах.

Имеющиеся проблемы в получении необходимых профессиональных навыков и умений в учебном заведении будущие следователи, дознаватели пытаются компенсировать во время прохождения службы. Допускаем, что таким способом частично можно решить проблемы отсутствия знаний. Но, как показывает практика, подобный подход к решению проблемы является бесперспективным, поскольку велики временные затраты на проведение следственных действий и, в конечном итоге, имеет место их низкое качество. Данную проблему нужно решать, прежде всего, в учебном заведении путем оснащения учебных кабинетов, лабораторий, криминалистических полигонов необходимыми технико-криминалистическими средствами, тренажерами, манекенами, обучающими компьютерными программами и видеоматериалами.

14 Александров А. С. Семь смертных грехов современной криминалистики // www.iuaj.net/node/342.

Инновационные изменения необходимы и в многоуровневом криминалистическом образовании студентов бакалавриата и специалитета. Современный образовательный процесс, на наш взгляд, малоэффективен в обучении студентов криминалистике. Для убедительности обратимся к мнению И. М. Комарова: «Обучение криминалистике в современной высшей школе с большой натяжкой можно назвать криминалистическим образованием в том смысле и в сравнении с тем, как обучали криминалистике во времена "советского специалитета". Фактически это образование, заменено криминалистической подготовкой, которая, в подавляющем большинстве случаев, связана с переписыванием содержания текстов из учебников, ориентированных на традиционные и во многом устаревающие криминалистические данные, отражающие преимущественно процесс предварительного расследования преступлений. Обычно это ряд преступлений, чья актуальность соответствует прошлому веку. В этих же учебниках студентам к освоению предлагаются простые технико-криминалистические приемы, давно не актуальные в правоприменительной практике. Между тем, обучаясь на бакалавриате направления "Юриспруденция", студенты должны получать знания не только по традиционной криминалистике, но и криминалистике "цифровой", так как за ней будущее, по причине того, что уже скоро юридическую деятельность в широком смысле слова невозможно будет представить без абсолютного сопровождения компьютерными средствами, а это обстоятельство требует криминалистических знаний»15.

Компьютерные технологии открывают новые возможности преподнесения материала, увеличивают скорость усвоения материала, повышают качество образования, стимулируют развитие самостоятельной учебной работы, изменяют технологию и акценты методической работы преподавателя.

При разработке и внедрении в учебный процесс инновационных технологий становится необходимым применение различных форм и методов проведения учебных занятий. Для лучшего усвоения знаний обучаемым предлагается активно внедрять в ученный процесс проблемные методы обучения. В одном из вариантов обучаемые на основе специально подобранных преподавателем данных сами обнаруживают проблему и сами ее формулируют и

решают16.

Актуальным является применение в учебном процессе метода моделируемых ситуаций, или метода имитационного обучения. Технология метода

15 Комаров И. М. Указ. соч. С. 166-167.

16 Малышев В. В. Применение проблемного метода обучения в ученном процессе // Вестник Белгородского ЮИ МВД России. 2006. № 1. С. 96-97.

моделируемых ситуаций (имитационного обучения) включает как игровые, так и неигровые методы, среди которых - анализ, обсуждение конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, работа с документами и т. д. Сама логика моделируемых ситуаций профессиональной деятельности порождает потребность в новых знаниях. При этом происходит не механическое накопление информации, а ее творческое осмысление применительно к дальнейшей профессиональной деятельности17.

«Наличие различных видов имитационных профессионально-ориентированных ситуаций, имеющих свои особенности, позволяет преподавателям избирательно применять их в учебном процессе для практической подготовки специалистов, грамотное использование каждой из них возможно в том случае, если преподаватели знают дидактические возможности всех разновидностей учебных игр и владеют технологией их применения в педагогическом процессе», - подчеркивает Ю. П. Груненков18.

Завершим свои рассуждения цитатой: «Знания получают не ради знания, а для действия. Мир спрашивает не то, что вы знаете, а что вы умеете. Этим ценен человек знающий и умеющий, и наука криминалистика, кстати, -тоже»19.

Библиографический список

Александров А. С. Семь смертных грехов современной криминалистики // www.iuaj.net/node/342.

Афанасьев А. Ю. Искусственный интеллект или интеллект субъектов выявления, раскрытия и расследования преступлений: что победит? // Библиотека криминалиста. 2018. № 3 (38).

Багмет А. М. Следователь - судья на досудебной практике // Российский следователь. 2014. № 14.

Блочно-модульная (инновационная) модель учебного процесса при повышении квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников органов внутренних дел. Опыт ВИПК МВД России: учеб. пособие / Ю. П. Груненков [и др.]. Домодедово: ВИПК МВД России, 2007.

Буруленков Ю. П. Расследование как искусство // Российский следователь. 2014. №14.

17 Григорович В. Л. Указ. соч. С. 102.

18 Блочно-модульная (инновационная) модель учебного процесса при повышении квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников органов внутренних дел. Опыт ВИПК МВД России: учеб. пособие / Ю. П. Груненков [и др.]. Домодедово: ВИПК МВД России, 2007. С. 67.

19 Александров А. С. Указ. соч.

Григорович В. Л. Роль практической направленности обучения в преподавании криминалистических дисциплин // Вестник криминалистики. Всероссийский научно-практический журнал. № 2 (66). 2018.

Ищенко Е. П., Водянова Н. Б. Алгоритмизация следственной деятельности: монография. М.: Юрлитинформ, 2010.

Комаров И. М. Цифровая криминалистика - давно назревшая проблема // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2018. № 2 (37).

Малышев В. В. Применение проблемного метода обучения в учебном процессе // Вестник Белгородского ЮИ МВД России. 2006. № 1.

Рахматуллин Р. Р. Кризис криминалистики или новые вехи ее развития в условиях угроз и вызовов современности? // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2018. № 2 (37).

Фадеев П. В. О юридической профессии без пафоса // Выпускники юридического факультета об университете, коллегах, профессии: сб. ст. / под общ. ред. Г. Я. Борисевич; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2016.

Информация для цитирования

^ Долгинов С. Д. Криминалистические знания - составляющая ^ профессиональной подготовки следователя // Ex jure. 2019. № 2. ' C. 118-129. DOI: 10.17072/2619-0648-2019-2-118-129.

И

И

Dolginov S. D. Forensic Knowledge - a Component of Professional Training of Investigator. Ex Jure. 2019. № 2. PP. 118-129. (In Russ.). DOI: 10.17072/2619-0648-2019-2-118-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.