ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.6
Кубанов Валерий Викторович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, д. 24в, e-mail: [email protected]
Valeriy V. Kubanov
Candidate of Law, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of criminal procedure
and criminology,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ОБ ИСТОРИИ ПРЕПОДАВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. В статье анализируются вопросы исторического развития преподавания криминалистики с момента возникновения науки до настоящего времени в вузах ФСИН России на примере Самарского юридического института ФСИН России.
Охарактеризована система научно-технических средств, используемых в преподавании криминалистики, ее эволюция. Высказано мнение о недостаточной разработанности методик изготовления и практического использования научно-технических средств в преподавании криминалистики в настоящее время. Акцентировано внимание на средствах, необходимых в практической криминалистической деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при производстве неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в случае обнаружения признаков преступлений, совершенных в расположении исправительных учреждений. Исследованы вопросы классификации технических средств обучения, используемых в вузах применительно к юридическим дисциплинам.
Описан опыт использования криминалистической лаборатории в проведении практических занятий по курсу «Криминалистика». Высказано мнение о возможности использования лаборатории в качестве криминалистического полигона для отработки навыков производства осмотра места происшествия.
Ключевые слова: история криминалистики, технические средства обучения, криминалистические знания, поисковые приборы, технико-криминалистические средства, обучающие программы, криминалистическая лаборатория, криминалистический полигон.
Summary. The article analyzes the historical development of teaching criminology from the moment of the emergence of science to the present time. Departmental universities of the FPS of Russia by the example of Samara law Institute.
The system of scientific and technical means used in criminalistics teaching and its evolution are characterized. The opinion is expressed about insufficient development of methods of practical use of scientific and technical means in teaching criminalistics at the present time. The attention is focused on the means necessary in the practical criminalistic activity of the penal officers used in the process of urgent investigative actions and operational investigative measures in the case of detection of signs of crimes committed in the location of correctional institutions.
Issues of classification of technical means of training used in higher education institutions in relation to legal disciplines are investigated. The fact of insufficient development of methods of production and practical use of scientific and technical means in teaching of criminalistics is noted.
The article describes the experience of using a forensic laboratory in conducting practical training on the course «criminology». The opinion is expressed on the possibility of using the laboratory as a forensic testing ground for testing the skills ofproduction of inspection of the scene.
Keywords: history of criminology, technical training tools, forensic knowledge, search devices, technical and forensic tools, training programs, forensic laboratory, forensic testing ground.
Криминалистика как самостоятельная наука о раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений сформировалась во второй половине XIX в. На рубеже 1880-1890-х гг. в качестве
CONCERNING THE HISTORY OF CRIMINOLOGY TEACHING IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE PENAL SYSTEM
© 2019 Кубанов В. В.
ВЕСТНИК СЮИ
учебной дисциплины введена в образовательные программы юридических факультетов ряда западноевропейских университетов. В нашей стране криминалистика впервые стала предметом преподавания на курсах практических работников полиции и следствия, а уже потом в стационарных учебных заведениях. В этом проявляется специфика ее внедрения в образовательный процесс и отличие от других юридических дисциплин. Р. С. Белкин указывает, что в Советской России в послереволюционные годы отношение в университетах к преподаванию криминалистики было негативным. Криминалистику рассматривали как предмет преподавания практическим работникам, имеющим уже опыт следственной или розыскной работы, в целях повышения их профессионального уровня [1, с. 211]. В итоге сложилось некое противостояние между представителями «классической» науки в лице профессуры юридических факультетов академических университетов, с одной стороны, и представителями ведомственных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку по судебно-следственному и судебно-экспертному профилю, с другой стороны. Позже, в 30-40-е гг. XX в., внедрению криминалистики в образовательный процесс способствовала организация в ряде юридических учебных заведений криминалистических лабораторий, на базе которых проводились судебно-экспертные исследования. Так, по свидетельству А. И. Винберга, в криминалистической лаборатории при Московском юридическом институте за 2,5 года работы выполнено исследований свыше чем по тысяче уголовных и гражданских дел [2, с. 151]. Таким образом, практико-ориентированный вектор в преподавании криминалистики возник и сформировался достаточно давно.
Период 40-50-х гг. ХХ в. можно охарактеризовать как этап становления самостоятельных кафедр криминалистики в высших учебных заведениях юридического профиля. В отдельных случаях в перечень учебных дисциплин криминалистических кафедр включались оперативно-розыскная деятельность и судебная медицина. К концу советского периода криминалистика в наиболее развернутом виде преподавалась в ведомственных учебных заведениях Министерства внутренних дел, в подчинении которого находилась и уголовно-исполнительная система. Передача последней в ведение Министерства юстиции РФ в 1998 г. и получение статуса Федеральной службы в 2004 г. привело к образованию самостоятельной системы образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний.
На сегодняшний день в результате освоения учебного курса криминалистики обучаемые в вузах ФСИН России получают знания и овладевают навыками раскрытия, расследования и предупреждения отдельных видов преступлений. Следует отметить, что криминалистические знания активно используются участниками уголовного судопроизводства в практической деятельности по расследованию преступлений. К таковым, в первую очередь, относят субъектов, представляющих органы предварительного расследования - следователя, дознавателя, судебного эксперта, специалиста-криминалиста. В отдельных случаях следственные функции могут возлагаться и на сотрудников уголовно-исполнительной системы. Так, по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении учреждения или органа УИС, необходимо выполнение неотложных следственных действий, производство которых поручается наиболее подготовленным сотрудникам учреждения. В данной ситуации как никогда важен комплекс криминалистических знаний, умений и навыков, полученный в период обучения по специальности, и чем выше уровень владения данным комплексом знаний, тем эффективнее процесс противодействия преступности.
Профессиональная подготовка курсантов Самарского юридического института ФСИН России неразрывно связана с практической деятельностью, так как криминалистика в системе правовых дисциплин - предмет особый, ориентированный на конкретные практические действия в сложившейся при расследовании ситуации. В свою очередь, овладение криминалистическими знаниями и навыками невозможно без предварительного усвоения основ технических и естественнонаучных дисциплин. Являясь специфической прикладной наукой, криминалистика требует от преподавателя основательных знаний не только в сфере права, но и в других сферах человеческой деятельности: физике, химии, биологии, медицине, психологии, а также практического опыта работы со следами на месте происшествия, навыков обращения с техникой и реактивами, умения работать с измерительными и оптическими приборами. Следует отметить, что данное утверждение согласуется с мнением обучаемых. Так, в Самарском юридическом институте ФСИН России в 2018 г. проводилось социологическое исследование переменного состава, направленное на улучшение процесса обучения. В ходе анкетирования выявлено, что 35 % респондентов в качестве мер по повышению качества подготовки к профессиональной деятельности видят повышение количества
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
практических и лабораторных занятий, а также увеличение времени на проведение производственной практики [3, с. 122].
Таким образом, при освоении дисциплины предполагается усвоение обучаемыми конкретных практических навыков раскрытия и расследования преступлений. В условиях обычной аудитории реализовать данную задачу достаточно сложно. Использование специализированных кабинетов, а также современных технических средств обучения позволяет существенно расширить возможности преподавателя.
Технические средства, используемые в юридических вузах, достаточно разнообразны, их число растет пропорционально уровню информатизации современного общества, и в связи с этим возникает проблема систематизации указанных средств с целью наиболее оптимального применения в учебном процессе. Попытки классификации технических средств обучения, используемых в вузах применительно к юридическим дисциплинам, предпринимались еще в 70-х гг. прошлого века [4]. Тогда впервые был поставлен вопрос о необходимости применения научно-технических средств в преподавании ряда юридических дисциплин, в число которых, в первую очередь, вошла криминалистика. С учетом разработанных систем и применительно к преподаванию криминалистики выделены следующие группы указанных средств:
1. Технические средства, необходимые в практической криминалистической деятельности профессиональных участников уголовного судопроизводства - следователя, дознавателя, специалиста-криминалиста, судебного эксперта при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. К данной группе относят большинство технико-криминалистических средств, разрабатываемых в рамках отдельных отраслей криминалистической техники. Это, прежде всего, средства аудио- и видеофиксации (фото- и видеозаписывающие устройства, видеорегистраторы, диктофоны); средства поиска и выявления маловидимых следов и веществ (оптические и электронно-оптические приборы, осветители); поисковые технические средства (металлоискате-ли, щупы, магнитные подъемники).
2. Средства статической и динамической проекции, используемые в процессе обучения: тематические фильмы, проекционная и записывающая аппаратура, фонограммы учебного содержания, другие средства обучающего характера, несущие информацию в концентрированном виде.
3. Технические средства программированного обучения: персональные компьютеры, обучающие и контролирующие программы на их базе, коммуникационные технологии.
С развитием информационных технологий фактически произошло слияние средств второй и третьей групп и в настоящее время их принято объединять под общим названием «цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР). Необходимо отметить, что в качестве последних в самом общем случае понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях [5, с. 222].
Приведенный перечень технических средств не является исчерпывающим и постоянно пополняется. Сегодня в стадии внедрения в учебный процесс находятся такие продукты информационно-компьютерных технологий, как мультимедийные учебные пособия, которые кроме соответствующего текста содержат в себе элементы графики и звука, анимационные и видеосюжеты.
Следует отметить факт недостаточной разработанности методик изготовления и практического использования научно-технических средств в преподавании криминалистики. В данном случае речь идет, прежде всего, о средствах, отнесенных в первую группу. Они разрабатываются и получают научное обоснование в рамках криминалистической науки и, как правило, в сферу изучения других юридических дисциплин не входят. Исключение составляют отдельные курсы, непосредственно направленные на изучение специальной техники. Применение цифровых образовательных ресурсов в процессе преподавания криминалистики в целом не отличается от других дисциплин и не носит специфический характер. В связи с вышеизложенным необходимо более подробно рассмотреть особенности использования в преподавании криминалистики технических средств, востребованных на текущий момент времени в практической деятельности как профессиональных участников уголовного судопроизводства (следователя, специалиста-криминалиста, судебного эксперта), так и сотрудников исправительных учреждений, традиционно задействованных в производстве следственных действий.
Опыт использования данных средств можно рассмотреть на примере изучения темы «Тактика следственного осмотра и освидетельствования. Особенности осмотра в условиях пенитенциарного учреждения». В соответствии с тематическим планом на изучение данной темы выделяется 10 часов аудиторного времени, 6 из которых отводится на практические занятия. При выполнении
ВЕСТНИК СЮИ
практических заданий курсанты осуществляют учебный осмотр места происшествия, инсценированного в условиях криминалистической лаборатории. Производится обнаружение, фиксация и изъятие следов преступления, а также оформление протокола следственного действия. Использование технических средств в ходе осмотра включает применение средств поиска следов (криминалистические лупы, электрические фонари, металлоискатели), их фиксации и изъятия (дактилоскопическая пленка, материалы для изготовления слепков, фото- и видеоаппаратура) и исследования (микроскопы, ультрафиолетовые осветители, химические реактивы). Применение перечисленных средств обеспечивается наличием специализированных кабинетов, обстановка и наполнение которых позволяет реализовать весь комплекс задач практико-ориентированного обучения. На кафедре уголовного процесса и криминалистики Самарского юридического института ФСИН России в указанных целях функционирует криминалистическая лаборатория, расположенная на четвертом этаже административного корпуса. Лаборатория занимает площадь 40 кв. м и включает 15 учебных мест, оснащенных персональными компьютерами, что дает возможность для мультифункцио-нального использования аудитории. Помещение оборудовано аудио- и видеоаппаратурой для демонстрации учебных фильмов, фотографий, презентаций. В условиях лаборатории реализуется возможность обучающихся к самостоятельному проведению отдельных технико-криминалистических операций: опознавательной фотосъемки, дактилоскопирования, изготовления слепков следов обуви, изъятия следов пальцев рук, микроскопического исследования криминалистически значимых объектов.
Лаборатория укомплектована учебно-методической литературой, необходимой для обеспечения учебного процесса, и оснащена стендом с учебно-методической информацией, плакатами с криминалистической информацией, а также стеллажами с наглядными пособиями. В лаборатории хранятся унифицированные чемоданы экспертов-криминалистов, микроскопы, ультрафиолетовые осветители, комплекты химических реактивов для выявления следов и другие технико-криминалистические средства, позволяющие проводить диагностические и идентификационные исследования материальных следов преступления [6]. Во время проведения аудиторных занятий, связанных с изучением тактики следственных действий, лаборатория функционирует в режиме криминалистического полигона. В специальной литературе описываются различные виды учебно-тренировочных полигонов [7, с. 70]. В нашем случае его можно обозначить как служебный кабинет исправительного учреждения. Полигон позволяет в ходе выполнения практических заданий отрабатывать навыки осмотровых и поисковых действий применительно к условиям учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества. Так, при выполнении на полигоне учебного осмотра места происшествия задается общая фабула «Обнаружение трупа со следами насильственной смерти в служебном кабинете на территории исправительного учреждения». С использованием имеющегося реквизита создается соответствующая фабуле материальная обстановка, которая включает криминалистически значимые объекты и следы преступления. В оснащение полигона входит муляж трупа (мужской манекен), предметы для инсценировки обстановки умышленного убийства (нож, предметы со следами ножевых повреждений, одежда, вещества, имитирующие кровь, следы рук, обуви, орудий взлома), технико-криминалистические средства (криминалистические чемоданы).
Таким образом, в настоящее время использование технических средств в преподавании криминалистики позволяет существенно расширить возможности преподавателя, обеспечивает оптимальный уровень усвоения программного материала и опровергает сложившийся стереотип о малой эффективности технических средств обучения в гуманитарном образовании.
Кроме того, посредством применения технических средств в учебном процессе реализуется дидактический принцип наглядности, основанный на том, что ознакомление слушателей с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия.
Библиографический список
1. Белкин Р. С. Курс криминалистики. 3-е изд., доп. М.: Юристъ, 2001.
2. Винберг А. И. Криминалистическая экспертиза письма. М., 1940.
3. Пиюкова С. С. Формирование учебно-профессиональных установок курсантов ведомственных вузов // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 1(27)/2018. С. 119-124.
4. Аврах Я. С., Коцага Н. М. Научно-технические средства в преподавании криминалистики и уголовного процесса // Правоведение. 1977. № 3. С. 79-84.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
5. Маликов Т. Ф. Особенности применения технических средств при организации процесса обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 222-225.
6. Кубанов В. В. Проблемные вопросы идентификационных исследований в криминалистической деятельности // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. 2010. № 1(1). С. 177-180.
7. Миляев С. В. Учебно-тренировочный комплекс «Осмотр места происшествия» // Экспертная практика. № 40. 1996. С. 69-71.
References
1. Belkin R. S. Kurs kriminalistiki [Criminology course]. Moscow: Yurist, 2001 [in Russian].
2. Vinberg A. I. Kriminalisticheskaya ehkspertiza pis'ma [Forensic examination of the letter] Moscow, 1940 [in Russian].
3. Piyukova S. S. Formirovanie uchebno-professional'nyh ustanovok kursantov vedomstvennyh vuzov [Formation of professional attitudes of cadets of departmental universities]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo institute: nauchno-prakticheskiy zhurnal [Bulletin of the Samara legal institute: scientific and practical journal], 2018, no. 1(27), pp. 119-124 [in Russian].
4. Avrah Ya. S., Kocaga N. M. Nauchno-tekhnicheskie sredstva v prepodavanii kriminalistiki i ugolovnogo processa [Scientific and technical means in teaching criminology and criminal procedure]. Pravovedenie [Jurisprudence], 1977, no. 3, pp. 79-84 [in Russian].
5. Malikov T. F. Osobennosti primeneniya tekhnicheskih sredstv pri organizacii processa obucheniya [Features of the use of technical means in the organization of the learning process]. Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf (g. Ufa, noyabr' 2013 g.). Ufa: Leto, 2013, pp. 222-225 [in Russian].
6. Kubanov V. V. Problemnye voprosy identifikacionnyh issledovanij v kriminalisticheskoj deyatel'nosti [Problematic issues of identification research in criminalistic activity]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo institute: nauchno-prakticheskiy zhurnal [Bulletin of the Samara legal institute: scientific and practical journal], 2010, no. 1(1), pp. 177-180 [in Russian].
7. Milyaev S. V. Uchebno-trenirovochnyj kompleks «Osmotr mesta proisshestviya» [Training complex inspection of the scene»]. Ekspertnaya praktika [Expert practice], 1996, no. 40, pp. 69-71 [in Russian].